Открытый урок по природоведению "Лес - природное сообщество"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Медведева Татьяна Викторовна

Нетрадиционный урок - путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_-_prirodnoe_soobshchestvo.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытый урок по природоведению

в 5 классе

«Лес - природное сообщество»

Учитель: Медведева Т. В.

Г.Демидов

Цели и задачи урока:

  1. Доказать, что лес - природное сообщество; расширить знания учащихся об обитателях леса и установить связи, которые существуют между ними. Влияние человека на сообщество.
  2. Развивать умение работать самостоятельно, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности.
  3. Воспитывать любовь к природе, умение беречь и охранять её, прививать интерес к предмету.

Оборудование: картинки: «Березовый лес», «Сосновый лес», «Еловый

лес», «Смешанный лес», картинки с изображением животных, аудиокассета «Голоса птиц в природе», карточки с заданиями, тексты статей для самостоятельного изучения.

Тип урока: урок обобщающего повторения, закрепления усвоенного.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок природоведения - урок-путешествие, и отправимся мы сегодня в гости к своему другу. К кому, отгадайте загадку: «Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший. Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек».

(ЛЕС)

Учитель: Ведущим путешествия сегодня буду я, а вы станете любознательными путешественниками. Путешествовать по лесу будем пешком. Как вы думаете, почему?

Дети: Чтобы не потревожить животных и птиц, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

Учитель.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

(С.Никулин)

Цель нашего путешествия: раскрыть тайны леса, которые он хранит для любознательных путешественников.

Нам необходимо понять и почувствовать, что лес это природное сообщество, в котором все живые организмы живут в гармонии, а нарушение их законов ведет к гибели не только всех обитателей леса, но и человека. В благодарность за интерес и бережное отношение к лесу, он наградит вас здоровьем, подарит вдохновение, поможет раскрыть в каждом из вас творческие возможности.

Что же такое лес? Что нам известно о нем? Какой смысл мы вкладываем в понятие лес? Давайте выясним.

(План путешествия на доске)

 1.Что растет и кто живет в лесу? 2.Невидимые нити. З.Что произойдет если ...

Итак, отправляемся с вами в лес, чтобы выяснить, что там растет.

(Учащиеся рассматривают иллюстрацию с изображением леса). А теперь закройте глаза, представьте, что вы стоите на опушке леса, до вас доносятся звуки и аромат леса. (Звучит музыка). Откройте глаза, поделитесь впечатлением.

Учитель. Что вы видите в лесу?  (Растения).

Разбейте их на группы (деревья, кустарники, травы).

Как расположены разные растения в лесу? (Ярусами).

Как еще можно назвать ярусы? (Лесные этажи).

Какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Деревья, которым требуется больше света).

Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которые менее требовательны к свету).

Какие растения располагаются еще ниже? (Травянистые: седмичник, лесная герань, любка двулистная, земляника, мелкие кустарнички: черника, брусника, голубика).

Итак, от света зависит ярусность. Мы выяснили, как расположены растения в лесу. А сейчас расположите растения лежащие у вас на парте по группам.

Карточки с заданиями:

1.  береза, хвощ, земляника, шиповник, брусника, мох сфагнум, осина.

  1. сосна, кукушкин лен, голубика, лесная герань, ветреница дубравная, ель.
  2. любка двулистная, черника, рябина, голубика, ольха, можжевельник.

МОЛОДЦЫ! Вы справились с заданием.

Вы знаете, что леса бывают разные, а называются они в зависимости от того, какие деревья там преобладают. Например, еловые леса, сосновые, березовые, смешанные. И вы сейчас окажетесь там.

А целью вашего путешествия будет:

  1. Узнать        особенности данного типа леса.
  2. Назвать        какие преобладают ярусы.
  3. Познакомиться        с характерными растениями.

1.Еловые леса.

Еловый лес - совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затенение, и под ее пологом могут существовать лишь теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве сплошной зеленый ковер мхов. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре обычно разрастаются густые заросли черники - такой лес называется ельником - черничником. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами, как правило, развивается сплошной покров кислицы. Такой лес называют ельником - кисличником. На почвах, особенно бедных и очень сырых под  елями  расстилается сплошной  довольно толстый  ковер мха кукушкина льна.

  1. Сосновые        леса.

Сосновые леса распространены повсеместно. Сосна неприхотливое к почвенным условиям древесное растение.

