Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие
календарно-тематическое планирование по теме

ГАЛЛЯМЕТДИНОВА   ЭЛЬМИРА   ШАМИЛЬЕВНА

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)

Класс  1-ый год обучения

Учитель Галляметдинова  Эльмира Шамильевна

Общее количество часов на предмет по учебному плану  _60__часов

Из них на:

1 полугодие    30  часов

Составлена в соответствии с  Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования  (2009г.):

с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. , на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой,      Т.Б.Бессоновой. М.,1996

      Одобрена на заседании МО учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_polugodie.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема логопедического занятия

Пространственное ориентирование, мелкая моторика.

Профилактика оптической дисграфии.

Содержание работы (цели, виды, пособия)

Неделя, даты, кол-во часов.

план

факт

Аналитико-диагностический этап

Фронтальное обследование.

Сбор анамнеза, данных о речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Индивидуальное обследование.

Обследование речи по тестовой методике Фотековой Т.А.

Таблица диагностики. Графики речевых профилей. Ознакомление родителей и педагогов с результатами диагностики. Индивидуальные консультации. Логопедическое заключение.

1.09-

15.09

1.09-

15.09

1.

1 этап: формирование фонетико-фонематических представлений

Вводное занятие.

Речь и предложение.

Пространственная ориентация в схеме собственного тела.

Пространственная ориентация в помещении (комната, класс)

Цель:

-уточнить понятия «речь» и «предложение», границы предложения в устной и письменной речи;

-выделять на слух предложения из рассказа, опираясь на смысл и интонацию, указать кол-во предложений:

-определить границы предложения ( большая буква, точка, ?, !)  в письменной речи;

-графическое обозначение предложений;

-составление схемы рассказа.

Термины: предложение, рассказ, речь, схема, большая буква, точка

2.

Предложение и слово.

Пространственная ориентация на парте.

Пространственная ориентация при перемещении предметов.

Цель:

-уточнить понятие «слово», раздельное написание слов в предложении;

-определить кол-во слов в предложении, о ком или о чем говорится в предложении, порядок слов в предложении;

-составить предложение по картинке, по заданным словам;

-определить кол-во и последовательность слов, составить схему.

Термины: предложение, рассказ, речь, схема, большая буква, точка.

Слово, предложение, рассказ

3.

Предложение.

ПОСОБИЯ К ТЕМЕ:

Предметные, сюжетные картинки, серии картинок, схемы предложений, наглядный материал, индивидуальный раздаточный материал.

Пространственная ориентация на листе бумаги, странице тетради, книги (середина, центр, верх, низ, правый верхний угол, левый..и т.д.)

Дифференцировать понятия страница и лист, строчка и страница.

Уметь посчитать кол-во листов, страниц, строчек.

Цель:

-закрепить умение работать с предложением, состоящим из 3-4 слов, с предлогами и без;

-слова в предложении связаны грамматически;

-работа с деформированным текстом;

-вставить пропущенное слово, подходящее  по смыслу и в нужной грамматической форме;

-придумать двусоставное предложение, подобрав к словам-предметам слова-действия, и к словам –действиям – слова-предметы;

-составление предложений различной структуры (графическая запись);

-разделить текст на предложения, составить схему рассказа и схему каждого предложения;

-графический диктант.

4.

Звуки и буквы.

Ориентироваться в понятиях: начало строки, середина, конец.

Штриховка карандашом, ручкой в разных направлениях.

Обводка пунктирных контуров, трафаретов.

Цель:

-уточнить понятие о звуке и букве, развивать слуховое восприятие, уточнить артикуляцию,  соотнести звуки с известными буквами;

-алфавит, буква, как знак звука, буквы, не обозначающие звук;

- услышать, запомнить и повторить звуковой  ряд из 3-5-7 звуков, проанализировать его;

-записать пройденные в классе буквы, прочитать их, проанализировать буквенный ряд;

-записать (в воздухе пальчиком, рукой, ногой, в тетради) под диктовку несколько звуков, звукосочетаний, прочитать, проанализировать;

-услышать заданный звук в слове ( «хлопушки»), придумать слово на определенный звук, определить место звука в слове ( начало, середина, конец).

