Рабочая программа логопедического пункта
методическая разработка на тему

Волкова Татьяна Анатольевна

 Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная

общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Каморовой, М.А.Висильевой, программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ авторы- составители Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В Туманова.

Целю данной рабочей программы является построение системы коррекционно- развивающей работы логопедического пункта для детей с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексно- тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopunkta.docx89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №28 «Дельфин»

Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением социально- личностного направления развития воспитанников

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ Детский сад № 28«Дельфин»

_____________С.В.Голубева

«     »____________2015г.

Рабочая программа

учителя- логопеда

                                                                 Принято______________________

                                                                  Протокол №___________________

                                                                   От «___»___________________2015

Осинники

Пояснительная записка

 Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная

общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Каморовой, М.А.Висильевой, программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ авторы- составители Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В Туманова.

Целю данной рабочей программы является построение системы коррекционно- развивающей работы логопедического пункта для детей с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей (лиц их заменяющих) дошкольников. Комплексно- тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей и обеспечение их всестороннего, гармоничного развития.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного Образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с  нарушениями речи. Одной из основных задач рабочей программы является овладения детьми навыками правильного звукопроизношения, самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования. 

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с речевой патологии обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально- личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными и физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями,

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем –логопедом. Осуществляя педагогическую деятельностью в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

• охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

•  создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

•обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

• воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;

• взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

• воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

• пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Принципы построения предметного пространства логопедического кабинета.

- доступности (материал для игр расположен на нижних полках,

материал и документация учителя- логопеда на верхних полках и закрытых шкафах);

-системности (материал систематизирован, составлен паспорт кабинета с перечислением всего оборудования);

- здоровье сбережения (имеется основное и дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета светлого цвета)

-учет возрастных особенностей (размеры мебели, наглядно дидактический материал подобран в соответствии с возрастом детей группы);

- вариативности (наглядно-дидактический материал и многие пособия многовариантны, в зависимости от возраста и коррекционных задач).

Назначение логопедического кабинета:

- создание оптимальных условий для коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

Временная продолжительность реализации рабочей программы рассчитана с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года.

Содержание деятельности логопедической работы в МБДОУ Детский сад № 28 «Дельфин».

Направление деятельности

Мероприятия

Срок

1

2

3

Информационно – аналитическое.

Создание банка данных «Результаты обследования звукопроизношения»

Создание банка данных «Результаты комплексного обследования»

3 раза в год

Планово- прогностическое.

Составление индивидуальных коррекционных маршрутов.

Прогнозирование этапов и сроков работы каждого ребенка совместно с ПМПК.

2 раза в год.

Организационно- исполнительское.

Организация систематической  работы по блокам:

-диагностический блок. Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии детей;

- документальный блок;

- организационный блок;

-блок профилактической и консультативной работы с педагогами ДОУ;

-блок профилактической и консультативной работы с родителями;

-блок профессиональной- педагогической активности.

В течение года

Контрольно-диагностическое.

Диагностика достижений детей в звукопроизношении.

Анализ реализации индивидуального коррекционного  маршрута.

Выявление проблем и внесение изменений в индивидуальный коррекционный маршрут.

3 раза в год.

Коррекционное.

Реализация системы коррекционной работы с детьми 5-7 лет.

Разработка соответствующих рекомендаций (индивидуально) для родителей (законных представителей).

Постоянно

Комплексное обследование речи детей 5-7 лет.

Банка данных «Результаты обследования звукопроизношения» на 2015/2016 год обучения.

Экран коррекции звукопроизношения (примерная форма)

Условные обозначения:

1

2

3

1 – начало года;   2 – середина года;   3 – конец года.

Звук на стадии постановки; Звук на стадии автоматизации; Звук на стадии дифференциации и введении в свободную речь.

Фамилия, имя ребенка

С

С`,

З

З`,

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р`,

Л

Л`,

Й

Всего баллов

1.

2.

3.

Банк данных «Результаты комплексного обследования» на 2015/2016 год обучения (примерная форма)

Условные обозначения диагностических параметров:

N – норма / нарушений нет / ребенок выполняет задания правильно, самостоятельно;

f - незначительные отклонения от нормы / негрубое нарушение / ребенок выполняет задание с помощью взрослого;

~ - значительные отклонения от нормы / грубое нарушение / ребенок не может выполнить задание.

