Родительское собрание
план-конспект урока по теме

Семейные ценности в современном обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc440.5 КБ
Office presentation icon tsennosti.ppt860.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСТ. Нижняя Омра»

Общешкольное родительское собрание

"Семейные ценности в современном обществе"

Карпова Лидия Адхатовна,

директор МОУ «ООШ» пст. Нижняя Омра

Кычина Наталья Анатольевна,

ЗД по УВР МОУ «ООШ» пст. Нижняя Омра

2012 г

Вид: общешкольное  родительское собрание.

Форма проведения: круглый стол, с элементами игры; практикум.

Тип: интеллектуальная игра (2 команды родителей)

Цель: формирование у родителей  представления о семейных ценностях в современных семьях, оказание помощи в приобретении знаний нравственного, этического характера.

Задачи:

  1. Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей;
  2. «Обмен» семейными традициями в развитии и воспитании детей;
  3. Показать важную роль ценностей в каждой семье;
  4. Создать ситуацию успеха каждой семье;
  5. Сплочение родительского  коллектива в воспитании детей.

Оборудование:

  1. Проектор, мультимедийная презентация
  2. Подбор песен и клипов на начало мероприятия и на паузы-заставки. Приложение № 1.
  3. Для работы в группах: ручки, листы бумаги.

Ожидаемый результат:

Создание условий для:

  1. более тесных взаимоотношений родителей классных  коллективов;
  2. оказания позитивного влияния на воспитание не только своих детей, но и других в данном классном коллективе;
  3. формирование адекватного восприятия  родителями мнения оппозиции;
  4. формирование навыков работы в группах.

Предварительная работа

  1. Классные руководители 1 – 9 классов  готовят приглашения на общешкольное родительское собрание.
  2. Заполнение анкет родителями и учащимися: «Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения»;  «Ваша семья и её традиции». Приложение № 2
  3. Украшение помещения надувными шарами, рисунками учащимися, выставка «Умелые ручки детишек» и т.д.

Ход собрания

I.Вступительная часть. Слайд 1

Пока родители собираются играет музыка (Приложение №1), родители (законные представители)  рассматривают рисунки учащихся, выставку «Умелые ручки детишек».

Цели этапа: Подготовить родителей (законных представителей)  к активной работе на родительском собрании. Создание положительного настроя у родителей (законных представителей), пробуждение у них  интереса к познанию.

Деятельность преподавателя

Деятельность родителей

 Директор школы приветствует всех родителей (законных представителей).

Проводит психологический тренинг «Комплименты».

Родители (законные представители) берутся за руки и друг другу говорят комплименты.

Директор школы начинает собрание с рассказа  притчи «Кувшин». Все действия, происходящие в притче демонстрирует.

 Слайд 2

«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и сказал:

- Скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.

- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.

Он повернулся к группе студентов и спросил:

- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.

Он повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?

В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.

Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.

И снова профессор повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?

Один очень милый студент встал и сказал:

- Нет, профессор, он еще не полон.

- А-аа! – протянул профессор. – Но он полон.

Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал их предложения.

Интерпретаций было столько же, сколько студентов в этой аудитории.

Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный взгляд, через который они понимают мир.

И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?

Конечно, всем было очень интересно.

- Что ж, - сказал он, - моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».

Заканчивает притчу  следующими словами:

- Я думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течение нашей с Вами встречи – это и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером.

 

Родители (законные представители) слушают притчу.

II. Основная часть.

А) Актуализация и мотивация воспитательной деятельности.

Цели этапа – активизация мышления родителей (законных представителей), формирование интереса к поднятой теме, создание проблемной ситуации и формирование активной самостоятельности в реализации выдвинутых идей.

Деятельность преподавателя

Деятельность родителей

Один из педагогов читает под спокойную музыку стихотворение «Родительский дом».

Родители (законные представители) закрытыми глазами слушают стихотворение. Называют автора и название стихотворения.

Делают вывод и называют название родительского собрания. Слайд 3

Директор школы предлагает родителям (законным представителям) сделать небольшую разминку.

Подобрать 10 существительных, которые ассоциируются  словом «СЕМЬЯ».

Родители (законные представители) работают в группах.

Через 5 минут представитель от каждой группы приводит свои слова – ассоциации с данным словом.

Б) Работа по теме собрания.

Деятельность преподавателя

Деятельность родителей

Педагог   предлагает группам  ответить на следующие вопросы:

  1. «Что такое семья?»;
  2. Что важнее всего в семье? (Любовь, взаимопонимание, забота и участие, самоотверженность, трудолюбие и т.д.)