Кроны сосен сравнительно рыхлые, ажурные, они пропускают много света, потому в сосновом лесу нет сильного затемнения, растения нижних ярусов  довольно хорошо освещены. Под пологом сосны в разных почвенных условиях господствуют различные растения. На очень сухих и бедных песчаных почвах под деревьями  расстилается  сплошной  белый  ковер  лишайников.  На почвах  влажных, но бедных  развиваются густые заросли  черники.

В сосняках  много  грибов , боровиков,  маслят, рыжиков, лисичек. В хорошо освещенных местах на вырубках много земляники, малины.

  1. Березовые леса.

Березовые леса можно встретить по всей территории России. Такое широкое распространение березы объясняется тем, что она очень неприхотлива по отношению к климату. Мало требовательна береза и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах - начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ. Береза очень светолюбива и не выносит затемнения, поэтому березовые леса самые светлые. Растет она очень быстро. Но березовые леса недолговечны - под пологом сквозистой кроны деревьев постепенно в этих лесах поселяются хвойные виды, например: ель, лиственница, сосна. Среди них встречаются и кустарники: орешник, бересклет, Березовые леса богаты травами, грибами и ягодами. Разнообразен и животный мир: особенно много здесь птиц.

4. Смешанные леса.

Наиболее распространенней вариант смешанных лесов – елово - дубовые леса. Это связано с тем, что когда-то дубравы занимали господствующее положение, но с изменением климата ель стала постепенно вытеснять дуб. Ель более теневынослива, чем дуб, и если она обгоняет его в росте и затеняет, дуб погибает. Сама же ель, находясь под пологом дуба ,не страдает от затемнения. Конкуренция между дубом и елью не обязательно заканчивается гибелью одного из видов. Во многих случаях они могут существовать совместно довольно продолжительное время. В таких лесах обязательно встречаются и другие виды деревьев: липа,  клен, береза. В подлеске растут кустарники: орешник, бересклет, жимолость. Во время работы учащиеся находят и подчеркивают слова и предложения, помогающие ответить на вопросы.

Молодцы! Хорошо поработали. Узнали особенности наших лесов.

Почему все - таки наш лес кажется безжизненным? Кого в нем нахватает? (Животных). Заселим в наш лес животных и проследим , как они приспособились к жизни в лесу. (На доске изображения разных животных леса, среди них - лишний белый медведь). Какое из этих животных лишнее? Почему? (Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к жизни в лесу)

Разбейте оставшихся животных на группы по месту обитания в лесу: (а (животные которые ведут наземную жизнь), б (животные, которые обитают на деревьях), в (животные, которые обитают в почве). ).

Продолжаем путешествие. А теперь нам предстоит! убедиться в том, что cуществуют взаимосвязи между всеми животными организмами в лесу. Например, пчела и цветок. Цветок  дает пчеле пыльцу и нектар, а пчела его опыляет (схема на доске).

ПЧЕЛА    ЦВЕТОК

МУРАВЕЙ      КУСТАРНИК (Кустарник малина хорошо плодоносит, благодаря муравьям, которые освобождают ее от тли).

ДЯТЕЛ    ДЕРЕВО (Благодаря дятлу дерево освобождается от тех насекомых, мешающих ему расти).

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.

Молодцы! Вот такие связи называют пищевые и мы выяснили, что растения и животные на всех этажах леса, связаны между собой.

РОЛЬ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. Выбери правильные ответы и обоснуй их. Лес необходим, потому что он:

1.дом для растений и животных.

2.защитник воздуха, водоемов, почв.

3.место для отдыха человека, где он может делать все, что хочет.

4.источник ягод, грибов, лекарственных растений.

5.неисчерпаемый источник древесины.

Вот сейчас мы с вами подошли к следующему пункту нашего путешествия. Что произойдет, если ...

У меня в руках волшебный клубочек, с помощью которого мы станем участниками пищевой цепи. Оденьте свои таблички с надписями и выйдите пожалуйста к доске. Игра кто кого ест (пищевая цепь).

УЧИТЕЛЬ: Ой! Посмотрите, у вас получилась не цепочка, а запутанная сеточка, объединяющая всех животных и всех растений. Сейчас при помощи волшебного клубочка я покажу, к чему приводит разрыв этих связей.

УЧИТЕЛЬ: Представьте себе, что от, болезней и от других причин исчезли все зайцы (учитель ножницами отрезает все ниточки, ведущие к игроку с табличкой "заяц" и уводит игрока в сторону) ниточки при этом распадаются. Но сообщество еще сохраняется. А если по какой - то причине погибнут и другие животные, то цепи могут разрушиться полностью (уводит в сторону мышь и голубя). Представьте, себе лес без птиц, без зверей, без бабочек, без цветов - это мертвый лес. Такое бедствие называют экологической катастрофой. Поэтому необходимо охранять леса.