Диагностические показатели

Речевые показатели детей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

 

 

 

 

 

Строение и функционирование артикуляционного аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темпо-ритмическая и интонационно-мелодическая организация речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произнесение

звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фонематические процессы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слоговая структура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарный запас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматический строй речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связная речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопедическое заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета (анамнез)

Заполняется с соглашения родителей (лицами их заменяющими), при зачисление ребенка в логопедический пункт МБДОУ Детский сад № 28 «Дельфин».

1.Ф.И.О.

Мать_____________________________________________________________

Отец_____________________________________________________________

Образование родителей______________________________________________

Телефон:__________________________________________________________

Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка___________________________________________________________

От которой по счету  беременности ребенок_____________________________

Возраст матери при родах___________________________________________

Характер беременности (токсикоз, угрозы выкидыша, травмы, хронические заболевания, инфекции)______________________________________________

Резус- конфликт между родителями____________________________________

Заболевание матери во время беременности_____________________________

Течение родов (стремительные, затяжные, со стимулированием, обвитие пуповиной, Кесарево сечение)________________________________________

Асфиксия, гипоксия плода___________________________________________

Первый крик (слабый, хриплый, после шлепка, после реанимационных мероприятий)______________________________________________________

Вес и рост при рождении_____________________________________________

Вскармливание (грудное, искусственное )______________________________

Из роддома выписали на _________________день________________________

Перенесенные заболевание в первый год жизни (ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре, наличие или отсутствие оперативных вмешательств (удаление аденоидов, закрытие небной расщелины)________________________________________________________

Раннее психомоторное развитие (сроки)

Держат голову______________________________________________________

Сидит_____________________________________________________________

Ходит_____________________________________________________________

Первыезубы________________________________________________________

Правша, левша, амбидекстр__________________________________________

Характер моторики (излишне подвижен, суетлив, заторможен, неповоротлив, норма)____________________________________________________________

Раннее речевое развитие ребенка (время появления)

Гуление___________________________________________________________

Лепет_____________________________________________________________

Первые слова_______________________________________________________

Первые фразы______________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)____________________

Речевая среда (двуязычие в семье, дефекты речи у близких, заикание)_________________________________________________________

Отмечались ли грубые искажения звукослоговой структуры слова и аграмматизмы после 3-х лет__________________________________________

Оценка здоровья детей посещающих логопедический пункт МБДОУ Детский сад № 28«Дельфин» на 2015/2016 учебный год.

Общая численность 28 детей

Группа

(возраст)

Группа здоровья

Речевой диагноз по результатам  ПМПК

I

II

III

Дислалия

ОНРI- II ур, дизартрия ср.ст.тж

ОНР III ур,

ст.дизартрия

ОНР IV ур.

ФФН

н/заикание

 Алалия

5 лет

6 лет

Таким образом, у детей отмечается общее недоразвитие речи II-III-IV уровень, дизартрия различной степени, моторная алалия,  ФФН (фонетико- фонематическое недоразвитие речи), н/заикание. Все воспитанники имеют III группу здоровья.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты,  сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего.

Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков.

Характеристика детей с III уровнем развития речи

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.
      Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
      Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением.       Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте.

Характеристика детей с IV уровнем развития речи

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко- слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.
      Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи.      Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова.
      Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках.
      Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа.
      При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с
 пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д.

Характеристика детей с фонетико- фонематическим нарушением речи.

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков)

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Характеристика детей с заиканием.

 Заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Темп речи часто ускорен, дети как бы “захлебываются” речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается “смазанность” произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.

У таких детей часто наблюдается большое количество итераций, что нередко привлекает внимание окружающих. У детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.

Характеристика детей с моторной алалией

Алалия- это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребенка.

Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется на патологической основе. Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное  или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Развитие лингвистической системы у ребенка с алалией носит специфический характер, и это отражается не столько на количестве, сколько на качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико- фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы – это коррекция речевых нарушений

График работы логопедического пункта

Согласован и утвержден с администрацией МБДОУ Детский сад № 28 «Дельфин».

Дни недели

Часы работы

1.

Понедельник

с 8.00-13.00 / 15.00-16.00

2.

Вторник

с 08.00-13.00 / 15.00-16.00

3.

Среда

с 08.00-13.00 / 15.00-16.00

4.

Четверг

с 08.00-13.00 / 15.00-16.00

5.

Пятница

с 08.00-13.00 / 15.00-16.00

Модель организации коррекционно-развивающей работы в логопедическом пункте МБДОУ Детский сад № 28«Дельфин».

