Конспект занятия "Признаки весны"
план-конспект на тему

Мартемьянова Ольга Александровна

Цель занятия: закрепить и уточнить знания детей о последовательности весенних изменений  в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_priznaki_vesny.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья "Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23 VIII вида»

Конспект занятия

«Признаки весны»

Мартемьянова Ольга Александровна

Учитель-дефектолог

г. Нижнекамск

Учебные задачи:

      Закрепить и уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.

Коррекционные задачи:

  1. Обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в составлении рассказа по теме «Весна» по сюжетной картинке с опорой на картинки-подсказки.
  2. Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов).
  3. Развивать внимание (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение).
  4. Развивать память (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти).
  5. Развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к природе.
  2. Воспитание навыков самоконтроля, уверенности в своих возможностях.

Оборудование: 

Демонстрационный материал: сюжетная картина «Весна»; опорные слова ВЕСНА, ЛАСКОВОЕ, ГОЛУБОЕ, РЫХЛЫЙ, ВЕСЕЛЫЕ, МОЛОДАЯ, КЛЕЙКИЕ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ, ДОЛГОЖДАННАЯ; словарное слово «проталины»;  иллюстрации к опорным словам; цифры 3, 4, 5, 6, 7; короткометражный фильм «Весна», мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: картинки-подсказки по теме «Весна»;  бланк к заданию на развитие внимания и восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного  воображения; звёздочки; цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Упражнение на развитие восприятия и внимания

Дефектолог раздает бланк

В

Е

Н

В

С

А

В

А

А

В

С

В

А

Е

С

В

А

С

А

А

Н

Е

Н

С

Е

Задания:

  • Сколько раз встречаются буква В? (6)
  • Сколько раз встречаются буква Е? (4)
  • Сколько раз встречаются буква С? (5)
  • Сколько раз встречаются буква Н? (3)
  • Сколько раз встречаются буква А? (7)

Дефектолог показывает букву, после показа прикрепляет её на доску. После называния числа детьми, дефектолог показывает  цифру (проверка). За каждый правильный ответ дети получают звёздочку.

Дефектолог:

 

- Ребята, буквы какого слова мы искали? (Обращает внимание детей на доску)

Опорное слово ВЕСНА

  1. Упражнение на активизацию словаря, упражнение на развитие вербально-логического мышления, упражнение на развитие причинного мышления, упражнение на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, упражнение на развитие смысловой памяти

Дефектолог читает  загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок, день прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Снег сошел, журчит ручей,

На деревьях почки.

Очень скоро вместо них

Вырастут листочки.

Папам, мамам не до сна.

Это к нам пришла … (весна).

Дефектолог:

- Ребята, а вы знаете стихи про весну? (Дети читают стихи).

Дефектолог обращает внимание на  иллюстрацию «Весна».

- Подумайте и скажите, что изменилось в природе, почему можно считать, что весна пришла? (Ответы детей).

Физкультминутка

- Все, что вы сказали правильно. А сейчас давайте по порядку.

Дефектолог раздает картинки-подсказки.

Дефектолог:

- Как светит солнце весной? (Солнце светит ярко, греет землю своими теплыми лучами).

- Как еще можно сказать, что делает солнце? (Пригревает, припекает).

- Какое солнышко? (Ласковое).

Дефектолог показывает картинку «Солнце» и прикрепляет её на доску вместе с опорным словом.

Опорное слово ЛАСКОВОЕ

 Дети раскрашивают первую картинку-подсказку.

- Посмотрите и скажите, какое небо весной? (Голубое и прозрачное,  по нему бегут белые облака).

Дефектолог показывает картинку «Небо» и прикрепляет её на доску вместе с опорным словом.

Опорное слово ГОЛУБОЕ

Дети раскрашивают вторую картинку-подсказку.

Дефектолог:

- Снег начал таять, потому что

Выберите одну из причин, объясните свой выбор

… ярко светит солнце

… повысилась температура воздуха

… подул южный ветер

… наступила весна

- Какой снег тает? (Рыхлый, грязный).

Дефектолог показывает картинку «Снег» и прикрепляет её на доску вместе с опорным словом.

Опорное слово РЫХЛЫЙ

Дети раскрашивают третью картинку-подсказку.

Дефектолог:

- Снег тает, появились ручейки.  Какие ручейки? (Веселые, звонкие).

Дефектолог показывает картинку «Ручьи» и прикрепляет её на доску вместе с опорным словом.

Опорное слово ВЕСЕЛЫЕ

Дети раскрашивают четвертую  картинку-подсказку.

