открытый урок по татарскому языку " Школа. Столовая"
план-конспект урока на тему

Заключительный урок по тексту «Ашханә» («Столовая»).  

 

Тема урока: «Школа» («Мәктәп»)

Цели урока: - укреплять навыки контроля учащимися в собственной речи  

               поставленных звуков;

              - развивать словесно-логическую память;

              - применять полученные знания в практической деятельности;

              - воспитывать у учащихся устойчивого интереса к урокам    

               татарского языка;

              - воспитывать у учащихся уважения к работникам школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Заключительный урок по тексту «Ашханә» («Столовая»).  

Тема урока: «Школа» («Мәктәп»)

Цели урока: - укреплять навыки контроля учащимися в собственной речи  

               поставленных звуков;

              - развивать словесно-логическую память;

              - применять полученные знания в практической деятельности;

              - воспитывать у учащихся устойчивого интереса к урокам    

               татарского языка;

              - воспитывать у учащихся уважения к работникам школы.

Методы урока: - словесный;

                 - наглядный;

                 - практический.

         

Оборудование: - слова и буквы;

                 - картинки;

                 - карточки с текстом;

                 - предметы для инсценировки стихотворения.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.       Учащиеся психологически настроились

                                    на урок.

  1. Фонетическая зарядка.           Отработан звук «а». Вспомнили и записа

                                    ли слова с этим звуком.

  1. Словарная работа.                Повторили слова по теме и составили  с

                                       ними предложения.

  1. Работа над текстом.              Учащиеся прочитали и перевели текст и

                                    закончили предложения, предложенные

                                    учителем.

  1. Развитие монологической        Совершая экскурсию, учащиеся

речи.                              рассказали о школе, о столовой,  

                                    работниках столовой, о дежурстве

                                    учащихся по столовой. Затем учащиеся

                                    инсценировали стихотворение.

  1. Заключительный этап урока.   А)  Подведены  итоги урока (учитель

                                       похвалил  учащихся за удачно        

                                       проведённый новый вид работы    

                                   - экскурсию, поставил оценки в дневник)

                                  Б)  Объяснено домашнее задание с

                                     предварительным  повторением

                                     необходимой лексики.                

                                   

                                   

                     Ход урока.

 

Организационный момент.

А) Учитель здоровается с классом. (Укытучы укучыар белән исәнләшә.)  

Б) Рапорт деңурного. (Дежур укучының рапорты.)

Фонетическая зарядка.

Ребята, как называется тема, которую  

мы проходим?  Балалар, теманың исеме

ничек?                                      «Мәктәп».

А над каким текстом мы с вами            «Ашханә».

работаем?(Ә нинди текст өстендә

эшлибез?)

Учитель закрепляет на доске таблички с этими словами. (Укытучы тактага шул    

сүзләрне беркетә.)

Посмотрите, пожалуйста, на эти            “Ә”.

слова. Скажите, какая буква есть

в обоих этих словах? (Карагыз әле,      

балалар, бу сүзләрдә  бертөрле хәреф

бар. Нинди хәреф ул?)

Молодцы, ребята. А сейчас вам новое      «Ә - »: әни, әби, әти, әйе.

задание. Вспомните и запишите на         « - Ә - »: чәнечке, икмәк, бәйрәм,  

доске слова, в которых эта буква                     бәлеш, рәхмәт, идән, һәм.

находится в начале слова, в середине       “Ә –“: тәлинкә, кечкенә, китапханә,    

слова и в конце слова. (Әфәрин,                   булмә, шимбә, кичә.

балалар. Ә хәзер бүтән бирем.

Сез исегезгә төшереп, тактада сүзләрне

язырга тиеш буласыз. Ул сүзләрдә “ә”

хәрефе беренче, аннары уртада, ә

соңыннан актыктан буларга тиеш.)

Учащиеся вместе с учителем прочитывают написанные слова. Укучылар укытучы белән бергә дөрес укыйлар).      

Словарная работа.

Хорошо, ребята. Сейчас посмотрите         - Мәктәп. Мәктәп зур. Мәктәптә          

на картинки и назовите слова. С                        - өч кат.  

этими словами мы составим                   (Школа. Школа большая. В

предложения. (Яхшы, балалар.                         школе – три этажа.)

Хәзер рәсемнәргә карап, сүзләрне             - Укучы. Укучы тырыш. Укучы

әйтегез. Бу сүзләр белән без                             яхшы укый.

җөмләләр төзибез.)                             (Ученик. Ученик старательный.

                                                            Ученик учится хорошо.)

                                              - Укытучы. Укытучы мәктәптә

                                                            эшли. Укытучы билге  

                                                           куя.

                                                (Учитель. Учитель работает в

                                                          школе. Учитель ставит

                                                          отметки.)

                                              - Ашханә. Ашханә якты һәм чиста.

                                                     Ашханәдә укучылар дежур   

                                                     торалар.