Совместная деятельность воспитанника и учителя-  логопеда

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

Социальные партнеры

Коррекционно-развивающие занятия:

индивидуальные;

подгрупповые.

Подгрупповые коррекционно-развивающие занятия.

Профилактическая и консультативная работа с семьей;

родительские собрания.

(в соответствие с перспективным планом)

Детская поликлиника; ГПСС «городское педагогическое сетевое сообщество»


Комплексно-тематическое планирование в старшей группе.

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты итоговых мероприятий

Диагностика

Диагностика речевых нарушений. Проведение ПМПК. Заполнение речевых карт. Перспективное планирование.

с 1сентября-15 сентября

Мониторинг. Заключение ПМПК.

Осень

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.

15 сентября-30 октября

Праздник «Осень».

Выставка детского творчества, создание макетов.

День народного единства

Расширять представления о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней.

1 ноября-20 ноября

Тематическое развлечение.

Выставка детского творчества.

Профессии. Транспорт

Знакомить с видами транспорта, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения.  Знакомить с «городскими» профессиями(милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса и другие).

Знакомить с достопримечательностями родного города.

20ноября-5 декабря

Тематическое развлечение по правилам дорожного движения.

Выставка детского творчества

Новогодний праздник

Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику, его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Познакомить с традициями празднования нового года в различных странах

6 декабря-30 декабря

Новогодний утренник

Зима 

Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский  и познавательный интерес через экспериментирование. Обогащать знания детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о  безопасном поведении зимой.

11 января-10 февраля

Тематическое развлечение.

Зимняя олимпиада.

Выставка детского творчества.

День защитника Отечества

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой.

Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.

11-23 февраля

Спортивное развлечение, тематическое развлечение.

Мамин день

.

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.

Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчишках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.

23 февраля-7 марта

Мамин праздник

Выставка детского творчества.

Народная культура и традиции 

Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народных игрушках. Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

9-25 марта

Фольклорный досуг. Выставка детского творчества

Весна

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных  к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

25марта-26 апреля

Тематическое развлечение. Выставка детского творчества.

День победы

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Вов.

27апреля-8 мая

Тематическое развлечение.

Выставка детского творчества

Скоро лето

Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений; представления о съедобных и несъедобных грибах.

1-31 мая

15- 30 мая

Тематическое развлечение. Выставка детских работ

Мониторинг

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группы

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты итоговых мероприятий

Диагностика

Диагностика речевых нарушений. Проведение ПМПК. Заполнение речевых карт. Перспективное планирование.

с 1сентября-15 сентября

Мониторинг. Заключение ПМПК.

 Осень

Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Воспитывать бережное отношение к природе Дать  представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства, расширять представление о творческих профессиях.

15сентября-30 октября

Праздник «Осень».

Выставка детского творчества, создание макетов.

День народного единства

Расширять представления о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Закреплять знания о гербе, флаге, гимне России. Рассказывать о людях, прославивших Россию, о том, что Россия многонациональная страна, Москва-столица Родины. 

1 ноября-15 ноября

Тематическое развлечение.

Выставка детского творчества.

Мой город, моя страна

Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона. Воспитывать любовь к «малой»Родине. Продолжать знакомить с историей родного города. Профессии. Закреплять правила дорожного движения. Рассказать, что на земле много разных стран, необходимо уважать традиции разных народов

16ноября-5 декабря

Тематическое развлечение.

Выставка детского творчества

Новогодний праздник

Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику, его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Продолжать знакомить с традициями празднования нового года в различных странах

6 декабря-30 декабря

Новогодний утренник

Зима

Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский  и познавательный интерес через экспериментирование. Обогащать знания детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о  безопасном поведении зимой. Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики, животных жарких стран.  Дать представление об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.

11 января-10 февраля

Тематическое развлечение.

Зимняя олимпиада.

Выставка детского творчества.

День защитника Отечества

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой.

Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.

11-23 февраля

Спортивное развлечение, тематическое развлечение.

Мамин день

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.

Расширять гендерные представления, воспитывать в мальчишках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.

23 февраля-7 марта

Мамин праздник

Выставка детского творчества.

Народная культура и традиции

Знакомить детей с народными традициями и обычаями.

Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками.

Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.

Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение произведениям искусства.

9-25 марта

Тематический досуг. Выставка детского творчества

Весна

Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

25марта-5 апреля и 13апреля-26 апреля

Тематическое развлечение. Выставка детского творчества.

