Консультация для учителя "Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма"
консультация на тему

Васильева Наталья Юрьевна

Учителю о видах дисграфии. Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися правил русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyu_o_disgrafii.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка учителю о видах дисграфии

 

Вид дисграфии

Чем обусловлена

Ошибки

Пути коррекции

1

Акустическая

 

Нарушение фонемного распознавания
(трудности слуховой дифференциации звуков речи)

 

наВухли
(набухли)
холоНна
(холодная)
запиЧат
(запищат)
дИти
(дети)

 

Работа над дифференциацией звуков

2

Артикуляторно-акустическая

 

Дефекты
Звукопроизношения
(прежде всего, полные звуковые замены)

 

коЛа (кора)
каСка (кашка)
Шётки(щётки)
Светы (цветы)

 

«Постановка» звука,
автоматизация,
дифференциация от ранее заменяемого звука

3

На почве несформированности анализа и синтеза речевого потока

Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове

до м (дом)
катн (картина)
кги (книги)
дикант (диктант)

Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов

4

Оптическая

 

 

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

птиЩы (птицы)
(недоучет кол-ва одинак. элементов букв)
пиШа (пища)
(недоучет доп. элемента)
лИна (луна)
(смешение надстрочных и подстрочных элементов)

 

 

Устранение недоразвития зрительно-пространственной сферы

5

Аграмматическая

Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования

на столу
под кроватей
стулов
он сделала

Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования

Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил. Соотношение дисграфических и грамматических ошибок.

Наличие у учащегося нарушений навыка письма (дисграфии) отрицательно влияет на возможность усвоения ими орфографических и грамматических правил русского языка.  В письменных работах таких учащихся наблюдается большое количество разнообразных ошибок

Акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия

При анализе эти два вида можно объединить, т. к. на письме оба они проявляются в заменах одних и тех же букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.

Группы согласных

Дисграфические ошибки

Грамматические ошибки

 

 

Глухие - звонкие

Бодберезовики
(подберезовики)
поГазались
(показались)
интереЗуют
(интересуют)
беспробуТная
(беспробудная)

 

мороС (мороз)
береСка  (березка)
ноШ (нож)
ёЖ  (ёж)
доШТь (дождь)

Мягкие - твердые

потихоНку
(потихоньку)
тропиНЬка
(тропинка)
подберёзовОки
(подбкрёзовики)

 

одеваТся
(одеваться)
одеваеТЬся
(одевается)

Свистящие - шипящие

запиСат
(запищат)
яШики
(ящики)

 

-

Р – Л - Й

каЛтина (картина)

-

Вывод: на фоне акустической и артикуляторно-акустической дисграфии не усваиваются правила на правописание окончаний глаголов неопределенной формы и 3-го лица единственного и множественного числа, а также на правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции.

Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока

Дисграфические ошибки

Грамматические ошибки

веБРа (верба)
карАТАтина (картина)
Детииграли на лугу.
мо локо

 Дети играли налугу.
при летела
на столе лежит тетрадь

Вывод: на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока дети испытывают трудности при усвоении правил:
- слитное и раздельное написание приставок и предлогов;
- перенос слов с одной строки на другую;
- оформление границ предложения;
- раздельное написание слогов в слове.

Аграмматическая дисграфия

При этой форме дисграфии разграничить эти два вида ошибок практически невозможно, поскольку они являются и грамматическими, и дисграфическими. Разница здесь только в самом подходе к ним, к их оценке.

Оптическая дисграфия

Трудности в усвоении смыслового значения пространственных предлогов и глагольных приставок с «пространственным значением.
(Птица пролетают весной. Лодка уплывает к берегу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические ошибки на письме и чтении. Памятка для учителей.

В данной памятке для учителей начальных классов и русского языка, для начинающих учителей-логопедов и родителей представлен перечень специфических ошибок, допускаемых обучающимися в письменной речи....

Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".

Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...

Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...

Корреляция специфических ошибок на письме в соответствии с возрастом и речевой патологией школьников.

В статье систематизированы специфические и орфографические (дизорфографические) ошибки на письме, являющиеся следствием ФФН или ОНР....

Специфические ошибки на письме.

Данная консультация может быть полезна для учителей начальной школы и русского языка и литературы....

Специфические ошибки при письме.

Материал будет полезен логопедам  и учителям начальных классов....

Основные положения предупреждения дисграфии как специфического нарушения письма

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23528589","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Дисграфия и дислексия (F 81 – по МКБ-10) – неспособность (или затрудненность) о...