Рабочая программа по логопедическому сопровождению коррекционных классов
творческая работа учащихся на тему

Попова Марина Николаевна

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура программы коррекционной работы:

  1. Пояснительная записка
  2. Направления коррекционной работы учителя–логопеда
  3. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
  4. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

1. Пояснительная записка

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

Задачи программы

  • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
  • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Материально-техническое и информационное обеспечение 

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

2. Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2).

3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3).

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

Содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР совпадает с направлениями работы с детьми с ФФН и ФН.

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
  • в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Литература:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» 
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г. 
  4. Метусс Е.В., Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г. 
  6. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ Программа

логопедической коррекции для учащихся 8 класса

Пояснительная записка

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся 8 класса, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Основные задачи программы:

 

1.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

 

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

 

3.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

В основе программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;

- системности – изучения ребёнка как целостного, своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

 - здоровьесберегающий принцип - количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

Программа логопедической коррекции включает три основных блока:

- диагностический;

- коррекционно-развивающий;

- контрольно-оценочный.

Диагностический блок. Основной формой проверки уровня подготовки обучающегося является логопедическая диагностика. По итогам первичной диагностики вычисляется процентное выражение успешности усвоения учебной программы за предыдущий учебный год. Вычислив процентное выражение успешности усвоения программы обучающимся, мы отслеживаем рост его развития. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех уровней:

IV уровень 

100 – 85%

III уровень

84,9 – 70%

II уровень

69,6 – 55%

I уровень

54,9% и ниже.

Обобщая результаты использования диагностики, можно сказать, что:

- IVуровень успешности (самый высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием;

- успешность III уровня свидетельствует о легкой степени системного недоразвития речи;

- успешность выполнения речевых проб, соответствующая II уровню, указывает на системное недоразвитие речи средней степени;

- I уровень успешности выполнения диагностики (самый низкий) свидетельствует о системном недоразвитии речи тяжелой степени.

Вначале учебного года проводится первичная диагностика, к концу обучения – итоговая.

Коррекционно-развивающий блок. Включает коррекционно-развивающие занятия; структура их может состоять из следующих блоков, которые варьируются:

- формирование фонематических процессов;

- звукобуквенный анализ слов;

- звукослоговой анализ и синтез слов;

- работа над предложением;

- работа над интонационной речью;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук, глазодвигательных мышц.

Занятия направлены на:

Уточнение знаний о составе слова, нахождение родственных слов, выполнение различных способов словообразования (с помощью приставок и суффиксов).

Формирование умений согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.

Формирование навыков: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.

Отбор языковых средств, адекватных смысловых концепций, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).

Формирование навыков выделения предложения из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте.

Активизацию и обогащение словаря (путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов).

Формирование мотивации к логопедическим занятиям через разнообразные формы работы.

Ведущей формой обучения являются групповые занятия.

Методы:

Словесные

практические

наглядные методы.

Технологии:

коррекционно-развивающие технологии;

личностно ориентированное обучение;

здоровьесберегающие технологии;

дифференцированный подход в обучении;

игровые технологии;

ИКТ - технологии.

Контрольно-оценочный блок. Результативность освоения программы определяется на основе данных диагностики. В течение года осуществляется промежуточный контроль. Цель промежуточного контроля: своевременное выявление слабого усвоения материала и коррекция методов и приемов работы с обучающимися..

Формы промежуточного контроля результатов обучения:

фронтальный опрос;

индивидуальный опрос;

поурочный контроль.

Итоговая диагностика включает в себя проведение, обработку и анализ полученных результатов. Данные первичной и итоговой диагностики сопоставляются, проводится оценка результатов, и делаются выводы об успешности проведенной работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы;

определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;

чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

правописание предлогов и приставок;

названия частей речи, их значение.

Учащиеся должны уметь:

согласовывать слова в словосочетании и предложении;

пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;

различать предлоги и приставки;

различать части речи;

определять тему рассказа, основную мысль текста;

составлять план связного высказывания;

конструировать повествовательное сообщение;

образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.

Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся со II и III уровнем - систематическое недоразвитие речи средней и легкой степени) могут получить её в индивидуальном порядке.

Содержание программы

Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся (4 ч.).

