Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
консультация на тему

Белоусова Ольга Викторовна

                                Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rsv.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха.

Задача РСВ у глухих учащихся заключается в том, чтобы обогатить представление детей о звуках внешнего мира и расширить возможности различения на слух элементов речи, а также привлечение остатков слуха к выработке у детей внятного, членораздельного произношения.

Для обследования  слуха глухих установлены следующие сроки:

1 класс – в начале 1 четверти, в конце 1 четверти и в конце учебного года.

2 класс – в начале и в конце учебного года.

С 3 класса – 1 раз в год. Основными методическими положениями, определяющими построение занятий по РСВ являются следующие:

  1. Соответствие звукового материала слуховым возможностям детей (учитывается состояние слуха, особенно при работе с ЗУА).
  2. Значимость (сигнальность) звукового материала (речевые и неречевые звуки должны иметь конкретную характеристику, соотноситься с каким-либо предметом, действием, ребёнок должен видеть игрушки, предметы, если дифференцируются речевые звуки, то они по возможности включаются в слова, фразы, а сами слова предъявляются не только на слух, но и наглядно, в письменном виде, кроме того, показываются сами предметы и действия, обозначаемые этими словами либо в натуре, либо на картинке).
  3. Постепенность перехода от грубых дифференцировок к более тонким, т.е.в порядке нарастания сложности (Аналитико-синтетический метод).
  4. Разнообразие видов работы.

Содержание и методические приёмы

работы по РСВ у глухих учащихся целесообразно рассмотреть сначала на неречевых звуках, а затем перейти к элементам речи:

а) глухому ребёнку гораздо легче дифференцировать звуки, если они связаны с различными предметами, которые знакомы ему из жизненной практики и представляют  него интерес.

Для занятий по РСВ неречевых звуков могут быть использован весьма разнообразный материал, например, звуки, издаваемые музыкальными инструментами и игрушками (барабан, кастаньеты, дудка, ксилофон, гитара, гармонь, свисток, колокольчик, пианино и т.д.).

В зависимости от объёма остаточного слуха, а также от интеллекта, общего уровня развития учащихся следует использовать на занятиях самые разнообразные звуки окружающего мира, с которыми дети уже знакомы.

Эти звуки иногда воспроизводятся в натуре (стук в дверь, будильник, звонок сотового телефона мамы, папы, своего, друга, школьный звонок), а иногда их имитируют (крики животных, гудок поезда, рокот мотора, чей-то голос). Сейчас есть диски с воспроизведением различных неречевых звуков. На занятиях по РСВ можно использовать музыку и пение ( хорошо использовать магнитофон, компьютер, плейер, муз.инструменты).

Звучащие предметы и игрушки используются главным образом на 1-ых этапах работы по РСВ (вначале требуется, чтобы учащиеся как-то отмечали тот момент, когда они услышат, обернулись, подняли руку, сказали «Я слышу».., затем, оборачиваясь, указывают на предмет или берут его в руки и воспроизводят услышанный звук, а если могут, называют предмет, который издаёт этот звук, или находят карточку-опору, где он написан).

Существенное значение имеют упражнения, у которых цель – научить детей определить направление источника звука (зрение исключается) – стоит спиной или завязывают глаза, источник звука помещают сзади, спереди, сбоку.

Услышав звук, ученик протягивает руку в сторону предмета, издаваемого звук. Это упражнение имеет значение для жизненной практики глухих (для пространственной ориентировки).

         Воспроизведение элементов речи.

Глухие дети с остатками слуха обладают способностью слухового восприятия тех или иных элементов речи, даже если с ними не проводились специальные слуховые занятия. Из гласных лучше всего воспроизводятся глухими детьми на слух звуки А,О,У, хуже всего Ы.

Согласные звуки глухие III-IV степени тугоухости распознают очень плохо. Лучше всего воспринимаются на слух сонорные – Л,М,Н и вибрант Р. Хуже воспроизводятся шипящие и совсем плохо – свистящие, взрывные и фрикативные.

Глухие, имеющие даже незначительные остатки слуха, оказываются способными воспринимать количество слогов в слове, его ритмический контур (словесное ударение), а также относительную длительность звучания слова. Они способны воспринимать и изменения силы голоса и длительность звучания, а также паузы. Различение речевого материала глухими находятся в прямой зависимости от объёма слуховой функции, от уровня речевого развития, наличия или отсутствия достаточной тренировки в восприятии на слух речевого материала.

