Дополнительная программа "Музыка и логоритмика" для детей 3-4 лет
методическая разработка по музыке

Евградова Елена Юрьевна

Музыеальная программа "Музыка и логоритмика" зля детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.progr_.logoritm.odt50.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дополнительная программа по музыкально-речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста

Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет

(срок реализации 1 год)

Составитель: музыкальный руководитель Евградова Е. Ю.

г. Гусев

Пояснительная записка

Данная программа составлена для дополнительного интегрированного развития речи детей младшего дошкольного возраста от 3-4,5 лет с  использованием доступных  видов деятельности: речевой, музыкальной, театральной, музыкально-ритмической. Основу программы составляют авторские методики: «Логоритмичекие занятия для детей 3-4 лет» М. Ю. Картушиной, «Театр-творчество-дети» Н.Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович, «Музыкально-ритмические движения» А. Н. Бурениной, «От этюда к спектаклю» Л. В. Гераськиной, «Музыкальная психогимнастика» Т. Чистяковой. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий — взаимосвязь музыки, речи и движения. Для эффективной работы музыкальный руководитель и логопед тщательно отобрали доступный детям тематический репертуар, учитывая возрастные и речевые особенности детей.

Цель настоящей программы:

  • познакомить со звучанием окружающего мира, познать его гармонию и красоту,
  • укрепить здоровье детей, их психоэмоциональное состояние, заложить основу для исправления дефектов речи через доступные виды деятельности.

Принцип построения программы:

Программа выделяет два блока задач: задачи общего музыкального воспитания и коррекционные задачи.

Задачи общего музыкального воспитания обозначены в Примерной образовательной программе воспитания в детском саду «Успех», авторы: Березина Н. О., Бурлакова И. А., Герасимова Е. Н. (Москва, издательство «Просвещение» 2015 год):

  • воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
  • развитие творческих способностей в музыкально-игровой деятельности;
  • обучение основам создания художественно-театральных образов;
  • развитие сенсорных способностей восприятия, умение элементарно выражать в художественных образах;

Коррекционные задачи вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей (нарушений координации; чувства ритма;  двигательных внимания и памяти; повышенного мышечного тонуса; равновесия; общей и мелкой моторики; перенапряжения голосовых складок; голоса; недостатков дыхания; трудностей артикуляции; нарушений мимики; повышенной утомляемости; эмоциональной неустойчивости и  проблем общения).

Именно это определяет следующие задачи:

  • развивать двигательную сферу, мышечную активность;
  • развивать координацию движений;
  • развивать движения рук и мелкой моторики;
  • учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;
  • развивать музыкальный (ритмический, динамический, звуковысотный, тембровый) и фонематический слух;
  • совершенствовать подвижность органов артикуляции;
  • учить исполнять знакомые песни эмоционально-выразительно;
  • учить петь без напряжения,  естественным голосом,  в удобном диапазоне;
  • учить инсценировать содержание детских песен игрового плана (развитие связной речи);
  • развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Структура программы:

Занятия  проводятся с группой детей один раз в неделю длительностью от 10до15 минут и строятся по тематическому принципу. Темы приближены к логопедическим,  повторяются каждый месяц, с усложнением задач и репертуара. Каждая тема проходит через все виды музыкальной деятельности детей и предполагает использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, компьютера, мультимедийного проектора.

В программе отмечены особенности построения занятий и отбора репертуара, представлен речевой практический материал, рекомендованный к использованию на музыкальных занятиях (игры со словом; этюды и упражнения по психогимнастике), дан перечень музыкально-педагогической и коррекционной литературы с практическим материалом. Все занятия планируются и проводятся либо как тематические, либо как интегрированные, имеют особенности в построении и отборе репертуара.

Прежде всего, это игровой материал:

  • игры со словом;
  • музыкально-дидактические игры;
  • игры с пением и хороводы;
  • игры на развитие ориентировки в пространстве;
  • игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, различных свистульках);
  • этюды и упражнения по психогимнастике.

А также:

  • упражнения, направленные на развитие основных движений; мелкой моторики рук (с предметами и без них); на активизацию внимания; на координацию движений; танцевальные и плясовые движения.
  • коррекционные гимнастики.
  • пальчиковые игры.

Весь разученный двигательный материал закрепляется  в свободных плясках, хороводах с солистами, ритмических танцах в разной музыкальной обработке. Продуктивны в работе игры и хороводы «с подсказкой», такие, где нужно сначала петь, а потом двигаться (например, на проигрыш).

