Главные вкладки

    Тема: «Оберег-поделка «Домовёнок».
    план-конспект на тему

    Рябова Ольга Юрьевна

    Конспект занятия Направление: трудовое

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл domovyonok.docx27.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный

                                                                                                                                                                             

    Конспект занятия

    Направление: трудовое

    Тема: «Оберег-поделка «Домовёнок».

                                                                                    Воспитатель:

                                                                                     Рябова О.Ю.

                                                           

                                               

                                                     г. Отрадный

                                             2015г.

    Цель занятия: Развитие мотивации детей с интеллектуальными нарушениями к познанию, возрождению, сохранению и почитанию русской народной культуры; содействие к адаптации в социальной среде, личностному росту и профессиональному самоопределению. Изготовление своими руками оберега – поделки «Домовёнок».

    Задачи: 

    Учебные задачи: Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению оберегов.

    Коррекционные задачи: Расширять познавательные процессы воспитанников с особыми образовательными потребностями в области народоведения. Развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук. Укрепить чувство собственного достоинства и умения слаженно работать в коллективе.

    Развивающие задачи: Развивать уровень мышления, внимания, художественной памяти, способности к пространственному анализу.

    Познавательные задачи: Формировать целостное представление детей с интеллектуальными нарушениями о традициях, символике и технологии изготовления оберегов.

    Мотивационные задачи: Развивать творческий потенциал и стремление работать самостоятельно.

    Эстетические задачи: Развивать художественный вкус, чувство меры и такта. Формировать интерес к народной культуре, национальному этикету, уважение к прошлому русского народа.

    Воспитательные задачи: Воспитывать активного участника в общественно-полезной деятельности. Вырабатывать социально-значимые навыки поведения на занятии.

    Оборудование (для воспитателя): образец игрушки, слайды.

    Оборудование (для детей): Кисточки, мешковины набитые синтепоном. Готовые пучки, собранные из малярной щетки (усы, волосы. Природный материал (орехи, каштаны, крупа, ягоды, сухоцветы, лекарственные травы, семечки тыквы, семечки подсолнечника, кукуруза, фасоль, горох). Глаза домовят, ленты, тесьма.

    Краткое описание:

    Воспитательное занятие по трудовому направлению. Изготовление игрушки-поделки из ткани. Занятие интегрируется с жизнью, русским языком.

    Ожидаемый результат

    Ребята сделают своими руками симпатичный оберег - поделку «Домовёнок» так, что результат принесёт радость и удовлетворение. Каждый воспитанник проявит свою творческую способность.

    План проведения занятия и примерный расчёт времени по этапам занятия

    1. Организационный момент 1-2 мин.

    2. Целевая установка: 1 мин.

    3. Вступительное слово: 7-9 мин.

    4. Физкультминутка: 2 мин.

    5. Практическая работа воспитанников:

    Индивидуальная деятельность

    – изготовление игрушки:13-15 мин.

    6. Подведение итогов, рефлексия: 3 мин.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент.

    -Здравствуйте, друзья и гости! Меня зовут Тамара Викторовна. Я пришла к вам для того, чтобы научить вас тому, что я сама умею. Сегодня мы с вами будим делать поделку-оберег « Домовёнок». Но для начала я хочу познакомиться с вами.

    Игра на сближение «Познакомимся».

    Дети называют свое имя, улыбаются своему соседу справа и берут его за руку. Образовав круг, произносят слова, посмотрев на доску «Кто старается, у того все получается» это и будет нашим девизом занятия

    - Замечательно. Я приглашаю вас, ребята, на занятие ручного труда.

    (Дети садятся за столы).

    Вступительная и содержательная часть (работа со слайдами)

     Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времён как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа. Давние обычаи, обряды, поверья и моральные ценности славян позже органично соединились с христианскими ценностями и заповедями. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а также обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти и др. широко применялись и в обрядах. Люди свято верили, что обереги охраняют и защищают их от болезней, «дурного глаза», «нечистой силы», стихийных бедствий и разных напастей. Традиционный русский дом обычно строился как модель Вселенной. Печь  представляла собой символ Земли, а находящийся напротив угол с иконами  – Солнце и Бога на небе… культ дома – один из древнейших, поэтому столь солидный возраст имеют и представления о необходимости защиты дома от реальных и невидимых недругов. Иногда, даже больше своих хозяев, дом может рассказать о том, каким мы видим мир вокруг себя. Во всех мировых культурах дом всегда – это нечто большее, чем безопасное и комфортное пространство. Главным естественным рубежом являются стены, проёмы и крыша, которые в деревянных домах охранялись с помощью символической резьбы. При рождении ребёнка на дверной коробке делали зарубку топором, как сообщение о прибавлении в семействе. Существовал в деревнях и обычай не запирать двери на замок, держать их открытыми для всех, кто приходил с добрыми намерениями. Старались  наши предки защитить и двор. Граница личного пространства проходит по ограде вокруг двора и защищается с помощью ряда символических предметов. Это могут быть, например, горшки, крынки, подковы, старые лапти и т.д., которые вывешивают на ворота и ограду, сеть, которую набрасывают на забор или плетень. Считалось, что таким образом можно отпугнуть хищных птиц и животных и уберечь домашнюю живность. В наше время внимание к внешней границы двора – ограде почти исчезло, тем не менее, по-прежнему жива традиция – прибивать на ворота подкову на счастье. Оберег – не просто вещичка или украшение, он имеет вполне конкретный, и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далёких предков. В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живёт вера в добрые чудеса, и кроме ночных клубов, компьютеров и телевизоров им нужно что-то ещё…Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества. Помимо традиционных вы можете попробовать сделать свой собственный, семейный оберег, зашифровав с помощью существующих символов, свои самые заветные желания. Что может быть интереснее, чем, собравшись вечером всей семьёй, придумывать и создавать свой оберег? Александр Блок писал: «Очарованный быт не обыден, он светится магическим светом…». Такое совместное творчество, без сомнения, крепит семью, придаст неповторимое очарование совместному досугу, даст ощущение защищённости и позволит украсить свой дом трогательными сувенирами, исполненными таинственности и скрытого смысла, известного только членам вашей семьи.

    Итак, туловищем для домовенка у нас будет мешок, как вы думаете почему? (ответы детей)

    Правильно – мешок это символ богатства, чтобы в доме было много зерна, муки, крупы, и т. д. А теперь сделаем ему причесочку, приклеим волосы. Смажем обильно клеем, и прижмем к верхней части мешочка. Дальше приклеиваем глазки. Вот уже и лицо выходит! Для носика возьмем каштан или орех, выбирайте сами, какой у вас будет нос домовенка. Фасолька красная – это ротик. Можно приклеить усики.

    Я дам вам право выбора материала для работы (дети выбирают), перед тем как приступить, мы с вами немного разомнем пальцы.

    Пальчиковая гимнастика «Домовенок»

    Замечательный денек-

    Праздник домового.

    Мы хотим, чтоб вы друзья

    Были все здоровы.

    Чтобы счастье в доме было,

    Чудо и улыбки.

    Чтоб желанье исполняли

    Золотые рыбки.

    А еще – желаем денег.

    И вообще – достатка.

    Чтоб жилось, вам дорогие

    И тепло, и сладко!

    Пусть домашний домовенок

    Радость принесет.

    Навсегда на свете этом

    От проблем спасет.

    А теперь. (Демонстрирует домовенка)

    Познакомьтесь – это мой

    Личный добрый домовой

    Помогает по хозяйству

    Без зазнайства и коварства

    Охраняет, бережет, дом как следует, ведет

    Весь в делах, заботах, он варит, моет, чистит

    Да, конечно же, шучу

    Так поздравить я хочу

    Радости тебе желаю

    Домового привечаю

    Чтобы был порядок в доме

    И спокойствие и лад

    Поздравляйте домового

    Будет он ужасно рад

    И тебя я поздравляю

    И советую дружить

    С тем, кто дом твой охраняет

    Безмятежно в нем чтоб жить

    Приготовь ему на праздник

    Поздравительный пирог

    Чтоб невидимый проказник

    Приносил и дальше прок.

    Живет в нашем доме

    Тихонечо где - то

    От бед защищает и дарит покой

    Не тьмы пораждение, посланник от света

    Хороший и светлый, родной домовой

    Пусть ваши дома от невзгод ограждает

    Незримо пускай свое дело вершит

    И только добро в ваши семья пускает

    Пусть счастье и лад в вашем

    Мире хранит.

    Практическая работа

    Сейчас приступим к практической части урока. Выберите себе тот цвет, который вам нравится.

    Прежде всего, приклеим на домовенка хлеб – поделки из соленого теста, те, что мы приготовили на прошлом занятии. Хлеб всему голова. Достаток в доме, гостей всегда встречали хлебом и солью.