 День космонавтики

Моя планета

Земля - наш общий дом. Дать элементарные представления об освоении космоса, о планетах, звездах.

6-12 апреля

Тематическое развлечение

 День победы

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Вов, о победе нашей страны в войне. Познакомить с памятниками. Рассказывать детям о воинских наградах. Показать преемственность поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Вов.

27апреля-8 мая

Тематическое развлечение.

Выставка детского творчества

До свиданья детский сад!

Здравствуй школа!

Организовать все виды детской деятельности на тему прощания с детским садом и поступления в школу.

Формировать эмоционально-положительное отношение предстоящему поступлению в 1 класс.

10-31 мая

15- 30 мая

Тематическое развлечение. Выставка детских работ

Мониторинг

Примерная модель ежедневного планирования занятий в логопедическом пункте.

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика на постановку  нарушенного звука  

Артикуляционная гимнастика на постановку  нарушенного звука  

Укрепление артикуляционной мускулатуры по средствам логопедического массажа/ самомассажа

Артикуляционная гимнастика на постановку  нарушенного звука

Артикуляционная гимнастика на постановку  нарушенного звука

Речевое дыхание

Игры – упражнения с ветровичком

Игра – упражнение с ваткой;

Мыльные пузыри

Игры – упражнения с духовыми музыкальными инструментами

Дыхательная гимнастика

Игра – упражнение с ваткой;

Мыльные пузыри

Мелкая моторика

Игра- мозаика

Умные шнурочки

Каллиграфические упражнения.

Пальчиковая гимнастика.

Рисование по точкам/клеткам.

Лабиринты.

Пальчиковый массаж

Пальчиковый самомассаж

Автоматизация и дифференциация звуков

Звук в начале слова в ударном слоге.

Звук в начале слова в безударном слоге.

Звук в середине слова в ударном слоге.

Звук в середине слова в безударном слоге.

Звук в конце слова в ударном слоге.

Звук в конце слова в безударном слоге.

Звук в стечении в начале слова Звук в стечении в середине слова

Звук в стечении в конце  слова

Слова с двумя звуками

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Дифференциация звуков в парах слов

Дифференциация звуков в одном слове

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Звук в начале слова в ударном слоге.

Звук в начале слова в безударном слоге.

Звук в середине слова в ударном слоге.

Звук в середине слова в безударном слоге.

Звук в конце слова в ударном слоге.

Звук в конце слова в безударном слоге.

Звук в стечении в начале слова Звук в стечении в середине слова

Звук в стечении в конце  слова

Слова с двумя звуками

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Дифференциация звуков в парах слов

Дифференциация звуков в одном слове

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Звук в начале слова в ударном слоге.

Звук в начале слова в безударном слоге.

Звук в середине слова в ударном слоге.

Звук в середине слова в безударном слоге.

Звук в конце слова в ударном слоге.

Звук в конце слова в безударном слоге.

Звук в стечении в начале слова Звук в стечении в середине слова

Звук в стечении в конце  слова

Слова с двумя звуками

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Дифференциация звуков в парах слов

Дифференциация звуков в одном слове

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Звук в начале слова в ударном слоге.

Звук в начале слова в безударном слоге.

Звук в середине слова в ударном слоге.

Звук в середине слова в безударном слоге.

Звук в конце слова в ударном слоге.

Звук в конце слова в безударном слоге.

Звук в стечении в начале слова Звук в стечении в середине слова

Звук в стечении в конце  слова

Слова с двумя звуками

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Дифференциация звуков в парах слов

Дифференциация звуков в одном слове

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Звук в начале слова в ударном слоге.

Звук в начале слова в безударном слоге.

Звук в середине слова в ударном слоге.

Звук в середине слова в безударном слоге.

Звук в конце слова в ударном слоге.

Звук в конце слова в безударном слоге.

Звук в стечении в начале слова Звук в стечении в середине слова

Звук в стечении в конце  слова

Слова с двумя звуками

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Дифференциация звуков в парах слов

Дифференциация звуков в одном слове

Словосочетания

Предложения

Двустишия

Лексика. Связная речь. Грамматика. Высшие психические процессы.

Беседа

Подбери парное слова

Подскажи словечко

Узнай по признаку

Собери предложение.

Продолжи предложение.

Вставь в предложение пропущенное слова.

Что не так?

Сосчитай до пяти.

Назови ласково.

Измени по образцу.

Чего общего и чем отличаются друг от друга?

Подбери признак/действие.

Назови одним словом.

Когда так говорят?

Назови часть целого.

