Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом посредством использования инновационных технологий
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волжская школа № 2»
ГКОУ«Волжская школа № 2»
Выступление на РМО учителей-дефектологов
«Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом посредством использования инновационных технологий»
Подготовила: Кузьмина Е.А.,
учитель-дефектолог
Волжский
2019 г.
Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из ведущих задач коррекционно - образовательного учреждения. Единая система работы по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс, направлена на формирование и совершенствование умений и навыков восприятия на слух речи, музыки, неречевых звучаний, произносительных навыков на основе развивающей в процессе работы слуховой функции.
Полноценный слух ребёнка позволяет полностью воспринимать как устную речь, так и звуки окружающего мира (Л.П.Назарова). Сниженный слух ограничивает возможность восприятия не только устной речи, но и неречевых звучаний. Чем значительнее нарушение слуха, тем сложнее воспринимать окружающие звуки. Нельзя недооценивать значение остаточного слуха, так как он играет подсобную роль в комплексном слухозрительном восприятии речевого материала и неречевых стимулов. Как считает Л.В.Нейман: «Остаточный слух помогает конкретнее осмыслить значение многих слов, которые связаны со звуковым содержанием».
Формирование звуковой культуры речи идёт параллельно с выработкой навыков практической ориентации в звучащем мире посредством неречевых звучаний. Поэтому слухоречевая реабилитация детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики (Л.П.Назарова).
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, неполноценное восприятие звуков окружающей среды обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на учебную и познавательную деятельность. Именно поэтому такое важное значение приобретает целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом, начиная с дошкольного возраста. Методическая основа работы по развитию речевого и неречевого слуха нашла отражение в трудах Л.П.Назаровой, И.Г Багровой, Л.В.Неймана, Е.Г.Речицкой, Л.А.Плуталовой.
Формирование умений воспринимать и различать окружающие звуки зависит от ряда обстоятельств: от состояния слуха ребёнка, от жизненного опыта, от уровня речевого развития, от индивидуальных особенностей психофизического и интеллектуального развития, а также от систематического проведения занятий с уч-ся; от качества используемой звукоусиливающей аппаратуры, от наличия наглядных средств и дидактических материалов, от профессиональной базы педагога. Дети с нарушениями слуха, не имеющие социального опыта, затрудняются в качественном восприятии звуков окружающей среды, особенно без специальной подготовки, поэтому нуждаются в квалифицированной помощи, в специальном обучении.
Знакомство с миром неречевых звуков обогащает знания глухих и слабослышащих детей, так как способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встречаются в быту, помогают ориентироваться в шумных помещениях, в темноте, на улице; подготавливают слуховой анализатор к восприятию речи.
Мир звуков отличается огромным разнообразием. В нём можно выделить несколько групп звуков с общими признаками и принципами восприятия: голоса природы, различные шумы, музыкальные звуки. К природным звукам относятся натуральные звуки природы: шелест деревьев, треск сучьев, пение птиц; звуки, издаваемые животными. Звуки природной среды несут нам прежде всего информацию о её состоянии, обеспечивают возможность ориентирования человека в окружающем мире. Информация о природных звуках, оказывается весьма важной, хотя эти звуки не несут коммуникативной нагрузки. К шумам относятся технические звуки: звонки, зуммеры, сирены т.е. средства, которые являются результатами деятельности человека; шумы города (мотоцикл, трамвай, поезд), бытовые шумы (пылесос, холодильник, телефонный звонок); шумы, связанные с военной техникой (стрельба из пулемёта, гул самолёта, движение танков); шумы природных явлений (раскаты грома, весенняя капель, ветер), а также эмоциональные и физиологические проявления человека (смех, плач, чиханье,...). Все эти звуки (шумы) обеспечивают адекватное представление об окружающей действительности и правильную ориентацию в пространстве.
Мы слышащие привыкли с рождения к окружающим нас звукам и без труда различаем пение соловья среди голосов других птиц, шум дождя среди других явлений природы, инструментальную музыку или вокал. Дети с нарушенным слухом, не имеющие социального опыта, без специальной подготовки и помощи со стороны слышащих затрудняются в полноценном восприятии звуков окружающей среды. Они не всегда соотносят звуки с соответствующим предметом, не знают, какие звуки может издавать данный объект. (Е.П.Кузьмичёва, Н.Д.Шматко)
Работа, которую мы проводим с детьми по формированию навыков восприятия неречевых звучаний, имеет практическую направленность способствует социализации и интеграции в мир слышащих. Максимальное развитие остаточного слуха, создание на этой базе слухозрительной основы для восприятия речи; использование слухового восприятия на обогащение представлений детей о мире неречевых звуков, формирование выразительной речи; на эстетическое развитие, на формирование их художественного вкуса - основные направления коррекционной работы. Данные задачи могут быть успешно решены лишь при чётко организованной и систематически проводимой слуховой работе: с правильным определением оптимальных путей формирования речевого и неречевого слуха, с дифференцированным подбором приёмов и методов обучения в зависимости от состояния слуха, психических и индивидуальных особенностей детей; с внедрением новых технологий в процесс формирования речевого слуха «слухового банка» неречевых звуков; при создании слухоречевой среды.