Родители (законные представители) при помощи разных словарей пытаются определить понятие «Семья».

Делают выводы, что слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Иначе это и есть  семейные ценности.

 Родителям (законным представителям) предлагается определить значение слова «ценности».

Родители  (законные представители) работают словарями, с анкетами ««Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения».

Дают определение, что такое ценности, какие виды ценностей бывают. Слайды4,5,6

 Более подробное   внимание родителей (законных представителей) привлекается к семейным ценностям и семейным традициям.

Работа родителей  (законных представителей) в группах, обсуждение по теме «Что мы можем назвать семейными традициями?».

Выслушивание результатов каждой группы и общий вывод – определение. Слайд 7

С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти воспоминания находятся глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Порой в некоторых семьях не было  устоявшихся традиций, но в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет – обычно яркие и красочные,  не имеющие отношения к семье.

Накануне родительского собрания в 4 классе по предмету «Светская этика» было дано задание: посоветовавшись с родителями, определить существование семейных традиций. Все ответы ребят были однотипны: проведение дня рождения; традиционные и календарные праздники.

 Я не думаю, что в этих семьях нет никаких традиций, по-видимому, многие просто никогда не задумывались, а что же такое семейная традиция.  

 Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

Слайд 8

Обсуждение высказываний.

Работа по карточкам. Родителям (законным представителям) предлагается выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях.

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложь, рукоприкладство, лень, безделье.

От каждой группы выходят по одному представителю и объясняют почему, они выбрали это понятие.

 Подводится итог:  какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье. И во всех ли семьях на сегодняшний день можно встретить все эти ценности. Слайды 9 - 21

Семья является ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание по своей силе и действенности не сравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность, но не более.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся, родителей

Учитель  подводит итоги анкетирования учащихся 5 – 9 классов, которые были проведены до родительской встречи.

Учащимся было предложено ответить на один вопрос –что такое семья?

Учащиеся в течение недели отвечали на вопрос и в почтовый ящик школы бросали ответы.

Полученные ответы:

  1. Семья – это, где тебя любят
  2. Семья – это близкие люди
  3. Семья – это вера, надежда и любовь
  4. Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту
  5. Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу.
  6. Семья – это счастье, забота, терпение.
  7. Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.
  8. Семья – это самое ценное, что есть у нас.
  9. Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

Родителям (законным представителям) предлагается  по группам сравнить свои ответы анкетирования  «Нравственные ценности и ориентиры подрастающего поколения» с ответами учащихся.

Родители (законные представители)  сравнивали свои ответы и ответы учащихся.

Пришли к выводу,  что  ответы  совпадают с ответами учащихся.

Родителям (законным представителям)  предложено выполнить упражнение, которое называется «Наследство».

Приложение № 3.

Родители (законные представители)  под руководством выполняют упражнение «Наследство». Слайд 22

 Обсуждают, делают выводы.  

Каждой команде  предложено в течение 3 минут дописать окончание сказки «Разноцветная семья» с целью выявления достижения цели: удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли мы из всего вышесказанного извлечь  каждый для себя  урок, и не будет ли для нас проведённое здесь время потерянным? Слайд 23

Родители (законные представители) работают в группах, затем объединяются и  обсуждают полученные ответы.

7.Итог  урока.  Рефлексия.

Цель этапа: создание интереса к поднятой проблеме.

Деятельность преподавателя

Деятельность родители

Родителям (законным представителям) предлагается  вспомнить, с чего начиналась наша встреча.

Родители (законные представители) рассказывают притчу о кувшине и с помощью директора школы, ЗД по УВР делают вывод.

 Если мы все находимся здесь, в этом классе, значит, у нас есть семья: «полная» или «неполная», обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у нас есть.

Директор школы подводит итог собрания под спокойную, тихую музыку и раздаёт памятки родителям (законным представителям) «Правила для родителей (законных представителей)».

Слайды 24, 25,26 

Родители (законные представители) благодарят за общение.

Для рефлексии  предлагает родителям (законным представителям) по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

Родители  (законные представители) активно высказываются, обмениваются мнениями.

Окончанием всего собрания просмотрели музыкальную притчу «Любовь и счастье». Приложение № 4

Список используемой литературы:

  1. Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982
  2. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985
  3. Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985
  4. Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988
  5. Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985
  6. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....