Образовательное событие по музыке и логоритмике 3 класс (VIII вид)
план-конспект урока на тему
Тема образовательного события: "Народные традиции и обряды. Рождественские святки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnogo_sobytiya_po_muzyke_i_peniyu_v_3_klasse.docx | 24.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект образовательного события по музыке и логоритмики в 3 классе
Тема образовательного события: «Народные традиции и обряды. Рождественские святки».
Цель: через создание образовательного события обучающиеся изучат народные традиции и обряды празднования Рождества; через создание образовательного события обучающиеся получат возможность познакомиться с народными традициями и обрядами празднования Рождества.
Задачи: 1. Дать детям представление о православных праздниках, святочном обряде - колядовании.
2. Способствовать формированию у обучающихся представлений о культурном наследии.
3. Способствовать развитию музыкально-ритмических навыков. Способствовать преодолению речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Ход образовательного события
1. Организационный момент. Вход – танец «Ах, ты, зимушка-зима».
- Здравствуйте, ребята.
2. Введение в тему.
- Сегодня у нас с вами необычный урок.
- Сегодня мы совершим путешествие в глубокую старину.
- Может, кто-то из вас знает, как в старину называли дни зимних праздников? (Святки или Святые вечера)
- Эти зимние праздники и будут темой нашего урока.
- Сегодня мы познакомимся с этими народными обычаями. Узнаем, когда они проводились, зачем и как.
Что такое Святки?
Вы не слышали, ребятки?
Что ж придется рассказать,
И, конечно, показать!
3. Изучение нового материала.
День Рождения Христа (7 января) стал праздником для всего православно народа, именуемым Рождеством Христовым. Слайд
С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки. Слайд
Особой традицией святок на Руси являлось колядование. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой и пели особые обрядовые песни. Слайд-видео.
Переходя из одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление хозяевам, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. Слайд
Эти песни называли колядки. Слайд
Люди, ходя по домам, наряжались так, чтобы их никто не узнал. Лица закрывали масками. Они дурачились и веселили окружающих своим видом. Называли этих важных персонажей Святок – Ряженные. Слайд
Хозяева ряженым высказывали хорошие пожелания в наступающее году и угощали их. Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения, полученных колядующими. Слайд
Заканчиваются Рождественские святки – Крещением (19 января). В этот день освещают воду, которую считают крещенской водой и хранят весь год. Слайд
Вот такие интересные обряды и традиции проходят во время Святок.
Сейчас, ребята, мы вам предлагаем стать ряжеными и поколядовать. Дети одевают маски Ряженных.
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник знали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Вас на святки, на колядки
Выходите-ка, ребятки!
А на улице метель
Закрутила канитель!
Дыхательное упражнение: «Метель» (Развитие речевого дыхания, дифференциация звуков С – Ш).
Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки принесла на метель! Давайте подуем на них, как ветер (Раздаем бумажные снежинки на ниточке)
Ветер веет, веет, дуем сильно – Ш – Ш – Ш…
Теплым снегом сеет, сеет …дуем сильно –С – С – С…
Пух да пух –
Бело вокруг, дуем тихо – ш – ш – ш…
Сразу тихо – тихо стало
Снег лежит, как одеяло.
Дуем тихо – с – с – с …
Артикуляционные упражнения.
Щёчки
Пухлые щёчки
У маленькой Вали. (Надуть обе щеки воздухом)
В морозный денёк
Они алыми стали. (Попеременно надувать щеки)
«Горочка»
Сделаю я горочку, (Язык – «горочкой», кончик языка упирается в нижние резцы.)
Горочку круту. (Удержать «Горочку» из языка под счёт: один, два, три. ….)
Будет эта горочка
У меня во рту! (Держать, держать «горочку»!)
Язык и горочка.
Едет с горочки язык. (Провести языком по нёбу сверху – вниз несколько раз)
Он кататься так привык:
Сверху – вниз, по нёбу,
К зубкам, не к сугробу!
Язык - мост
Река замёрзла, (Открыть рот)
Покрылась льдом. (Высунуть язык, положить на нижнюю губу)
Язык на губке (Удерживать как можно дольше под счет: один, два три…)
Застыл мостом.
Фонетический упражнения
Мороз
Ох! Какой мороз - мороз!
Что ты щиплешь щёки, нос?
Руки я согрею,
Вот как я умею: Х – х – х - …
Сугроб
Санки с горки: Вжих – вжих!
Снег под ними тих – тих!
Я в сугроб на санках: Хлоп!
Я теперь и сам – сугроб!
Ветер
Ветер бормочет: «Бу – бу – бу!»
