Профилактика и коррекция дисграфии
материал по теме

Некрасова Кира Александровна

логопедический практикум

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический практикум

«Профилактика и коррекция дисграфии»

К.А.Некрасова руководитель РМО учителей-логопедов, учитель-логопед логопункта при МОАУ «СОШ № 2»

г. Заводоуковска

Виды деятельности

Необходимые материалы

1

Знакомство, представление (10 мин.)

Представление руководителя.

Представление участников:

Чтобы нам познакомиться, возьмите листок, напишите своё имя, территорию и приколите булавкой к груди.

Все сидят в общем кругу

2

Представление темы семинара

Показ презентации. Рассказ о работе логопункта, РМО учителей-логопедов Заводоуковского городского округа.  Освещение нормативно-правовой базы. Актуальность темы.

Тема нашего семинара «Дисграфия и методы её преодоления». Цель, которую мы перед собой ставим: понять, какие ошибки на письме являются дисграфическими, когда ребёнку действительно нужна помощь логопеда, в чём причина данных нарушений и как мы, логопеды, можем помочь нашим детям.

Современные проблемы:

  • 40,5% детей подготовительных групп имеют проблемы с произнесением звуков.
  • Из них 76% - со сложными нарушениями
  • У 60% детей на этапе школьного старта общий уровень речевого развития оказывается недостаточным для полноценного овладения учебными программами.

Презентация  

Надпись на слайде

3

Определение проблем письма

Я вам раздам письменные работы детей. Определите, какие проблемы в письме у данного ребёнка. (Высказывания логопедов)

Копии из тетрадей учеников 2-4 классов

4

Мозговой штурм (10 мин.)

Каждый из вас обладает своим педагогическим опытом. Давайте вместе выявим причины возникновения у ребёнка дисграфии.

Работа в круге по принципу мозгового штурма.

А теперь давайте сравним наши причины с причинами, выявленными исследователями.

На доске записываются причины, затем сравниваются с причинами, данными в презентации.

5

Групповая работа

А сейчас мы с вам поделимся на 4 группы и поиграем в игры, способствующие профилактике и коррекции дисграфии. Каждой группе дана определённая проблема письма. В течение 15 минут вы работаете с играми, предложенными вам и подбираете 1-2 игры самостоятельно. Затем один человек от команды объясняет, как члены команды выполнили задания и какие подобрали игры сами.

Первая группа: проблема «пропуск букв»

Игра «Магазин» Раздаются карточки с картинками МАНГО и ГРУША. Группе нужно прорекламировать свой предмет, подбирая определение к каждой букве слова.

Игра «Корзина» Группам раздаются корзинки и листочки, в которые они за 3 минуты должны «собрать» слова, заканчивающиеся на –ОК , –ИНА, -ИК, -КА, -ЕТ.

Игра «Арабское письмо» Ведущий (педагог) диктует слова, ребёнок записывает, начиная с правой стороны строчки и наоборот.

Игра «Спрятавшиеся слова» В таблице записаны слова. В каждой строчке «спрятались» слова. Подумайте, сколько слов в каждой строчке. Найдите строчки, в которых 3, 4 слова. Запишите найденные слова.

Вторая группа: проблема «затруднения при запоминании словарных слов»

Упражнение «Найди правильное слово» (способ запоминания словарных слов). Из шести слов выбрать одно, правильно записанное. Слова записываются на листке.

Шофёр

Салют

Жонглёр

Футбол

Игра «Лишняя буква» На листе в линию расположены клетки (окошки) по количеству букв в слове. Даны буквы слова с одной лишней. Нужно заполнить клетки буквами.

Игра «Древнерусское письмо»

Взрослый диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же предлагается записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных. Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.

Игра «Устный кроссворд» Педагог называет определение (не энциклопедическое), а ребёнок записывает словарное слово, подходящее под это определение.

Третья группа: проблема «путаница слогов»

Игра «Собери слово» Из предложенных слогов собрать как можно больше слов и записать их.