Дефектолог:

- На бугорках, открытых местах появились  первые проталины?  

Словарное слово ПРОТАЛИНЫ

Дефектолог:

- Ребята, а вы знаете,  что такое проталины?

Дефектолог показывает иллюстрацию.

 - Проталины – это место, где стоял снег, и открылась земля.

Черные проталины

На полях видны,

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

-  Какая трава показывается на проталинах? (Молодая, зеленая).

Дефектолог показывает картинку «Трава» и прикрепляет её на доску вместе с опорным словом.

Опорное слово МОЛОДАЯ

Дети раскрашивают пятую  картинку-подсказку.

Дефектолог:

- Деревья просыпаются после длинного зимнего сна. Глубоко в земле корни деревьев вбирают в себя влагу оттаявшей земли. Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу  к сучьям, наполняют собой почки.

- Что происходит с почками? (Разбухают, набухают, распускаются, надуваются)

-  Какие листочки появляются на деревьях? (Зеленые, изумрудные, клейкие).

Дефектолог показывает картинку «Ветка с листочками» и опорное слово КЛЕЙКИЕ

Дефектолог:

- От какого слова произошло слово «клейкие»? (От слова клей).

Дети раскрашивают шестую  картинку-подсказку.

Дефектолог:

- Кто же пробуждается весной с появлением проталинок? (Насекомые).

- Верно, пробуждаются насекомые, это – пища для наших пернатых друзей.

- Какие птицы прилетают к нам весной? (Перелетные).

Дефектолог показывает картинку «Птицы» и прикрепляет её на доску вместе с опорным словом.

Опорное слово ПЕРЕЛЕТНЫЕ

Дети раскрашивают седьмую  картинку-подсказку.

Физкультминутка «Птички»

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Дети «разлетаются» - машут руками, как крыльями. Затем возвращаются на места, в «гнезда».

Задание «Нарисуй такую же фигуру» (птичка)

Дефектолог:

- Закончите предложение:

  • Грачи прилетели потому, что …

Дефектолог:

- Ребята, вы рады весне?

- Значит, какая весна наступила?

Дефектолог  прикрепляет на доску опорное слово ДОЛГОЖДАННАЯ

  1. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

Дефектолог:

- Ребята, давайте вместе попробуем составить рассказ по опорным картинкам и опорным словам.

ВЕСНА

Пригревает ласковое солнышко. Небо голубое и прозрачное. Тает рыхлый, грязный снег. Бегут весёлые, звонкие ручейки. На проталинах показывается молодая, зелёная травка. Вырастают первые ранние цветы. На деревьях появляются изумрудные клейкие листочки. Прилетают шумные перелётные птицы. Наступила долгожданная весна.

  1. Просмотр короткометражного фильма «Весна»

  1. Подведение итогов

Дефектолог:

- Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили на занятии?

- Какие основные признаки весны вы сможете назвать?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Давайте подсчитаем свои звёздочки. Кто из вас сегодня собрал больше всех звёздочек?

Пригревает (какое?) солнышко.               Небо (какое?).

Тает (какой?) снег.                                Бегут (какие?) ручейки.

На проталинах показывается (какая?) трава.     На деревьях (какие?) листочки.

Прилетают (какие?) птицы.                                       Наступила (какая? весна.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Весна. Перелетные птицы"

Логопедическое занятие с детьми старшей группы по теме: " Весна. Перелетные птицы"...

Конспект урока "Весна. Первоцветы"

Конспект интегрированного урока (математика, чтение) по теме "Весна. Первоцветы" в 5 классе для учащихся с ОВЗ (нарушения интеллетка)...

Конспект занятия «Весна»

Конспект  интегрированного  логопедического занятия  для старшей группы  «В гости к птицам»...

Конспект урока "Весна. Признаки весны в неживой природе".

Конспект урока по учебному предмету "Устная речь" для учащихся 5 класса с ОВЗ....

Конспект по чтению Весна, весною, о весне 5 класс VIII вид

Конспект по чтению на тему: "Весна, весною, о весне" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5 класса...

Конспект НОД "Весна шагает по планете" Средняя группа "Полянка"

Весна - это пора пробуждения природы, праздничное, восторженное состояние души! Именно весной так хочется гулять по улицам, смеяться , радоваться жизни!!!Этот конспект расширяет представление детей о ...

Конспект НОД Весна

Конспект непосредственно образовательной деятельности тифлопедагога с детьми старшего дошкольного возраста поможет закрепить представление о весне....