Развитие пространственной ориентировки
консультация на тему

Бородулина Татьяна Сергеевна

Игровые упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_prostranstvennoy_orientirovki.docx482.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие пространственной ориентировки

        Знакомя ребёнка с окружающим пространством, необходимо научить его обращать внимание на важные детали. Чтобы воспитать у ребёнка более широкий взгляд на пространство необходимо   использовать игры.

Я предлагаю для вашего внимания несколько простых игровых упражнений:

 «Обезьянки»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д

 «Что изменилось»

 Цель: научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

Комната куклы со всей обстановкой

На столе устроена комната куклы со всей обстановкой. Дети делают в ней перестановку. Ребенок (отгадывающий) должен сказать, как стоял тот или иной предмет и что с ним сделали. Например: , «Стул стоял слева от стола, а сейчас его поставили к окну» и т.д. . Когда дети усвоят правила и игровое действие, можно сделать 2-3 перестановки.

  «Магазин»

Цель: Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому

В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой.  У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)

Игра с мячом. Взрослый говорит:

– Над окном.

Ребенок:

– Под окном.

К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – …

Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т.д.

Игра «Транспорт»

Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

 Шаги»

Цель: определение пространственных направлений в процессе передвижения

 Взрослый предлагает задание: «Пройти от дивана до двери» и дает словесный инструктаж «3 шага вперед, повернись направо, 1 шаг вперед, повернись налево, 1 шаг вперед». И т. д. Игра «Поймай звоночек»

Цель: развивать у детей быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал при ориентировке в пространстве.

 На ленту или веревочку, расположенную выше роста детей, привязывают звоночек. Ребенку предлагают внимательно посмотреть на его расположение и затем с закрытыми глазами поймать звоночек и позвонить. Предварительно несколько раз кружат, что, несомненно, осложняет выполнение предложенного задания.

Игры со схемами

Упражнение «Найди домик»

Цель. Закреплять умение соотносить схемы с изображением, отмечать на карте места расположения ориентиров и словесно обозначать их.

Ребёнку предлагают найти в домик в котором живет белочка, для этого он послеживает путь белочки по схеме

"Разведчик"

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

"Куда прилетела божья коровка"

Цель: учить ориентироваться в клеточном поле

У детей цветные полянки и плоскостная божья коровка. Педагог даёт инструкцию: божья коровка полетела на 4 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем на каком цветке она остановилась.

Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.

Также помогают ребёнку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги : лабиринты, мозаика, рисование под диктовку по клеточкам (одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо и т.д.), самые разные конструкторы.

 Главное, чтобы ребёнку было не только полезно, но и интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи

Воспитание и обучение детей с нарушениями речи, предполагает проведение коррекционной работы. Определённое место в системе коррекционного обучения занимает формирование восприятия пространства и навык...

Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей"

Конспект открытого занятия на тему "Развитие самоконтроля, восприятия, памяти, внимания, пространственной ориентировки, математических способностей" для детей с ОВЗ....

Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В данном документе представлена методическая разработка по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности, такими как...

Коррекционное занятие по развитию пространственной ориентировки для детей подготовительной группы"Путешествие в Мультляндию"

Цельформирование  умнения  осматривать расчлененную   орнаментальную форму, выделять ее части , воссоздавать простанственное  расположение , зрительного анализа цветовых сочет...

Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.

Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.Задачи:  1.Коррекционно-обучающие:развивать пространственную ориентировк...

мастер класс для воспитателей "Игра девять клеток" для развития пространственной ориентировки у дошкольников"

Материал содержит практические советы по проведению дидактической игры, способствующей развитию пространственной ориентировки дошкольников....