Методическая разработка познавательного занятия о бездомных животных (для детей 6-10 лет): «Добро поощряй, а зло порицай».
методическая разработка на тему

Данное занятие воспитывает  у детей гуманное отношение к животным;

- прививает чувство ответственности за тех, кого мы приручили;

- расширяет знания  детей о жизни и содержании  домашних животных;

- выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;

- вовлекает детей в разговор о причинах  увеличения количества бездомных животных во дворах, в поселке и о путях решения данной проблемы;

- предостерегает от опасности при контакте с бродячими кошками и собаками;

- развивает чувство эмпатии ко всему живому;

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Методическая разработка

 познавательного   занятия о бездомных животных

(для детей 6-10 лет):

«Добро поощряй, а зло порицай».

Цели  и задачи:

- воспитывать гуманное отношение к животным;

- прививать чувство ответственности за тех, кого мы приручили;

- расширять знания  детей о жизни и содержании  домашних животных;

- выявлять нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;

- вовлечь детей в разговор о причинах  увеличения количества бездомных животных во дворах, в поселке и о путях решения данной проблемы;

- предостеречь от опасности при контакте с бродячими кошками и собаками;

- развивать чувство эмпатии ко всему живому;

Предварительная работа:

1.Подбор  и изучение литературы по данной теме.

2.Подбор стихов, пословиц и поговорок.

3.Фоторепортаж «Бездомные животные в нашем поселке».

4.Разработать памятку – советов  врача-ветеринара  на тему «Встреча с бездомными собакой и кошкой».

5. Просмотр мультфильмов  и  прослушивание песен к ним (караоке):

     «Будьте добры»,

      «Воспитание»,

     «Добрым быть на свете веселей»,

     «Песенка друзей»,

      «Пропала собака»,

      «Человек собаке друг»,

     «Дорога добра»,

      «Неприятность эту мы переживем».

 Оборудование:

1. Выставка фотографий домашних любимцев, рисунков, поделок, сочинений о питомцах, памятки.

2. Выставка книг, журналов о кошках и собаках.

3. Диск с музыкой и песнями.

                       

Ход занятия.

Соц. педагог

Говорят, что о человеке можно судить о тому, как он относится к животным. Как вы ребята это понимаете ?  (Предполагаемые  ответы  детей. Если человек добрый, то он по доброму относится к животным : ухаживает за ними, не обижает, не выгоняет из дома)

     Сегодня мы с вами проведем мероприятие под названием  «Добро поощряй, а зло порицай», в ходе которого выясним, что вы знаете  о кошках и собаках, как к ним относитесь.  Мы сделаем несколько остановок, где вас ждут интересные задания, песни, игры. Для того, чтобы путешествовать было легче, мы разделимся на две группы.  А наблюдать за нами будет   жюри, в состав которого вошли педагог- психолог, ваш воспитатель и старшие ребята.

       Знаете ли вы, что кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. В разные времена и в разных  странах  к ней относились по-разному. В древности человек охотился  на кошек,  чтобы добыть себе мясо на пропитание и шкурки для одежды. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются  с грызунами, они по достоинству оценили это животное.

          Родиной домашней кошки является Африка. В Древнем Египте кошку считали священным животным.  Если кто-то преднамеренно  убивал хотя бы одну кошку, его ждала смертельная казнь. А если кошка умирала своей смертью,  ее оплакивали и осыпали дарами в виде высушенных мышей.

            К кошкам всегда относились по-разному: одни народы любили и боготворили их, другие считали  помощниками нечистой силы. Все это, конечно, выдумки. Кошка – это обыкновенное ласковое домашнее животное, но с их необыкновенными качествами. О некоторых из них вы расскажите сами.

             

Первый конкурс:  

              «Что я знаю о кошках?»

             Каждой группе ведущий задает по 3 вопроса.

Вопросы:

  1. Хорошо ли слышит кошка ?

Правильный ответ:

У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие  шорохи, которые производят мыши. А потом поворачивает уши, как спутниковые антенны, и точно определяет, где прячется добыча. Но в то же самое время кошка может не обращать никакого внимания на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом).                            

          Интересный факт. Небольшой самолет потерпел крушение в океане. На помощь поспешил корабль, но найти никого не удалось, и поиски прекратились. Когда стемнело, корабельный кот стал вдруг громко мяукать и бегать по палубе. Моряки включили прожекторы и обнаружили в воде чудом уцелевшую пассажирку. Она находилась в ста метрах от корабля, но тем не менее кот ее услышал.

  1. Хорошо ли кошки видят?

Правильный ответ:

У кошки очень хорошее зрение. Кошачий глаз можно сравнить со светоотражателями машины. У кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные и смотрят в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета.

  1.  Зачем кошке усы ?

Правильный ответ:

Несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка,  конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря им, кошка ощущает малейшее колебание воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.)

  1. Зачем кошки умываются?  

Правильный ответ:

Кошка очень чистоплотна и часто умывается. Она вылизывает не столько свою грязь, сколько свой запах. Все кошки – охотницы, а охотятся они из засады. Если добыча чувствует запах кошки, то та может остаться  голодной.

  1.  Почему кошки мурлычут ?  

Правильный ответ:

Ученые выяснили, что различное мурлыканье отражает разное настроение животных. Взрослые кошки мурлычут чаще, когда у них хорошее настроение.

  1. Правда ли, что кошка и собака - враги ?

Правильный ответ:

Нет. Они могут прекрасно уживаться друг с другом, особенно, если выросли вместе.

                           Жюри подводит итоги.

  Второй конкурс:

                 «Знаете ли вы кошачий язык ?»                    

Ведущий раздает каждой группе карточки с вопросами.

                      Вопросы:

1.Кошка ласково мурлычет?

                                  (У нее хорошее настроение)

2.Кошка мяукает – что это значит?

        (Кошка либо приветствует вас, либо что-то у вас просит)

3.Кошка трется об ноги – что это значит?  

 (Она говорит вам «спасибо», а может  что-то у вас просит)

4. Кошка спит, спрятав нос?

                                    (К морозу)

                        Жюри подводит итог.

Ведущий:

А сейчас, ребята, мы с вами посетим выставку, рассмотрим иллюстрации собак и кошек.

                    (Проводится обзор выставки.)

             Кто из вас  желает рассказать стихи о кошках и собаках.   Дети читают стихи:

                  Мой котенок.

Мохнатенький комочек, пушистый клубок,

Когтистые лапки и острый зубок.

Кружит он по комнате, точно юла,

Подкрался и – скатерть стянул со стола

Братишкину люльку качнул на бегу.

Ношусь я за ним, догнать не могу !

То он под кровать, то он на окне

И вдруг на колени запрыгнул ко мне.

Уснул, промурлыкав мне песню свою.

Проснется – его молоком напою !

                                     (Н.Мамедов)

                      Щенок.

На праздник щенка подарили Алеше.

Такой он красивый, такой он хороший.

Он даже ни разу не лаял пока,

Еще не бывало послушней щенка.

Вот вывел Алеша щенка на прогулку,

И слышится лай по всему переулку.

Я добрый щенок, я послушный щенок !

Зачем ты надел на меня поводок!

                                 (И. Шаферан)

 Ведущий.

А откуда берутся бездомные животные ?

Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье- то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.

    Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.  

      Каждый год с наступлением холодов появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от холода, другие от голода, третьи  - под колесами машин. Живут в основном милостыней. И одной из важных причин увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличность. У русского народа есть много пословиц и поговорок о доброте, чуткости. Давайте вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить  смысл этих умных изречений. Одной из пословиц и названа наша сегодняшняя встреча:

« Добро поощряй, а зло порицай.»

«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.»

«Учись доброму - худое  на ум не пойдёт»

 « Кто злым попускает, сам зло творит.»

 

( Вмести с  детьми  рассуждаем  о  смысле каждой  пословицы,  поговорки..  При возможности ребята вспоминают случаи из жизни.)

 Ведущий.

       Ребята, сегодня на нашу встречу  мы пригласили   врача  ветеринарной службы Воробьёву Татьяну Владимировну.  Она расскажет нам о  своей работе и о том, как вести себя при встрече с бездомными животными.

                            Ветеринар

   Ребята, кто из вас знает, какие отличительные символы есть в нашей службе?

( синий  крест)

Что он символизирует, где находится наша служба?

(ветеринарная медицина)

Кто знает номер телефона  ветеринарной лечебницы?

 (5-56-37)

     Ветеринар задаёт ряд вопросов:

1.Представляют ли угрозу для окружающих людей бродячие кошки и собаки?

2. О чём надо помнить при встрече с бездомными животными?

( Ответы детей. Предложить ребятам памятки. Работа с памятками.)  

                 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С

БЕЗДОМНЫМИ ЖИВОТНЫМИ.

Собака  обычно бегает одна, без ошейника, поводка. Могут  бегать в стае от 3 и более собак.

Шерсть у неё грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями, мелкими палочками, опилками, щепками. Без причины и  неожиданно может залаять и повернуть в твою сторону.

ПОМНИ !

ПАМЯТКА.

☻ при встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую  

( противоположную) сторону;

☻ не кричи;

☻ постарайся спокойно подойти к кому- нибудь из взрослых ( когда опасность минует, продолжай свой путь);

☻ если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, побыстрее сообщи об этом взрослым;

☻ не дразни собак;

☻ не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному;

☻ не убегай от собаки! Собака может посчитать тебя добычей, броситься вдогонку и укусить;

☻ не трогай животных, когда они едят или охраняют своих детёнышей!

☻ Бродячие собаки редко сами  нападают. Их  нельзя гладить и брать на руки. Можно в сторонке оставить корм и понаблюдать за ними.

☻ Никогда пристально не смотри в глаза собаке!

☻ После общения с животными нужно обязательно вымыть руки с мылом.

                                     КОШКА- 

чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома,

на пешеходных дорожках. Кошки - это и маленькие, пушистые котята и взрослые кошки и коты. Особенно агрессивны  бывают коты - помни об этом!