Навыки звукового анализа и синтеза.

Подбери слова к схеме.

Определи местоположение звука в слове (начало, середина, в конец слова)

Придумай слово на заданный звук.

 Хитрые вопросы.

 

Какое слово не подходит?

Запомни слово/ пары слов/цепочку слов.

Коррекционно-развивающая направленность типов заданий.

Цели и задачи

Задания в устной форме

Задание на рабочих листках

1

Расширение и активизация словаря

-Продолжи предложение.

-Что лишнее?

-Подбери признаки/действия.

-Подбери обобщающее слово.

-Когда так говорят?

-Что не так?

-Закончи предложение.

-Вставь в предложение пропущенное слово.

-Узнай по признаку/действию

-Назови части целого.

-Запомни слова/пары слов/цепочку слов.

-Что лишнее?

-Дифференциация предметных картинок по заданным признакам.

2

Формирование и развитие грамматического строя речи

-Собери предложение.

-Продолжи предложение.

-Закончи предложение.

-Вставь в предложение пропущенное слово.

-Употреби слово или словосочетание в нужной форме.

-Сосчитай до пяти.

-Назови ласково.

-Измени по образцу.

-Исправь ошибку.

-Подбери признак/действие.

-Систематизация по признаку.

-Определение пространственных отношений.

-Определение временных отношений.

3

Развитие связной речи

-Когда так говорят?

- Объясни словечко.

-Что не так?

-Что общего и чем отличаются друг от друга?

-Закончи предложение.

-Продолжи предложение.

-Вставь в предложение пропущенное слово.

-Последовательные картинки.

-Определение пространственных отношений

-Определение пространственных отношений.

4

Развитие восприятия

-Какое слово отличатся от других?

-Какое слово самое короткое/ длинное?

-Подскажи словечко.

-Зашумленные картинки.

- Дифференциация по заданному признаку.

-Лабиринты

-Нахождение сходств/ различий

5

Развитие зрительно- моторной координации

-Пальчиковая гимнастика

-Каллиграфические упражнения

-Копирование по точкам/клеткам

-Рисование силуэтов

-Лабиринты

6

Развитие мышления

-Отгадай загадку

- Подбери парное слово

-Что общего и чем отличается друг от друга

-Когда так говорят?

- Что не так?

-Что лишнее?

-Скажи наоборот

-Закончи предложение

-Вставь в предложение пропущенное слово

-Как можно закончить предложение?

-Хитрые вопросы

-Умные задачки

-Замени слово, пары слов, цепочку слов

-Что лишнее?

Дифференциация/ классификация предметных картинок

-Систематизация по признаку

-Последовательные картинки

-Определение пространственных /временных отношений

7

-Хитрые вопросы

-Умные задачки

-Замени слово, пары слов, цепочку слов

-Какое слово отличатся от других?

-Что общего и чем отличается друг от друга?

-Нахождение сходств/ различий

-Лабиринты

-Нахождение предметов с предыдущей страницы

-Зашумленные картинки.

-Выкладывание из палочек

-Систематизация по признаку

-Копирование по точкам/клеткам

8

Развитие памяти

-Замени слово, пары слов, цепочку слов

-Выкладывание из палочек по памяти.

-Что изменилось?

-Копирование по точкам/клеткам

-Нахождение предметов с предыдущей страницы

Типы устных заданий и их содержание

Название задания

Содержание задания

1

Вставь в предложение пропущенное слово

Подбор слова по лексической теме и согласование его со всеми членами предложения

2

Закончи предложение

Подбор слов по лексической теме в контексте предложения

3

Запомни пары слов

Объединение слов в пары на разных логических основания

4

Запомни слово

Работа с привлечением категорий при припоминании предъявляемого ряда слов

5

Запомни цепочку слов

Работа с материалом, где заранее заложены сюжетная связь и последовательность  между словами.

6

Измени по образцу

Изменение существительных, прилагательных, глаголов по заданному признаку

7

Исправь ошибку

Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении

8

Как можно закончить предложение?

Подбор логически обоснованного окончания предложения

9

Какое слово не подходит?

 Работа с использованием однокоренных слов

10

Какое слово отличается от других?

Сравнение слов по звучанию

11

Какое слово самое короткое/ самое длинное?

Сравнение слоговой структуры слова

12

Когда так говорят?