Повторение изученного во 2 – 6 классе (11 ч.): развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов, перенос слов, дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Однозначные и многозначные слова, подбор и нахождение антонимов и синонимов.

Грамматика (28 ч.). Предлоги, употребление предлогов в предложении, сложные предлоги. Дифференциация предлогов и приставок.

Родственные и однокоренные слова. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Сложные слова. Сложение двух основ.

Имя существительное. Род, число, падеж; правописание падежных окончаний существительных.

Имя прилагательное. Общее понятие. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Падежные окончания имен прилагательных.

Глагол. Общее понятие. Согласование имени существительного и глагола в числе и роде. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Связная речь (21 ч.). Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. Смысловая и интонационная законченность предложений.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Составление плана текста с обозначенными частями.

Деление текста на части. Работа над планом.

Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи (4 ч.).

Календарно –тематическое планирование курса «Логопедическая коррекция» 8 класс

Разделы

курса

Тема

Дата

проведения

1.Логопедическое обследование устной и письменной речи.

(2 часа)

1.

Логопедическое обследование устной

2.

Логопедическое обследование устной и письменной речи.

Раздел 2. Фонетика.

(6 часов)

3-4

Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Перенос слов.

5-6

Дифференциация мягких и твердых согласны

7-8

Дифференциация звонких и глухих согласных.

3. Лексика.

(4 часа)

9

Однозначные и многозначные слова.

10

Антонимы. Подбор и нахождение антонимов.

11

Синонимы. Подбор и нахождение синонимов.

12

Омонимы. Подбор омонимов.

 4. Грамматика.

Предлоги. Употребление предлогов в предложении. Сложные предлоги.

Дифференциация предлогов и приставок.

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

2

2.1

2.2

2.3

3

3.1

3.2

3.3

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

4.13

4.14

4.15

4.16

4.17

4.18

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

5.12

5.13

5.14

5.15

6

Раздел 1.Логопедическое обследование устной и письменной речи.

Раздел 2. Фонетика.

Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Перенос слов.

Дифференциация мягких и твердых согласных

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Раздел 3. Лексика.

Однозначные и многозначные слова.

Антонимы. Подбор и нахождение антонимов.

Синонимы. Подбор и нахождение синонимов.

Раздел 4. Грамматика.

Предлоги. Употребление предлогов в предложении. Сложные предлоги.

Дифференциация предлогов и приставок.

Слово. Родственные слова. Однокоренные слова.

Словообразование. Образование слов при помощи приставок.

Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов.

Сложные слова. Сложение двух основ.

Итоговое занятие по теме «Словообразование».

Характеристика имен существительных. Роль в предложении.

Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного.

Образование, употребление и дифференциация существительных разного рода.

Формирование падежных конструкций существительных.

Общее понятие об имени прилагательном.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Падежные окончания имен прилагательных.

Глагол. Общее понятие.

Согласование имени существительного и глагола в числе и роде.

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

Согласование имени существительного и глагола про

Раздел 5. Связная речь.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

Смысловая и интонационная законченность предложений.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.

Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Составление плана текста с обозначенными частями.

Деление текста на части. Работа над планом

Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

Итоговое занятие по теме: «Связная речь».

Раздел 6. Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи.

4

6

2

2

2

5

1

2

2

28

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Группа «Нарушения письма и чтения» №1,2

Класс:  4Г

Характеристика группы

1 группа: Ле Чунг Х., Крамаренко К., Митяшин И.(вторник: 16:35-17:05; среда: 13:15-13:40; пятница: 14:20-14:45)

2 группа: Савенко Н., Фотина А., Фризен Д., Хведченя А.(вторник: 17:05-17:35;  среда: 12:50-13:15;

пятница: 14:45-15:10)

     В классе 7 учащихся. Обследование, в начале учебного года,показало, что нарушений в звукопроизношении у большей части учащихся сккорегированы. Однако, в письменной работе все, обследованные дети, допустили орфографически и дисграфические ошибоки. Выявлены нарушения в лексико-грамматическом строе речи, слоговой структуре слова. Детям с трудом дается согласование числительных с существительными, образование новых слов. Словарный запас ниже возрастной нормы. Большинство детей не может подобрать к словам синонимы и антонимы. Основная масса, обследованных детей читает медленно, с большим количеством ошибок, и не может самостоятельно пересказать прочитанное. По результатам обследования, на основе диктанта и речевых карт был составлен план работы.