 

                  ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

 ☻ Брать на руки бездомную кошку.

 ☻ Гладить.

      ☻ Причинять животному боль.

      ☻ Дёргать за хвост.

      ☻ Близко наклоняться над животным.

      ☻ Подкармливать различными    сладостями ( кондитерскими изделиями).

      ☻ Бросать с высоты.

Ведущий.

         Давайте послушаем стихотворение о бездомных  животных.

         

        БЕЗДОМНЫЕ  ЖИВОТНЫЕ.

  Однажды я встретил бездомную кошку.

-Как ваши дела?

- Ничего, понемножку.

 - Я слышал, что вы тяжело заболели?

- Болела.

- Так значит лежали в постели?

- Бездомной, мне некуда ставить постель.

-  Как странно,- я думал,-

Что в мире огромном

Нет места собакам и кошкам бездомным.

Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной,

Темнеет, и, значит, пора нам домой!

Мы шли с ней по улице гордо и смело -

Я молча, а кошка тихохонько пела.

О чём она пела? Возможно о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.

                             ( А. Дмитриев.)

       Звучит песня « Не дразните собак»,

дети подпевают.      

 

   Следующий конкурс: «Путешествие на «Мульттрамвае».

             Задание: вспомни сказки и мультфильмы с участием кошек.

          Команды называют произведения по очереди  кто больше?

-  «Кот в сапогах» - Ш.Перро;

-  « Том и Джерри»;

-  «Дядя Фёдор, пёс и кот» - Э.Успенского;

-   мультипликационный кот Леопольд;

-  Чеширский кот из книги «Алиса в стране  чудес» - Л.Кэрролла;

- кот Базилио из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - А.Толстого.

                               

Жюри подводит итоги конкурса.

     

   Конкурс

               «Народные приметы и фразеологизмы»

Задание первое:

продолжить приметы (по одной каждой команде):

 

  1. Кошка умывает лапой морду – к… (гостям).
  2. Во время сна кошка закрывает лапой нос – к…(морозу)

Задание второе  –  объяснить фразеологизмы (по одному для каждой команды):

  1. Знает кошка, чьё мясо съела.

    (Чувствовать себя виноватым).

      2.  Жить, как кошка с собакой.

(Постоянно ссориться, враждовать).

                   

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий.

Есть ещё одна примета. Многие думают, что если чёрная кошка перебежала дорогу, то это – к несчастью. Справедливости ради надо сказать, что примета эта не имеет под собой никаких оснований.

     Звучит песня «Чёрный кот» .  

Общий танец.

Ведущий.

А теперь от каждой группы мне нужен художник.

    Нарисовать кошку с закрытыми глазами.

                        Жюри подводит общий итог

Соц. педагог:

             Хотелось бы напомнить вам, ребята, что все животные без исключения, и домашние, и дикие, нуждаются в нашей любви и защите. Ведь как сказал Маленький принц – герой книги Антуана де Сент-Экзюпири:

        «Мы в ответе за тех, кого приручили».

             

            Давайте обсудим, зачем мы провели это мероприятие?

 Понравилось ли оно вам (беседа с детьми).

 В заключении мероприятия звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты»

 Ведущий благодарит всех участников мероприятия.

                       Приложение

1. Переписка:  письма для бездомных животных и письма от бездомных животных.

2. Фоторепортаж «Бездомные животные нашего поселка».

3. Фотографии:

- Выставка фотографий кошек и собак:  «Наши младшие друзья».

- Выставка книг о животных.

4. Диск  с записями песен «Черный кот»,  «Песенка кота Леопольда».

Список литературы:

  1. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки».
  2. Савчук О. «Кошка целитель».
  3. Роберт де Ларош «Как разговаривать с кошкой».
  4. Александрова З. «Дозор».
  5. Толстой Л. «Пожарные собаки», «Котенок», «Лев и собачки».
  6. Носов Н. «Живая шляпа».
  7. Чехов А. «Белолобый», «Каштанка».
  8. Тургенев И. «Му-му».
  9. Чарушин Е.  «Про Никитку», «Тюпа, Томка».

10. Куприн И. «Белый пудель».

11. ж. «Кот и пес» №6, 9  2007 год.

12. ж. «Друг»  №8,10,11,12   2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Бездомные животные - проблема всех и каждого"

Цель: изучить проблемы существования бездомных собак в нашем селе; привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых.Задачи: выяснить общее состояние бездомных животных; изучить состояние про...

Призентация к исследовательской работе "Бездомные животные - проблема всх и каждого"

Цель: изучить проблемы существования бездомных собак в нашем селе; привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых.Задачи: выяснить общее состояние бездомных животных; изучить состояние про...

Методические рекомендации "Занятие в учреждении дополнительного образования детей"

Данные методические рекомендации помогут начинающим педагогам дополнительного образования выстроить модель учебного занятия, систематизировать виды и типы учебных занятий, определить их структуру, кла...

Методическая разработка занятия "В мире животных: что ты знаешь о птицах?"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Животные дикие и домашние"

Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Животные - синоптики"

Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....