Технология коррекционной работы по преодолению страха на занятиях по изодеятельности
консультация на тему

Хайбуллина Альбина Асафовна

преодоление страха с помощью рисунка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология коррекционной работы по преодолению страха на занятиях по изодеятельности

Согласно взглядам Л.С. Выгодского, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьева и других известных отечественных психологов, психика ребенка наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности: учебной, трудовой, игровой, изобразительной и т.д. Мы остановимся, подробнее, на изобразительной деятельности, которая включает в себя многие компоненты психических процессов и является одним из важных факторов формирования личности ребенка. Еще академик Бехтерев писал о том, что «детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики»

Исследователи рассматривают изобразительную деятельность в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения и как средство коррекционной работы. Через рисунки детей можно лучше понять их интересы, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания. Изобразительная деятельность предоставляет возможность для развития у детей воображения, гибкости  и пластичности мышления. Дети, которые любят рисовать, отличаются большой фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкости суждений. Они могут четко представить себя на месте того или иного человека, или персонажа рисунка, выразить свое отношение к нему. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами. Это позволяет использовать рисование детей в терапевтических целях по преодолению их страхов. Отождествляя себя с положительным героем – сильным и смелым, рисующий ребенок борется со злом: отрубает голову дракону, побеждает врага с помощью всевозможных фантастических хитростей, защищает своих близких. В его рисунке нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы противостоять злу и насилию. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страха, что имеет немаловажное значение для его психического развития. Как для выработки иммунитета от инфекционных заболеваний вводится вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. На занятиях по изодеятельности, на которых проводится коррекционная работа по преодолению страха, ребенку дается задание - изобразить свой страх на листе бумаги. На повторном занятии ребенку предлагается подумать и изобразить на обратной стороне того же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, а ребенок, размышляя над своим страхом,  самоизлечивается. При отказе от рисования психолог или педагог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: « Вот видишь, от злого чудовища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы на него подуем и страх испарится.» Этот прием работает безотказно и его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.

Существует множество других приемов и способов достижения этого необходимого эффекта преодоления страха: закрашивание « страшного», уничтожения «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т.д.), превращение «страшного» в «смешное», украшение мрачного, преобразование в красивое и т.д.  Рисование на тему: «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх педагогом не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже реализован, как нечто происшедшее, фактически случившееся. Тем самым, остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, что способствует потере аффективного, травмирующего звучания страха в психике ребенка. Кроме того, для ребенка очень важно, что это задание дал педагог, которому он доверяет и само занятие происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны. Тема « Самое плохое или хорошее» представляет возможность выбора событий, происходящих с детьми. Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждой группе или в классе найдется несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить темой для дальнейшей беседе с ними. К наиболее информативным рисункам  относится рисунок на тему: « Семья». Вначале работы дается инструкция нарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать возможность не только объективного отражения семейной ситуации, но и установку на изменение в благоприятную для ребенка сторону. В  рисунке все имеет значение: и порядок, и близость расположения фигур, и особенно место, где находится сам ребенок, между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживает внимание и размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье и авторитетом для ребенка.

Следующим этапом рисования является коррекционная работа по устранению всех страхов, которым подвержен ребенок. Для этого в индивидуальной беседе, которую проводит педагог необходимо выяснить, какие страхи беспокоят ребенка. Составив список страхов у каждого ребенка, педагог дает задание нарисовать их. Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут. На одном занятии можно рисовать, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован и один. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как « мысли о том, как изобразить страх, подразумевает встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе как предполагает А.И. Захаров уменьшает остроту его восприятия».

Важно каждый раз педагогу выражать одобрение по поводу того, что ребенок справился с заданием, потому что гордость за это в известной мере является антиподом страха, повышает чувства собственного достоинства, активность и уверенность в себе. Ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка: «боится он еще или нет» и заверять о прекращении страха сразу же после рисования. Это будет выражением недоверия, в то время как ребенок нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх.

Некоторые дети долго не могут начать рисовать, постоянно спрашивают «а как?», в чем отражается их неуверенность и тревожно-мнительный настрой. Допускается незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. При рисовании исключаются темы смерти, так как абстрактные категории наиболее трудны для отображения и к тому же по мере прорисовки других, связанных с ними возрастных страхов, они  сами по себе теряют свое аффективное звучание. Остальные страхи рисуются без исключения, поскольку их частичное изображение может  свести  на  нет  уже  достигнутые  детьми  результаты  по преодолению этих страхов.

Через  несколько дней необходимо провести обсуждение рисунков. Конечно, проще провести его со всеми детьми вместе, но вследствие развития у детей эффекта подражания, большинство из них при всех безоговорочно согласятся с отсутствием страхов, что не всегда соответствует действительности. Поэтому обсуждение проводится с каждым из них в отдельности. Последовательно показываются рисунки с изображенными на них страхами и задается вопрос о том, боится ли  ребенок их или нет.

Чтобы не допустить внушение страха, необходимо внимательно следить за тональностью голоса, избегая его акцентирования. «Отрицание страха необходимо закрепить похвалой – советует А.И. Захаров. Если же страх сохраняется, то это также находит понимание и поддержку педагога. Тем самым выражается уверенность педагога, его оптимизм и устраняется чувства вины.» Оставшиеся  страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся. Педагоги, воспитатели, использовавшие данную методику рисования в своей работе, отмечают ее эффективность. У некоторых детей страхи могут остаться. Почему?

Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства, навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие достаточных защитных сил у ребенка, а также недоверчивость и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей, детей, чьи родители конфликтны между собой, а также детей больных неврозами или хроническими соматическими заболеваниями, или клиническими заболеваниями, которыми уже занимается специальная педагогика. На ранних этапах своего развития спецпедагогика рассматривала рисование как средство благотворного влияния на общее состояние ребенка с интеллектуальными нарушениями в развитии, и в частности, на их эмоциональную и опорно – двигательную сферу. Чуть позже ее стали применять в диагностике и благодаря психолого–педагогическому изучению особенностей графической деятельности умственно отсталых детей отечественными учеными   стало возможным обучение таких детей рисованию, которое стали считать одним из важных коррекционных средств. Рисунок легко поддается точной регистрации и всестороннему анализу. Это обстоятельство давно привлекло внимание многих специалистов, пытавших установить корреляцию (соотношение между рисунком и состоянием интеллекта). Анализом детских рисунков с целью выявления умственной отсталости занимались исследователи еще в 20е годы ( А.М. Шуберт ), а использовать рисование как средство диагностики и показатель динамики развития детей с интеллектуальными нарушениями в развитии стали позднее А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, Е.Н. Правдина-Винарская и др. На необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения личности ребенка указывали Л.В. Занков, Н.П. Саккулина, О.В. Правдина, Т.Н.Головина, С.Д. Забрамная и др. Исследователи отмечали, что рисунки, выполненные детьми с интеллектуальными нарушениями в развитии носят специфический характер. Н.К. Саккулина писала: «Чем глубже задержка умственного развития, тем позже и с большим трудом осваивают дети предметное рисование. Среди детей глубоко умственных в возрасте 8-9 лет встречаются такие, которые не в состоянии нарисовать ничего отчетливо». Их рисунки состоят из разнообразных повторяющихся элементов (кругов, черточек, точек и т.п.), а иногда просто каракулей, неопределенных образований. Если нормальный ребенок (1кл.) может нарисовать фигуру человека, то рисунки аномальных детей не отражают в основном признаки человеческой фигуры и построены по типу «головонога», что в норме соответствует младшим дошкольникам. Для рисунков олигофренов в степени неглубокой имбицильности характерно: ограниченность тематики, крайняя примитивность изображения, отсутствие логической связи между изображенными объектами, использование преимущественно одного или двух цветов, контурная раскраска или ее полное отсутствие. Очевидно, что использовать полностью все методики по преодолению страхов у аномальных детей на занятиях по изодеятельности невозможно из-за неумения таких детей самостоятельно приступать к рисованию, отсутствия у них предметного изображения, неразвитого воображения, ограниченного использования ранее усвоенных графических элементов. Но использовать графический рисунок в диагностических целях возможно. Важно только учитывать то, что во время рисования детям данной категории свойственны повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость,   и даже возможно появление аффективных состояний. Это необходимо учитывать как при диагностике детских страхов, так и в коррекционной работе. Примерное  время выполнения рисунка на коррекционном занятии – 10 мин. Очень важно наблюдать за процессом рисования - это поможет педагогу полнее раскрыть  состояние ребенка, пребывающем в страхе и поможет в выборе методики по преодолению этого страха. Страхи рисуются карандашами, фломастерами, красками – для детей должна быть предоставлена возможность выбора материала, облегчающая саму процедуру рисования. Не нужно бояться некоторого оживления страха, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного его устранения. Гораздо хуже, если страхи останутся в психике ребенка, готовые снова вспыхнуть в любой момент. Необходимо учитывать, что у детей с интеллектуальными нарушениями страхи устойчивы и продолжительны по времени, поэтому на их устранение необходима систематическая и продолжительная коррекционная работа. Педагогу, работающему с такими детьми на коррекционных занятиях важно создать атмосферу доверия, высокой терпимости и понимания ребенка. Главное для него – помочь ребенку справится со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие и устранить те страхи, которые мешают ему достичь психического комфорта. Эффективная роль изобразительной деятельности в такой работе велика и многогранна и ставить точку в исследованиях по использованию ее возможностей еще рано. Педагоги – дефектологи, психологи продолжают вести активный поиск научно-обоснованных методов диагностики и коррекции с использованием изобразительной деятельности по преодолению страхов у детей с интеллектуальными нарушениями в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по преодолению дисграфии с применением элементов конструктивно развивающих игр

Методические рекомендации, по предупреждению и устранению дисграфии в школьных коррекционных учреждениях....

Приёмы коррекционной работы по преодолению нарушения чтения у обучающихся школы VIII вида

В работе представлены теоретический материал о  нарушение чтения у  младших школьников  и практические приёмы коррекционной работы по его преодолению....

Обмен опытом. Инновационные технологии коррекционной работы в коррекционной школе.

В педагогике современной школы ключевым словом образовательного процесса  является развитие личности. От того, как личность человека сформирована в школе в процессе обучения различным дисциплинам...

Организация коррекционной работы по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся в области математики

Низкий интеллектуальный уровень учащихся-осуждённых обусловлен семейным неблагополучием, негативным жизненным опытом, влиянием окружения. Пребывание в среде со специфической субкультурой, уголовными т...

Статья "Современные технологии коррекционной работы детей с РАС и ТМНР"

Соременные технологии реализации АООП Вариант 2...

«Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»

Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету...