Конспект занятия "С чего начинается Родина"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Надежда Александровна Дмитриева

Конспект занятия разработан для детей среднего школьного возраста. Детям предлагается еще раз задуматься о своих истоках, о своих корнях, порассуждать о том, что же такое Родина и ее месте в жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachin._rodina_konspekt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида»

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

(Открытое занятие к республиканскому семинару)

                                                                                               

                                                                                             

                                                                                       Дата проведения: 04.03.2015 г.

                                                                           Воспитатель I категории

                                                                           Дмитриева Н.А.

                                                                           Возраст детей: 7 класс

                                                                           Количество детей: 8 человек

2015 год

      Цель: Формирование основ гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности обучающихся.

     Задачи: Расширить знания учащихся об истории своего села, поселка, города через предварительную  работу (поиск материала).

                    Формировать устойчивое, уважительное отношение к родным истокам, Отечеству.

                    Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

                   

Материалы к занятию:

1.Цитата о Родине.

2.Стих «Что такое Родина?» на экране                                  

3.Карта Марий Эл.

4.Слайды к высказыванию Р.Четкаревой о природе Марийского Края.

5.Слайды к викторине.

6.Презентация «С чего начинается Родина?»

7. Контурная карта, ручки.

                                                    Оборудование:

Экран, кинопроектор, ноутбук.

                                       

Ход занятия:

«Я узнал, что у меня,

Есть огромная семья.

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое,

Это все мое родное!

Это – Родина моя.

Всех люблю на свете я!  (слайд 1)

       Восп.: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада видеть вас на нашем занятии.  

      - Перед тем, как начать его, я предлагаю вам  игру. Прошу всех встать в круг. Сейчас все по очереди будете говорить, на какое время года, природные явления, погоду или на что-то еще похоже ваше сегодняшнее настроение. Начну я. Мое сегодняшнее настроение похоже на белое пушистое облако в спокойном небе. А твое? (Дети называют свое настроение)

 

                                           

 - Спасибо всем. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что на занятие вы все пришли с хорошим настроением.

  - Сегодня мы с вами будем говорить о самом дорогом, что есть у человека – о Родине. А с чего начинается Родина?  Можно сказать, что наша Родина начинается с тех явлений, предметов, которые вы называли в игре? Почему?

   Дети: - Можно. Все, что нас окружает – это и есть наша Родина.

   Восп.:-  А как вы  понимаете слово «Родина»?

   Дети:  - Родина – это место, где родился человек, а также страна, в которой он родился, место, откуда произошли предки, корни человека.

  Восп.: - Как зовется наша Родина? (Россия).

  Восп.: - У каждого человека своя Родина. Для кого-то – это деревня, с ароматом сирени, цветущей перед окошками, запахом свежескошенной травы, тихими улочками, соловьиными песнями в ночном саду. Для кого-то – город, с его высотными домами, шумными от многочисленных автомашин улицами, дымом фабрик и заводов. Каждому дорого и любимо место, где он родился. Что в целом образуют наши деревни и города?

  Дети: Республику. Марийский край. Страну.

  Восп.: -Да, наша страна состоит из многочисленных городов и деревень, республик, областей и краев. Россия является большой Родиной для всех народов, населяющих эту территорию.

 

На экране стихотворение Л.Улановой «Что такое Родина?»

Что такое Родина?

Марий Эл – земля.

Что такое Родина?

Республика моя.

Я люблю Отчизну,

Край свой, отчий дом,-

Что мы знаем с детства,

Родиной зовем. (слайд 2)

 Восп.: - У каждого человека есть еще малая Родина. Это тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.  

   Для меня малая Родина – это моя затерянная в волжских снегах деревня. Поясняю, почему так сказала: она находится в Волжском районе, в той части, где зимой выпадает очень много снега. Она называется Учейкино. (Можно включить небольшой рассказ о происхождении деревни). Наш домик с замерзшими окошками, в которых я своим дыханием продувала пятачки, чтобы увидеть, не закончилась ли метель и нельзя ли выбежать с санками на улицу, или прокатиться прямо с крыши дома просто «кубарем» (так много наметало снега). Наверное, о ней, дальней, но бесконечно родной, поется в такой песне:

                           Деревня моя, деревянная, дальняя.

                           Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой.

                           Ты в легком платочке июньского облака,

                           В веснушках черемух стоишь над рекой.

                           Родная моя деревенька-колхозница

                           Смущенной улыбкой меня обожгла.

                           К тебе мое сердце по-прежнему просится,

                           А я все не еду… Дела и дела… (звучит песня в исполнении воспитателя) 

      - Ребята, вы провели работу по изучению истории своего поселения и узнали много нового и интересного. Теперь вы тоже сможете рассказать о своей малой Родине?  Перед вами карта Марий Эл. (слайд 3) 

Покажите, пожалуйста, где вы родились и расскажите коротко о своей деревне,  селе, городе…(На карте Марий Эл  дети по очереди показывают свою малую Родину и рассказывают о своих деревнях, городах).

      - Спасибо. Ваши рассказы получились очень интересными и увлекательными.

      - Сейчас я вам раздам контурную карту Марий Эл. Найдите и обозначьте там свои районы и, если  сможете, попытайтесь указать свою деревню, село, поселок, город. (Дети работают с картами под тихую музыку)

Физкультминутка.

Цель: Смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ.

    Восп.: - А теперь немножко отдохнем. Я попрошу всех встать и расположиться так, чтобы не задеть друг друга. Мы попытаемся написать слова некоторыми частями нашего тела.  Напишите левым локтем слово «Россия», правым локтем – слово «Родина», носком левой ноги слово «деревня», носком правой ноги – «город». 

    Восп.: -Сложно было? (Нет). Почему? ( Потому, что это все наше родное.)

    Восп.:- Спасибо. Садитесь на свои места.

   

      Восп.: - Мы продолжим наш разговор о нашем Марийском крае. Роза Платоновна Четкарева (врач с многолетним стажем работы в медицинских и образовательных учреждениях, отличник народного просвещения, заслуженный деятель науки Республики Марий Эл) в своей книге «Природа, здоровье и табу народа мари» написала: «Марий Эл – это имя твое, родной мой край марийский, край обширных лугов, многочисленных малых рек, родников и озер. Это обитель моего своеобразного народа, душу которого вряд ли поймешь вне связи именно с этой землей, ее обликом, ее духовной аурой. Смотришь на ее красоту – не насмотришься, пьешь сладкую родниковую воду – не напьешься, а оторвешься от этой земли – не наплачешься, вспоминая (показ слайдов о природе).

   Восп.: - Не полюбив свою малую родину, трудно полюбить нашу большую Родину. Как называется человек, который любит своё отечество, свою родину, предан своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины?

   Дети: -Патриотом.

   Восп.:-А преданность и любовь к своей родине, к своему народу?

   Дети: - Патриотизмом.  

   Восп.: - Сегодня, наверное,  уместно будет вспомнить 7 февраля - день памяти героев-антифашистов. Вы готовили сообщение про Л. Голикова, Валю Котика, Марата Казея, Зину Портнову. Узнали про их подвиги во время Великой Отечественной войны. Можно их считать истинными патриотами своей Родины?

Дети: -Можно. Потому, что ради своей Родины, из-за любви и преданности к ней, они отдали свои жизни.

   

Восп.: - Не зная истории малой родины, невозможно до конца понять и историю нашего Отечества. А что вы знаете о своей малой Родине -  мы проверим, устроив небольшую викторину.

                             Викторина «Твоя малая Родина»

                         (После каждого ответа идут слайды)

   - Дайте полное название нашей республике. (Республика Марий Эл)

   - Кто является главой республики Марий Эл? (Леонид Игоревич Маркелов).

   - Как называется главный город Марий Эл? ( Йошкар-Ола)

   - Сколько районов в нашей республике?  Назовите их. (14)

   - Сколько городов? (4)

   - Какие народности проживают в Марийской Республике? (Марийцы, русские, татары, чуваши, удмурты, мордва, украинцы и т.д.)

   - Могут ли они назвать Марий Эл своей малой Родиной?  (Могут, если они здесь родились, выросли, живут и работают).

   -  Как всех их можно назвать, одним словом? (Россияне).

   - С какими республиками граничит Марий Эл? (Чувашской, Татарской республиками, с Нижегородской и Кировской областями).

    - Назовите главные реки и озера нашего края.

     (Дети: Ветлуга, Рутка, Большая и Малая Кокшага, Юшут, Илеть -  текут к Волге, а Уржумка (часть реки протекает через Кировскую область – 59 км, а часть по марийской земле. Всего 109 км), Немда.

      Озера: Таир, Яльчик, Глухое, Кожласолинское и др. Самое большое и глубокое озеро в нашей республике – Яльчик. Длина – 1600 м, ширина – от 35 до 180 м. Наибольшая глубина 35 м.)

    - Какие животные и птицы обитают в наших лесах?

     (Животные: медведь, волк, лиса, заяц, кабан, лось, белка, куница, бурундук, тушканчик, суслик, еж и т.д. Птицы  – стриж, жаворонок, кукушка, тетерев, вальдшнеп, пастушок, коршун, ласточка, сорока, ворона, синица, голубь и т.д.)

 Вос.: - Хорошо поработали. Теперь достаньте свои контурные карты и обозначьте все перечисленные вами районы, города, главные реки нашего края и соседние регионы, граничащие с нами. А теперь мы сверим ваши карты с оригиналом. Посмотрите, все ли правильно сделали?

  - Молодцы! Давайте вернемся к началу нашего занятия и повторим, с чего же все-таки начинается Родина для каждого из вас? (Ответы детей)

  - Правильно. С чего бы она не начиналась, это связано с родным домом, с нашими близкими. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Предлагаю послушать песню «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса.

  - На этой патриотической ноте мы закончим наше занятие. Спасибо всем!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Конспект "С чего начинается Родина"

Конспект  к презентации "Наша Родина" состоит из 7 листов....

План-конспект урока по немецкому языку в 7 классе на тему "С чего начинается Родина". Учебник Schritte, И.Л. Бим

Тема: Что мы называем нашей родиной? («Was nennen wir unsere Heimat?»).Учебник: Бим И.Л. Немецкий язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л.В. Садомова ; Рос. акад. наук, Рос. ...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»

Итоги конкурса «С чего начинается Родина» по номинации «Моя семья- моя Родина»...