 Токование поговорок или пословиц

13

Назови ласково

Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных

14

Назови части целого

Подбор слов для называния частей целого

15

Отгадай загадку

Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме

16

Подбери признак/ действие

Подбор прилагательных или глаголов у существительным

17

Подбери парное слово

Использование простых словесных аналогий

18

Доскажи словечко

Добавление подходящего по звучанию и смыслу слова

19

Продолжи предложение

Подбор однородного члена предложения

20

Скажи наоборот

 Подбор антонимов

21

Собери предложение

Согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении

22

Сосчитай до пяти

Согласование числительного и существительного

23

Узнай по признаку/ действию

Определение предмета или явления по существенным признакам

24

Умные задачки

Логические задачи на сравнение, отрицание, совмещение

25

Употреби слово/ словосочетание в нужной форме

Склонение слова или словосочетания

26

Хитрые вопросы

Формулирование развернутого и обоснованного ответа

27

Что лишнее?

Классификация по заданному признаку

28

Что не так?

Нахождение смысловой ошибки в предложениях

29

Что общего и чем отличается друг от друга?

Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на представления.


Рекомендуемая литература

  1. Аммосова, А.С. Самомассаж  рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе [Текст]/ А.С. Аммосова//Логопед.-2004.-  № 6. – с.78-82.
  2. Блыскина,  И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагоговдошкольных образовательных учереждений. –СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.-112 с.
  3. Вераксы, Н. Е., Каморовой, Т.С., Васильевой, М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования по редакцией:/ Н. Е. Вераксы, Т.С.Каморовой, М.А.Васильевой. [Электронный ресурс]  –М.: МАЗАИКА-ЗИНТЕЗ, 2014.- 368 с. — (CD-ROM)
  4. Карпова, С.И.- Развитие речи и познавательных  способностей дошкольника. 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.-144с.
  5. Крупенчук, О.И. Большой экспериментальный словарь для автоматизации и дифференциации звуков.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.- 640 с. ил.- (Серия «В помощь логопеду»)  
  6. Мансурова,Л.А. Игры- загадки «Подскажи словечко» [Текст]/ Л.А. Мансурова// Логопед в детском саду.- 2007. - № 7(22). - с. 45-52.
  7. Нищева, Н.В. Рабочая программа учителя –логопеда ДОУ [ Текст]/Н.В. Нищева//Дошкольная педагогика. – 2014. - № 6.- с. 37-49.
  8. Нищева, Н.В. Формирование навыков пересказа у детей дошкольного возраста. - Изд-во « Детство-Пресс», 2014.- 72 с. ил.-  (Серия: Из опыта работы по программе "Детство")
  9. Нищева, Н.В. Веселая мимическая гимнастика. - Изд-во « Детство-Пресс», 2013.- 32 с.
  10. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - Изд-во « Детство-Пресс», 2010.- 368с.
  11. Нищева, Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. - Изд-во «Детство-Пресс», 2013.- 32 с.
  12. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. – Изд-во  « Детство-Пресс», 2008.- 90с.
  13.  Пятница, Т.В., Балашинская, Т.В. Система коррекции воздействия при моторной алалии.//Библиотека логопеда.Ч.1. , 2010. – 64 с.
  14. Парамонова, Л.Г. Роль логопеда  детского сада в современных условиях [Текст]/ Л.Г. Парамонова //Логопед в детском саду.- 2006. - №6 (15). - с. 7-12.
  15. Семенова, Современные подходы к созданию условий для коррекционно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст]/ И.С. Семенова//Логопед в детском саду.- 2007.- № 4 (19). - с. 54-58.
  16. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия. - М.: ООО ТД «Издательство Мир Книг», 2008.- 248 с.
  17. Ткаченко, Т.А.Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.- 112 с.
  18. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.- 32 с.
  19. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушения речи/ Т.Б. Филичева, Г.В . Чиркина,  Т.В. Туманова. – М.: Изд-во Просвещение, 2008. – 271 с.
  20. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 224 с.
  21. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.:   изд- во «Лань», 2001.- 32 с.
  22.  Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М.: В.Секачев, 2006. – 30 с.
  23. Шереметьева,Е.В. Деятельность логопедического пункта ДОУ: Организационный аспект [Текст]/ Е.В. Шереметьева//Логопед. -2010.- № 5.- с. 6-18.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...

Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 1 год обучения

Общее недоразвитие речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану  90 часовИз них на:1...

Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 2 год обучения

Нарушения чтения и письма, об. общим недоразвитием речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс  2-ой год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану...

Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида

Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....

Рабочая программа Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности (1 класс)

Задачи логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью первого года обучения...