Плодородие земли
план-конспект урока (8 класс) по теме

Новикова Надежда Яковлевна

В уроке даётся анализ состава почвы. Какие компоненты указывают на плодородие почвы, как сохранить  и примножить плодороде земли? Как человек может разрушить плодородную почву своим безответственны поведением? Эти вопросы отражены в уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plodorodie_zeli.docx16.71 КБ
Файл plodorodie_pochvy.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Плодородие земли», 8 класс

Цель: формирование понятия плодородия земли.

Задачи:

1 Образовательная: активизация знаний о составе земли, о видах земель.

2 Коррекционная: расширение активного словаря, развитие связной речи,

коррекция внимания.

3 Воспитательная: воспитание любознательности, интереса к труду.

Материалы и оборудование. Дерновая земля, торф, песок,  контейнеры для перемешивания земли, совки, ящики для посадки рассады.

Наглядные пособия. Пособие «Образование торфа», глина, полусгнившая древесина, земля.

Словарь:

-листовая земля,

- дерновая земля,

-перегной, перегнивать,

-торф,

- навоз,

-торфяная земля,

- песок,

- глина,

- почва

Тема урока: «Плодородие земли».  

 Ход урока

1 Организационный момент. Проверить готовность класса к работе. Надеть учащимся  спецодежду.

2.Учитель. Ребята, отгадайте загадку?

Весь мир кормлю, а сама не ем.  (Земля).   Действительно,  земля кормит.  Недаром в народе говорят: земля – кормилица. Как удаётся земле на протяжении многих  сотен лет кормить и сохранять свои силы? Сегодня на уроке мы будем говорить о земле и её плодородии. Что мы называем землёй или почвой? Какую почву мы называем плодородной?

  Тема урока: «Плодородие земли».

Работа с карточками.

 Учитель. Работа с карточками №1(презентация  слайд №1)

Задание учащимся. Прочитать по стрелкам и вставить пропущенные слова.  (Почва – это верхний рыхлый слой земли. На почве могут расти растения . Почва темного цвета).

Учитель.  Какого цвета почва? (тёмного). Что окрашивает почву в тёмный цвет? (перегной).Вывод:  перегной  -  это часть почвы.

 В почве находятся корни и стебли погибших растений. Эти корни и стебли постепенно темнеют, становятся мягкими и перегнивают. Из них образуется перегной. ( Учитель демонстрирует  полусгнившую древесину остатки не перегнивших  растений в почве).

 Работа с карточками (презентация слайд 2).

Задание учащимся. Прочитайте текст  и продолжи предложение.(Перегной – это перегнившие корни и стебли растений. Перегной окрашивает почву в тёмный цвет. Перегной – это питание для растений.)

Учитель. Плодородие почвы связано с наличием в почве перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Вывод:

Основное свойство почвы – плодородие, или способность обеспечивать растения питанием и другими условиями для роста. Плодородие почвы связано с наличием в почве перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Учитель. Какие ещё условия для роста растений обеспечивает почва? (воздух, вода).

Вывод:

Плодородная почва должна быть питательной, рыхлой и удерживать воду.

Учитель раздаёт учащимся карточки с пословицами  и просит  объяснить их  смысл

Пословицы :

-где нет земли, там нет травы;

-цена земли – цена плодородию;

-богатство соразмерно с  плодородием земли;

-какова земля, таков и хлеб;

-земелька чёрная, а хлебец белый.

Физкультминутка.

Практическая работа: составление земельной смеси.

 Учитель. Ребята, посмотрите, как растут растения на земле, купленной в магазине и на земле, которую мы заготовили (демонстрация заранее подготовленных посевов на разной земле). Где лучше?(показывают на образец).  Какая земля плодороднее? (купленная в магазине). Посмотрите, наша земля тяжелая, а магазинная легкая (демонстрация  земли, заготовленной на пришкольном участке и земли, купленной в магазине на основе торфа). Но и нашу землю можно улучшить. Добавим в нашу  землю, заготовленную на пришкольном участке, землю,  купленную в магазине. Возьмём 1 часть нашей земли и 1 часть магазинной земли. Наша земля станет легче, питательнее, значит плодороднее.

Охрана труда. Работаем в спецодежде. Соблюдаем дистанцию. Инструменты используем исправные и по назначению.

(Учащиеся выполняют практическую работу: составление земельной смеси).

 Учитель. Чтобы почва оставалась в силе, и сила её возрастала, в почву надо вернуть отнятые растениями её части. В почву вносят удобрения. Какие вы знаете удобрения? (торф, навоз).

(Презентация слайд 3,4, слайд 5)

Задание учащимся. Объясните смысл пословиц:

-- землю удобряй заранее;

-лошадь любит овёс, а земля навоз;

-в землю не положишь, и с земли не возьмёшь;

-возвращай земле долг, и будет толк;

-кто земле даёт, тому земля втройне отдаёт

Учитель. Почва – это часть природы. Как часть природы она нуждается в охране. Почву нельзя загрязнять отходами, мусором. От мусора, разбросанного на почве,  могут страдать растения, животные, птицы, и даже человек. Мусор собирают в отдельных местах в баках с крышкой и по мере накопления вывозят.

 (Презентация слайд 6.)

Итоги.

Учитель. Какое основное свойство почвы? (плодородие). Какая почва плодороднее? (в которой больше перегноя). Как сделать почву плодороднее? (добавить плодородную землю, внести удобрения). Почему нельзя загрязнять почву мусором? (от мусора страдают растения, животные, птицы).

Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почва – это верхний рыхлый слой земли На почве могут расти растения Растения дают урожай Под почвой находятся глина, песок, камни

Слайд 2

Перегной это перегнившие корни и стебли растений Перегной окрашивает почву в тёмный цвет Перегной это питание для растений

Слайд 3

Торф состоит из остатков давно сгнивших растений Торф образуется на болотах

Слайд 4

Навоз

Слайд 5

Навоз бывает конский, коровий, свиной и овечий. Конский навоз собирают на конюшнях, коровий на молочных фермах, свиной на свинофермах, овечий на овцефермах

Слайд 6

Засорение земли мусором