Рабочая программа по обществознанию 6 (коррекционный) класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Болонина Вера Васильевна

Преподавание обществоведческого курса для детей с нарушением  интеллекта носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_korrekciya__6kl.rar28.14 КБ

Предварительный просмотр:

            Пояснительная записка

                Рабочая программа составлена в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова.

Преподавание обществоведческого курса для детей с нарушением  интеллекта носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта. Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации обучающихся  путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Отбор содержания произведен с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с нарушением интеллекта.

Учебный предмет рассчитан на 34 часа, из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы, от половины до двух третей материала предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи. Одним из основных методов работы с обучающимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

          Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.

      В процессе учебы будут решаться следующие задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «общество», «природа». «коллектив», «личность».
  2. Почувствовать себя частью общества и его будущим
  3. Научит выявлять отличительные черты характера.
  4. Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
  5. Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
  6. Привить любовь к Родине.
  7. Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.

В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты,  контрольная и самостоятельная работы. Цель: повышение общекультурного уровня учащихся.

Программа рассчитана на 34 часа.

Содержание рабочей программы

Глава I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Обще ственная жизнь. Роль общества и общественной жизни в станов лении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество — целостный социальный организм. Четыре глав ные сферы общественной жизни: экономическая, политиче ская, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер обще ственной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономиче ская, политическая, социальная, духовная.

Тема 2. Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении челове ка из животного мира, его превращении в существо обществен ное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Разви тие мышления человека. Изменение форм объединения древ них людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

Тема 3. Исторические ступени развития общества

     Выделение ступеней развития общества по способу добыва ния средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как пере ходная форма хозяйствования от добывания готовых природ ных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Об щество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Инду стриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриаль ное общество; информационное (постиндустриальное) обще ство; социальный процесс.

Тема 4. Современное общество

       Современное производство. Научно-техническая револю ция. Современные средства транспорта и связи. Информа ционная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интер нет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Тема 5. Человечество как сумма поколений

     Поколение. Взаимоотношение поколений в разные истори ческие эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная куль тура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и при роды в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

   Основные понятия темы: биосфера; экология; экологиче ский кризис; охрана природы.

Глава II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономи ки. Экономика как главное условие и основной источник обес печения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ре сурсы. Экономика как способ рациональной организации хо зяйственной деятельности. Организация производства. Затра ты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потреби тель.

Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произве денных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости раз личных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

      Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его раз новидности: производственный, финансовый, страховой; круп ный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы ор ганизации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

      Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семей ный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейно го бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбаланси рованный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Ма лоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государ ственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков

      Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «мо лодежная экономика». Российское законодательство об эконо мической деятельности несовершеннолетних. Распростране ние ответственности родителей за действия своих несовершен нолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карман ные деньги.

Тема 12. Труд с точки зрения закона

        Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безрабо тицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Рос сийской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовер шеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работ ника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершен нолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работо датель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработ ная плата; пенсия.

Глава III  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и боль шие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Тема 14. Семья

Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обще стве. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обще ством. Законодательная охрана брака и семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

     Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Мане ры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; тради ции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Глава IV ПОЛИТИКА И ПРАВО

Тема 16. Государство и граждане

Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних госу дарств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Мо нархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государ ственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Основные понятия темы: государство; демократические го сударства; недемократические государства; монархия; респу блика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Норматив ные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановле ния. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юриди ческая ответственность; преступления.

Тема 18. Конституция — Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История воз никновения и развития Конституции. Конституция Россий ской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого дей ствия. Структура современной Конституции Российской Феде рации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Прави тельство Российской Федерации — высший орган системы ис полнительной власти. Принцип разделения властей (законода тельной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы вну тренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Тема 20. Как защититься от несправедливости

      Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, го родские или областные, мировые). Арбитражные суды. Кон ституционный суд. Способы защиты от несправедливости. За прещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Глава V   ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа)

Тема 21. Наука и образование

   Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образова ние, его значение в жизни людей. Функции образования. Само образование. Самовоспитание. Право на получение образова ния как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; обра зование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в об ществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нрав ственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; амо ральный поступок.

Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материали сты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт цен ностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совер шает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, ко торыми он руководствуется независимо от мнения группы.

      Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Глава VI РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отно шение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

      Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре ос новных метода воспитания — решения принимаются: 1) исклю чительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то деть ми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути ре шения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Тема 26. Ребенок в школе

      История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее обра зование, основное общее образование, среднее (полное) обра зование. Общедоступность и бесплатность получения гражда нами России общего среднего образования. Обязательность по лучения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность по лучения образования; обязательность получения образования.

Тема 27. Друзья и ровесники

Дружба. Отношения дружбы. Верность. Основные понятия темы: дружба; верность

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса обществознания  учащиеся должны 

знать: 

  1. Основные понятия и термины;
  2. Основные черты всех сфер жизни общества;
  3. О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными группами;
  4. Свои права и обязанности;

уметь:

  1. применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;
  2. получать социальную информацию из разнообразных источников;
  1. ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.

иметь представление:

  1. о социальной, экономической, политической, духовной сферы жизни общества

Календарно-тематический план

п/п

Тема занятий

Дата

Задания

1

Т.Б.- инструктаж по технике по Т.Б. на уроке что такое общество.

Тест №1

2

Понятие экономика

Тест №2

3

Бизнес викторина

Тест 3

4

Экономика и предпринемательство

Практическая работа.

5

Деньги, их значение.

Практическая работа.

6

Капитал. Экономика.

Тест №3-4

7

Экологическая деятельность подростка.

Тест №4

8

Трудовое воспитание.

Практическая работа.

9

Семья и труд.

Задача.

10

Понятие «Государство».

Практическая работа.

11

Государство и граждане

Тест№5

12

Основной закон страны.

Тест №6

13

Конституция.

Практическая работа.

14

Право и порядок.

Практическая работа.

15

Как защититься от несправедливости.

Практическая работа.

16

Право на службе человека.

17

Книгопечатание.

Тест

18

Наука и познание.

Практическая работа.

19

Мораль и право.

Тест

20

Идеал.

Практическая работа.

21

Цивилизация.

Практическая работа.

22

Наука и познание.

Тест

23

Ценности.

Практическая работа.

24

Эволюция.

Практическая работа.

25

Мораль.

Тест

26

Социальная структура общества.

Тест

27

Ребенок и семья.

Практическая работа.

28

Взаимоотношения детей и родителей.

Практическая работа.

29

Ребенок в школе.

Практическая работа.

30

Друзья и ровесники.

Практическая работа.

31

Духовная сфера общества.

Практическая работа.

32

Ребенок в обществе.

Практическая работа.

33

Правила и нормы поведения в обществе.

Упражнения для расслабления.

34

Итоговое повторение.

Упражнения для расслабления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы

Рабочая программа по профильному труду представлена направлением "Основы компьютерной грамотности"...

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы, профессия "Лаборант"

Рабочая программа представлена направлением "Лаборант компьютерной техники"...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...