Номер занятия

Тема занятия

Количество занятий

Дата проведения

по плану

по факту

1

Обследование устной речи

1

3.09

2

Обследование звукопроизношения

1

4.09

3-4

Обследования письма

2

6.09

10.09

5-6

Обследование чтения

2

11.09

13.09

7-9

Буквы и звуки русского языка

3

17.09

18.09

20.09

10

Согласные и гласные

1

24.09

11-12

Единицы языка: текст, предложение, словосочетание, слово и звук

2

25.09

27.09

13-14

Употребление относительных прилагательных

2

1.10

2.10

15-17

Согласование количественных числительных с существительными в роде, числе и падеже

3

4.10

8.10

9.10

18

Работа над техникой чтения

1

11.10

19-20

Усвоение родительного падежа существительных

2

15.10

16.10

21-23

Словообразование

3

18.10

22.10

23.10

24-25

Практическое усвоение сложноподчиненных предложений с союзом «чтобы»

2

25.10

29.10

26-27

Изменение формы глагола (я катаюсь, он катается)

2

30.10

1.11

28-29

Практическое усвоение приставочных глаголов

2

12.11

13.11

30-31

Префиксальное словообразование

2

15.11

19.11

32

Диктант

1

20.11

33

Работа над ошибками

1

22.11

34

Чтение и пересказ

1

26.11

35-36

Состав слова

2

27.11

29.11

37-39

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе

3

3.12

4.12

6.12

40-41

Образование слов-паронимов

2

10.12

11.12

42

Слогообразующая роль гласных

1

13.12

43-44

Образование прилагательных

2

17.12

18.12

45-46

Правописание имен собственных и образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

2

20.12

24.12

47

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака

1

25.12

48-49

Обобщающее занятие по теме «Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда и мягким знаком»

2

27.12

14.01

50

Чтение и пересказ

1

15.01

51-52

Ударение. Ударные и безударные гласные

2

17.01

21.01

53-54

Проверка написания безударных гласных

2

22.01

24.01

55-56

Словообразование и употребление относительных прилагательных

2

28.01

29.01

57-58

Согласование слов, обозначающих предметы и действия

2

31.01

4.02

59-60

Образование сложных слов

2

5.02

7.02

61

Работа над техникой чтения

1

11.02

62-63

Предлоги до, без, под, из-под, над, около, перед

2

12.02

14.02

64-65

Дифференциация предлогов и приставок

2

18.02

19.02

66-68

Образование притяжательных прилагательных

3

21.02

25.02

26.02

69-70

Работа с деформированным текстом

2

28.02

4.03

71

Составление рассказ по сюжетной картинке

1

5.03

72

Изложение с опорой на картинку

1

7.03

73

Работа над ошибками

1

11.03

74-75

Междометия

2

12.03

14.03

76-77

Корень слова. Однокоренные слова

2

18.03

19.03

78-79

Образование существительных единственного и множественного числа именительного падежа

2

21.03

1.04

80-81

Образование существительных единственного и множественного числа винительного падежа

2

2.04

4.04

82-83

Образование существительных единственного и множественного числа творительного падежа

2

8.04

9.04

84-85

Образование существительных единственного и множественного числа дательного падежа

2

11.04

15.04

86-87

Образование существительных единственного и множественного числа родительного падежа

2

16.04

18.04

88-89

Образование существительных единственного и множественного числа предложного

2

22.04

23.04

90-91

Образование глаголов

2

25.04

29.04

92-93

Образование существительных от глаголов

2

30.04

2.05

94-96

Времена глаголов

3

6.05

7.05

9.05

97-98

Работа с деформированными предложениями

2

13.05

14.05

99-100

Глаголы совершенного и несовершенного вида

2

16.05

20.05

101-102

Работа над техникой  чтения

2

21.05

23.05

Используемая литература

Н.И. Садовников «Коррекционно обучение школьников с нарушениями чтения»

А.Г. Зикеев «Практическая грамматика на уроках русского языка»

Л.Г. Парамонова «Развитие словарного запаса у детей»

И.А. Чистякова «Игры для развития глагольного словаря»

Е.В. Новикова «Секреты падежей и предлогов»

Е.В. Вальчук «Развитие связной речи детей»

Л.М. Козырева «Логопедическая работа в классах коррекции»

Е.В. Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа»