Именно слухоречевая среда создаёт благоприятные условия для активного восприятия неречевых звучаний.
Я работаю с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха разной степени. Свою работу с малышами я начинаю со знакомства с миром звуков. Моя задача - показать ребёнку, что весь мир, который его окружает - звучит. И начинаю я именно с неречевых звуков. Они легче для восприятия, их очень много. Ребёнок может увидеть и услышать предмет, который издаёт тот или иной звук. Мне для работы всегда не хватало пособия, которое бы включало в себя все самые необходимые неречевые звуки, которые можно было бы послушать в любое удобное время. Общаясь с коллегами сурдопедагогами, я узнала об одном замечательном пособии «Слушать интересно» (автор Сухова О.А.), которое стало моим незаменимым помощником в работе. Это не только дидактический материал, но и замечательная развивающая игра, как для детей с нарушением слуха, так и для нормально слышащих деток.
Пособие «Слушать интересно» направлено на тренировку навыка различения неречевых звуков, развитие слухового восприятия, слуховой памяти, мышления. Оно состоит из двух частей и включает в себя магнитофон, карту памяти, на которую записаны неречевые звуки (в общей сложности 134 звука), карточки с иллюстрациями к звукам, несколько сюжетных картин и карточки с заданиями на определение последовательности звучания.
Вариантов работы с данным пособием очень много, всё зависит от вашего воображения. Как говорится: «У воображения нет границ, а у дефектолога нет задач, которые он бы не захотел и не сумел решить»!
Приведу примеры некоторых из них.
1.Различение на слух, соотнесение с иллюстрацией. Ребёнок слушает на слух неречевой звук и кладёт камешек (переворачивает, даёт) на соответствующую карточку.
В зависимости от степени потери слуха, от диапазона воспринимаемых частот, я начинаю работу с простых звуков (лай собаки, сигнал машины, стук в дверь).
2.Различение звучания, тренировка памяти. Ребёнок слушает звук, находит соответствующую карточку и переворачивает её. Кода все карточки перевёрнуты, ребёнку предлагается прослушать эти звуки ещё раз, узнать их, и вспомнить, где соответствующая каждому звуку карточка.
3.Лото. Каждому игроку раздаётся 3-6 карточек. Ведущий воспроизводит звуки в произвольном порядке. Выигрывает тот, кто первый перевернёт все карточки.
4.Послеловательность. Дать ребёнку послушать 2-4 звука подряд. Ребёнок должен запомнить последовательность.
5.Какого звука не было. Перед ребёнком 3-5 карточек с иллюстрациями. Дать послушать ребёнку 2-4 звука. Задача ребёнка – определить какого звука не было.
6.Обобщающие понятия. Пособие можно использовать для отработки лексических тем (карточки с изображением диких и домашних животных/ птиц, музыкальных игрушек, транспорта). Когда дети уже познакомились с определёнными звуками, можно дать им послушать 3-4 звука. Затем ребёнок должен назвать обобщающее понятие (собака, кошка, корова, свинья – это домашние животные. Машина, мотоцикл, поезд, скорая помощь – это транспорт).
Один из вариантов работы с сюжетными картинками. Сначала рассматриваем вместе с ребёнком картинку, обсуждаем, что на ней изображено, размышляем, какие звуки могут быть спрятаны на картинке. Предложите ребёнку послушать звуки и найти их на картинке. Можно разделить карточки между двумя детьми и поиграть в лото. Ведущий ставит звуки в хаотичном порядке. Выигрывает тот, кто первый найдёт на своей картинке все 10 источников звука.
Дети, несмотря на то, что имеют разные слуховые способности, занимаются с большим интересом. И практически ни одно моё занятие не обходится без пособия «Слушать интересно». Считаю данное пособие инновационной технологией и незаменимым помощником в работе дефектологов.
Залог успеха в работе по формированию навыков восприятия неречевых звучаний у детей с нарушенным слухом, начиная с дошкольного возраста - система занятий. Только систематическая работа на фронтальных занятиях в слуховом кабинете, на индивидуальных и воспитательских занятиях; совместная деятельность учителя-дефектолога, воспитателей, родителей позволяет учащимся прочно овладеть навыками восприятия неречевых звучаний и даёт возможность успешнее интегрировать в социум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/27/picture-154755-1488174356.jpg)
Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха.
Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-371086-1387557489.jpg)
Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи
Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....
Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи
Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-521199-1415632408.jpg)
Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха.
Развитие слухового восприятия у детей с недостатками слуха....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-876692-1484708628.jpg)
Диагностика слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
В презентации представлен материал по диагностике речевого слуха. Значение диагностики, условия ее проведения и эффективности....
Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи
Проблемы слухового восприятия у детей с нарушениями речи решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/27/picture-123531-1627398394.jpg)
Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха через использование дидактических игр по теме «Домашние животные»
Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процед...