Работа логопедической службы по сопровождению замещающих семей.
консультация на тему

В статье описан опыт работы логопедической службы Центра помощи детям с ОВЗ сзамещающими семьями, которые готовятся принять детей с речевыми расстройствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В условиях реализации ФГОС ДО специалисты ГКУСО РО «Ростовский центр помощи детям № 4» у уделяют особое внимание работе с будущими родителями наших воспитанников, что соответствует одной из задач Стандарта – «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию и оказавшиеся в детском доме, а затем в замещающей или кровной семье, требуют особого внимания. Самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III — V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией (Стребелева Е.А.).

В связи с этим, у большинства наших воспитанников имеются речевые нарушения различной этиологии. У детей отмечается замедленный темп речевого развития.
Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.
Импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи
Экспрессивной речи воспитанников свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, инактивность
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций.

У значительной части детей наблюдается системное нарушение речи. Категория этих детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто невыгодность этих детей к обучению в условиях массовой школы. Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико- фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, в связи с этим дети испытывают выраженные трудности в усвоении навыков чтения и письма.

Данные особенности речевого развития воспитанника детского дома требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, создания благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, подбора соответствующих программ и способов обучения. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.

 При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия.

 Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.

На начальном этапе важно установить дружеские, доброжелательные отношения с родителями, чтоб была возможность  наиболее полно познакомить их с особенностями развития их ребенка, нацелить на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.
Необходимо донести до родителей, что наши воспитанники - дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия.
Групповые и индивидуальные консультации нацелены на подготовку приемных и кровных семей к возможным трудностям в воспитании  и обучении детей,  на грамотный подход  в преодолении этих трудностей.
Присутствие будущих родителей на логопедических занятиях позволит им  понять специфику коррекционной работы, а также легче освоить содержание и формы  с детьми .
Возможно использовать помощь родителей в выполнении домашних заданий  во время гостевого режима воспитанника в семье. Это позволит воочию увидеть пробелы в знаниях ребенка и способы их преодоления.

При оформлении ребенка в семью выдается логопедическое заключение. Большинство будущих родителей интересуется проблемами речевого развития ребенка. Проводятся консультации с логопедом. По мере необходимости даются рекомендации по адаптации наших воспитанников, по предупреждению и (или) преодолению трудностей, возникающих при обучении в образовательных учреждениях. (см.Приложение).

После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу.
И семьи сталкиваются  с проблемой  адаптации ребенка к новым условиям. У детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности.
На данном этапе специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать  педагогов ДОУ, школьных педагогов и родителей.
Задача логопеда – помочь предупредить и  нейтрализовать негативные проявления дезадаптации.
Возможно дистанционное или выездное консультирование специалистами детского дома как родителей, так  и педагогов образовательных учреждений.

Таким образом, систему взаимодействия логопедической службы детского дома и принимающих семей можно условно разделить на три этапа, что показано в виде модели:

Модель взаимодействия логопедической службы специального (корр.) детского дома №4 и принимающих семей.

Приложение:

1.Памятка для родителей, чьи дети имеют речевые нарушения.

2.Консультации для родителей:
«Если ваш ребенок не говорит (ранний возраст)»
«ММД и нарушения речи»

3. «Проблемы адаптации»

  1. Дорога к правильной речи – длинная, долгая. Запаситесь терпением.
  2. В пути будут трудности, усталость. Не поддавайтесь сами и не идите на поводу мимолетных капризов ребенка. Очень важно не упустить драгоценное время, когда можно всё поправить.
  3. Многие проблемы решаются на уровне медицины. Правильная диагностика и правильно подобранное лечение решает большинство речевых проблем.
  4. При оформлении ребенка в образовательное учреждение поинтересуйтесь, есть ли там логопед.
  5. Ни один логопед не сможет самостоятельно устранить речевые нарушения. Только вместе: вы, ребенок и логопед. Логопед – проводник, дорога к правильной речи – ваша.
  6. Наши дети – особенные дети. Имея сочетанные нарушения развития, им гораздо труднее заниматься и учиться. Им требуется больше усилий, времени, помощи извне.
  7. Не требуйте от них слишком многого. Подбирайте задания по силам, с постепенным усложнением материала.
  8. Успешность занятий напрямую зависит от их систематичности.
  9. Особое внимание нужно уделить подготовке к школе, даже если речь ребенка уже соответствует возрасту.
  10. Подружитесь с первым учителем (очень пригодится!). Чаще интересуйтесь у него успехами и трудностями вашего ребенка, ищите вместе пути их преодоления.
  11. Обращаться к специалистам нашего Центра, в том числе к логопедам, по интересующим вас темам можно и нужно. Мы с радостью ответим на все ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа логопедической службы по сопровождению замещающих семей. Выполнила: учитель-логопед Иткина Н.Н.

Слайд 2

В условиях реализации ФГОС ДО специалисты ГКУСО РО «Ростовский центр помощи детям № 4 » уделяют особое внимание работе с будущими родителями наших воспитанников, что соответствует одной из задач Стандарта – «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Подавляющее большинство детей, поступивших в приемные семьи составляют дети из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей, в связи с отбыванием срока наказания в местах лишения свободы; либо в связи с уклонением родителей от воспитания. Самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III — V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма : обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией( Стребелева Е.А.). В связи с этим, у большинства детей отмечаются речевые нарушения различной этиологии. У детей отмечается замедленный темп речевого развития. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. Импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи Экспрессивной речи воспитанников свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов , инактивность Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается системное нарушение речи. Категория этих детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто невыгодность этих детей к обучению в условиях массовой школы. Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико- фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, в связи с этим дети испытывают выраженные трудности в усвоении навыков чтения и письма.

Слайд 3

Данные особенности речевого развития воспитанника детского дома требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, создания благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, подбора соответствующих программ и способов обучения. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия. Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.

Слайд 4

На начальном этапе важно установить дружеские, доброжелательные отношения с родителями, чтоб была возможность наиболее полно познакомить их с особенностями развития их ребенка, нацелить на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля. Необходимо донести до родителей, что наши воспитанники - дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия. Групповые и индивидуальные консультации нацелены на подготовку приемных и кровных семей к возможным трудностям в воспитании и обучении детей, на грамотный подход в преодолении этих трудностей. Присутствие будущих родителей на логопедических занятиях позволит им понять специфику коррекционной работы, а также легче освоить содержание и формы с детьми . Возможно использовать помощь родителей в выполнении домашних заданий во время гостевого режима воспитанника в семье. Это позволит воочию увидеть пробелы в знаниях ребенка и способы их преодоления.

Слайд 5

После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу. И семьи сталкиваются с проблемой адаптации ребенка к новым условиям. У детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности. На данном этапе специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать педагогов ДОУ, школьных педагогов и родителей. Задача логопеда – помочь предупредить и нейтрализовать негативные проявления дезадаптации . Возможно дистанционное или выездное консультирование специалистами детского дома как родителей, так и педагогов образовательных учреждений.

Слайд 6

Принимающая семья Логопедическая служба III этап . Участие в патронаже . в постинтернатном сопровождении воспитанников ( мониторинг , взаимодействие с семьей , со специалистами ОУ) . II этап . Логопедическое заключение . Рекомендации и консультации : 1) по речевому развитию ; 2) по адаптации ; 3) по предупреждению и( или ) преодолению трудностей в обучении в ОУ. I этап . Установление контакта . Консультирование . Присутствие родителей на логопедических занятиях . Привлечение родителей к выполнению заданий

Слайд 7

Приложение: 1.Памятка для родителей, чьи дети имеют речевые нарушения. 2.Консультации для родителей: «Если ваш ребенок не говорит (ранний возраст)» «ММД и нарушения речи» 3. «Проблемы адаптации» Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

  1. Дорога к правильной речи – длинная, долгая. Запаситесь терпением.
  2. В пути будут трудности, усталость. Не поддавайтесь сами и не идите на поводу мимолетных капризов ребенка. Очень важно не упустить драгоценное время, когда можно всё поправить.
  3. Многие проблемы решаются на уровне медицины. Правильная диагностика и правильно подобранное лечение решает большинство речевых проблем.
  4. При оформлении ребенка в образовательное учреждение поинтересуйтесь, есть ли там логопед.
  5. Ни один логопед не сможет самостоятельно устранить речевые нарушения. Только вместе: вы, ребенок и логопед. Логопед – проводник, дорога к правильной речи – ваша.
  6. Наши дети – особенные дети. Имея сочетанные нарушения развития, им гораздо труднее заниматься и учиться. Им требуется больше усилий, времени, помощи извне.
  7. Не требуйте от них слишком многого. Подбирайте задания по силам, с постепенным усложнением материала.
  8. Успешность занятий напрямую зависит от их систематичности.
  9. Особое внимание нужно уделить подготовке к школе, даже если речь ребенка уже соответствует возрасту.
  10. Подружитесь с первым учителем (очень пригодится!). Чаще интересуйтесь у него успехами и трудностями вашего ребенка, ищите вместе пути их преодоления.
  11. Обращаться к специалистам нашего Центра, в том числе к логопедам, по интересующим вас темам можно и нужно. Мы с радостью ответим на все ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы службы сопровождения замещающих семей КГКУ Детский дом 20

В статье представлен опыт работы службы сопровождения замещающих семей, описаны основные направления и формы работы с опекунами, попечителями и подопечными детьми...

Организация работы Службы сопровождения замещающих семей

Представление модели работы Службы сопровождения замещающих семей в рамках Ресурсного центра семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МОУ "Детский до...

Служба сопровождения замещающих семей

Разработка и внедрение системы психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей на базе Центра...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста

  ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...