Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом посредством использования инновационных технологий
учебно-методический материал

Елена Алексеевна Кузьмина

Выступление на РМО учителей дефектологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx232.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волжская школа № 2»

ГКОУ«Волжская школа № 2»

 

Выступление на РМО учителей-дефектологов

«Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом посредством использования инновационных технологий»

Подготовила: Кузьмина Е.А.,

учитель-дефектолог

 

Волжский

2019 г.

Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха  является одной из ведущих задач коррекционно - образовательного учреждения. Единая система работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия на слух речи, музыки, неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающей в процессе работы слуховой функции.

Полноценный слух ребёнка позволяет полностью воспринимать как устную речь, так и звуки окружающего мира (Л.П.Назарова). Сниженный слух ограничивает возможность восприятия не только устной речи, но и неречевых звучаний. Чем значительнее нарушение слуха, тем сложнее воспринимать окружающие звуки. Нельзя недооценивать значение остаточного слуха, так как он играет подсобную роль в комплексном слухозрительном  восприятии речевого материала и неречевых стимулов. Как считает Л.В.Нейман: «Остаточный слух помогает конкретнее осмыслить значение многих слов, которые связаны со звуковым содержанием».

Формирование звуковой культуры речи идёт параллельно с выработкой навыков практической ориентации в звучащем мире посредством неречевых звучаний. Поэтому слухоречевая  реабилитация детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики (Л.П.Назарова).

Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, неполноценное восприятие звуков окружающей среды обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность. Именно поэтому такое важное значение приобретает  целенаправленная  работа по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом, начиная с дошкольного возраста.  Методическая основа работы по развитию речевого и неречевого слуха нашла отражение в трудах Л.П.Назаровой, И.Г Багровой, Л.В.Неймана, Е.Г.Речицкой, Л.А.Плуталовой.

Формирование умений воспринимать и различать окружающие звуки зависит от ряда обстоятельств: от состояния слуха ребёнка, от жизненного опыта, от уровня речевого развития, от индивидуальных особенностей психофизического и интеллектуального развития, а также от систематического проведения занятий с уч-ся; от качества используемой звукоусиливающей аппаратуры, от наличия наглядных средств и дидактических материалов, от профессиональной базы педагога. Дети с нарушениями слуха, не имеющие социального опыта, затрудняются в качественном восприятии звуков окружающей среды, особенно без специальной подготовки, поэтому нуждаются в квалифицированной помощи, в специальном обучении.

Знакомство с миром неречевых звуков обогащает знания глухих и слабослышащих детей, так как способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встречаются в быту, помогают ориентироваться в шумных помещениях, в темноте, на улице; подготавливают слуховой анализатор к восприятию речи.

Мир звуков отличается огромным разнообразием. В нём можно выделить несколько групп звуков с общими признаками и принципами восприятия: голоса природы, различные шумы, музыкальные звуки. К природным звукам относятся натуральные звуки природы: шелест деревьев, треск сучьев, пение птиц; звуки, издаваемые животными. Звуки природной среды несут нам прежде всего информацию о её состоянии, обеспечивают возможность ориентирования человека в окружающем мире. Информация о природных звуках, оказывается весьма важной, хотя эти звуки не несут коммуникативной нагрузки. К шумам относятся технические звуки: звонки, зуммеры, сирены т.е. средства, которые являются результатами деятельности человека; шумы города (мотоцикл, трамвай, поезд), бытовые шумы (пылесос, холодильник, телефонный звонок); шумы, связанные с военной техникой (стрельба из пулемёта, гул самолёта, движение танков); шумы природных явлений (раскаты грома, весенняя капель, ветер), а также эмоциональные и физиологические проявления человека (смех, плач, чиханье,...).  Все эти звуки (шумы) обеспечивают адекватное представление об окружающей действительности и правильную ориентацию в пространстве.

Мы слышащие привыкли с рождения к окружающим нас звукам и без труда различаем пение соловья среди голосов других птиц, шум дождя среди других явлений природы, инструментальную музыку или вокал. Дети с нарушенным слухом, не имеющие социального опыта, без специальной подготовки и помощи со стороны слышащих затрудняются в полноценном восприятии звуков окружающей среды. Они не всегда соотносят звуки с соответствующим предметом, не знают, какие звуки может издавать данный объект. (Е.П.Кузьмичёва, Н.Д.Шматко)

Работа, которую мы проводим с детьми по формированию навыков восприятия неречевых звучаний, имеет практическую направленность способствует социализации и интеграции в мир слышащих. Максимальное развитие остаточного слуха, создание на этой базе слухозрительной основы для восприятия речи; использование слухового восприятия на обогащение представлений детей о мире неречевых звуков, формирование выразительной речи; на эстетическое развитие, на формирование их художественного вкуса - основные направления коррекционной работы. Данные задачи могут быть успешно решены лишь при чётко организованной и систематически проводимой слуховой работе: с правильным определением оптимальных путей формирования речевого и неречевого слуха, с дифференцированным подбором приёмов и методов обучения в зависимости от состояния слуха, психических и индивидуальных особенностей детей; с внедрением новых технологий в процесс формирования речевого слуха «слухового банка» неречевых звуков; при создании слухоречевой среды.