Существенную роль в выработке слуховых дифференцировок, т.е. в РСВ у глухих учащихся принадлежит специальным слуховым упражнениям.

Материал упражнений тоже должен отвечать слуховым возможностям детей.

Первое место должно быть отведено материалу разговорной речи, т.к. его изучение даёт глухим наибольшие возможности практического использования остаточного слуха. Элементы речи, которые используются в упражнениях, должны носить предметный характер, связываться с определёнными предметами, действиями, рисунками.

Дети, услышав элемент речи, либо указывают на предметы, картинки, таблички, либо повторяют сказанное учителем, отвечают на поставленный вопрос, либо выполняют требуемое действие, либо, наконец, записывают воспринятое (слуховые диктант ы). Наиболее трудное - различение на слух звуков речи.

Упражнения проводятся так:

- ученику предъявляют в виде 2-х табличек ту или иную пару звуков, подлежащих различению. Звуки включаются в состав слов или слогов, отличающихся только этими звуками. Ученику объясняют задачу: ловить разницу в звуках. Затем учитель произносит слово или слог с тем или иным из дифференцированных звуков, а ученик, слушая и одновременно читая с губ, отвечает, сопровождая ответ указанием на 1 или 2 лежащих перед ним табличек со словами или слогами. (Потом это же с СА, с экраном). Если без СА, то у. р. + чтение с губ с помощью зеркала, потом без чтения с губ.

Виды работ по РСВ с глухими.

  1. Работа с табличкой (сначала слухозрительно, потом на слух):

А) таблички с фразами, словами, словосочетаниями лежат на столе, учитель произносит фразы за экраном, ученик должен их повторить;

Б) учитель произносит, не показывая на табличку, если после 2-3 раз ученик не повторяет, показываем табличку, затем снова повторяем за экраном;

В) ученик выбирает 1 из табличек и, не заглядывая в неё, передаёт учителю, который читает её за экраном. Если после 2-3 повторений ученик не воспринимает на слух, то предъявляется слухозрительно, потом опять на слух.

2. Выполнение поручений:

- сначала на слух, затем слухозрительно («Возьми ручку», «Попроси у меня…», «Открой…», «Прочитай…»). Ученик выполняет поручения и отчитывается: «Я открыл дверь» и т.д.

3. Работа с математическим материалом:

-называние чисел от 1 до 10

-счёт десятками

-решение примеров

-решение задач по демонстрации действий, по картинке

- таблица умножения

-выполнение практических действий (начерти круг, квадрат, возьми треугольник).

4. Ответы на вопросы. Мини-беседы, мини-диалоги. Следить, чтобы ученик не повторял вопросы, а сразу давал ответы.

5. Восприятие фразы на основе догадки.

Даём фразу «Мальчик взял карандаш и бумагу», затем даём вторую фразу с новым словом «Мальчик рисует».(5 раз повторить, не берёт, дать слухозрительно, затем опять на слух).

6.Работа с текстом.

Вначале текст состоит из знакомого по звучанию материала. Текст читают 2 раза сразу на слух, после чего, не обязательно точно, ученик воспроизводит, что услышал, если трудно, даём текст слухозрительно. Затем – по фразам, каждая фраза на слух 2 раза, если не берёт, то даём слухозрительно. Ученик должен повторить фразу и показать картинку или табличку, что есть из наглядности. Затем читаем ещё раз весь текст целиком. Когда ученик научится распознавать на слух весь текст, ему задают вопросы. Отвечая на них, ученик смотрит на картинку или в текст.

7. Слуховые диктанты (слова, фразы, тоже нужна тренировка).

8. Работа по открытой или закрытой картинке.

Ученик рассматривает картинку. Затем ему даётся на слух то, что изображено на картинке (слова, фразы), он смотрит на картинку и повторяет, показывая. Второй вариант – учитель не показывает картинку, а сразу даёт на слух речевой материал, ученик угадывает и повторяет.

9. Отгадывание картинок. Даётся ряд картинок и на слух вразброс предъявляются слова или фразы «Мама шьёт», «Ребята собирают ягоды» и т.д.