    Ну а теперь надо украсить и задобрить наших домовых. Во первых, давайте оденем его: для этого внизу приклеим яркую ленточку - рубашку.

    Приклеим денежку, чтобы был успех во всех делах, богатство в доме.

    А накормим мы его крупой. А ну-ка глянте-ка на столе у нас разная крупа. Кто знает, как она называется? (Ответы детей). Вот давайте сделаем кружочек клеем и посыпаем его крупой. Ну а теперь у нас много природного материала, давайте и украсим домовенка.

    Колоски – для урожая в хозяйстве.

    Ягодки – это молодость и красота, чтобы девушки в семье были красивые.

    Лекарственные травы – чтобы здоровье было крепкое.

    А теперь на свободное место семена.

    Тыква – это плодородие.

    Кукуруза – чтобы деток в доме было много – это богатство.

    Подсолнечник семечки – здоровье деток в доме.

    Какие красивые домовые у вас получились, да все разные.

    Вот хитренький, а вот у Даши серьезный, а у Никиты какой веселый и яркий. Молодцы ребят.

    Материал для основы.

    1. Мешковина – изобилие. Мешок – символ богатства.

    2. Плетение – символизирует знакомство, дружбу.

    3. Лапти – символизирует домашний уют, семейное счастье.

    4. Веник, направленный вниз – выметает ссоры из избы.

    5. Домик – символ семьи.

    6. Коса, венок – символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.

    Элементы.

    1. Подсолнух – главный славянский оберег, славяне – дети солнца.

    2. Полотенца и каравай – согласие и достаток в доме, хлебосольность. Хлеб – всему голова.

    3. Бублик – символ крепкой семьи.

    4. Тесьма, рубашка домового – счастье в доме.

    5. Монетка – успех в делах.

    6. Колосья – урожай в хозяйстве.

    7. Шишка – символ трудолюбия и достижения успеха.

    8. Орех – символ умственной силы и здоровья.

    9. Гнездо и яйцо – продолжение рода.

    10. Лекарственные травы – символ крепкого здоровья.

    11. Бессмертник – символ долголетия.

    12. Сухоцветы – уют и красота.

    13. Ягоды – символ женской молодости и красоты.

    14. Перей красный горький – мужское начало в доме.

    15. Крупа – лад в доме.

    16. Узелок – оберегает от скандалов в доме.

    17. Тыква – символ плодородия.

    18. Семя – зарождение новой жизни.

    19. Фасоль, горох – мир и дружба.

    20. Семена подсолнуха – здоровье детей в доме.

    21. Кукуруза – дети, продолжение рода, сплоченность семьи.

    (Работа по слайдам)

    Итог и рефлексия.

    Все, ребята, молодцы! Работы все получились очень красивые и разнообразные.

    - Что мы сделали на занятии?

    - Из чего готовили поделку?

    - Всем спасибо, всего доброго!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий спектакля "Приключения домовёнка Кузьки"

    Сценарий спектакля "Приключения домовёнка Кузьки" по произведению Т.Александровой  "Домовёнок Кузька"...

    Сценарий спектакля "Домовёнок Кузька и Вреднючка"

    Сценарий спектакля "Домовёнок Кузька и Вреднючка" по одноимённой сказочной повести Г.Александровой...

    Мастер-класс по тестопластике "Сувенир-оберег "Домовёнок"

    Данный мастер-класс проводился для детей и родителей в рамках проекта "Дорога к храму". Знакомит с понятием "оберег", показывает методы и приёмы работы с солёным тестом, развивает художественно-творче...

    Знакомство с домовёнком Кузей

    Интегрированное занятие для детей дошкольного возраста с использованием фольклорных элементов...

    Сказка" Новогодние приключения Деда Мороза и домовёнка Кузьки"

    Новогодняя ночь – волшебная ночь, могут происходить различные чудеса, только в них нужно верить. Вот и с нашими игрушками случилось новогоднее приключение....

    «День рождения в кругу друзей – c Домовёнком Кузей». (5 -7 класс)

    Цель: Развитие и коррекция творческих способностей детей. Формировать умение быстро ориентироваться в обстановке, проявлять смекалку, творческую фантазию. Побуждать желание участвовать в коллекти...

    Техника безопасности с "Домовёнком"

    Формирование знаний у детей с ограниченными возможностями по технике безопасности....