                                                   (Столовая. Столовая светлая и  

                                                              чистая. В столовой

                                                              дежурят ученики.)

                                                 - Пешекче. Пешекче ашханәдә

                                                               эшли. Пешекче

                                                              тәмле ризык пешерә.

                                                   (Повар. Повар работает в          

                                                        столовой. Повар готовит

                                                        вкусную еду.)

                                              - Тәлинкә, кашык, чынаяк. Кыз            

                                                         тәлинкә, кашык юа. Әни

                                                      чынаяк сөртә.     

                                                (Тарелка, ложка, чашка. Девочка

                                                     моет тарелки, ложки. Мама

                                                      чашки вытирает.)

Работа над текстом.      

А) Молодцы! Сейчас мы повторим с

   вами текст. (Афәрин! Хәзер без

   тексны кабатлыйбыз.)

Учащиеся читают и переводят текст.  (Укучылар текстны укыйлар һәм тәрҗемә итәләр.)            

Ашханә. (Столовая.)

Мәктәптә ашханә бар. (В школе есть столовая.) Ул беренче катта. (Она на первом этаже.) Ашханә зур, якты.(Столовая большая, светлая.) Анда укучылар иртәнге һәм төшке ашны ашыйлар. (Там ученики завтракают и обедают.)Кичке ашны алар өйдә ашыйлар. (Ужинают они дома.) Укучылар ашханәдә дежур торалар. (Ученики в столовой дежурят.) Алар тәлинкә, кашык, чынаяк тараталар. (Они раздают тарелки, ложки, чашки.) Ашханәдә пешекчеләр эшлиләр. (В столовой работают повара.) Алар тәмле ризык пешерәләр. (Они вкусню еду варят.) Бу ботка, бәрәңге, ит, балык, бәлеш. (Это каша, картошка, мясо, рыба, пироги.) Укучылар пешекчеләрне яраталар. (Ученики поваров любят.)

Б) Очень хорошо. А сейчас я начну

   предложения, а вы их закончите.

   Бик яхшы, балалар. (Ә хәзер мин

   җөмләне башлыйм, ә сез дәвам

   итегез.)

  - Мәктәптә өч... (В школе три...)             Мәктәптә өч кат. (В школе три

                                                 этажа.)                                                  

  - Ашханә беренче... (Столовая               Ашханә беренче катта. (Столовая  

   на первом … .)                              на первом этаже.)

  - Ашханә зур һәм... (Столовая               Ашханә зур һәм якты. (Столовая

   большая и … .)                              большая и светлая.)

  - Ашханәдә пешекчеләр...                  Ашханәдә пешекчеләр эшлиләр.

   (В столовой повара … .)                    (В столовой работают повара.)

  - Алар тәмле... (Они вкусную...)             Алар тәмле ризык пешерәләр.

                                                 (Они варят вкусную еду.)

  - Ашханәдә укучылар ...                     Ашханәдә укучылар иртәнге һәм                                                                              

   (В столовой ученики...)                     төшке ашны ашыйлар.

                                                 (В столовой ученики завтракают и

                                                 обедают.)  

   - Анда укучылар ... (Там                    Анда укучылар дежур торалар.

    ученики ... )                                (Там ученики дежурят.)                

   - Алар тәлинка, кашык, чынаяк...           Алар тәлинка, кашык, чынаяк

    (Они тарелки, ложки, чашки …)           тараталар.

                                                 (Они тарелки, ложки, чашки

                                                 раздают.)

   - Укучылар пешекчеләрне ...              Укучылар пешекчеләрне                                                  

     (Ученики поваров...)                      яраталар. (Ученики поваров

                                                 любят.)

Развитие монологической речи.

А)Вот мы всё с вами повторили и

  наших гостей поведём на экскурсию

  по школе. Каждый из вас побудет

  экскурсоводом. Наши рассказы

  будут называться:

  - Мәктәп. (Школа.)

  - Ашханә. (Столовая.)

  - Пешерүчеләр. (Повара.)

  - Укучылар дежур торалар. (Ученики дежурят.)

Ученики и гости выходят из класса и идут в столовую. Они останавливаются и рассказывают о школе. (Укучылар кунаклар белән сыйныфтан чыгып ашханәгә баралар. Юлда туктап, алар мәктәп турында сөйлиләр.)              

                                            Мәктәп. Бу мәктәп. Мәктәп зур һәм

                                            чиста. Мәктәптә – өч кат. Өченче

                                            сыйныфта – сыйныфлар. Икенче          

                                            сыйныфта – сыйныфлар һәм        

                                            китапханә.

                                            (Школа. Это школа. Школа большая и

                                            чистая. В школе три этажа. На третьем        

                                            этаже – классы. На втором этаже –

                                            классы и библиотека.)

                         

                                            Ашханә. Ашханә – беренче катта.

                                            Ул зур һәм якты. Ашханәдә өстәлләр

                                            Һәм урындыклар торалар. Анда

                                            укучылар иртәнге һәм төшке ашны

                                            ашыйлар.  

