"Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в коррекционной школе VIII вида"
статья по теме

Акимова Алия Харисовна

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики

 ГБС(К)ОУ школы-интерната

г. Отрадный

Акимова А.Х.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в коррекционной школе VIII вида.

Одной из главных целей обучения математике в специальной коррекционной  школе  является подготовка учащихся к повседневной жизни. Необходимо  помочь каждому ребенку найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной задачи  необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения, обеспечивающие более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые у учащихся заложены.

Важную роль в жизни ребенка с интеллектуальной недостаточностью  играет его общительность, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия.  Умственно отсталые дети все больше подвержены эгоцентризму, им трудно понимать друг друга, принимать другие точки зрения, принимать критику.

Поэтому  и на уроках математики нужно работать над формированием коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал, т.е. создание коммуникационных приёмов на уроках математики подготавливает ученика к реализации себя в социуме.

Под коммуникативными компетенциями понимается:

– умение строить коммуникацию с другими людьми;

– взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

– владеть языком как средством коммуникации;

– ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях;

– занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей и др.

Все коммуникативные компетенции условно можно разделить на блоки (по Л. Михельсон):

  • Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.
  • Реагирование на справедливую критику.
  • Реагирование на несправедливую критику.
  • Реагирование па задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
  • Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
  • Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет».
  • Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
  • Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.
  • Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.

Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др.). Данные приёмы я используются в своей работе. Покажу это на примере:

  1. Использование на уроках математических софизмов.

Работа в начале урока

Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило.

  1. Определения математических понятий, чисел  (целые, дробные и т.д.)

По карточке  необходимо сдать учителю зачет по устному счету, например, таблицу       умножения или деления (при выполнении задания учитывается затраченное время).  

  1. Решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением.

Первый ученик читает задачу, второй ученик слушает.

Второй ученик читает эту же задачу, первый ученик слушает.

Первый ученик называет условие задачи; напарник дополняет, корректирует.

Второй ученик называет вопрос задачи.

Ребята обсуждают решение задачи, записывают решение и ответ на черновик. Затем обращаются к той паре, которая уже решала эту задачу, те проверяют, задача решена верно или неверно. Если что-то неверно, пара заново работает по этому алгоритму.

  1. Использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе.

Групповая работа  -  это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности. 

 Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.

  1. Постановка проблемы.

Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их.

  1. Дидактические игры: шарады, загадки, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей с нарушением интеллекта, повышает уровень креативности.
  2. Взаимопроверки индивидуальных заданий.

В паре один ученик читает задания своей карточки и следит за тем, чтобы его напарник     давал правильный ответ, если ответ неверен, напарник его исправляет; затем ребята меняются ролями.

  1. Элементы здоровьесберегающих технологий.

Элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель: укрепление здоровья учащихся, помощь детям на протяжении всего урока оставаться активными и неуставшими,  могут способствовать также и развитию речи детей. Например, комплекс физминуток, рекомендованный САН-ПиНом, если  во время физпаузы обязательно произносить  какой-либо текст.

  1. Итог подводим по традиционной схеме:
  • Я знаю, что…
  • Я понял, что…
  • Мне понравилось…
  • Было трудно…

Для формирования коммуникативных компетенций необходимо соблюдать несколько условий:

– Создавать ситуации, вызывающие у ученика потребности высказываний.

– Подбирать задания по интересам учащихся.

–Учебная книга должна дать образцы языка, т.е. вооружить средствами математического языка.

–Совершенствовать теоретические знания о математическом языке, его закономерностях.

Результативность:

Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в ПТУ.

У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников.

Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в коррекционной школе VIII вида

Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: "Нахождение 1% числа". Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Урок математики в коррекционной школе VIII вида с элементами профессиональной подготовки.

Трудовое обучение в  коррекционной школе  ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на ...

Тема: «Экономическое воспитание на уроках математики в коррекционной школе VIII вида»

Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, человек не может обойтись в ней без экономических...

Урок математики. Специальная коррекционная школа VIII вида

Тип урока: Урок – путешествие. Тема: Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд. Цель: закрепить умение складывать и вычитать трехзначные числа без перехода через разря...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках математики в коррекционной школе"

Задачей педагогики и вообще процесса школьного развития и обучения является разностороннее развитие личности. А главной задачей, стоящей перед коррекционной школой, является задача воспитания социальн...