"Ценностная значимость формирования толерантности у учащихся во внеурочное время" - выступление на ШМО воспитателей.
методическая разработка (7, 8, 9 класс) по теме
Формировать толерантность - значит помогать детям входить в мир с признанием его многообразия. Это особенно важно в наше время, в котором наметилось провостояние по национальному, религиозному признаку, нежелание принять личность, которая отличается от тебя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
|
«Ценностная значимость формирования толерантности у учащихся во внеурочное время» |
(выступление на методическом объединении воспитателей) |
Джанаева С. А., воспитатель ГКС(К)ОУ «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г. Моздок. |
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
(А. де Сент Экзюпери)
Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Прелесть современного мира именно в многообразии, многогранности. Не все это могут понять и принять.
Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.
Ценностная значимость толерантности
- Уважение к разнообразию различных мировых культур ;
- Устойчивость гармонии между различными этническими группами, религиозными конфессиями;
- Правильное понимание самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
В настоящие время пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Наверно потому, что проще объяснять детям, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами.
Фундаментальные принципы толерантности:
1. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь
2. Конфликт-это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.
3. Социальная ответственность и способность каждого осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.
В школе проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. « Проводятся классные часы, посвященные проблемам толерантности. Ведутся исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.
Проявлять толерантность – это, значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.
Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, она обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства.
1 Понятие «толерантность» и «интолерантность»
2 Черты толерантной личности.
3.Толерантность в отношениях в вашей семье.
5.Понятие насилия, национализма, расизма, экстремизма. (Беспокоит тот факт, что даже в нашей школе многие ребята не хотели бы, чтобы представители других национальностей проживали с ними в одном городе и учились в одной школе, хотя допускают, что в числе друзей они могут быть.)
Анкетирование:
1. Какой ты национальности.
2. Есть ли у тебя друзья другой национальности
- У 10 % детей нет.
3. Важно ли вам какая национальность у твоего друга?
- у 38 % детей – ВАЖНО.
4. Существуют ли плохие и хорошие национальности?
--10% считают, что существуют.
5. Считаете ли вы, что ум, честь, порядочность, доброта зависят от национальности?
- 30% ответили, что ДА.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие – не только изменяет отношение человека к физическому миру, но сказывается также на отношениях с людьми. Дефективный ребе...
Формирование толерантности у учащихся на уроках английского языка
"Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. "...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246360-1366560474.jpg)
Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время
В современном мире возрастает актуальность экологических знаний. Негативные последствия антропогенного влияния становятся очеви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-323600-1383062125.jpg)
Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"
Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-51102-1355229885.jpg)
Проведение фонетических зарядок во внеурочное время (семинар-практикум для воспитателей ГПД)
В статье описываются требования к проведению фонетических зарядок....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-169711-1356376662.jpg)
Подготовка к ГИА – 2020 на уроках и во внеурочное время. Выступление на педагогическом совете 18.02.2020
Выступление на педагогическом совете 18.02.2020 Подготовка к ГИА - 2020 на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы с маломотивированными учащимися...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-703985-1449422902.jpg)
Доклад на городском объединении воспитателей "Формирование читательской грамотности учащихся средствами внеурочной деятельности в ГПД"
Доклад о работе в ГПД с учащимися начальной школы...