Рабочая программа "Графика и письмо" 6 класс 8 вид (2)
рабочая программа (6 класс) на тему

Крестовникова Галина Егоровна

Рабочая программа составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И.Байков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год. Программа 6 класс, 8 вид, 2 вариант скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ и с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка, обучающегося на индивидуальном (надомном) обучении. Содержит следующие разделы: Пояснительная записка. Цели и задачи программы. Виды и формы организации учебного процесса. Методы и технологии обучения. Учебно-тематический план.Содержание тем учебного курса. Требования к уровню подготовки учащегося. Скорректированный тематический план. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graf.i_pism.6kl.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487

Выборгского района Санкт-Петербурга

СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:  Графика и письмо

6 класс (VIII вид 2 вариант)

Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка. 

Актуальность.

     Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Поэтому в «Программу» входит предмет «Графика и письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. В  «Программе»   представлены  виды заданий,  которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе с учителем.

 Прежде всего,  это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами. «Письменные» упражнения включают рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой и т. п. Для этого в классной или специально оборудованной комнате располагаются подготовленные емкости с чистым, просеянным песком.

 «Упражнения со словами» вводятся в процесс обучения.

обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

—  рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;

—  рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;

—  рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;

—  обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета.

     На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы. Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрыванию различного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая индивидуальные возможности учащейся, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует соблюдение четких правил. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.    

     Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для 6класса (VIII вид 2 вариант)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год

2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч.год.

Срок реализации  программы:  1 учебный год.

Причина создания учебной программы.

     Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой  предусмотрена нагрузка 3 час в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 часа в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 6 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 2 час в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы.

Цель  и  задачи программы.

Цель: воспитание и развитие  стремления обучающихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.

Задачи:

  • организовать речевую среду;
  • пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;
  • научить учащихся понимать соотносящие и указательные жесты;
  • развитие коммуникативной функции речи;
  • обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.

Условия реализации программы.
 Виды и формы организации учебного процесса.

     Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и повторении изученного материала), комбинированные

Формы работы на уроке:  индивидуальная работа. Контроль (диагностика) проводится  (в начале года)  и  итоговый (конец года).  

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.

Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.

Учебно-тематическое планирование.

урока

Тема  урока

Кол-во

часов

1

Упражнение для развития мелкой моторики рук

6

2

Рисуночное письмо

11

3

Жестово-образные игры

6

4

Письменные упражнения

11

Всего

34

Содержание тем учебного курса.

«Упражнения для развития тонкой моторики рук» (6 часов):

  • Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции;
  • Массаж рук с использованием различных массажеров;
  • Практические упражнения с сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, открывание;
  • Пальчиковая гимнастика.

«Рисуночное письмо» (11 часов):

  • Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона;
  • Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой;
  • Совместное рисование красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти. Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске.
  • Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшки, пирамидки из трех шаров);
  • Рисование (совместно с учителем по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале.

«Жестово-образные игры» (6 часов):

  • Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость, радость, печаль. Соотнесение с пиктограммами.

«Письменные упражнения» (11 часов):

  • «Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика. Письмо стрелок:←, ↑,→, ↓.
  • Знакомство с музыкальными произведениями, во время слушания которых рисуются на листе бумаги разные линии:
  • Создание ситуаций, в которых учащийся знакомится с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком и убеждается в невозможности сделать это, если написано ручкой. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «ручка», «тетрадь»;
  • «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по Монтесори).
  • Индивидуальные упражнения в тетради.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

     К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:

  • Владеть  приемами самомассажа рук с использованием различных массажеров; выполнять пальчиковую гимнастику;
  • Выполнять упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона; обводить и штриховать простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками;
  • Рисовать красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти (например, рисование кроны деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием, касанием кончиком кисти); составлять узоры (совместно с учителем и по образцу) в полоске, квадрате, круге, овале.
  • Выражать эмоциональные состояния и соотносить их с пиктограммами;
  • «Письмо» букв по трафарету
  • Рисовать горизонтальные, вертикальные, ломаные линии по двум и нескольким опорным точкам, «письмо» стрелок: —>, <— по точкам и пунктирным линиям.

Cкорректированное тематическое планирование «Графика и письмо»

6  класс 34 часа (1 раза в неделю).

№ п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки уч-ся

Примечание

1 четверть

Упражнения для развития тонкой моторики рук (3 часа).

1.

Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног.

1

Развитие произвольных движений различных частей тела, головы, рук, ног по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений).

2.

Самомассаж с использованием мячей и шишек.

1

Развитие тонкой моторики рук. Закрепление навыка делать самомассаж рук с использованием специального и импровизированного массажеров.

4.

Игры с песком и водой. Переливание.

1

Развитие тонкой моторики рук (переливание с помощью мерных стаканчиков).

Рисуночное письмо (6 часов).

5.

Обводка и штриховка по внешнему  трафарету «Гриб».

1

Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку простым карандашом.

6.

Обводка и штриховка по внутреннему трафарету «Машина».

1

Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку   цветными карандашами.

7.

Обводка и штриховка по внешнему  трафарету «Груша».

