Практико-ориентированное обучение по адаптированным программам как инструмент социализации.
учебно-методический материал на тему

опыт работы с учащимися ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированное обучение по адаптированным программам

 как инструмент социализации

  В  настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273  установлено:  « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  определяются  адаптированной образовательной программой, 

Таким образом, целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Практика показывает, что большинство учащихся  с ограниченными возможностями здоровья из неблагополучных семей.

Где,  как не в школе,  эти дети получат знания и сформируют умения, которые  помогут  в дальнейшем им  ориентироваться в обществе,  в выборе профессии, жить в коллективе.

 Для достижения вышеперечисленных целей  я применяю   разные педагогические технологии.

Считаю, что для успешной социализации, эффективным является  практико –ориентированное обучение, где ученик перестает быть пассивным преемником, а становится активным участником образовательной деятельности, и это приводит  к более прочному усвоению информации. А  главной особенность практико –ориентированного обучения является  связь с жизнью,  которая, способствует социализации.

Как учитель естественных наук ( химии и биологии )  я поставила цель: усилить роль практической направленности изучаемого материала, через практико-ориентированное обучение.

Большинство умений и навыков, необходимые в жизни человека формируется на уроках биологии и химии, а главным источником их формирования является практическая деятельность.

Основным девизом своей деятельности считаю:   « расскажи мне и я забуду, покажи мне и я забуду , дай сделать мне самому и я запомню».

 Для достижения данной цели  и организации практико –ориентированного обучения на своих уроках  применяю следующие    формы, приемы и методы работы:

1. Метод моделирования ( данный метод позволяет  учащимся т увидеть то, что они не могут представить себе, так как не развито абстрактное мышление   ( моделирование молекул веществ, разных видов клеток и др.)

2. Непосредственно к практико –ориентированному обучению отношу  проведение практических , лабораторных, экспериментальных работ.    Большинство этих работ приходятся  на 1 и  4 четверть,  когда с учащимися можно выполнять садово- огородные работы.  

3. Организация экскурсий на  животноводческие комплексы.  Биологии  8 класс, раздел «Сельскохозяйственные животные»  позволяет  организовать экскурсии, которые   формируют представления о разных профессиях.

4. Нестандартные формы уроков можно отнести к практико- ориентированному обучению

  • игра «Вертушка» (применяю когда практическая деятельность  в данных условиях не всегда доступна. Химия 9 класс тема «Способы выведение пятен средствами бытовой химии.»

  • Урок мини - проектов ( биология  тема «Хищные домашние животные( кошка, собака)  Проектирование плана -задания  содержание домашних любимцев

5.  Интегрированные уроки ( Биология 9 класса «Человек» позволяет проводить практико -ориентированные уроки совместно с медицинским  работником)

Темы: Кровяное давление. Пульс, Первой помощи и др.

6.  Практико- ориентированные задания.  В своей деятельности использую два вида этих заданий:

- теоретические  (известно, что избыточное потребление сладостей способствует развитию кариеса.  Предложите способ защиты зубов, позволяющий любителям сладкого не ограничивать себя в лакомстве).

-  экспериментально – теоретические  (после изучения этикеток  моющих и чистящих средств, составьте  свой рецепт   чистящегося средства из предложенных вам материалов).

 Понимая, что  самое важное в основе  урока   лежит принцип успешности каждого ребёнка. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья каждый индивидуален, поэтому уделяю большое внимание в подготовке  практической деятельности, так как она предполагает самостоятельные действия.   

Для успешности каждого  ребёнка на уроке   использую вариативные приемы обучения, учитывая специфику ребёнка и класса.

  • Поэлементная инструкция
  • Планы – алгоритмы
  • Демонстрация действий.
  • Совместные действия.

В своей работе стремлюсь к установлению обратной связи, получению постоянной информации об успешности ребенка и его социализации. Использую  технику формирующего оценивания «Речевые образцы» ( подсказки)

Дописать предложения либо все или по выбору.

Сгодня на уроке:

А) для меня было важно…

Б) в своей жизни мне пригодятся знания о…..

В) в своей жизни мне пригодятся умения…

Результатом работы практико- орентированного обучения  считаю: что  у учащихся активизируется познавательная деятельность,  повышается мотивация, успеваемость, способствует социально-трудовой адаптации.  

На моих уроках уменьшились число пропусков  по не уважительной причине. Ребята активно принимают участие в летних образовательных программах,  работают трудовых отрядах, где демонстрируют знания и умения, сформированные на уроках  биологии и химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированное содержание обучения математике

Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения у...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...

Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»

I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве.                1.Науч...

Практико-ориентированные технологии обучения: визуализация лингвистической информации

Современное общество информационно перенасыщено, объем поступающей в сознание каждого человека информации избыточен, переизбыток информации приводит к проблемам качества ее обработки и осмысления. По ...

Теория вероятностей как инструмент практико-ориентированного обучения.

Часто от ученых-математиков мы слышим, что вероятность и статистика сложны для школьников, и поэтому вообще не нужны в школе. Такое мнение складывается из-за трудностей, которыми сопровождается изучен...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены преимущества практико-ориентированных методов и форм обучения на уроках учебной практики на примере нескольких видов игр и упражнений. В основу используемых форм и методов обучения положен...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...