Именно слухоречевая среда создаёт благоприятные условия для активного восприятия неречевых звучаний.

Я работаю с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха разной степени. Свою работу с малышами я начинаю со знакомства с миром звуков. Моя задача - показать ребёнку, что весь мир, который его окружает - звучит. И начинаю  я  именно с неречевых звуков. Они легче для восприятия, их очень много. Ребёнок может увидеть и услышать  предмет, который издаёт тот или иной звук. Мне для работы всегда не хватало пособия, которое бы включало в себя все самые необходимые неречевые звуки, которые можно было бы послушать в любое удобное время. Общаясь с коллегами сурдопедагогами, я узнала об одном замечательном пособии «Слушать интересно» (автор Сухова О.А.), которое стало моим незаменимым помощником в работе. Это не только дидактический материал, но и замечательная развивающая игра, как для детей с нарушением слуха, так и для нормально слышащих деток.

Пособие «Слушать интересно» направлено на тренировку навыка различения неречевых звуков, развитие слухового восприятия, слуховой памяти, мышления. Оно состоит из двух частей и включает в себя магнитофон,   карту памяти, на которую записаны неречевые звуки (в общей сложности 134 звука),  карточки с иллюстрациями к звукам, несколько сюжетных картин и карточки с заданиями на определение последовательности звучания.

Вариантов работы с данным пособием очень много, всё зависит от вашего воображения.  Как говорится: «У воображения нет границ, а у дефектолога нет задач, которые он бы не захотел и не сумел решить»!

Приведу примеры некоторых из них.  

1.Различение на слух, соотнесение с иллюстрацией. Ребёнок слушает на слух неречевой звук и кладёт камешек (переворачивает, даёт) на соответствующую карточку.

В зависимости от степени потери слуха, от диапазона воспринимаемых частот, я начинаю работу с простых звуков (лай собаки, сигнал машины, стук в дверь).

2.Различение звучания, тренировка памяти. Ребёнок слушает звук, находит соответствующую карточку и переворачивает её. Кода все карточки перевёрнуты, ребёнку предлагается прослушать эти звуки ещё раз, узнать их, и вспомнить, где соответствующая каждому звуку карточка.

3.Лото. Каждому игроку раздаётся 3-6 карточек. Ведущий воспроизводит звуки в произвольном порядке. Выигрывает тот, кто первый перевернёт все карточки.

4.Послеловательность. Дать ребёнку послушать 2-4 звука подряд. Ребёнок должен запомнить последовательность.

5.Какого звука не было. Перед ребёнком 3-5 карточек с иллюстрациями. Дать послушать ребёнку 2-4 звука. Задача ребёнка – определить какого звука не было.

6.Обобщающие понятия. Пособие можно использовать для отработки лексических тем (карточки с изображением диких и домашних животных/ птиц, музыкальных игрушек, транспорта).  Когда дети уже познакомились с определёнными звуками, можно дать им послушать 3-4 звука. Затем ребёнок должен назвать обобщающее понятие (собака, кошка, корова, свинья – это домашние животные. Машина, мотоцикл, поезд, скорая помощь – это транспорт).

Один из вариантов работы с сюжетными картинками. Сначала рассматриваем вместе с ребёнком картинку, обсуждаем, что на ней изображено, размышляем, какие звуки могут быть спрятаны на картинке.  Предложите ребёнку послушать звуки и найти их на картинке.  Можно разделить карточки между двумя детьми и поиграть в лото. Ведущий ставит звуки в  хаотичном порядке. Выигрывает тот, кто первый найдёт на своей картинке все 10 источников звука.

Дети, несмотря на то, что имеют разные слуховые способности, занимаются  с большим интересом.  И практически ни одно моё занятие не обходится без пособия «Слушать интересно». Считаю данное пособие инновационной технологией и незаменимым помощником в работе дефектологов.

   IMG_9395.JPG           IMG_9372.jpg

Залог успеха в работе по формированию навыков восприятия неречевых звучаний у детей с нарушенным слухом, начиная с дошкольного возраста - система занятий. Только систематическая работа на фронтальных занятиях в слуховом кабинете, на индивидуальных и воспитательских занятиях; совместная деятельность учителя-дефектолога, воспитателей, родителей позволяет учащимся прочно овладеть навыками восприятия неречевых звучаний и даёт возможность успешнее интегрировать в социум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха.

Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения ...

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить  детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности...

Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха.

                              Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха....

Диагностика слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

В презентации представлен материал по диагностике речевого слуха. Значение диагностики, условия ее проведения и эффективности....

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия у детей с нарушениями речи решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха через использование дидактических игр по теме «Домашние животные»

Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процед...