Образовательное событие по музыке и логоритмике 3 класс (VIII вид)
план-конспект урока на тему

Светлана Анатольевна Мальцева

Тема образовательного события: "Народные традиции и обряды. Рождественские святки"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект образовательного события по музыке и логоритмики в 3 классе

Тема образовательного события: «Народные традиции и обряды. Рождественские святки».

Цель: через создание образовательного события обучающиеся изучат народные традиции и обряды празднования Рождества; через создание образовательного события обучающиеся получат возможность познакомиться с народными традициями и обрядами празднования Рождества.

Задачи: 1. Дать детям представление о православных праздниках, святочном обряде - колядовании.

2. Способствовать формированию у обучающихся представлений о культурном наследии.

3. Способствовать развитию музыкально-ритмических навыков. Способствовать преодолению речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Ход образовательного события

1. Организационный момент. Вход – танец «Ах, ты, зимушка-зима». 

- Здравствуйте, ребята.

2. Введение в тему.

- Сегодня у нас с вами необычный урок.

- Сегодня мы совершим путешествие в глубокую старину.

- Может, кто-то из вас знает, как в старину называли дни зимних праздников? (Святки или Святые вечера)

- Эти зимние праздники и будут темой нашего урока.

- Сегодня мы познакомимся с этими народными обычаями. Узнаем, когда они проводились, зачем и как.

Что такое Святки?

Вы не слышали, ребятки?

Что ж придется рассказать,

И, конечно, показать!

3. Изучение нового материала.

День Рождения Христа (7 января) стал праздником для всего православно народа, именуемым Рождеством Христовым. Слайд

С Рождества (7 января) по Крещение (19 января) на Руси праздновались Святки. Слайд

Особой традицией святок на Руси являлось колядование. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой и пели особые обрядовые песни. Слайд-видео.

Переходя из одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление хозяевам, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. Слайд

Эти песни называли колядки. Слайд

Люди, ходя по домам, наряжались так, чтобы их никто не узнал. Лица закрывали масками. Они дурачились и веселили окружающих своим видом. Называли этих важных персонажей Святок – Ряженные. Слайд

Хозяева ряженым высказывали хорошие пожелания в наступающее году и угощали их. Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения, полученных колядующими. Слайд

Заканчиваются Рождественские святки – Крещением (19 января). В этот день освещают воду, которую считают крещенской водой и хранят весь год. Слайд

Вот такие интересные обряды и традиции проходят во время Святок.

Сейчас, ребята, мы вам предлагаем стать ряжеными и поколядовать. Дети одевают маски Ряженных.

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник знали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Вас на святки, на колядки

Выходите-ка, ребятки!

А на улице метель

Закрутила канитель!

Дыхательное упражнение: «Метель» (Развитие речевого дыхания, дифференциация звуков С – Ш).

Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки принесла на метель! Давайте подуем на них, как ветер (Раздаем бумажные снежинки на ниточке)

Ветер веет, веет, дуем сильно – Ш – Ш – Ш…

Теплым снегом сеет, сеет …дуем сильно –С – С – С…

Пух да пух –

Бело вокруг, дуем тихо – ш – ш – ш…

Сразу тихо – тихо стало

Снег лежит, как одеяло.

Дуем тихо – с – с – с …

Артикуляционные упражнения.

Щёчки

Пухлые щёчки

У маленькой Вали. (Надуть обе щеки воздухом)

В морозный денёк

Они алыми стали. (Попеременно надувать щеки)

«Горочка»

Сделаю я горочку,  (Язык – «горочкой», кончик языка упирается в нижние резцы.)

Горочку круту.    (Удержать «Горочку» из языка под счёт: один, два, три. ….)

Будет эта горочка

У меня во рту! (Держать, держать «горочку»!)

Язык и горочка.

Едет с горочки язык.           (Провести языком по нёбу сверху – вниз несколько раз)

Он кататься так привык:          

Сверху – вниз, по нёбу,          

К зубкам, не к сугробу!

  Язык - мост

Река замёрзла,                      (Открыть рот)

Покрылась льдом.        (Высунуть язык, положить на нижнюю губу)

Язык на губке            (Удерживать как можно дольше под счет: один, два три…)

Застыл мостом.

Фонетический упражнения

Мороз

Ох! Какой мороз - мороз!

Что ты щиплешь щёки, нос?

Руки я согрею,

Вот как я умею: Х – х – х - …

Сугроб

Санки с горки: Вжих – вжих!

Снег под ними тих – тих!

Я в сугроб на санках: Хлоп!

Я теперь и сам – сугроб!

Ветер

Ветер бормочет: «Бу – бу – бу

Ветер забрался в нашу трубу.

Воет ветер: «В-в-в-в…! Ов-в-в-

Не бойся зимних ветров-в-в-…!»