                                            (Столовая. Столовая на - первом этаже.

                                            Она большая и светлая. В столовой

                                            стоят столы и стулья. Ученики там

                                            завтракают и обедают.)

                                            Пешекчеләр. Ашханәдә пешекчеләр

                                            эшлиләр. Алар тәмле ризык пешерәләр

                                            Бу ботка, бәрәңге, ит, балык, бәлеш.

                                            Алар чынаяк, кашык, тәлинкә юалар.

                                            Савыт чиста.  

                                            (Повара. В столовой работают повара.

                                            Они варят вкусную еду. Это каша,

                                            картофель, мясо, рыба, пироги. Они

                                            моют чашки, ложки, тарелки. Посуда

                                            чистая.)

                                            Укучылар дежур торалар. Ашханәдә

                                            Укучылар дежур торалар. Алар

                                            пешекчеләргә булышалар. Алар

                                            кашык, чынаяк, тәлинкә, икмәк

                                            тараталар. Укучылар өстәлләрне

                                            сөртәләр. Укучылар тырыш эшлиләр.    

                                            (Ученики дежурят. В столовой дежурят

                                            ученики. Они помогают поварам. Они    

                                            раздают ложки, чашки, тарелки и

                                            хлеб. Потом они вытирают столы.

                                            Ученики старательно работают.)

                                          

Б) Хорошо, ребята. Вы справились

  с этой работой. Я думаю, что наши

  гости теперь всё знают о нашей

  школе и столовой. Но мы им ещё не

  рассказали о правилах поведения в

  столовой.

  Учащиеся быстро готовятся к инсценировке стихотворения Б.Рахмета «Аш

  вакыты».  (Укучылар шыгырьне сөйләргә әзерләнәләр.)                                

                                               Тәлинкә, кашыклар,

                                               Чәнечке, пычаклар

                                               Тарата дежурный

                                               Аш урыны әзерли.

                                               

                                               Эшкә бик оста ул,

                                            Чиста ул, пөхтә ул.

                                               Тәлинкә, кашыкның

                                               Битләрен сөртә ул.

                                             Тәртипне беләбез

                                                Кул юып керәбез.

                                                Әйбәтләп кенә без

                                                Ашыйбыз, эчәбез.

                                                Бер сүз дәшмибез,

                                                Түкмибез, чәчмибез.

                                                “Апа, бик рәхмәт!” – дип

                                                 Урыннан торабыз.    

Ребята, вы молодцы. А сейчас

мы все возвращаемся в класс.

(Афәрин, балалар. Хәзер без

сыйныфка кире кайтабыз.

Заключительный этап урока.

Учитель хвалит учеников за проведенную экскурсию и ставит отметки в дневник. (Укытучы балаларны яхшы уздырылган экскурсия очен мактый һәм билгеләр куя.)

В дневники учащиеся записывают домашнее задание: повторение лексики к следующей теме «Зима». (Көндәлеккә укучылар өй эшен язалар: алдагы “Кыш” темасына карата сүзләрне кабатлау.)

Учащиеся самостоятельно прочитывают слова по словарю и переводят предложения, названные учителем. (Укучылар сүзлек дәфтәре буенча кирәкле сүзләрне укыйлар һәм укытучы әйткән җөмләләрне тәрҗемә итәләр.)

- Зима пришла.                             Кыш килде.          

- Снег идёт.                                 Кар ява.

- На улице холодно.                        Урамда салкын.

- Ветер сильный.                           Җил көчле.

- Сегодня ветра нет.                        Бүген җил юк.

- Дети катаются на санках.                 Балалар чана шуалар.

- Большие дети катаются на                Зур балалар чаңгы шуалар.

 лыжах.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по татарскому языку для русских групп 5класс

Тема: сравнительная степень прилагательных....

Открытый урок по татарскому языку "Сыйфатларны кабатлау".

Открытый урок по татарскому языку "Сыйфатларны кабатлау" для 4 класса русскоязычных учащихся + призентация....

Открытый урок по татарскому языку "Путешествие по городам Татарстана"

Открытый урок "Путешествие по городам Татарстана"был проведен в 4А классе.Целью урока является  знакомство учеников с названием городов Республики Татарстан и получить навыки об этих городах .Уче...

Открытый урок по татарскому языку (татарская группа)

Открытый урок по татарскому языку (татарская группа)...

Открытый урок по татарскому языку в русскоязычной группе с использованием сингапурских обучающих структур

Данный урок был проведен в русскоязычной группе 6 А класса. В группе всего 15 учащихся, 13 из них успевают по предмету на «4» и «5». Дети активные, творческие, трудолюбивые. Урок относится к разд...

Открытый урок по татарскому языку в 9 ом классе на тему: "Сочинение язуга әзерлек"

9 нчы сыйныфта татар төркемендә сочинение язарга өйрәтү....