К природным катастрофам леса уже привыкли, и они могут восстановиться. Но один из видов - человек, который наносит природе непоправимый вред. Послушайте, какие обвинения предъявляют людям животные (короткие устные сообщения участников игры - домашнее задание).

1.Обвиняет волк.

В 50-е годы XX века люди решили, что нас необходимо уничтожать, чтобы увеличить поголовье оленей. Ни взрослым волкам, ни волчатам не удалось спастись. Нас убивали и на земле, и с вертолетов. Но наша смерть не принесла людям пользы. Оленей без нас погибло еще больше. Дело в том, что мы, как санитары убиваем заболевших животных, которые все равно бы умерли, а здоровые сохраняются.

2.Обвиняет лиса.

волшебного клубочка я покажу,к чему приводят разрыв зтих связей.

До сих пор в Англии на нас охотятся богатые люди, догоняя и разрывая собаками. Защитники природы протестуют, но их никто не слушает.

3. Обвиняет голубь.

В начале ХХ века странствующих голубей, наших родственников, было так много, что стаи закрывали небо над городами Америки. Нас посчитали вредными и стали убивать. Последний голубь был застрелен в 1907 году.

4.Обвиняет воробей.

И воробьев постигла та же участь, но уже на другой стороне земного шара. В Китае воробьи были истреблены полностью, чтобы сохранить урожай риса. Но люди забыли, что своих птенцов мы кормим гусеницами. Без нас гусениц стало так много, что они полностью уничтожили посевы риса, и в стране начался голод.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите, какой вред наносят природе люди! И сейчас наша планета больна. Люди живущие на земле, не покорители природы, а дети ее. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители земли должны позаботится о своей планете.

К настоящему времени насчитывается много организаций, охраняющих природу. Например, Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП, Всемирный фонд дикой природы. Их целью является сохранение разнообразия, создание возможностей для непрерывного использования человеком природных ресурсов, поддержание экологического равновесия.

ВЫВОД: Лес - сложное природное сообщество, состоящее из отдельных организмов, взаимосвязанных между собой. Спасибо всем. Наше путешествие подошло к концу. Вы показали, что умеете слажено и хорошо работать. Молодцы!

ИТОГИ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

УЧИТЕЛЬ: Здесь волшебное дерево, на нем листочки разного цвета: зеленого и красного. Сейчас, уходя из класса, оторвите каждый по одному листочку. Если, вам понравился урок, то сорвите красные листочки, если не понравился, то сорвите зеленый листик. Дети по одному срывают листочки и выходят из класса.

1.Вставьте пропущенное слово; в цепи питания:

1  пшеница   дятел  мышь  волк   сова

2  орешник   заяц     белка  медведь куница

2.подчеркните правильно составленную цепочку:

 А) сосна – белка - ёж

 Б)  сосна - белка - ястреб

В) сосна – ёж – ястреб

3. Зачеркни лишнее слово:

А) сосна, береза, брусника, лиственница

Б) слизень, жаба, кукушка, крот

В) зяблик, поползень, соловей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный урок на тему «Природное сообщество глазами биолога и художника».

Познакомить  учащихся   с понятиями   «биологическое сообщество», «биоценоз», «консументы», «продуцеты», «редуценты», «показатели биоценоза». Познакомить ребят с  творчес...

Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».

Урок для учащихся 5 классов. Знакомство с экологическими факторами....

Презентация к уроку "Взаимоотношения в природном сообществе."

Презентация к уроку "Взаимоотношения в природном сообществе."...

Презентация к открытому уроку по теме "Природные комплексы земли"

Презентация подготовлена для интерактивной поддержки открытого заенятия по географии на тему "Природные комплексы Земли" в 7 классе...

Разработка открытого урока на тему "Природные комплексы Земли". 7 класс

Открытый урок проведен в рамках участимя в конкурсе педагогического мастерства...

Конспект открытого урока по химии «Природные источники углеводородов» в 10 классе.

Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами их переработки; дать представления о процессах крекинга и рек...

Конспект открытого урока по окружающему природному миру. 1 Класс.

Конспект открытого урока по окружающему природному миру.  1 Класс.. ТЕМА: «Домашние птицы (курица, петух, утка, гусь)»...