Снежок

 Мы снежок слепили: Ух!

В стенку запустили: Бух!

Раскололи в прах и пух!

Сорвалась сосулька: Бах!

А за ней – вторая: Трах!

Третья следом: Трах - тах – тах!

Игра «повтори за мной»: бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух – бух и т.д.

- Молодцы! Вот и поиграли мы в снежки. А сейчас, ребята, мы с вами пойдем колядовать. (Подходим к избе, возле которой стоит Хозяюшка).

1 ребенок: Тетенька добренька!

        Подай что-то сдобненько!

                  Пышку, да лепешку!

                  Да свиную ножку!

Хозяюшка: Вот вам, детки дорогие, пряники да леденцы!

Да тепленький пирог, да маслице, творог,

Да денежку копьем, да рубль серебром! (Дает детям угощение в корзинке) .

Дети: Тетенька добренька!

Мы в метель колядовали,

Ручки, ножки замерзали.

Пусти ребят в дом погреться!

Хозяюшка:- Со мной в избе живет Хозяин дюже привередливый. Велел он вам загадок загадать, отгадаете – пущу.

«Глянули в оконце – лежит белое суконце» (Снег)

«Трескучий ядрен
Намостил мостен.
По дворам пробежал,
Все окна расписал» (Мороз)

«Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица» (Вьюга. Метель)

- Ну, что ж, молодцы! Милости прошу, проходите! А я помогу вам согреться.

Песня-игра «Вот так холод, вот мороз»

- Ну, как согрелись? Порадуете меня еще колядками, спойте!

Исполнение песни-колядки.

Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне рождество!

Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает

Коляда, коляда,

Отворяй-ка ворота.

Пришла коляда

Накануне Рождества.

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда,

Подавай-ка пирога!

Подавай, не ломай,

А по целому давай!

Кто даст пирога

Тому скот, живота.

Кто не даст пирога –

Уведем корову за рога!

Ну, какие молодцы!

Как вы пели, удальцы!

Вижу здесь у нас коза,

Ух, какая дереза!

Ребенок в маске козы: Предлагаю поиграть, я не буду вас бодать!

Игра «Пошла коза по лесу»

Дети,        взявшись за руки, двигаются по кругу. Водящий - Коза (любой участник) двигается внутри круга в противоположную сторону, выбирая себе Принцессу. Затем Коза и Принцесса обыгрывают все, о чем поется в песне: попрыгаем, подрыгаем, похлопаем, потопаем. Игра повторяется несколько раз, но с другим водящим.

Шел козел  по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, нашел.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

 И ножками подрыгаем, подрыгаем, Коза.

 И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
 И ножками потопаем, потопаем, Коза.

И хвостиком помашем, помашем, помашем.

И просто так попляшем, попляшем Коза.

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, парам, пам пам, пам пам.

Хозяюшка: Подам, подам вам угощенье. Напекла оладушки, как у ваших бабушек!

Исполнение песни «Бабушка, бабушка»

Хозяюшка угощает детей оладушками. Дети возвращаются на свои места.

4. Рефлексия

- Понравилось, ребята, вам колядовать?

- А сейчас давайте подведем итоги нашего необычного урока.

- Что такое Святки? Когда они начинаются? Как называют песни, которые поют ряженные? А для чего они их поют?

- Ребята, а вы верите в исполнение желаний? У каждого из вас на столе лежит звезда, раскрасьте ее таким цветом, которое отражало бы ваше настроение. Желтый цвет – у меня хорошее настроение, красный цвет – мне грустно.

- Загадайте желание и прикрепите звезду на доску.

- Ребята, посмотрите на наше небо. Как много на нем звезд! Как много разных желаний!

- Закончить урок хочу таким стихом:

«Говорят под Новый год,

Что ни пожелается,

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается!!

- Пусть все ваши желания сбудутся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события

Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события...

Разработка учебных заданий по сопровождению образовательной деятельности в рамках образовательного события

Задание относится к разделу "Молекулярная физика" при изучении темы "Влажность воздуха"...

Образовательное событие «Рисуем музыку» для уч-ся 7-9 кл. 9 апреля 2018 г. организовано учителями МО «Гармония»

Образовательное событие «Рисуем музыку» для уч-ся 7-9 кл.9 апреля 2018 г. организовано учителями МО «Гармония»...

Методическая разработка образовательного события «Физика и Музыка»

Современность диктует педагогу пересматривать как содержание, так и формы урочной и внеурочной деятельности. Мы предлагаем Вашему вниманию сценарий образовательного события – такой формы организ...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...

Дополнительная программа "Музыка и логоритмика" для детей 3-4 лет

Музыеальная программа "Музыка и логоритмика" зля детей младшего дошкольного возраста...