РСВ на уроках и во внеурочное время.

  1. РСВ на уроках.

Задачи: - наиболее полно использовать остатки слуха в учебном процессе;

- повышать коммуникационную функцию речи.

Специфические требования, предъявляемые к РСВ на общеобразовательных уроках с использованием СА:

-учёт состояния слуха (данные брать у учителей по РСВ и ФП);

- правильное использование СА;

- тщательный подбор речевого материала на урок;

- выработка слухопроизносительных навыков (комплексов);

- коррекция произношения.

Нужно помнить о дозировке звуковой нагрузки:

- не более 40 минут (основная часть урока должна проходить при опоре на слухозрительное восприятие, а часть – на слух).

1 класс – надо начинать с тех фраз, которые постоянно используются на всех уроках (Какое число? Кого нет в классе?), потом переходить к восприятию на слух целевых установок – Будем читать сказку.- Постепенно количество фраз на слух возрастает от 10 до 25-30. Следует менять формулировку вопроса (Кого нет в классе? – Кто отсутствует в классе?)

2 класс – рекомендуется использовать на слух новые, не воспринимаемые раньше фразы и слова, термины. На каждом уроке можно выделить такой материал, который учащиеся смогут воспринимать только на слух, без опоры на зрительный анализатор (счёт, правило, термины на математике, падежи, правила – на ФГС и т.д.).

Далее см. программу по РСВ, где по классам даны примерные образцы фраз на слух, соответственно возрасту.

                             

                                      РСВ во внеурочное время.

Эффективность работы по РСВ повышается, если материал будет отработан не только на индивидуальных занятиях и общеобразовательных уроках, но и во внеклассное время.

Задачи: закреплять умения воспринимать речевой материал, отработанный в школе;

расширять представления детей об окружающих звуках;

вырабатывать умения ориентировки в окружающей среде.

Поэтому воспитатели, учителя и «слуховики» должны работать в тесном контакте, который выражается в совместном планировании и проведении мероприятий (при этом конкретно определяется роль и место учителя класса, учителя по РСВ и воспитателя).

Например, при подготовке праздника учитель и «слуховик»  разучивает с учащимся стихи, воспитатель готовит костюмы, танцы, репетирует. Вся подготовка к празднику проходит с использованием СА.

Требования, предъявляемые к внеклассному занятию по РСВ:

- занятия оснащают ЗУА, все дети с СА;

- занятие проводится в течение 30-40 минут во второй половине дня; время для занятия определяет воспитатель, исходя из режима дня школы-интерната;

- воспитатель должен хорошо знать состояние слуха детей, т.к. это важно для организации дифференцированного подхода при проведении занятия.

Для внеклассных занятий по РСВ можно рекомендовать такие виды работ, как :

- подвижные речевые игры;

- прослушивание аудиокассет, просмотр телепередач, ДВД;

- посещение музеев, театров;

- организация кружков выразительного чтения, танцевальных, драматических;

- обучение речитативному чтению (по такому примерному плану: 1) Беседа воспитателя с учащимися о песне, о чём в ней поётся, о композиторе и поэте. 2) Чтение текста песни (не > 3 куплетов), толкование смысла, словарная работа. 3) Прослушивание песни, запись текста. 4) Работа с текстом, нотирование. 5) Дирижирование. 6) Отработка индивидуального произношения по куплетам. 7) Хоровое (групповое) речитативное пение с дирижированием. 8) Индивидуальное исполнение песни учащимся по куплетам и целиком. 9) Групповое исполнение с интонированием.)

- организация тематических экскурсий;

- заочные экскурсии (в зоопарк, в парк, по временам года, в музей ИЗО, по городам, странам и т.д.).

(ж. «Дефектология», 1998 г., №3, стр. 64)

Сочетание всех форм работы по РСВ и формированию устной речи может дать положительный эффект, поможет учащимся наиболее полно использовать остаточный слух,  в дальнейшем будет способствовать их социальной адаптации в обществе, на производстве, в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха.

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения ...

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

В статье описаны этапы развития слухового восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста...

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

Диагностика слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

В презентации представлен материал по диагностике речевого слуха. Значение диагностики, условия ее проведения и эффективности....

Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха через использование дидактических игр по теме «Домашние животные»

Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процед...