Коррекционно-развивающие упражнения
учебно-методический материал на тему

Аристов Андрей Сергеевич

Карточки-задания могут использоваться на уроках математики, самоподготовках, на внеклассных мероприятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мышление, навыки геометрических построений. Цифры в буквах.

Буква «Ч». Впиши в пустые клетки, кроме закрашенных, числа от 1 до 5 так, чтобы оба примера были решены. В задаче все цифры разные.

Буква «Ш». Заполни пустые клетки числами от 1 до 9 так, чтобы все примеры были решены. В задании нет одинаковых цифр.

Буква «Щ». Заполни пустые клетки числами от 1 до 9 так, чтобы все примеры были решены. В задании нет одинаковых цифр.

Буква «Ъ». Впиши в пустые клетки, кроме закрашенных, числа от 2 до 7 так, чтобы  примеры были решены. В задаче все цифры разные.

Буква «А». Заполни пустые клетки подходящими цифрами так, чтобы все примеры были решены. Одинаковых цифр нет.

Буква «Б». Заполни пустые клетки подходящими цифрами от 1 до 9 так, чтобы все примеры были решены. Одинаковых цифр нет.

Буква «В». Заполни пустые клетки подходящими цифрами от 2 до 9 (кроме цифры 5) так, чтобы все примеры были решены.

Буква «Г». Заполни пустые клетки подходящими цифрами от 1 до 6 так, чтобы все примеры были решены. Одинаковых цифр нет.

 Сосчитай и запиши количество треугольников на каждом чертеже.

б)        а)        в)

Сделай такие же чертежи.

 Начерти такой домик, не отрывая карандаш от бумаги. Проводить линию карандашом можно только один раз. Сколько получилось треугольников?


Ответы:

Буква «Ч».

Буква «Ш».

Буква «Щ».

Буква «Ъ».

Буква «А».


Буква «Б».

Буква «В».

Буква «Г».

Поставь знаки.

Между некоторыми цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 поставь знаки сложения так, чтобы получилось 99.

Ответ: Знаки сложения можно поставить так:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 67 + 8 + 9 = 99;

12 + 3 + 4 + 56 + 7 + 8 + 9 = 99;

1 + 23 + 45 + 6 + 7 + 8 + 9 = 99.

а) Между некоторыми цифрами 1 2 3 4 5 поставь знаки действий и скобки так, чтобы получилось число 40.

б) Используя шесть раз цифру 2, знаки действий и скобки напишите выражение, значение которого равно 100.

в) С помощью четырех цифр5, знаков действий и скобок составь выражение, значение которого равно 12.

Ответ: а) (12 : 3 + 4) · 5 = 40; б) (222 – 22) : 2 = 100;

                  в) (55 + 5) : 5 = 12.

Вставьте пропущенные цифры:

а)        б)        в)

г)        д)        е)

ж)        з)

Ответы: а) 369 507 + 52 898 = 422 405;

                б) 52 4319 – 29 605 = 494 714;

                в) 1 234 + 4 321 + 3 312 = …;

                г) 1 600 874 – 851 327 = …;

                д) 397 × 34 = …;

                е) 325 × 147 = …;

                ж) 158 530 : 415 = …;

                з) 18 565 : 235 = ….

 Возраст дедушки выражается наименьшим трехзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?

Ответ: 102.

РАБОТА С ЧЕРТЕЖОМ

1. Начерти отрезки и измерь длину отрезков.

2. Начерти два отрезка один под другим так, чтобы нижний отрезок был короче верхнего.

Развитие внимания

Восприятие на слух: Прослушать стихотворение и сказать сколько раз встречается буква…

ГРУЗОВИК

Разноцветный грузовик
По дороге напрямик
Целый день всё едет-едет
И везёт игрушки детям:
Куклу, плюшевого мишку,
Мячик, кубики и книжку.

За шнурок через ковёр
Грузовик ведёт шофёр,
Не боится он работы,
Хоть ему всего три года!


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

1. Найди в каждом ряду «лишнее» число и запиши его:

а) 25, 35, 45, 55, 65, 66, 75, 85, 95;

б) 10, 20, 30, 40, 44, 50, 60, 70, 80, 90;

в) 99, 88, 77, 55, 54, 44, 33, 22, 11;

2. Разгадай правило, по которому составлены равенства в каждом столбике. Продолжи запись равенств по тому же правилу:

17 + 3 = 20

10 – 1 = 9

14 + 10 = 24

27 + 3 = 30

20 – 2 = 18

14 + 20 = 34

37 + 3 = 40

30 – 3 = 27

14 + 30 = 44

3. Подбери в «окошки» числа и запиши верные равенства:

53 +  +  = 58

34 +  +  = 39

64 +  +  = 76

 + 20 +  = 65

 + 30 +  = 45

 +  + 8 = 98

 + 20 +  = 82

25 +  +  = 39

4. Разгадай правило, по которому составлены пары выражений в каждом столбике. Составь четыре пары выражений по тому же правилу и найди их значения:

36 + 20

64 + 30

42 + 50

36 + 2

64 + 3

42 + 5

5. Вставь пропущенные знаки «+» или «–» и запиши верные равенства:

88 … 7 … 1 = 80

38 … 20 … 6 = 52

40 … 7 … 2 = 49

90 … 20 … 5 = 75

5 … 10 … 3 = 12

3 … 4 … 20 = 27

8 … 2 … 50 = 60

71 … 70 … 1 = 0

6. Разгадай правило, по которому составлены выражения в первом столбике. Запиши выражения во втором и третьем столбиках по тому же правилу и найди их значения:

13 + 20

18 + 10

29 + 20

23 + 30

 +

 +

33 + 40

 +

 +

43 + 50

 +

 +

7. Коля, Сережа и Миша задумали 3 числа. Миша задумал число, состоящее из одного десятка и 5 единиц, Сережа – следующее за ним число, Коля – число, стоящее перед числом 15. Какое число задумал каждый мальчик? Запиши эти числа.

СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ЦЕНУ, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ.

РАЗВИТИЕ ЖУН.

1. Ученик купил 2 простых карандаша по 3 рубля за штуку и 4 цветных по 5 рублей за штуку. Сколько стоила эта покупка?

Решение:

1) 3  2 = 6 (р.) – стоимость простых карандашей.

2) 5  4 = 20 (р.) – стоимость цветных карандашей.

3) 20 + 6 = 26 (р.) – стоимость покупки.

Ответ: 26 рублей.

2. Мама купила 2 рубашки по 40 рублей и 3 платья. За всю покупку она заплатила 230 рублей. Сколько стоит 1 платье?

Решение:

1) Сколько стоили рубашки?

Ст = Ц  К                        40  2 = 80 (р.)

2) Сколько стоили платья?

230 – 80 = 150 (р.)

3) Чему равна цена платья?

Ц = Ст : К                        150 : 3 = 50 (р.)

(230 – 40  2) : 3 = 50 (р.)

Ответ: цена платья – 50 р.

3. Две девочки купили 5 метров ленты по одинаковой цене. Одна уплатила 15 рублей, другая – 10 рублей. Сколько метров ленты купила каждая девочка?

Рассуждай так: чтобы найти количество, мы должны знать цену и стоимость. Мы знаем общее количество, найдем общую стоимость; зная их, найдем цену, а затем узнаем, сколько метров ленты купила каждая девочка.

Решение:

1) 10 + 15 = 25 (р.) – заплатили обе девочки.

2) 25 : 5 = 5 (р.) – цена ленты.

3) 10 : 5 = 2 (м) – купила I девочка.

4) 15 : 5 = 3 (м) – купила II девочка.

Ответ: 2 м, 3 м.

4. Рассмотри рисунок и таблицу, составь задачу и реши ее.

Цена

Количество

Стоимость

?

Одинаковая

?

4 шт

3 шт.

80 р.

?

5. За 3 карандаша и книгу, которая стоила 28 рублей, мальчик уплатил 40 рублей. Сколько стоил карандаш?

6. 8 м сукна стоят столько же, сколько 24 м шёлка. 1 м шелка стоит 70 рублей. Найди цену 1 м сукна.

7. Для ремонта купили 2 куска голубых обоев по 70 рублей и столько же сиреневых по 80 рублей. Сколько денег заплатили?

8. Купили 4 заколки для волос по 14 рублей и столько же бантов по 13 рублей. Сколько денег заплатили?

9. У Сережи 6 рублей, у Вени 4 рубля. Сколько булочек они смогут купить, если 1 булочка стоит 2 рубля?

10. Лена купила 6 открыток, по 4 рубля за штуку, и конверт за 6 рублей. Сколько денег она истратила на эту покупку?

Узнай, на сколько больше Лена заплатила за открытки, чем за конверт. Запиши решение.

11. Составь по таблице и рисунку задачу и реши ее:

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

5 шт

2 шт.

15 р.

?

12. Для группы ребят заказали в буфете несколько порций компота по 7 рублей за порцию и столько же порций каши. Сколько стоит порция каши, если весь компот стоил 42 рубля, а все порции каши 54 рубля?

Рассмотри краткую запись задачи и реши ее.

Цена

Количество

Стоимость

?

7 р.

?

Одинаковое

?

54 р.

42 р.

13. Люба купила 5 карандашей по 3 рубля за штуку и линейку за 8 рублей. Сколько денег она истратила на эту покупку?

Узнай, на сколько больше Люба заплатила за карандаши, чем за линейку. Запиши решение.

14. Рассмотри рисунок и таблицу, составь задачу и реши ее.

Цена

Количество

Стоимость

?

Одинаковая

?

3 шт.

4 шт.

6 р.

?

15. Школа купила на 96 рублей цветочной рассады. На одну клумбу пошло 3 ящика рассады, а на другую 5 ящиков рассады. Сколько стоила рассада на каждую клумбу?

16. Купили на 12 рублей 6 тетрадей. Сколько тетрадей можно купить на 18 рублей?

17. Одна ложка стоит 12 рублей, а вилка 14 рублей. На сколько дороже 5 вилок, чем 4 ложки?

18. Дети купили 4 булочки по 7 рублей за штуку и 2 бутерброда с колбасой по 10 рублей. Сколько всего денег они уплатили за покупку?

Реши задачу разными способами.

19. Составь по таблице и рисунку задачу и реши ее:

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

3 шт.

2 шт.

60 р.

?

20. Рассмотри рисунок и таблицу, составь задачу и реши ее.                

Цена

Количество

Стоимость

?

Одинаковая

?

4 шт.

6 шт.

24 р.

?

21. 2 подруги купили 9 мотков шерсти по одинаковой цене. Одна заплатила за шерсть 32 рубля, а другая 40 рублей. Сколько мотков шерсти купила каждая подруга?

22. За 6 м шелка и 3 м шерсти заплатили 108 рублей. Метр шерсти стоит 24 рубля. Сколько стоит метр шелка?

23. У Кости 32 рубля, а у Бори 28 рублей. Сколько роботов они смогут купить, если 1 робот стоит 4 рубля?

24. 2 портнихи купили 9 коробок с булавками по одинаковой цене. Одна заплатила за булавки 18 рублей, а другая 36 рублей. Сколько коробок с булавками купила каждая портниха?

25. Мама купила 5 ложек и 3 вилки по одинаковой цене. За ложки мама заплатила 10 рублей. Сколько стоят вилки?

26. За два кресла заплатили 360 рублей. Сколько кресел можно купить на 720 рублей?

27. Купили 6 стульев и 4 табуретки по одинаковой цене. За стулья заплатили 540 рублей. Сколько стоят табуретки?

Развитие слухового восприятия, внимания,  мышления.

28. В каждом ряду подчеркни «лишнее» число:

а) 2, 6, 7, 13, 8, 5;

б) 18, 12, 3, 29, 45, 38;

в) 10, 20, 30, 36, 40, 50;

г) 37, 58, 92, 67, 88, 100;

д) 88, 22, 77, 33, 58, 55;

е) 74, 58, 43, 60, 21, 92.

29. Уменьши каждое число:

а) на 3 десятка;

б) на 3 единицы.

56, 38, 47, 95, 86, 33, 77, 45.

Запиши верные равенства.

30. Разгадай правило, по которому составлены выражения первого столбика. Запиши выражения по этому же правилу в других столбиках и вычисли их значения:

а)

32 + 1

33 + 1

82 + 1

32 + 2

 +

 +

32 + 3

 +

 +

32 + 4

 +

 +

32 + 5

 +

 +

32 + 6

 +

 +

б)

85 – 70

96 – 60

67 – 60

75 – 60

 –

 –

65 – 50

 –

 –

55 – 40

 –

 –

45 – 30

 –

 –

35 – 20

 –

 –

31. Используя данные числа, запиши в тетради четыре верных равенства:

а) 1, 40, 39;

в) 8, 40, 48;

б) 50, 2, 52;

г) 5, 55, 50.

32. Вставь пропущенные числа и запиши верные равенства:

47 +  = 49

63 –  = 23

 + 17 = 67

 – 30 = 28

14 +  = 19

59 –  = 52

 + 51 = 81

 – 16 = 0

35 +  = 35

91 –  = 51

 + 48 = 49

 – 1 = 59

33. Разгадай правило, по которому записан ряд чисел. Продолжи каждый ряд:

а) 12, 21, 13, 31, 14, 41, …

б) 90, 89, 80, 79, 70, 69, …

в) 85, 23, 75, 33, 65, 43, …

г) 17, 94, 27, 84, 37, 74, …

д) 10, 9, 20, 8, 30, 7, 40, 6, …

34. Вставь знаки «+», «–»:

6  3  5 = 8

9  6  4 = 7

2  7  4 = 5

8  5  6 = 9

35. Расшифруй слово:

94 – 61

И

59 – 47

А

24 + 33

З

78 – 25

О

36 + 32

М

98 – 82

К

68

33

68

53

57

12

36. Таня спросила Олю: «Сколько лет твоей сестре?».

«А вот догадайся сама, – ответила Оля. – Если к наибольшему однозначному числу прибавить наименьшее двузначное, то узнаешь возраст моей сестры».

Таня догадалась. А ты?

Запиши выражение и реши его.

37. В каждом столбике одинаковые знаки обозначают одинаковые числа. Какие числа должны быть записаны вместо квадрата, круга и треугольника?

Запиши равенства с этими числами:

а)

13 – 3 =

б)

39 + 1 =

 • + 5 =

 + 5 =

 + 1 =

 • – 1 =

 – 6 = 10

 – 4 = 40

38. Запиши выражения и найди их значения:

а) к 25 прибавить разность чисел 11 и 7;

б) к разности чисел 60 и 20 прибавить 8;

в) от суммы чисел 9 и 6 отнять 7.

39. Реши примеры:

30 + 30 + 5

90 – 30 + 8

60 – 40 + 3

80 – 20 + 6

70 + 20 + 7

90 – 50 + 5

40. Впишите в клеточки «соседей» числа.

           

Мелкая моторика, навыки геометрических построений:

ДОЛИ

1. Какую долю составляет закрашенная часть фигуры?

2. Заштрихуй указанную часть квадрата.

                                                                         

3. Начерти отрезок длиной 10 см и покажи на нем.

4. Расположи дроби в порядке:

а) возрастания:

;

б) убывания:

.

5. Поставь знаки <, > или =.

                                

                                

6. На день рождения Сережи мама испекла торт. Папа съел  части торта, мама – , а сын –  часть. Покажи на рисунке, кто сколько съел.

7. Найди:    а)  от 2 дм 4 см = … см;    б)  от 1 м 8 дм = … дм;

                  в)  от 7 м 2 дм = … дм;             г)  от 96 кг = … кг;

                  д)  от 80 кг = … кг.

8. Найди число, если:   а)  его равна 30;    б)  его равна 12;

                                     в)  его равна 5;        г)  его равна 26;

                                      д)  его равна 9.

9. Начерти отрезок, длина которого составляет:

а)  от 28 см;     б)  от 36 см;     в)  от 77 см.

10. Мышата нашли головку сыра. Как разрезать сыр на части, чтобы его можно было поровну разделить как на троих, так и на четверых мышат, и при этом нарезать как можно меньше кусков? Выполни рисунок и закрась, сколько частей сыра получат:

                                                               

а) три мышонка;         б) четыре мышонка.

11. Сравни и поставь знаки: <, > или =.

а)  от 10 см …  от 20 см;            б)  от 6 дм …  от 1 м.

12. Раздели прямоугольники:  

а) на два равных прямоугольника;          б) на два равных треугольника;

13. Найди:

а)  суммы чисел 55 и 44 =            б)  суммы чисел 85 и 40 =           

в)  суммы чисел 24 и 36 =      г)  суммы чисел 75 и 40 =

14. Напиши решение к каждому заданию.

а) Одна вторая часть отрезка равна 2 см. Начерти весь отрезок.

б) Одна третья часть отрезка равна 2 см. Начерти весь отрезок.

в) Одна пятая часть отрезка равна 2 см. Начерти весь отрезок.

Подчеркни то, чем все задания и их решения похожи.

Развитие внимания и  мышления, устный счёт.

1. Запиши верные равенства, вставив пропущенные знаки действий.

11 … 3 … 8 = 16                7 … 4 … 9 = 20

17 … 8 … 3 = 12                5 … 6 … 4 = 7

15 … 8 … 4 = 11                6 … 8 … 8 = 22

13 … 9 … 9 = 13                12 … 9 … 9 = 12

2. Разгадай правило, по которому составлены выражения в каждом столбике. Запиши на это правило еще по два выражения и вычисли их значения.

91 – 5                20 – 17                        5 + 9

71 – 5                40 – 16                        15 + 8

51 – 5                60 – 15                        25 + 7

3. Запиши выражением, на сколько одно число больше другого, и вычисли их значения.

35 и 53                72 и 27                48 и 84

4. Используя только цифры 1, 2, 3, 4, 5, напиши три числа, чтобы они в сумме составили число 60. Найди несколько способов.

5. Выполни действия:

34 + 7 =                68 + 20 =                 99 – 40 =

72 – 8 =                55 + 6 =                84 – 50 =

Раздели эти примеры на две группы так, чтобы в каждой группе были примеры, чем-то похожие друг на друга. Запиши каждую группу в столбик. Постарайся найти несколько способов.

6. Сложи каждое четное двузначное число с каждым четным однозначным числом. Запиши их суммы в пустых клетках.

10

12

14

16

4

6

8

Какие суммы получились: четные или нечетные? Напиши.

7. Выполни действия:

45 + 7 =                23 – 5 =                78 – 7 =

6 + 18                74 + 3 =                35 – 8 =

Раздели эти равенства на 2 группы так, чтобы в каждой группе были равенства, чем-то похожие друг на друга. Запиши каждую группу в столбик. Постарайся найти несколько способов.

8. Найди значения выражений.

К        86 + 18 =                 Л    18 + 7 =

Е        20 – 7 =                И    93 – 8 =

Н        32 + 11 =                У    35 + 7 =

К        19 + 18 =                Ч    28 + 33 =

Щ        15 – 6 =

Результаты расположи в порядке возрастания в верхней строчке, а соответствующие им буквы в нижней. Что у тебя получилось?

9. Найди значения выражений:

8 + 5 =                        53 + 4 =

22 + 7 =                        64 – 3 =

48 – 30 =                        7 + 7 =

89 – 8 =                        46 + 2 =

9 + 7 =                        17 + 6 =

Какие правила ты применял?

Выпиши в отдельный столбик выражения, значения которых находились по одному и тому же правилу.

10. Подбери такие числа, чтобы записи были верными:

65 – 20 < 65 – □                32 + 5 < 32 + □

86 – 4 > 86 – □                        18 + 30 > 18 + □

11. Найди значения выражений:

а)

 б)

12. Используя только один раз цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, напиши 4 числа, чтобы они в сумме составили число 100.

13. Расшифруй слово:

а)    

26

49

17

32

61

84

б)    

27

82

36

67

19

44

58

19

72

9

14. Продолжи ряды чисел:

а) 17, 26, 35, …

б) 40, 51, 62, …

в) 47, 51, 55, …

г) 42, 39, 36, …

д) 20, 18, 16, …

е) 5, 15, 25, …

ж) 41, 35, 29, …

з) 88, 80, 72, …

15. Заполни пустые клетки «магического квадрата».

16. Запиши выражения каждого столбца в порядке возрастания их значений:

20 + 28                        54 – 40

19 + 28                        54 – 20

9 + 28                        54 – 50

10 + 28                        54 – 14

17. Найди значение выражений и разбей их на группы:

47 – 7                56 – 50                36 + 25                38 + 12

48 + 12                64 + 18                64 + 6                78 – 72

18. Запиши равенства:

а) из чисел 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 6, 27 выбери такие три числа, сумма которых равна 50;

б) из чисел 45, 27, 36, 63, 54, 45 выбери пары чисел, сумма которых равна 90;

в) из чисел 46, 39, 72, 54, 61, 28 выбери пары чисел, сумма которых равна 100.

19. Найди значения выражений. Какая пара примеров – лишняя? Подчеркни.

23 + 8                61 + 4                34 + 13                58 + 9

23 – 8                61 – 4                        34 – 3                        58 – 9

20. Составь различные разности и найди их значения, выбирая уменьшаемые из чисел 72, 39, 16, а вычитаемые – из чисел 25, 36, 16.

21. Запиши равенства:

1) Представь число 16 в виде суммы:

а) двух однозначных чисел;

б) двузначного и однозначного числа.

2) Представь число 23 в виде суммы двузначного и однозначного числа. Сколькими способами можно это сделать?

22. Не производя вычислений, назови разность:

а) с наибольшим значением;

б) с наименьшим значением.

77 – 25;        77 – 21;       77 – 24;             77 – 26;        77 – 28.

Проверь себя, выполнив вычитание.

23. Вставь пропущенную цифру так, чтобы получилось верное равенство:

67 + 8 = □4 + 11                92 – 9 = 71 + 1□

51 – 6 = □2 + 33                47 – 17 = 2□ + 7

90 – 63 = □5 + 12                69 – 60 = □9 – 40

15 + 15 = □5 – 5                37 – 8 = □6 + 9

92 – 3□ = 30 + □1

24. Сравни выражения:

а) а … а + 5                        b ... b – 8

    x ... x + 18                        с … 12 + с

б) а + 80 … 81 + а                61 – b ... 62 – b

    100 – 100 … с – с                с – 90 … с – 91

    х + 24 … х – 24                a + b ... b + a

25. Какие цифры закрыты карточками?

26. Заполни «магические квадраты» так, чтобы в каждом ряду (сверху вниз, слева направо) и по диагонали была одна сумма:

27. Кто быстрее? Запиши верные равенства.

28. Раздели прямой линией

      циферблат часов на две

      части так, чтобы суммы

      чисел на обеих частях

      были равными.

29. Сколько сумм можно составить, если первое слагаемое брать из чисел верхней строки, а второе – из чисел правого столбика?

В пустых клетках напиши суммы.

На сколько сумм меньше будет

составлено, если убрать из таблицы

слагаемое 60?

30. Найди путь от вершины пирамиды к ее основанию, переходя от каждой клетки в одну из расположенных под ней, и набери по дороге сумму:

а) 40;

б) 50;

в) 60.

Запиши соответствующие равенства:

□ + □ + □ + □ + □ + □ + □ + □ + □ + □ = 40 и т. д.

31. Из таблицы выпиши пары чисел, сумма которых равна 98.

32. Сколько разностей можно составить, если уменьшаемым брать числа из верхней строки, а вычитаемым – числа из левого столбика?

В пустых клетках напиши разности.

На сколько разностей будет меньше, если убрать из таблицы вычитаемое 9?

33. Найди путь от вершины пирамиды к ее основанию, переходя от каждой клетки в одну из расположенных под ней, и набери по дороге сумму:

а) 25;

б) 45;

в) 55.

Запиши соответствующие равенства.

34. Вычисли разности:

        13 – 7 =

        18 – 13 =

        25 – 18 =

        38 – 25 =

        43 – 38 =

а) Подчеркни зеленым карандашом то, чем равенства похожи.

б) Вычисли и напиши сумму разностей под столбиком.

в) Рядом составь еще 5 выражений по такому же правилу и вычисли сумму разностей. Что ты заметил?

35. Заполни таблицы:

b

29

29

29

29

a

60

60

60

60

c

8

12

24

37

d

5

18

23

54

b + c

a – d

c

8

12

24

37

d

5

18

23

54

29 + c

60 – d

36. Выполни действия:

70 – 4 =                22 + 6 =                59 – 6 =

48 – 30 =                43 + 7 =                16 + 40 =

Раздели эти выражения на две группы так, чтобы в каждой группе были выражения, чем-то похожие друг на друга. Запиши каждую группу в отдельный столбик. Постарайся найти несколько способов.

37. Заполни таблицу:

b

1

2

3

4

5

6

7

8

b + 37

Подчеркни в таблице те значения b, при которых b + 37 < 41.

38. Заполни пропуски:

n

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

m

41

42

45

47

48

49

51

54

55

57

k

12

13

17

19

20

27

28

35

36

39

n – m

m + k

m – k

n – k

39. Данные числа расставь в кружках так, чтобы сумма чисел на каждой стороне треугольника равнялась 20.

40. Числа от 1 до 16 надо расставить в кружках так, чтобы сумма чисел на стороне каждого квадрата была 34 и сумма их на вершинах каждого квадрата также составляла 34.

41. Составь возможные суммы и разности, используя данные числа. Значение каждого выражения должно быть равно 31.

а) 14, 26, 12;

б) 16, 82, 15;

в) 19, 28, 31;

г) 5, 3, 7, 8.

42. Найди значения выражений.

Н   52 + 19 =                        О   73 – 37 =

Е   39 + 29 =                        Г   94 – 32 =

А   43 – 25 =                        Р   72 – 35 =

С   44 + 28 =                        Ч   16 + 19 =

У   39 + 11 =                        К   23 + 8 =

Расположи результаты в порядке убывания в верхней строчке, а соответствующие им буквы в нижней. Как называется сказочная опера Н. А Римского-Корсакова?

43. Как быстро найти сумму чисел каждого столбика, если сумма чисел первого столбика равна 55?

1                2                3                4                5

6                7                8                9                10

11                12                13                14                15

16                17                18                19                20

21                22                23                24                25

44. Напиши любое двузначное число и поменяй в нем местами цифры десятков и единиц. Какое из этих чисел больше и на сколько?

(Число не должно быть круглым, и цифры в нем не должны повторяться.)

Запиши равенства, на сколько одно число больше другого.

Заполни пропуски.

а

60

62

65

66

69

71

75

76

78

80

d

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

c

5

6

8

9

11

12

14

15

17

18

a + d

a – d

d – c

a + c

ЛОГИЧЕСКИЕ И КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Тройка лошадей пробежала пять километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь? 

2. Если курица стоит на одной ноге, то она весит два килограмма. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах?

3. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

4. Надо разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в лукошке.

5. Росли четыре березы. На каждой березе – по четыре большие ветки. На каждой большой ветке – по четыре маленьких. На каждой маленькой ветке – по четыре яблока. Сколько всего яблок?

6. Как  можно  сорвать ветку, не спугнув на ней птички?

7. У одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня шесть сыновей, а у каждого есть родная сестра».

8. Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса. Напиши, кто летит выше всех.

9. Лента длиннее нитки. Нитка длиннее иголки. Длина ленты показана отрезком. Покажи отрезком длину нитки и иголки. Отметь галочкой, что короче всех.

10. Треугольник расположен правее квадрата, прямоугольник – правее круга, круг – правее треугольника. Восстанови цепочку фигур.

11. В вазе, пакете и корзине лежат клубника, персики и сливы. В пакете не клубника и не персики, в корзине не персики. Где что лежит?

В вазе –___________, в пакете –___________,

в корзине –_________ .

12. Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Покажи их длины с помощью отрезков. Отметь галочкой, кто длиннее всех.

Ящ.

Уж                                                      Уд.  

13. Волосы у Кати темнее, чем у Зины. Волосы у Зины темнее, чем у Ани. Раскрась волосы каждой девочки, подпиши их имена. Напиши, кто светлее всех. _________

14. Маша, Оля и Настя заняли призовые места в соревнованиях на коньках. Маша не заняла ни первое, ни второе место. Оля не пришла первой. Какое место заняла каждая из девочек?

15. Как поставить в квадрате 8 точек так, чтобы в каждом углу было по 1 точке и около каждой стороны квадрата стояло по 3 точки?

16. Катя и Вера имеют фамилии Мартынова и Волкова. Вера и Волкова – подруги.

Запиши имя и фамилию каждой девочки.

17. На день рождения к Олегу пришли гости: Леня пришел раньше Миши, Миша пришел раньше Жени, Сережа пришел позже Миши, но раньше Жени.

Используя обозначения Л, М, Ж, С, нарисуй, в каком порядке приходили гости к Олегу.

18. Красный квадрат больше желтого, но меньше зеленого. Нарисуй эти квадраты на клетчатой бумаге и раскрась их цветными карандашами.

19. Как переложить фигуры, чтобы круг стал крайним, не перемещая его?

20. Миша, Дима и Сережа пошли в кино и сели на места № 6, № 7, № 8. Какими способами они могли разместиться? Один способ показан на рисунке. Другие найди сам.

№ 6

№ 7

№ 8

№ 6

№ 7

№ 8

М.

Д.

С.

№ 6

№ 7

№ 8

№ 6

№ 7

№ 8

21. В велогонках участвовали медвежата – Тимка, Дружок и Огонёк. У финиша Тимка оказался не последним, а Огонёк пришёл к финишу раньше Тимки. В каком порядке медвежата закончили велогонку?


22. Угадай, в какой клетке живёт каждый зверь, если во второй клетке живёт лев, слева от него – бегемот, а справа – слон?

1

2

3

23. Какую фигуру задумал Карандаш, если эта фигура – не круг и находится справа от треугольника?

24. Два отца и два сына взяли по одному портфелю. Как могло случиться, что они взяли 3 портфеля?

25. В семье 7 дочерей. Каждая из дочерей имеет одного брата. Сколько в этой семье мальчиков?

26. Шёл человек в город и по дороге догнал трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город?

27. Шёл человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город?

28. Три ученицы – Катя, Оля и Наташа – получили за самостоятельную работу две «пятёрки» и одну «четвёрку». Наташа получила отметку более высокую, чем Оля. Какие отметки получили ученицы?

29. Назови фамилии Пети и Миши.

Петя и Миша имеют фамилии Чернов и Белов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?

30. Если красное яблоко больше жёлтого, а жёлтое больше зелёного, то какое яблоко меньше все

Раскрась яблоки нужным цветом.

31. В этом доме живут четверо ребят: Миша, Олег, Дима и Коля. Выше всех живёт Миша. На втором этаже живёт Олег. Ниже всех живёт Коля. На каком этаже живёт Дима? Запиши имена ребят.

32. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у животного?

33. Четыре девочки Аня, Варя, Галя и Зина играли с мячами. Подпишите, каким из мячей играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький, но он меньше, чем у Ани и Зины, а мяч Ани не меньше, чем у Зины?

УПРАЖНЕНИЯ И ГОЛОВОЛОМКИ СО СПИЧКАМИ. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

1. «Три».

Положите пять спичек (как на рисунке).

Прибавьте к ним ещё пять спичек так, чтобы получилось три.

Если дети затрудняются с решением, то учитель подсказывает, что должно получиться слово «три».

Ответ:

2. «Сто».

Приложите к четырем спичкам пять спичек так, чтобы получилось сто.

Ответ:

3. «Весы».

Весы составлены из девяти спичек и не находятся в состоянии равновесия. Требуется переложить в них пять спичек так, чтобы весы были в равновесии.

Ответ:

4. «Два фужера».

Два фужера составлены из десяти спичек. Переложить шесть спичек так, чтобы получился дом.

Ответ:


5. «Храм».

Этот греческий храм построен из одиннадцати спичек. Требуется переложить четыре спички так, чтобы получилось пятнадцать квадратов.

Ответ:

6. «Ключ».

Из десяти спичек сделан ключ. Переложить в нём четыре спички так, чтобы получилось три квадрата.

Ответ:

7. «Три квадрата».

Построена фигура, как на рисунке ниже. Переложить в ней пять спичек так, чтобы получилось три квадрата.

Ответ:

8. Решите древнюю головоломку. Из этих фигур нужно сложить прямоугольник, у которого все стороны равны. (Это квадрат!)


Ответ:

9.  Как   из  двух  спичек   сделать   десять  и  пятьдесят,  не  ломая  их?  (,.)

Нельзя  ли  из  трёх  спичек  сделать  шесть,  девять  и  сто, не ломая их? (,,.)

Как из четырех спичек сделать двенадцать, сорок, шестьдесят и тысячу, не ломая их?
(
,,,.)

10. В каждом из этих примеров есть ошибка. Чтобы её исправить, следует переложить всего по одной спичке

                (Ответ:.)

                (Ответ:.)

                (Ответ:.)

        (Ответ:.)

                (Ответ:.)

        (Ответ:.)

                (Ответ:.)

11. Разрежь фигуру.

а) Из 9 одинаковых квадратов составили фигуру. Разрежь её на три части равной площади.

б) Разрежь раскрашенную фигуру на 2 равные части так, чтобы из них можно было составить прямоугольник.

в) Разрежьте треугольник на 3 части так, чтобы из получившихся частей можно было бы сложить прямоугольник.

г) Пирог прямоугольной формы двумя разрезами раздели на 4 части так, чтобы две из них были четырехугольной формы, а две – треугольной формы.

д) Раздели прямой линией циферблат часов на 2 части так, чтобы суммы чисел в этих частях были равными.

е) Квадрат разрежь на 2 неравные части и составь из них треугольник.

Ответы:

а)

б)


в)                                         г)

д)                                         е)

12. Линии и точки.

а) На прямой поставлены 4 точки. Сколько всего получилось отрезков, концами которых являются эти точки?

Ответ: 6 отрезков.

б) Незнайка начертил 3 прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Покажи, как это он мог сделать.

Ответ:

в) Перечеркни 9 точек отрезками, не отрывая карандаша от бумаги.

                                Ответ:

                

13. Обведи (нарисуй) фигуры, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии.

а)                

Ответ: Сначала  проведи  диагональ,  потом обведи сам квадрат, а затем – окружность


б)         

Ответ: Сначала проведи звезду, а потом – пятиугольник.

в)

Ответ: Сначала обведи внутреннюю фигуру из двух треугольников, а потом внешний контур.

14. Разгадайте кроссворд и найдите в нем лишнее слово.

1. Что образуют два луча, выходящие из одной точки?

2. Что получим, если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки?

3. Родственник круга, но больше похож на яйцо птицы.

4. В нем 100 см или 10 дм.

5. Замкнутая ломаная из трех звеньев.

6. Что можно поставить на листе бумаги ручкой, чаще в конце предложения.

7. Что это за фигура: четыре стороны равны, а все углы обязательно прямые.

8. Какой линией можно соединить три точки, которые находятся не на одной прямой.

9. Как называется линия, которая образует пятиугольник.

Ответ: 1. Угол. 2. Отрезок. 3. Овал. 4. Метр. 5. Треугольник. 6. Точка. 7. Квадрат. 8. Кривая. 9. Ломаная.

15. Поверни избушку (задача со спичками).

Учитель. Чтобы получить карту сегодняшнего путешествия по сказкам, надо повернуть эту избушку на курьих ножках.

Задание: как переложить две спички, чтобы избушка повернулась другой стороной?

                                        Ответ:

16. Отгадайте кроссворды и найдите зашифрованные слова.

1. В одном метре десять ….

2. В этой единице массы измеряются вес человека.

3. В одном дециметре десять ….

4. Запись, составленная из чисел, букв и знаков арифметических действий.

5. Выполненное из прозрачного материала, с помощью которого можно измерять площадь фигуры.

Ответы: 1. Дециметр. 2. Килограмм. 3. Сантиметр. 4. Выражение. 5. Палетка.

1. Специальные знаки для записи чисел.

2. Единица длины.

3. Числа от нуля, используемые при счете.

4. Название угла меньше прямого.

5. На него нельзя делить.

6. Самая маленькая из известных вам единиц длины.

7. Самая большая единица длины.

Ответы: 1. Цифра. 2. Метр. 3. Натуральные. 4. Острый. 5. Нуль. 6. Миллиметр. 7. Километр.

Ответы:  По вертикали:  4.  Полночь.  5.  Полтинник. По горизонтали: 1. Четверть. 2. Доля. 3. Каникулы.

По горизонтали:

1. Единица длины.

2. Фамилия древнегреческого математика.

3. Наименьшее трехзначное число.

4. Однозначное число.

5. Результат сложения.

6. Прямоугольник с равными сторонами.

7. Один из компонентов деления.

8. Математическое выражение, требующее выполнения некоторых действий над числами.

9. Математический знак в виде полумесяца.

10 Упражнение, для выполнения которого необходимо думать, вычислять, записывать ответ.

По вертикали:

11. Царица наук.

Ответы: По горизонтали: 1. Метр. 2. Пифагор. 3. Сто. 4. Семь. 5. Сумма. 6. Квадрат. 7. Делитель. 8. Периметр. 9. Скобка. 10. Задача. По вертикали: 11. Математика.

По горизонтали:

2. Знак математического действия.

4. Запись из одной или нескольких цифр.

5. Часть прямой, соединяющая две точки.

7. Многоугольник.

8. Математическое действие.

9. Старинная мера длины.

По вертикали:

1. Часть прямой.

2. Геометрическая фигура.

3. Математическое действие.

6. Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений и вычислений.

7. Число разрядов в классе.

Ответы: По горизонтали: 2. Плюс. 4. Число. 5. Отрезок. 7. Треугольник. 8. Деление. 9. Пядь. По вертикали: 1. Луч. 2. Плоскость. 3. Сложение. 6. Задачи. 7. Три.

По горизонтали:

1. Трехзначное число.

2. Старая русская единица длины.

8. Единица измерения времени.

9. Математическое действие.

10. Равенство, содержащее букву.

13. Тысячная часть числа.

14. Десятая часть основной единицы длины.

По вертикали:

2. Буква латинского алфавита.

4. Черта на шкале.

5. Неметрическая мера объема.

6. Старая русская мера массы.

7. Наименьшее натуральное число.

11. Образцовое средство измерения.

12. Объем килограмма воды.

Ответы: По горизонтали: 1. Триста. 3. Вершок. 8. Секунда. 9. Деление. 10. Уравнение. 13. Промилле. 14. Дециметр. По вертикали: 2. Игрек. 4. Штрих. 5. Баррель. 6. Фунт. 7. Единица. 11. Мера. 12 Литр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негат...

Презентация. Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений на коррекционных занятиях.

Работа по развитию связной речи через систему коррекционно-развивающих упражнений  на коррекционных занятиях. ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Задача специальной ( коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появился механизм ко...

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Коррекционно-развивающие упражнения на уроках способствуют развитию и коррекции интеллектуальных способностей учищихся : пространственного представления, логического мышления, развитие памяти, внимани...

Коррекционно-развивающие занятия " Упражнения для развития мыслительных операций"

Комплекс упражнений для развития мыслительных операций у детей с УО (ИН)...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на этапе целеполагания при конструировании уроков в специальной коррекционной школе

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век XXI – век открытый,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети бы...