-выкладывать звуковую модель слова.

Термины: звуки, буквы, гласные и согласные, используем для записи  «ушки», алфавит, Ь знак.

Обозначение звука определенным цветом, звуковая модель слова.

5.

Гласные и согласные.

ПОСОБИЯ К ТЕМЕ:

Звуковые модели, слоги, слоговые таблицы (в электронном виде), комп. программа «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», музыкальный динозаврик.

Закрашивание в одном направлении различных фигур.

Уметь правильно держать ручку, находить рабочую строку и вспомогательную строку.

Видеть клеточку в тетради, обвести клеточку, обозначить углы клеточки точками, посчитать клеточки, закрасить столбики из заданного кол-ва.

Цель:

-уточнить понятия «гласные» и «согласные», их признаки (артикуляция, способ образования), развивать фонематический слух, учить слушать,  слышать и  различать гласные и согласные. Формировать навык соотнесения звука и буквы;

-проанализировать артикуляцию гласных и согласных перед зеркалам;

-различать на слух гласные и согласные 9 с проговариванием и без);

-записать под диктовку гласные и согласные звуки соответствующими буквами, прочитать и проанализировать их;

-прочитать гласные и согласные, записать их в тетрадь, разделив на две строчки, проанализировать ряд гласных и ряд согласных;

-из данных букв придумать слова (3-5 букв), указать гласные, согласные, составить схему каждого слова, записать.

Термины: звуки, буквы, гласные и согласные, используем для записи  «ушки», алфавит, Ь знак. Обозначение звука определенным цветом, звуковая модель слова.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИНОЗАВРИК

6.

Уточнение гласных а, о, у, ы, и. (э)

ПОСОБИЯ К ТЕМЕ:

Звуковые модели, слоги, слоговые таблицы (в электронном виде), компьютерные  программы «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», музыкальный динозаврик.

Выполнять графические диктанты (рисунки по клеточкам).

Отличать расположение слов, цифр в столбик от расположения в строчку

Копировать изображение по клеточкам.

Цель:

-учить выделять гласные из речи, развивать фонематический слух, уточнить артикуляцию и звучание звука соотносить с буквой;

-произнести звук «а» перед зеркалом, рассмотреть артикуляцию, способ произнесения, послушать звучание, уточнить характерные признаки; изменение тональности звука;

-рассмотреть печатную, письменную, сравнение «а» и «о».

-выделить гласный «а» на слух из ряда гласных звуков, из ряда гласных и согласных, из слогов, из слов.

-прочитать вслух ряд гласных звуков типа: оооаооо; аоаоао….Работа над дыханием.

-записать ряд гласных под диктовку, выделить гласный «а»:

-прочитать ряд гласных и согласных, слогов, записать под диктовку, выделив гласный «а»:

-на слух определить место звука в слове: начало, середина, конец. Зарисовать графически: а___, __а__, _____а.

-записать слова из пройденных в классе букв, выделить гласный.

-придумать слова со звуком «а».

Таков порядок работы и с остальными гласными, обозначенными в этой теме.

Термины: звуки, буквы, гласные и согласные, используем для записи  «ушки», алфавит, Ь знак. Обозначение звука определенным цветом, звуковая модель слова.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИНОЗАВРИК.

Игра «Пароходики».

7.

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. СОУ

ПОСОБИЯ:

1.таблицы гласных, согласных.

2.цветные фишки или «звукарики» для выкладывания схем.

3.слоговые таблицы.

Предметные картинки, звуково-слоговые модели слов.

4. материал для индивид. письма и чтения: слогов. таблицы,»зашумленные» картинки, объемные буквы и т.д.

5.индивидуальные зеркала.

Уметь разделить лист пополам

 ( реально и мысленно).

Уметь проводить горизонтальную и вертикальную черты.

Цель:

-учить делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Уточнить слогообразующую роль гласной. Произнести слово по слогам, отхлопать слоги, сосчитать их кол-во, назвать первый, второй слог и т.д.;

-назвать гласные в слове, уточнить, что их столько же, сколько слогов в слове, назвать гласную первого слога, гласную второго слога, изобразить слово графически: о_ а_ ( ко-са) , записать слово, разделив на слоги;

-части слова ( слоги) произносятся с разной силой, один из слогов ударный. Определить , поставить ударение в схеме;

-составить слово из слогов, данных в беспорядке, выделить гласные, поставить ударение;

-определить пропущенный слог в слове с помощью картинки;

-разложить картинки под определенным сочетанием гласных о_ а_ ( окна);

Также отрабатываются другие структуры слов; трехсложные, со стечением согласных, гласный-слогом.

СОУ (слоги, опасные места, ударение).

Термины: звуки, буквы, гласные и согласные, используем для записи  «ушки», алфавит, Ь знак. Обозначение звука определенным цветом, звуковая модель слова.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИНОЗАВРИК.

Игра «Пароходики».

Артикулирование гласных «беззвучное», «зеркальные» и «не зеркальные» слова, троекратный повтор слова для определения ударного слога.

8.

Звуко-буквенный анализ и синтез.

ПОСОБИЯ:

1.таблицы гласных, согласных.

2.цветные фишки или «звукарики» для выкладывания схем.

3.слоговые таблицы.

Предметные картинки, звуково-слоговые модели слов.

4. материал для индивид. письма и чтения: слогов. таблицы, «зашумленные» картинки, объемные буквы и т.д.

5.индивидуальные зеркала.

Развитие зрительного-восприятия и узнавания (в том числе буквенного)

Цель:

-учить определять кол-во и последовательность звуков в слогах, в словах. Место данного звука по отношению к другим звукам в слове;

-формировать навык письма по следам звукового анализа;

-проанализировать ряд гласных : ау, уао. Назвать последовательность звуков, их кол-во, место в ряду. Выложить схему, записать ( также проанализировать ряды ( гласных – согласных) ;

-проанализировать слоги типа: ум-, на-, ста-. Назвать последовательность звуков в слогах, их кол-во, место звука; назвать гласные и согласные, выложить фишками или «звукариками», нарисовать схему слога с указанием гласного, согласного, записать слоги;

-проанализировать односложные слова типа: нос, сон, пост, стоп, сто. Далее двусложные, трехсложные слова и слова со стечением согласных, составить полную графическую схему;

-придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков, проанализировать, записать;

-придумать слова на заданный звук, записать их в порядке увеличения звуков в слове по следам анализа;

-преобразовать слова; цепочки слов, наращивание слов;

-поставить слова из заданных букв или из букв одного слова, составить полную схему;

-вставить пропущенные буквы в слова;

-придумать слова, подобрать картинки к графическим схемам слов;

-составить полную графическую схему предложения.

 

9.

Твердые и мягкие согласные.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Цель:

-уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух;

-гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные;

-согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными.

-на слух определить согласный в слогах: та – ть, пя-пь, ял- ль.

-на слух определить гласный в слогах: да-а, дя-я ( после мягкого звука дь пишем букву я ):

-прослушать, запомнить и повторить слоги; да-дя-да, ба-бя-ба…:

-запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «а», вторая строка – гласная «я».Выделить мягкий согласный:

-записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «а», «я», отметить мягкий согласный перед «я»:

-записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «а» и «я»:

-записать слова в три колонки: с гласными «а», «я» и «ая», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный;

-вставить  пропущенные буквы «а» и «я», отметить мягкий согласный перед «я»;

-придумать слова с мягким согласным перед «я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть;

-списать предложения, найти слова с буквами «а», «я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный;

-графический диктант с выделением «а», «я»;

-написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «а», «я», выделить мягкий согласный.

10.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а-я».

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Цель:

-уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух;

-гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные;

-согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными.

-на слух определить согласный в слогах: та – ть, пя-пь, ял- ль.

-на слух определить гласный в слогах: да-а, дя-я ( после мягкого звука дь пишем букву я ):

-прослушать, запомнить и повторить слоги; да-дя-да, ба-бя-ба…:

-запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «а», вторая строка – гласная «я».Выделить мягкий согласный:

-записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «а», «я», отметить мягкий согласный перед «я»:

-записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «а» и «я»:

-записать слова в три колонки: с гласными «а», «я» и «ая», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный;

-вставить  пропущенные буквы «а» и «я», отметить мягкий согласный перед «я»;

-придумать слова с мягким согласным перед «я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть;

-списать предложения, найти слова с буквами «а», «я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный;

-графический диктант с выделением «а», «я»;

-написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «а», «я», выделить мягкий согласный.

11.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о-е».

Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству.

(Найди букву среди ряда других.

Сравни, узнай одни и те же буквы, написанные разным шрифтом, стилем.)

Цель:

-уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух;

-гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные;

-согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными.

-на слух определить согласный в слогах: та – ть, пя-пь, ял- ль.

-на слух определить гласный в слогах: да-а, дя-я ( после мягкого звука дь пишем букву я ):

-прослушать, запомнить и повторить слоги; да-дя-да, ба-бя-ба…:

-запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «а», вторая строка – гласная «я».Выделить мягкий согласный:

-записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «а», «я», отметить мягкий согласный перед «я»:

-записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «а» и «я»:

-записать слова в три колонки: с гласными «а», «я» и «ая», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный;

-вставить  пропущенные буквы «а» и «я», отметить мягкий согласный перед «я»;

-придумать слова с мягким согласным перед «я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть;

-списать предложения, найти слова с буквами «а», «я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный;

-графический диктант с выделением «а», «я»;

-написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «а», «я», выделить мягкий согласный.

12.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у-ю».

Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству

(Назвать или написать перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Обведи контурные изображения букв и т.д.)

Цель:

-уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух;

-гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные;

-согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными.

-на слух определить согласный в слогах: ту – ть, пу-пь, юл- ль.

-на слух определить гласный в слогах: дууа, дю-ю ( после мягкого звука дь пишем букву я ):

-прослушать, запомнить и повторить слоги; да-дя-да, ба-бя-ба…:

-запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «а», вторая строка – гласная «я».Выделить мягкий согласный:

-записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «а», «я», отметить мягкий согласный перед «я»:

-записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «а» и «я»:

-записать слова в три колонки: с гласными «а», «я» и «ая», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный;

-вставить  пропущенные буквы «а» и «я», отметить мягкий согласный перед «я»;

-придумать слова с мягким согласным перед «я», определить его место в слове, записать, подчеркнуть;

-списать предложения, найти слова с буквами «а», «я», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный;

-графический диктант с выделением «а», «я»;

-написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «а», «я», выделить мягкий согласный.

13.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы-и».

Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству

(Назвать или написать буквы, наложенные друг на друга.

Найди спрятавшиеся буквы.)

Цель:

-уточнить понятие о твердых и мягких согласных. Учить пользоваться двумя способами обозначения мягкости на письме. Учить различать на слух твердые и мягкие согласные, развивать фонематический слух;

-гласные 1 и 2 ряда, их особенности, йотированные гласные;

-согласные с гласными первого и второго ряда в прямых и обратных слогах. Чтение, определение позиции мягкого звука, самостоятельное образование слогов с парными гласными.

-на слух определить согласный в слогах: ты – ть, пы-пь, ыл- ль.

-на слух определить гласный в слогах: ды-ы, ди-и ( после мягкого звука дь пишем букву и ):

-прослушать, запомнить и повторить слоги; ды-ди-ды, бы-би-бы…:

-запись слогов в две строчки: 1 строка – гласная «ы», вторая строка – гласная «и». Выделить мягкий согласный:

-записать под диктовку слова, разделить на слоги, подчеркнуть гласные «ы», «и», отметить мягкий согласный перед «и»:

-записать слова-паронимы, проанализировать, выделить мягкий согласный, гласные «ы» и «и»:

-записать слова в три колонки: с гласными «ы», «и» и «ыи», подчеркнуть гласные, отметить мягкий согласный;

-вставить  пропущенные буквы «ы» и «и», отметить мягкий согласный перед «и»;

-придумать слова с мягким согласным перед «и», определить его место в слове, записать, подчеркнуть;

-списать предложения, найти слова с буквами «ы», «и», подчеркнуть их, выделить мягкий согласный;

-графический диктант с выделением «ы», «и»;

-написать предложения под диктовку, подчеркнуть гласные «ы», «и», выделить мягкий согласный.

14.

Дифференциация гласных

 «ё-ю».

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.таблица гласных 1 и 2 ряда.

2.Слоговая таблица для чтения прямых и обратных слогов с гласными 1 и 2 ряда.

3.предметные картинки.

4.опорные схемы для слогового и звуко-буквенного анализа.

5.цифровые ряды.

6.упражения для чтения и списывания.

7.зеркала.

Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству

(Назвать или написать буквы, наложенные друг на друга.

Найди спрятавшиеся буквы.)

Цель:

-учить различать гласные «е-ю» в устной и письменной речи;

-вспомнить, как образуются гласные «е-ю», сравнить артикуляцию перед зеркалом;

-послушать слоги и услышать гласный в слогах:-юм,-ем, -не,-ню…

-прослушать, зпомнить, повторить ряды слогов: ем-юм, те-тю, пю-пе-пю;

-услышать, назвать буквы «е-ю» в словах;

-прочитать слоги с гласными «е-ю» по таблице;

-записать слоги в две строчки под диктовку: в первую – с «е», во вторую – с «ю»;

-прочитать слова и записать по 2-3 слова на «ю» и «е», подчеркнуть гласные; записать по 2-3 слова графически, надписав над соответствующим слогом буквы «е» или «ю»;

-записать под диктовку слова в три колонки: с гласной «е», с гласной «ю», с гласными «е-ю». подчеркнуть гласные, выделить мягкие согласные перед ними;

-вставить пропущенную букву «у» или «ю» в слова ( предложение), подчеркнуть;

-записать под диктовку 2-3 предложения с «е-ю», подчеркнуть гласные, выделить мягкие согласные перед ним.

15.

Обозначение мягкости согласных при помощи Ь.

Дифференциация букв, смешиваемых по оптико-кинетическиму сходству

(Назвать или написать буквы, наложенные друг на друга.

Найди спрятавшиеся буквы

Цель:

-закрепление навыка различения согласных по твердости-мягкости и обозначение мягкости согласного буквой Ь знак;

-послушать, повторить и определить мягкий согласный из пары звуков: д-дь,б-бь…….перед зеркалом;

-как запишем эти звуки…д-буквой д, а дь-двумя буквами;

-услышать мягкий согласный в звуковом ряду, в ряду слогов, слов;

-прочитать слоги, слова, указать мягкий согласный, списать, подчеркнуть Ь знак;

-прослушать пары слов, сравнить по написанию, списать, подчеркнуть Ь знак и мягкий согласный перед ним;

Вставить пропущенный Ь знак;

-вставить в предложение подходящее по смыслу слово;

-написать названия к предметным картинкам;

Написать под диктовку слова с Ь знаком, предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие

Название предмета   Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс  1-ый год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...

Рабочая программа Живой мир 6 класс 1 полугодие

Рабочая программа для 6 класса...

Рабочая программа Живой мир 6 класс 2 полугодие

Рабочая программа для 6 класс детей со сложной структурой дефекта....