В процессе обучения пению в программе используются песни с простыми запоминающимися текстами, с повторами слов и слогов, песни с небольшими сольными партиями игрового характера. Весь вокальный репертуар инсценируется с использованием атрибутов и элементов костюмов. По согласовании с логопедом на каждом  занятии используются распевки (речевые, пальчиковые игры) на автоматизацию звуков.

Для слушания музыки подобраны произведения эмоционально яркие, с понятными образами, в основном программные (имеющие конкретные названия), о которых легко высказываться, а так же вокальная музыка с понятной тематикой, при прослушивании которой дети могут подпевать и вовлекать в процесс слушания как можно больше анализаторов..

Детские музыкальные инструменты надо включать практически в каждое занятие. Их использование помогает в решении всех поставленных задач. Дети подыгрывают себе в песнях, свободных плясках, играх, инсценировках, в процессе слушания музыки.

Срок реализации: срок реализации программы составляет 1 год.

Методические рекомендации:

Прежде всего, необходимо познакомиться с речевой картой логопеда и выделить из нее пункты, которые будут полезны для  направления  работы и  музыкального руководителя:

  • обследование слуха: на каком расстоянии ребенок воспринимает шепот;
  • обследование общей и мелкой моторики;
  • адаптация ребенка в коллективе;
  • особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы;

работоспособность; реакция на одобрение;

  • реакция на замечания;
  • характерологические особенности;
  • состояние психофизических процессов: внимание, слуховое восприятие;
  • особенности игровой деятельности;
  • адекватность предметных действий;
  • уровень обучаемости;
  • особенности дыхания, голоса, темпа речи, ритма речи, звукоподражания (часы, дождь, лошадка...).

В начале года необходимо также проанализировать план работы логопеда с тем, чтобы сориентироваться в отборе необходимого и полезного для музыкально-речевой работы репертуара, который затем максимально используется в разных видах музыкальной деятельности. Начинать и заканчивать занятие, как и логопедическое, с организационных упражнений (музыкальных и словесных заданий).

Создать доброжелательную обстановку, расположить к себе детей и провести  совместно время непринужденно, радостно и с пользой.

Результат развития ребенка строго индивидуален. Каждый взрослый – музыкальный руководитель, логопед, воспитатель – активные участники интегрированного занятия во всех его частях и видах музыкальной деятельности, так как разучивание материала идет по твердой схеме: показ взрослого – совместные действия взрослого с ребенком – самостоятельное выполнение ребенком. Воспитатель – активный участник занятия, помощник музыкального руководителя.

Показатели развития к  концу учебного года:

  • различать звуки по высоте;
  • выполнять простые танцевальные движения;
  • передавать через движение и слово образы знакомых персонажей;
  • проявлять элементарное музыкально-игровое творчество;
  • четко проговаривать (пропевать ) доступные слова и простые фразы;
  • сопровождать речью игровые и театрализованные действия;
  • отчетливо произносить (пропевать) гласные и согласные звуки;
  • взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе совместных музыкальных видов деятельности.

Тематическое планирование

Сентябрь

Тема:

  1. «Солнышко и дождик»
  2. Любимые игрушки. «Мой веселый, звонкий мяч»
  3. «В огород мы пойдем»
  4. «В гостях у сказки Колобок»
  5. «Листопад, листопад...»

Всего: 4 занятия (75 минут)

Задачи :

  • Дать детям представление об изобразительных возможностях музыки.
  • Учить чувствовать характер музыки, ее настроение.
  • Рассказать о том, что музыка может изобразить сказочных героев, игрушку с помощью средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, звукоподражание и т. п.).
  • Побуждать самостоятельно голосом и с помощью детских музыкальных инструментов изображать как капает дождик, шелестят листья и т.п.
  • Учить детей передавать в движениях под музыку и эмоционально-выразительном пении характер игровых образов.
  • Развивать образную речь детей.

Октябрь

Тема:

1. «Кто в лесу живет»

2. Любимые игрушки. «Куколка моя родная»

3. «Что у Осени в корзине»

4. В гостях у сказки.  «Репка»

5. «Мы едем, едем...»

Всего: 5 занятий (50 минут)

Задачи :

  • Приучать детей вслушиваться в музыку и слышать ее изобразительность.
  • Учить различать средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамика, темп, регистр, интонации).
  • Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки: выражение настроений, созвучных той или иной картине природы или  времени года.
  • Развивать умение различать характер настроений в произведениях контрастных по характеру.
  • Учить передавать характер музыки в движениях, развивать элементарное детское танцевальное и игровое творчество.

