Конспект урока письма в 4 классе ОШ для обучающихся с ОВЗ "Упражнения в написании слов с безударными гласными"
план-конспект урока по теме

Беляева Марина Геннадьевна

Учащиеся выполняют различные упражнения по теме, учатся работать по алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belyaeva_m.g.-urok_pisma_4_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока письма

«Упражнения в написании слов с безударными гласными»

 4 класc

Муниципальное образовательное учреждение

общеобразовательная школа №5 для обучающихся с ОВЗ

г.о. Орехово-Зуево Московской области

                                                                                           Учитель начальных классов:

                                                                                             Беляева Марина Геннадьевна

                                                                 

2016 год

Цель: 1. Закрепление знаний детей о правописании безударных гласных в   корне  слова, проверяемых и не проверяемых ударением.  Повторить правило о проверке безударных гласных в корне.

            2.  Развитие и коррекция  восприятия, речемыслительной деятельности, внимания на основе упражнений по проверке   и   правописанию    безударных   гласных.

           3.   Развитие  интереса  к истории своего народа через знакомство с  историческими событиями Великой Отечественной войны.  Воспитание патриотических чувств  на примерах подвигов  советских воинов.

Оборудование: фотографии и иллюстрации на военную тему, аудиозапись песни «День Победы», карточки с заданием, карточки-смайлики.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

 

     Звучит песня «День Победы». На доске наглядный материал на тему о войне.

  1. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, какую дату мы будем праздновать?

Дети: 9 Мая - День Победы в Великой Отечественной войне.

Учитель: Правильно. Наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. А сколько длилась эта страшная война?

(Долгих четыре года и унесла жизни многих людей.)

Сегодня на уроке письма мы закрепим знания о правописании безударных гласных в корне слова и вспомним о некоторых исторических событиях этого периода.

  1. