Логопедическое занятие с детьми средней группы "Алёнушка и лиса"
план-конспект на тему

Отставная Екатерина Владимировна

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

актуализация и развитие лексического запаса по лексической теме «Осень»;

закрепление зрительных образов гласных звуков А, У, О;

развитие умения выделять первый гласный звук в слове;

Коррекционно-развивающие:

развитие фонематического восприятия, анализа;

развитие слухового и зрительного внимания;

развитие умения образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

развитие умения дифференцировать короткие и длинные слова;

формирование понятий «левый» — «правый»;

развитие силы голоса;

развитие связной речи;

развитие общей моторики;

Воспитательные:

воспитание интереса к русским народным сказкам;

воспитание умения работать в коллективе;

воспитание чувства взаимопомощи, доброжелательности;

воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Занятие построено с применением технологии сказкотерапии и элементами логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_alenushka_i_lisa.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы с диагнозом ОНР 2-3 уровень речевого развития «Аленушка и лиса»

Задачи:

Образовательные:

–  актуализация и развитие лексического запаса по лексической теме «Осень»;

–  закрепление зрительных образов гласных звуков А, У, О;

–  развитие умения выделять первый гласный звук в слове;

Коррекционные:

–  развитие фонематического восприятия, анализа;

–  развитие слухового  и зрительного внимания;

–  развитие умения образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

–  развитие умения дифференцировать короткие и длинные слова;

–  формирование понятий «левый» — «правый»;

–  развитие силы голоса;

–  развитие связной речи;

–  развитие общей моторики;

Воспитательные:

–  воспитание интереса  к русским народным сказкам;

– воспитание умения работать в коллективе;

– воспитание чувства взаимопомощи, доброжелательности;

– воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Оборудование: презентация к занятию «Алёнушка и лиса», листочки на палочках с изображениями признаков осени с обратной стороны, ваза, ленточка, зонтик, листики для фонематического анализа, капельки с изображением зрительных образов звуков А, У, О, корзинки для капелек, грибочки с кармашками, картинки, в названии которых первые звуки - А, О и У, матрешки, 3 корзинки для ковролиновой доски, ковролиновая доска, бревнышки в корзинке, кукла- бибабо «Лиса», проектор, экран.

Ход занятия.

Деятельность логопеда

Деятельность детей.

1. Оргмомент.      

Слайд 1 «Вступление»

– Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

– Послушайте начало сказки и отгадайте, как она называется:

– Жили-были старик со старухой. У них была внучка Алёнушка. Пошла Алёнушка с подружками в лес по грибы...

– Правильно.

– Давайте отправимся в сказку вместе с Алёнушкой?

– В сказку мы попадём, если за волшебной ленточкой пойдем.

–  Встаньте друг за другом. Каждой ногой на ленточку наступайте и садитесь на пенечки.

Логопед разматывает ленточку.

–  Ленточка кончается, сказка начинается.

2. Развитие связной речи.

Слайд 2 «Алёнушка с подружками»

– Молодцы, Алёнушка с подружками уже ждёт нас в осеннем лесу.

– А назвать признаки осени нам помогут листочки. (У логопеда в руках листочки на палочке).

–  Листочек выбирайте и признак осени называйте. Начинайте ответ со слова осенью.

–  Молодец! Поставь листочек в вазу.

–  Мы собрали из листьев настоящий осенний букет!

3. Развитие слухового внимания.

(Звучит шум дождя).

–  Ребята, что вы слышите?

–  А чтобы дождик нас не замочил, давайте сыграем в игру «Солнышко и дождик».

Слайд 3 «Алёнушка с подружками»

Логопед берет зонт.

4. Закрепление зрительного образа звуков.

–  Дождь этот не обычный, а звуковой. Капельки поют гласные звуки.

Логопед кладёт зонт.

Слайд 4: «Капельки» - капельки с символами звуков появляются на экране поочередно.

–  Аня, какой звук поёт эта капелька? И т.д.

5. Развитие силы голоса.

Слайд 5: «Алёнушка одна»

–  Пошёл дождь и все разбежались.

А Аленушка в лесу потерялась,

Алёнушка в лесу растерялась.

Крикнула Алёнушка: «Ау! Ау!

Дом никак я не найду!»

–  Давайте поможем Алёнушке. Я буду звать АУ громко, а вы отзывайтесь тихо.

- Теперь наоборот: я позову тихо, а вы громко.

6. Развитие фонематического анализа и синтеза.

–  Никто не откликнулся Алёнушке. А может быть капельки ей помогут? Подойдите к листочкам. Выложите с помощью капелек слово АУ.

7. Развитие навыка выделения первого звука в слове.

Слайд 6: «Грибы»

–  Никто не отозвался Алёнушке. Посмотрела она вокруг, а грибов видимо-невидимо.

–  Давайте поможем собрать грибочки для Аленушки и ее подружек Ульяны и Оленьки.

Проходите к нашим пенёчкам.

По тропинке мы пойдем,

И грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной.

– Собирать мы будем грибочки-звуковушки. На них есть картинки. Грибочек с картинкой, в названии которой первый звук А, положим Алёнушке, с первым звуком У – Ульяне, а со звуком О – Оленьке. А чтобы вы не перепутали корзинки девочки произносят первый звук своего имени.

8. Физминутка.

Слайд 7: «Медведь»

– Собрала Алёнушка грибы да делать нечего. Забралась она на дерево. А мимо бредёт косолапый...?

–  Мишка поможет Алёнушке, если вы выполните его задание.

– Выходите на полянку делать медвежью зарядку.

– Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит…

Находит в дуплах мёд

И в рот к себе кладёт.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый.

А пчёлы налетают,

Медведя догоняют.

А пчёлы жалят мишку:

«Не ешь наш мёд, воришка!»

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает...

9. Развитие умения дифференцировать короткие и длинные слова.

Слайд 8: «Волк»

–  Пошла Алёнушка с медведем?

–  Ушёл медведь, а тут бежит голодный ...

–  Волк с собой брёвнышки несёт  

По пути всем раздаёт,

И играть с собой зовёт.

 Поиграем?

Логопед раздаёт детям по 2 бревнышка.

– Длинное бревно возьмите в правую руку, а короткое – в левую.

–  Если услышите длинное слово, поднимайте длинное бревно, а если услышите короткое слово, поднимайте короткое бревнышко:

– Мухомор, пень, подосиновик, боровик, мох, волк.

Логопед собирает бревна.

10. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Слайд 9: «Лиса»

–  Пошла Алёнушка с волком?

– А за волком неспеша

 Идёт красавица -- ...?

–  Лисичка добрая. Погладьте её и скажите ласковое слово.

(У логопеда игрушка)

У лисы не хвост, а ... .

Не ухо, а  ...

Не морда, а мордочка.

Не глаза, а …

Не уши, а …

Не лапы, а ...

Слайд 10: «Алёнушка и лиса»

– Не испугалась Алёнушка лисы, с дерева спустилась.

Слайд 11: «Конец»

Привела её лисичка к бабушке и дедушке.

11. Итог занятия.

–  Молодцы ребята! Сегодня мы вспомнили сказку и помогли Алёнушке. В подарок она нам оставила нам угощение.

Слайд 12: «Грибная электричка».

– Пора нам в детский сад возвращаться. Грибная электричка давно уже нас ждёт. Прицепляйтесь, вагончики.

– Давайте попрощаемся с нашими гостями и помашем им рукой.

– До свидания!

– «Алёнушка и лиса»

-- Да.

Идут друг за другом по ленточке. Садятся на стулья.

По очереди выбирают по 1 листочку. Называют признак.

Ставят листочек в вазу.

–  Это дождь пошел.

Танцуют под весёлую музыку, при звуке дождя собираются под зонтом.

Смотрят на экран, Называют звуки: О, А, У, У, А, О

Тихо произносят АУ

Громко произносят АУ

Подходят к столу.

Выкладывают схему на листочках с помощью капелек.

Садятся на стулья.

Поочередно подходят. Называют картинку, называют первый звук и раскладывают грибочки по корзинкам.

–  Медведь.

Встают.

Выполняют движения.

Мальчики изображают медведей, а девочки – пчёлок.

Садятся.

–  Нет, испугалась.

– Волк.

– Да.

Берут бревнышки.

Выполняют задание.

– Нет, испугалась.

–  Лиса.

Гладят лису и называют ласково.

Встают друг за другом.

Прощаются.

Уходят под музыку «Грибная электричка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Особенности логопедических занятий с детьми 3 - 4 лет.

Одним из наиболее сложных видов логопдической работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Малый опыт игровой де...

Асикритова Е.А., Прокофьева Е.М., Попова В.Н. Оорганизация полифункциональной предметно-развивающей среды на логопедических занятиях с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Асикритова Елена Анатольевна, логопед Санкт-Петербургск...

Обобщающее логопедическое занятие для детей средней группы по лексическим темам "Скоро лето, насекомые, полевые цветы"

Обобщающее логопедическое занятие для детей средней группы по лексическим темам "Скоро лето, насекомые, полевые цветы"...

Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.

Конспект содержит:- цель и задачи занятия;- перечень необходимого  оборудования;- перечень используемых технологий;- список литературы   и интернет ресурсов;-описание структуры и ...