Ветер забрался в нашу трубу.
Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-…
Не бойся зимних ветров-в-в-…!»
Снежок
Мы снежок слепили: Ух!
В стенку запустили: Бух!
Раскололи в прах и пух!
Сорвалась сосулька: Бах!
А за ней – вторая: Трах!
Третья следом: Трах - тах – тах!
Игра «повтори за мной»: бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух – бух и т.д.
- Молодцы! Вот и поиграли мы в снежки. А сейчас, ребята, мы с вами пойдем колядовать. (Подходим к избе, возле которой стоит Хозяюшка).
1 ребенок: Тетенька добренька!
Подай что-то сдобненько!
Пышку, да лепешку!
Да свиную ножку!
Хозяюшка: Вот вам, детки дорогие, пряники да леденцы!
Да тепленький пирог, да маслице, творог,
Да денежку копьем, да рубль серебром! (Дает детям угощение в корзинке) .
Дети: Тетенька добренька!
Мы в метель колядовали,
Ручки, ножки замерзали.
Пусти ребят в дом погреться!
Хозяюшка:- Со мной в избе живет Хозяин дюже привередливый. Велел он вам загадок загадать, отгадаете – пущу.
«Глянули в оконце – лежит белое суконце» (Снег)
«Трескучий ядрен
Намостил мостен.
По дворам пробежал,
Все окна расписал» (Мороз)
«Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица» (Вьюга. Метель)
- Ну, что ж, молодцы! Милости прошу, проходите! А я помогу вам согреться.
Песня-игра «Вот так холод, вот мороз»
- Ну, как согрелись? Порадуете меня еще колядками, спойте!
Исполнение песни-колядки.
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает
Коляда, коляда,
Отворяй-ка ворота.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Подавай-ка пирога!
Подавай, не ломай,
А по целому давай!
Кто даст пирога
Тому скот, живота.
Кто не даст пирога –
Уведем корову за рога!
Ну, какие молодцы!
Как вы пели, удальцы!
Вижу здесь у нас коза,
Ух, какая дереза!
Ребенок в маске козы: Предлагаю поиграть, я не буду вас бодать!
Игра «Пошла коза по лесу»
Дети, взявшись за руки, двигаются по кругу. Водящий - Коза (любой участник) двигается внутри круга в противоположную сторону, выбирая себе Принцессу. Затем Коза и Принцесса обыгрывают все, о чем поется в песне: попрыгаем, подрыгаем, похлопаем, потопаем. Игра повторяется несколько раз, но с другим водящим.
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, нашел.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, Коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, Коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем.
И просто так попляшем, попляшем Коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем.
И снова начинаем, парам, пам пам, пам пам.
Хозяюшка: Подам, подам вам угощенье. Напекла оладушки, как у ваших бабушек!
Исполнение песни «Бабушка, бабушка»
Хозяюшка угощает детей оладушками. Дети возвращаются на свои места.
4. Рефлексия
- Понравилось, ребята, вам колядовать?
- А сейчас давайте подведем итоги нашего необычного урока.
- Что такое Святки? Когда они начинаются? Как называют песни, которые поют ряженные? А для чего они их поют?
- Ребята, а вы верите в исполнение желаний? У каждого из вас на столе лежит звезда, раскрасьте ее таким цветом, которое отражало бы ваше настроение. Желтый цвет – у меня хорошее настроение, красный цвет – мне грустно.
- Загадайте желание и прикрепите звезду на доску.
- Ребята, посмотрите на наше небо. Как много на нем звезд! Как много разных желаний!
- Закончить урок хочу таким стихом:
«Говорят под Новый год,
Что ни пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается!!
- Пусть все ваши желания сбудутся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка для рабочей программы по Музыке для корр. классов VIII вида
Пояснительная записка...
Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события
Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события...
Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события
Задание относится к разделу "Молекулярная физика" при изучении темы "Влажность воздуха"...
Образовательное событие «Рисуем музыку» для уч-ся 7-9 кл. 9 апреля 2018 г. организовано учителями МО «Гармония»
Образовательное событие «Рисуем музыку» для уч-ся 7-9 кл.9 апреля 2018 г. организовано учителями МО «Гармония»...
Методическая разработка образовательного события «Физика и Музыка»
Современность диктует педагогу пересматривать как содержание, так и формы урочной и внеурочной деятельности. Мы предлагаем Вашему вниманию сценарий образовательного события – такой формы организ...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Дополнительная программа "Музыка и логоритмика" для детей 3-4 лет
Музыеальная программа "Музыка и логоритмика" зля детей младшего дошкольного возраста...