  • Подкреплять впечатления детей от музыкальных произведений художественным словом.
  • Развивать эстетические чувства детей: учить видеть и восхищаться прекрасным в природе и в искусстве.


Ноябрь

Тема:  1.«До свидания птицы!» 2. Любимые игрушки. «День рождения мишутки». 3. Играем в театр  «Теремок». 4.«Веселый зонтик». 5. «Колючий ежик».

Всего: 5 занятий (50 минут)

Задачи :

  • Воспитывать интерес к слушанию  и просмотру музыкальной сказки.
  • Дать понятие «музыкальная сказка» (в ней герои поют и танцуют, музыка сопровождает все их действия и слова).
  • Учить детей различать средства музыкальной выразительности, с помощью которых отображены герои, явления природы и происходящие действия.
  • Развивать музыкально-слуховое восприятие, привлечь к звукоподражанию знакомых персонажей.
  • Развивать образную речь детей в передаче речевых и музыкальных образов, используя игру-драматизацию.
  • Развивать умение передавать музыкальные образы в движениях под музыку, пантомимике. 

 Декабрь

Тема:

1. «Первый снег. Путешествие снежинки-пушинки»

2. Любимые игрушки. «Где живет елочка»

3. В гостях у сказки  «Рукавичка».

4.«Снеговик»

Всего: 4 занятия (40 минут)

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее на занятиях.
  • Учить «озвучивать» знакомые сказки, подбирая к их героям подходящий тембр голоса и жесты. Расширять словарный запас.
  • Побуждать детей к совместному со взрослыми элементарному театральному творчеству, объединяя музыкальную и художественную деятельность для создания сказочных образов.
  • Разучивание сказки к празднику.

 

Январь

Тема:

1. «Прощание с елочкой»

2. Любимые игрушки. «Кошка и котята»

3. В гостях у сказки «Волк и семеро козлят»

4. «Зимние забавы»

Всего: 4 занятия (50 минут)

Задачи:

  • Учить детей инсценировать песни игрового характера.
  • Формировать умение с помощью мимики, пантомимики и слова передавать характерные черты игрового образа.
  • Активизировать речь детей в играх и хороводах.

Февраль

Тема: 1. «У бабушки», 2. Любимые игрушки. «Мы веселые матрешки». 3. «Подарки для мамочки», 4. В гостях у сказки. «Сказка о глупом мышонке», 5. «Как солдаты мы шагаем».

 Всего: 5 занятий (75 минут)

Задачи :

  • Дать представление о том, что музыка  выражает настроения, чувства и переживания человека (веселое, грустное, нежное, спокойное).
  • Пробуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
  • Развивать словарный запас через использование игры и упражнения с словом.
  • Формировать представление темпа и ритма, темпа и слова.

Март

Тема:

  1. «В весеннем лесу»
  2. Любимые игрушки «Магазин музыкальных инструментов»
  3. В гостях у сказки «Как цыплята солнышко будили»
  4. «Приходи весна скорей»
  5. «Ручеек»

 Всего: 5 занятий (50 минут)

Задачи:

  • Познакомить детей со звучанием разных детских музыкальных инструментов, с их изобразительными возможностями ( скачущая лошадка, журчание ручья и т.д.)
  • Учить самостоятельно подбирать детский музыкальный инструмент для звукоподражания.
  • Учить играть на выбранном музыкальном инструменте и пропевать небольшие ритмические попевки и песенки.
  • Развивать звуковысотный, ритмический  и тембровый слух.


Аапрель

Тема: 1. «Весенняя капель». 2. Любимые игрушки. «Лошадка». 3. В гостях у сказки . Инсценируем музыкальную сказку «Теремок». 4. «Весенние кораблики» 5. «В хороводе мы пойдем».

Всего: 5 занятий (50 минут)

Задачи:

  • Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки, созвучных явлениям природы: звон капели, журчание ручейка, пение птички и т. п.
  •  Развивать  речь детей в процессе беседы об образах природы в музыке, живописи, художественном слове.
  • Учить выражать свои эмоции в пении, движениях под музыку, в чтении стихов, разыгрывании сценок.


Май

Тема: 1. « У солнышка в гостях». 2. Любимые игрушки. «Ферма с домашними животными». 3. «На весенней полянке». 4. Разыгрываем сказки. «Колобок». 5. «Петушок и его семья».

Всего: 5 занятий (50 минут)

Задачи :

  • Учить детей передавать в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах характер музыки и жанровые особенности.
  • Приучать слушать народные песни в разных обработках.
  • Учить петь песни, танцевать, исполнять пляски, маршировать в характере жанра.
  • Развивать способность через жесты, мимику и слово передавать образы  знакомых героев сказок.
  • В результате работы над решением коррекционных и музыкальных задач, при использовании различных  форм работы, у детей качественно улучшается общая, мелкая и тонкая моторика как основа для развития речи.
  • Продолжать формировать правильное певческое и речевое дыхание.
  • Нормализовать психические процессы (память, мышление, воображение, внимание), тренировать процессы возбуждения и торможения; укреплять психоэмоциональную сферу, уверенность в своих силах.
  • Развивать театральные, музыкальные способности через доступные виды музыкальной деятельности.
  • Воспитывать музыкальный вкус и музыкальную культуру.

В течение учебного года запланированы занятия с постоянной структурой использования  определенных форм работы в месяц:

  • логопедические занятия (2);
  • тематические занятия (2);
  • театрализованная деятельность (1)

Мониторинг музыкально-речевого развития детей

Оценка уровня овладения ребенком необходимых навыков и умений

Мониторинг разработан с целью оптимизации образовательного процесса  развития детей младшего дошкольного возраста. Система мониторинга позволяет осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.

Принцип построения: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка.

1 балл- ребенок не может выполнить предлагаемые педагогом задания, помощь взрослого не принимает; 

2 балл-ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балл-ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балл-ребенок выполняет предложенные задания самостоятельно.

Таблицы мониторинга заполняются три раза в год: в начале, середине и в конце учебного года. Предлагается  использовать ручки разных цветов для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами осуществляется в два этапа.

Этап 1.Напотив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить по строке  и разделить на количество параметров, округлив до десятых долей).

Этот показатель необходим для написания характеристики на каждого ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить,  если все баллы сложить по столбцу и разделить на количество параметров, округлив до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности для подготовки к ПМПК), а так же для ведения учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно  определять трудности реализации программного содержания в группе и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными результатами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8.Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка. Среднее значение менее 2,2 будут свидетельствовать о неусвоении программного содержания.

Наличие математической обработки результатов мониторинга, уровней овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательным областям обусловлено необходимостью учета промежуточных результатов в освоении каждым конкретным ребенком общеобразовательной программы обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.  

Следующим этапом диагностики будет перевод результатов мониторинга в образовательные уровни:

 очень низкий уровень - от 0 до1 балла

низкий уровень - от 1до 2-х баллов

средний уровень - от 2 до 3-х баллов

высокий-4 балла

Слушание музыки:

0-музыка не вызывает никаких эмоциональных реакций, складывается впечатление, что ребенок ее не воспринимает;

1-проявляет положительные эмоциональные реакции на звучание отдельных музыкальных произведений, сопровождает отдельными действиями (движения руками, головой, ногами, танцевальные движения), которые не всегда соответствуют ритму;

2-сам сосредоточивается на некоторое время на звучании музыки, однако без поддержки взрослого не может дослушать его до конца;

3-с удовольствием слушает музыкальные произведения разного жанра и характера, однако часто отвлекается; определяет простые музыкальные образы;

4-заинтересованно слушает разнохарактерные музыкальные произведения разных жанров, определяет характер, динамику произведения (тихо, громко).

Пение:

0-петь не умеет, смысла действия не понимает;

1-пропевает отдельные слоги, слова не ритмично, с помощью взрослых;

2-пытается исполнять некоторые детские песни, подражая взрослым, неритмично пропевает слова;

3-знает отдельные детские песни, исполняет их вместе с взрослым, преимущественно воспроизводит их ритм;

4-знает многие детские песни, исполняет их при поддержке взрослого, по возможности воспроизводит их мелодию и ритм.

Музыкально-ритмические движения:

0-тацевать не умеет, эмоциональный отклик на звучание музыки отсутствует;

1-по показу взрослого выполняет 2-3  простых танцевальных движений (хлопки, притопы ногами, вращение кистями рук), на изменения звучания музыки не реагирует;

2-вслед за взрослым выполняет различные несложные танцевальные комбинации по одному и в паре, с предметом и без него, частично слышит и реагирует на изменения в звучании (темпа или динамики);

3-передает в движении бодрый и спокойный характер музыки, владеет техникой выполнения несложных  танцевальных движений (кружиться в паре и по одному, притопывать ногой, выполнять пружинки, танцевать с предметами);

4-передает различные по характеру музыкальные образы, слышит и самостоятельно реагирует на изменения звучания (темпа, динамики, регистра), выполняет танцевальные движения самостоятельно.

Игра на музыкальных инструментах:

0-играть на музыкальных инструментах не может, от совместных действий отказывается;

1-пытается играть на одном музыкальном инструменте с помощью взрослого, узнает его на слух;

2-владеет приемами игры  на отдельных музыкальных инструментах детского оркестра (бубен, молоточек, ложки, погремушки), частично узнает их звучание на слух;

3-владеет приемами игры  на разных музыкальных инструментах (звоночки, барабан, треугольник, металлофон), и шумовых инструментах (трещотки, ложки), узнает их на слух, передает несложный ритмический рисунок;    

4-играет на разных музыкальных инструментах, передает простой ритмический  рисунок самостоятельно, узнает звучание музыкальных инструментов  на слух по их тембру.

Театрализованная деятельность:

0-интерес к театральному действию отсутствует, ребенок  отказывается от попыток взрослого привлечь его к участию;

1-проявляет частичный интерес к театральному действию, развитие сюжета не воспринимает;

2-эмоционально реагирует на отдельные театральные куклы кукольного театра с четко выраженным образом;

3-проявляет интерес к участию в театральном действии вместе с взрослыми, эмоционально реагирует в процессе действия (мимикой, жестами, движениями рук и ног);

4-заинтересованно смотрит театральные постановки с участием взрослых и детей, проявляет инициативу в участии, распознает и называет  персонажей, дает несложную характеристику героям сказки.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1981.
  2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1983.
  3. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. — М.: Просвещение, 1984.
  4. Бекина С.И. Праздники в детском саду. — М.: Просвещение, 1990.
  5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа и методические рекомендации. — СПб., 2000.
  6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.
  7. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. — М.: Просвещение, 1984.
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. — М.: Просвещение, 1988.
  9. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Мозаика-синтез, 2006.
  10. Валявко С.М., Васильева Т.Н., Супрыкина О.А. Путешествие в стране шумов, звуков, букв. — М., 2000.
  11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М.: Просвещение, 1985.
  12. Вихарева Г.Ф. Веселинка. — СПб.: Детство-пресс, 2002.
  13. Горбина Е.В., Михайлова М.А. Здравствуй, сказка, здравствуй, песня! — Ярославль: Академия холдинг, 2003.
  14. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
  15. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. — М.: Творческий центр, 2005.
  16. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. — М.: Творческий центр, 2005.
  17. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. — М.: Творческий центр, 2005.
  18. Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Антонова А.В. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет». М.: Педагогическое общество России, 2000.
  19. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 2-3 лет. — М.: Аркти, 2001.
  20. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение, 1986.
  21. Косицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. — М., 2005.
  22. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах, картинках. — М.: Просвещение, 1994.
  23. Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии: Программа. — М.: Владос, 2002.
  24. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. — М.: Просвещение, 1991.
  25. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сб. музыкально-речевых игр. — М.: Аркти-Илекса, 1998.
  26. Метлов Н.А. Музыка – детям. — М.: Просвещение, 1985.
  27. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. — Ярославль: Академия Ко, 2000.
  28. Новиковская О.А. Логоритмика. — СПб.: Корона-принт, 2005.
  29. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. — М.: Просвещение, 1986 – 1988.
  30. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. — М.: Просвещение, 1981.
  31. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа и методические рекомендации. — М., 2000.
  32. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. — М., 2000.
  33. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. — М., 1998.
  34. Рудченко И., Шоломович С. Развлечения и театрализованные игры в детском саду. — Киев, 1986.
  35. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. — Вып. 2. — М., 1987.
  36. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М., 2002.
  37. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.
  38. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М., 2004.
  39. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2002.

Картотека музыкальных и речевых игр со словом
к «Дополнительной программе по музыкально-речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста»

Цель:

  1. Развитие ритмического слуха.
  2. Развитие активной речи.
  3. Совершенствование опорно-двигательного аппарата.
  4. Совершенствование голосового аппарата.
  5. Создание хорошего настроения.

Методика проведения:

  1. Движения и слова разучиваются одновременно.
  2. Дети с педагогом активно произносят слова высоким голосом в удобном для детей темпе, эмоционально.  

Название игры

Речевой текст

Музыкальный репертуар

«Салат»

Вот как мы салат готовим: все порежем, все посолим. Помидоры, огурцы, скажут дети: «Молодцы!» Взяли две большие ложки, и попробуем немножко. Ах, какая вкуснота! Угощайте, детвора!

Хоровод «Вот какой огород» Вахрушевой, упражнение «Кто лучше танцует», «Тихие и громкие звоночки»

«Зайка»

На лесной лужайке веселились зайки. Лапками хлопали: хлоп, хлоп, хлоп. Ножками топали: топ, топ, топ. Ушками махали, весело скакали: прыг, прыг, прыг.

Ритмический танец «На полянке зайки танцевали», игра «Зайка серенький сидит» р.н.м.

«Листья»

1,2,3,4,5 будем листья собирать: листья с березы, листья рябины, листья у клена и у осины.  Листики тополя мы соберем, маме осенний букет принесем.

Танец «С листочками» Филипенко, игра «С листочками» Селеверстовой

«Капли»

Кап, кап, тук, тук, дождик на дорожке. Дети ловят капельки, выставив ладошки.

Игра «Солнышко и дождик», Тиличеевой, ритмический танец «Виноватая тучка»

«Солнышко»

Солнышко, солнышко, золотые лучики. Обогрей нам солнышко щечки, носик, ушки.

Дидактическая игра «Веселись детвора» п.н.м.

«Сидит зайка»

Сидит, сидит зайка,

Сидит, сидит серый

Под кустом, под кустом.

На мой хвостик поглядите, ушки длинные торчком! Поиграй-ка, зайка с нами, прыгай, прыгай вместе с нами!

 Дидактическая игра «Мы в лесу гуляли» Железновой,

Игра «Зайцы и лиса» Фрида, игра «Милый зайка, что с тобой?»

«Ежик»

Ежик, ежик колкий, покажи иголки. Вот они, вот они, посмотрите, вот они! Ежик, ежик колкий, спрячь свои иголки. До чего хороший еж! На клубочек ты похож!

Хоровод «Жил в лесу колючий ежик» Гаврилова, песня «Ежик» Савинского (М.р. №8, 2017 год).

«Солнышко»

Вышло солнышко за лес, смотрит солнышко с небес. Все такое чистое, солнышко лучистое! Если б мы его достали, мы б его поцеловали!

Упражнение «Веселый танец» Левкодимова,

Ритмический танец «Солнечные лучики», пение «Солнышко» Макшанцевой

«Козлик»

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит: «Бе-е-е».

Упражнение «Козлята» из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят»

«Бубен с погремушкой»

Мы идем, идем,идем вместе, друг за дружкой. Мы несем, несем,несем бубен с погремушкой. Если слышим: динь, динь, динь, пляшем все на месте. Если слышим: трень,трень, трень кружимся все вместе.

Дидактическая игра «Бубен или погремушка» Тиличеевой

«Лошадка»

Едем, едем на лошадке: но, но, но! Рады, рады все ребятки: но, но, но! Далеко лошадка мчится: но, но, но! Рады детки прокатиться: но, но, но!

Упражнение «Лошадки» Макшанцевой, песня «Моя лошадка» Кишко, игра на музыкальных инструментах

«Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу идет. Шишки собирает, песенку поет. Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб. Мишка рассердился, и ногою, топ!

Упражнение с пением «Мишка косолапый», игра «Ребята и медведь» Тиличеевой, слушание «Медвежата» Красева, дидактическая игра «Тихие и громкие ладошки»

«Машина»

Би, би, би, гудит машина. Тук, тук, тук мотор стучит. Мы поедем, мы поедем он так громко говорит. Шины трутся о дорогу: шу-шу-шу они шуршат.

Слушание с движениями «Мы едем, едем...» Компанейца, пение «Машина» Попатенко, игра «Воробушки и автомобиль»

«Кто как кричит»

Птица: «Кар, кар, кар! Дождик: «Кап, кап, кап!» Ноги: «Шлеп, шлеп, шлеп». Туча: «Бах, бах, бах!» Мама: «Ах, ах, ах!» Дети: «ха, ха, ха, ха!» Ветер: «Ш....»

Упражнение «Воробушки» Арсеевой, игра «Скворушки» Филипенко, игра «Солнышко и дождик» Тиличеевой

«Листок»

Дует легкий ветерок, он качает мой листок. Листик, листик золотой покачайся надо мной.

Упражнение с султанчиками «Кто хочет побегать?» л.н.м., танец «С листочками» Макшанцевой, игра «Найди листочку пару» («Ты лети, лети листок»)

«Елочка»

У зеленой елочки есть шишечки, иголочки, есть шарики, фонарики, есть зайчики и свечки, есть звезды, человечки.

 Слушание «В лесу родилась елочка» Бекман (фоногр.), хоровод «Вокруг елки» Тиличеевой, «Елочка-малышка» Селеверстовой, игра «Найди игрушку» (с большими колокольчиками), «Догони нас, Дед Мороз! Агафонникова

«Снежинка»

Маленькая снежинка села на ладошку. Я ее поглажу, посиди немножко. 1,2,3,4,5 отпускаю полетать!

Слушание «Колокольчики звенят» Моцарта, танец «С снежинками» Гречанинова, дидактическая игра «Кто в лесу живет, кто на елку к нам идет»

«Снеговик»

Мы слепили снежный ком, шляпу сделали потом. Нос приставили, и вмиг появился Снеговик.

Упражнение «На саночках» Селеверстовой, пение «Кукла» Старокадомского, «Оркестр» р.н.м.

«Снег»

Белый пух, снежный пух, все белым-бело вокруг. Пух на шапках, пух на шубах, пух на бровках и губках. Как щекотно-ух! Кто щекочет? Пух!

Танец «С снежинками» Чайковского («Декабрь»), дидактическая игра «Позови гостей» (пропевание слога «Ау»), пение «Снег-снежок» Филипенко

«Снежок»

1,2,3,4, мы с тобой снежок лепили: круглый, крепкий, очень гладкий, и совсем, совсем не сладкий.

Упражнение «Чух-чух паровозик», игра «Снежки» Селеверстовой, ритмический танец «Мы хвостиком покрутим» Железновой

«Барабан»

Левой, правой, левой, правой, на парад идет отряд. На парад идет отряд, барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит полтора часа подрят. Тра- та-та. Тра- та- та. Вот какой барабан!

Упражнение «Ноги и ножки» Агафонникова, игра «Вот какой барабан», пение «Бравые солдаты» Филипенко, игра на барабне

«Солдаты»

Как солдаты наши мы идем. И флажками машем, и поем. 1,2,3, мы идем. 1,2,3, мы поем.

Упражнение «Марш» Ломовой, игра «Самолеты» Тиличеевой, пение «Мы-солдаты», игра «Оркестр», «Кто быстрее сядет на коня»

«Юбочка»

Ай-да я! Ай-да я! Ай-да юбочка моя! Покручусь, поверчусь, а потом и в пляс пущусь!

Дидактическая игра «Кто лучше танцует» р.н.м., хоровод  с пением «Матрешки» Хисмаулиной, дидактическая игра на музыкальных инструментах: ложки (тихо-громко) «Наши ложки застучали» (М.р. №1-2016 год)

«Как у бабушки Наташи»

Как у бабушки Наташи ели вкусную мы кашу. Каша пышная, с дымком, каша пышная с дымком. С хлебом, с маслом, с молоком. Взяли две большие ложки и попробуем немножко.

Упражнение « Ходим-бегаем» Тиличеевой, пение, игра на ложках «Два веселых гуся», хоровод-игра «Репонька» р.н.м., пение «Прянички» Гомовой

«Ладошки»

Ладушки-ладошки кашу варили, помешали ложкой. Курочке пеструшке покрошили крошки. Птичку пожалели, погрозили кошке. Строили, строили домик для матрешки.

Упражнения «Большие ноги» Агафонникова, «Воробушки» Арсеева, хоровод-игра «Веселись детвора» п.н.м., дидактическая игра «Подбери музыкальный инструмент», пение «Вышла курочка» Филипенко, игра «Кто быстрее построит домик» р.н.м.

«Замок»

Стенка, стенка, потолок, два окошка, дверь, звонок. Только зря звонок звенит, на двери замок висит. Ключик, ключик, повернись, наш замочек отопрись!

Слушание «Строим дом» Попатенко, упражнение «Красивая девочка Катя»  Филипенко, дидактическая игра «Кто как поет», пение «Есть мама у котенка», Ритмический танец «Дружба крепкая» Шаинского

«Апрель»

Динь, динь, динь звенит капель, солнышко смеется. В гости к нам пришел апрель, ручейками льется.

Слушание «Апрель» П. Чайковского, упражнение «Веселый танец» Левкодимова игра на музыкальных инструментах: треугольники, звоночки, пение «Зима прошла» А. Метлова, хоровод «Посадили мы горох» р.н.м.

«Цветки»

Наши алые цветки раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Ты цветочек опускай, и внизу его качай. Покружись, цветочек мой, веселей танцуй со мной.

Слушание «Восход солнца» Э. Грига, «Голоса весеннего леса», танец «С цветами» Вахрушевой, дидактическая игра «Найди цветок по цвету» Шаламоновой (с бабочками), пение «Цветики» Красевой, игра на музыкальных инструментах: звоночки и треугольники»

«Улитка»

В кругленьком домике, в круглом окошке грела улитка на солнышке рожки. Грела улитка на солнышке рожки, и разморило улитку немножко. Вот потянулась улитка лениво, вот затворила улитка калитку. Спрятала ключ, и отправилась спать в самую круглую в мире кровать.

Ритмический танец «Колобок» Морозовой, дидактическая игра «Ау», упражнение «Игра с водой» ф.н.м., пение «Вот и лето к нам пришло» Вахрушевой, игра на музыкальных инструментах: металлофоны «Дорожка для солнышка», «Дождик» Железновой

«Шар»

Надувала кошка шар (ш...), а котенок ей мешал. Подошел, и лапкой топ! А у кошки шарик-хлоп!

Упражнение «Скачут по дорожке» Филипенко, дидактическая игра «Что ты хочешь, кошечка?», пение «Цап-царап» Гаврилова, игра «На прогулку вышла кошка» Красева, «Пирожки» Филипенко

«Киска»

Есть у киски ушки, есть у киски глазки. Есть у киски лапки, в лапках цап-царапки. Киска, киска, не сердись, не царапай деток, брысь!

Упражнение «Скачут по дорожке» Филипенко, дидактическая игра «Что ты хочешь, кошечка?», пение «Цап-царап» Гаврилова, хоровод «Ходит Васька серенький» р. н. м., «Прянечки» Гомоновой

«Петушок»

Вот идет петушок, на головке гребешок. Сапожками: топ, топ, крылышками: хлоп, хлоп. Гребешок на боку, он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Упражнение «Паровоз» Компанейца, пение «Вышла курочка» Филипенко, «Петушок» р.н.м., игра «Курочка и цыплята», игра на музыкальных инструментах: бубны и дудочки» («Кукареку, солнце спрятолось за реку»), игра «Догони нас, петушок» Агафонникова

«Огуречик»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Упражнение «Кто хочет побегать?» л. н. м., слушание «Баюшки баю» р. н. м., пение «Баю, баю» Красевой, игра на музыкальных инструментах: погремушки «Наша погремушка» Железновой

«Цыпленок»

Желтый маленький цыпленок стал по комнате ходить: топ, топ, топ. Желтый маленький цыпленок кушать захотел спросонок. По ладошке клювом бьет, словно он зерно клюет: клю, клю, клю. А теперь зовет цыпленок поиграть своих сестренок, все играют в прятки, спрятались ребятки! Ой!

Упражнение «Скачут по дорожке» Филипенко, дидактическая игра «Что ты хочешь, кошечка?», пение «Цап-царап» Гаврилова, игра «На прогулку вышла кошка» Красева, «Пирожки» Филипенко

«Едем на лошадке»

Едем, едем на лошадке по дорожке ровной, гладкой: цок,цок, цок. Холод,холод,стужа,стужа, снег пушистый кружит,кружит. С горки-ух! В снег пушистый-бух! Упали. Отряхнулись, встали.

Упражнение «Всадники и упряжки» Витлина, слушание «Моя лошадка» Гречанинова, игра на музыкальных инструментах: тихие и громкие молоточки, пение «Моя лошадка» Кишко, дидактическая игра «Как тебя зовут?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования в развитии детей

В статье характеризуются основные направления кружковой деятельности и описаны проблемы, решаемые с помощью дополнительного образования....

Программа дополнительного образования "Игралочка" для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет

В статье представлена программа дополнительного образования "Игралочка" по развитию познавательной деятельности в игровой форме у детей с нарушением интеллекта....

"Занимательный английский" (Дополнительная образовательная программа для детей )

Отличительные особенности программы от существующих заключается в том, что игровая форма проведения занятий наиболее полно помогает в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и...

Самопрезентация для заочного конкурса среди педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"

Данный видеоролик представляет мою самопрезентацию, которая рассказывает о моём пути становления педагогом, педагогическую практику сейчас, моё педагогическое кредо.Главная цель учителя- это особая лю...

Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста (11 – 13 лет) по русской лапте

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности обучающегося.Русская лапта обеспечивает возможность полно...

Программа дополнительного образования "Бисероплетение" для детей с ОВЗ

Программа расчитана как для здоровых, так и для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. При тяжёлых степенях ограниченности физического здоровья обучающихся составляется индивидуальная прогр...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...