Календарно-тематическое планирование

Группа: «Нарушение звукопроизношения»№1

Класс: 4Г

Крамаренко К.: четверг: 12:50-13:10

Фотина А.: четверг: 13:30-13:50

Хведченя А.: четврег: 13:50-14:10

Номер

п/п

Тема занятия

Количество занятий

Дата проведения

по плану

по факту

1-2

Обследование       артикуляционного       аппарата

2

5.09

12.09

3

Работа над мягкой атакой голоса

1

19.09

4

Развитие умения четкой, выразительной, интонированной речи

1

26.09

5

Работа над переключаемостью органов артикуляции

1

3.10

6

Совершенствование диалогической речи

1

10.10

7

Развитие пространственной ориентации и зрительно-моторной координации

1

17.10

8

Работа над произвольной регуляцией мышечного тонуса

1

24.10

9-10

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

2

31.10

14.11

11-12

Развитие фонематических процессов

2

21.11

28.11

13-14

Практические применение в речи предлогов

2

5.12

12.12

15-16

Дифференциация звуков ш-ж в устной и письменной речи

2

19.12

26.12

17-18

Дифференциация звуков  с-з устной и письменной речи

2

16.01

23.01

19-20

Дифференциация звуков  с-ц устной и письменной речи

2

30.01

6.02

21-22

Дифференциация звуков  ч-ть устной и письменной речи

2

13.02

20.02

23-24

Дифференциация звуков  ч-щ устной и письменной речи

2

27.02

6.03

25-26

Дифференциация звуков л-р в устной и письменной речи тексте

2

13.03

20.03

27-28

Работать над четкостью дикции

2

3.04

10.04

29-30

Развитие реакции на интонацию, мимику

2

17.04

24.04

31-32

Работа по преодолению твердой атаки гласных

2

1.05

8.05

33

Работа над темпом и ритмом речи

1

15.05

34

Работа над плавностью и напевностью речи

1

22.05

Календарно-тематическое планирование

Группа: «Нарушение звукопроизношения»№2

Митяшн И.: четверг: 13:10-13:30

Номер п/п

Тема занятия

Количество занятий

Дата проведения

по плану

по факту

1-2

Обследование       артикуляционного       аппарата

1-2

5.09

12.09

3

Развитие фонематических процессов

1

19.09

4

Формирование мягкой  атаки голоса при произнесении гласных

1

26.09

5-6

Формирование правильной артикуляции свистящих звуков

2

3.10

10.10

7-8

Формирование правильно артикуляции шипящих звуков

2

17.10

24.10

9

Закрепление в речи чистого произношения гласных звуков

1

31.10

10-11

Работа над четкостью дикции

2

14.11

21.11

12-13

Работа над силой голоса

2

28.11

5.12

14

Формирование ясной шепотной речи

1

12.12

15-16

Работа над интонационной выразительностью речи

2

19.12

26.12

17-18

Работа над речевым дыханием

2

16.01

23.01

19-20

Развивать слуховое внимание на материале неречевых и речевых звуков

2

30.01

6.02

21-22

Автоматизация звука р в слогах

2

13.02

20.02

23-24

Автоматизация звука р в словах

2

27.02

6.03

25-26

Автоматизация звука р в предложениях

2

13.03

20.03

27-29

Автоматизация звука р в тексте

3

3.04

10.04

17.04

30-31

Введение звука р в спонтанную речь

2

24.04

1.05

32-33

Дифференциация звуков л и р в словах, предложениях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида

Данные рабочие программы помогут учителю при работе с учащимися, обучающимися по 8 виду....

Рабочая программа по обществознанию 6 (коррекционный) класс

Преподавание обществоведческого курса для детей с нарушением  интеллекта носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в...

Рабочие программы для 5 специального(коррекционного) класса.

Материал для организации индивидуального обучения на дому....

Рабочие программы по географии в коррекционном классе VIII вида.

Рабочие программы составленны на основе примерной программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....

Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс

Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс...

Рабочая программа по географии для коррекционного класса (VIII вида)

По программе для коррекционной школы (Бгажнокова)...

Рабочая программа по математике специальных (коррекционных) классов

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой «Математика» М.Н. Перова, В.В. Эк, М.; «Просвещение» ,2009г., Задачи:- дать учащимся доступные количественные, пространственные,...