Игра «Путаница» В словах перепутаны слоги. Расставить слоги в словах правильно и записать полученные слова.

Игра «Парочки» Детям нужно подобрать пары к словам, имеющим тоже количество слогов, что и заданные.

Игра «Словесные цепочки» Группы по очереди называют слова, составляя цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, используются только существительные именительного падежа единственного числа, например: арбуз – бузина – народ и т.д.

Четвёртая группа: проблема «путаница букв» 

Игра «Расколдуй слова» В словах поменяны буквы (звуки). Нужно назвать и записать слова правильно.

Игра «Закончи слово» Нужно закончить слово пропущенным слогом и записать его.

Упражнение «Составь слова из первых слогов данных слов»  Полученные слова записываются.

Игра «Потерянные буквы»  Вставить пропущенные буквы в словах и записать.

Упражнение «Подпиши картинки» Выдаются картинки слов-паронимов. Их нужно правильно подписать.

Картинки

Корзина, коробок, ящик, коробка, пакет

8

Итог. И в заключении мне бы хотелось услышать ваше мнение о нашей встрече. Насколько она была интересной, плодотворной для вас, что вы возьмёте для себя, для своей работы.

Высказывание участников семинара.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дисграфия. Методы преодоления дисграфии. Учитель-логопед логопункта при МАОУ «СОШ № 2» Некрасова Кира Александровна

Слайд 2

Современные проблемы 40,5% детей подготовительных групп имеют проблемы с произнесением звуков. Из них 76% - со сложными нарушениями У 60% детей на этапе школьного старта общий уровень речевого развития оказывается недостаточным для полноценного овладения учебными программами.

Слайд 9

Причины нарушений Патологии беременности Осложнения при родах Ранние (0 – 2) заболевания ЦНС, черепно-мозговые травмы, общий наркоз при оперативном вмешательстве, вирусные инфекции Врождённые отклонения в формировании артикуляционных органов Наследственные формы

Слайд 10

Проблемы письма Несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов. Нечитаемый почерк. Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило», несоответствие между знаниями правил и письмом. Неумение составлять связные логичные тексты. Нелюбовь и даже ненависть к чтению. Негативное отношение к урокам русского языка.

Слайд 11

Нужна помощь! Отсутствуют пропуски между словами и предложениями; Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса; Зеркальное письмо; Повторение одной и той же буквы; Замена букв: Б-Д, Ж-Х и т.п.; Ошибки в ударных слогах; Пропуски букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; Забывание начертания редко встречающихся букв или прописных букв; Нечитаемый почерк, резкое колебание почерка.

Слайд 12

советы Не торопите неуспешного ребёнка. Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом. Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу Попробуйте оценить ребёнка не только сточки зрения успеваемости Сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе

Слайд 13

Алгоритм запоминания словарных слов Объяснить значение слова. Орфографическое чтение вслух. Одновременно писать и произносить словарное слово. Запись по памяти. Проверка по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классов)

     За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы , значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии.  С началом обучения...

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза  слов у младших школьников с ОВЗ,  а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...

Применение моделирования в процессе профилактики и коррекции акустической дисграфии у младших школьников

Проблемами развития фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. Логопеды в основном используют учебный по...

Формирование лексико-грамматического строя речи.Упражнения.Профилактика и коррекция акустической дисграфии.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"15350804","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"411","width":"600"}}]]При ОНР формирование грамматического строя происходит с бол...

Буклет "Профилактика и коррекция дисграфии"

Данная информация будет полезна учителям начальных классов, учителям-логопедам, дефектологам и родителям. В буклете кратко изложена информация о профилактике и коррекции дисграфии у младших школьников...

Профилактика и коррекция дисграфии

Нарушения письма при дисграфии – это ошибки при письме, не связанные с правилами языка и правописания. Ошибки при дисграфии имеют специфический системный характер, не поддаются коррекции при доп...

Буклет. Профилактика и коррекция дисграфии.

Буклет для родителей.Профилактика и коррекция дисграфии....