1

Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку шариковыми ручками.

8.

Составление узоров из точек и мазков в полоске «Коврик».

1

Обучение составлению простых узоров из мазков. Развитие умений рисовать (с помощью учителя), используя приемы – мазки, касание кончиком кисти. Развитие тонкой моторики рук. Обучение пользоваться красками.

9.

Рисование башенки.

1

Обучение рисованию предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине.

10.

Наклеивание контурных изображений букв и цифр.

1

Наклеивание контурных изображений букв и цифр на два листа — цифры и буквы. Закрепление зрительного образа букв М, Н. Формирование навыка наклеивания деталей для аппликации. Обучение работе и клеем.

2 четверть

Жестово-образные игры (2 часа).

11.

Игры-пантомимы «Спокойствие».

1

Обучение мимическому выражению, эмоционального состояния (спокойствие).

12.

Игры-пантомимы «Злость».

1

Обучение мимическому выражению.

Письменные упражнения(5 часов).

13.

Письмо по трафарету буквы А, О,У.

1

.

Закрепление зрительного образа буквы А, О, У. Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см).

14.

Письмо по трафарету буквы И, Э,Ы.

1

Закрепление зрительного образа буквы И, Э, Ы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см.)

15.

Письмо по трафарету буквы М, Н.

1

Закрепление зрительного образа буквы М, Н. Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см).

16.

Сюжетный рисунок «Найди, что лишнее и сотри».

1

Знакомить с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком (невозможность стереть рисунок, написанный ручкой). Развитие внимания.

17.

Пиктограмма «тетрадь», «ручка», «ластик», «карандаш».

1

Учить узнавать и показывать пиктограмму. Формировать навык самостоятельных действий с пиктограммой. Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм».

3 четверть

Упражнения для развития тонкой моторики рук(3 часа).

18.

Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног.

1

Развитие произвольных движений различных частей тела, головы, рук, ног по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений).

19.

Упражнения на развитие произвольных движений артикуляционных органов.

1

развитие произвольных движений артикуляционных органов по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений)

20.

Пальчиковая гимнастика.

1

Развитие тонкой моторики рук.

Рисуночное письмо (5 часов).

21.

Обводка и штриховка по внешнему  трафарету «Снеговик».

1

Развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по внешнему трафарету, развитие умения аккуратно выполнять штриховку простым карандашом

22.

Рисование красками (мазки) «Дерево».

1

Развитие умений учащихся рисовать (с помощью учителя), используя прием – мазки, развитие тонкой моторики рук.

23.

Наклеивание контурных изображений букв  А, О, У.

1

Закрепление зрительного образа букв, формирование навыка наклеивания деталей для аппликации, обучение работе с кистью и клеем.

24.

Наклеивание контурных изображений букв  И, Ы, Э.

1

Закрепление зрительного образа букв, формирование навыка наклеивания деталей для аппликации,  обучение работе с кистью и клеем.

25.

Рисование красками (примакивание) «Тучи».

1

Развитие умений учащихся рисовать (с помощью учителя), используя прием – примакивание, развитие тонкой моторики рук.

Жестово-образные игры (3 часа).

26.

Игры-пантомимы «Радость».

2

Обучение мимическому выражению, эмоционального состояния (радость).

27.

Игры-пантомимы «Радость-печаль».

1

Обучение мимическому выражению эмоционального состояния (радость-печаль), обучение менять мимическое выражение злости на спокойствие.

4 четверть

Жестово-образные игры (1час).

28.

Пиктограммы «смеяться», «плакать».

1

Учить соотносить пиктограммы «смеяться», «плакать».

Письменные упражнения (6часов).

29.

Письмо вертикальных линий по нескольким точкам.

1

Развитие мелкой моторики, развитие координации движений «взгляд — рука».

30.

«Письмо» линий в тетради в линейку под музыку.

1

Развитие чувства ритма («письмо» линий под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя:  длинная линия и короткая линия,  одинаковые линии).

31.

Письмо по трафарету буквы А, О,У.

1

Закрепление зрительного образа буквы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3 и 1см).

32.

Письмо по трафарету буквы И, Э, Ы, М, Н.

1

Закрепление зрительного образа буквы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3 и 1см).

33.

Письмо ломаных линий по нескольким точкам.

1

Развитие мелкой моторики, развитие координации движений «взгляд — рука».

34.

«Письмо» линий в тетради в клетку под музыку. «Письмо» стрелок → по  пунктирным линиям.

1

Развитие чувства ритма («письмо» линий под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя:  длинная линия и короткая линия,  одинаковые линии).

Перечень учебно-методического обеспечения.
  

  1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год.
  2. Андрющенко Н. В.  Монтессори-педагогика и  Монтессори-терапия. — СПб.
  3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2012 год.
  4. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте  детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для ученика. — СПб.: СОЮЗ, 2011 год.
  5. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб.: СОЮЗ, 2012 год.
  6. Пак Чжэ By. Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2012 год.
  7. Хилтунен Е. А. Звук и буква.  Первая тетрадь для свободного письма. — М. Генезис, 2010 год.
  8. Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...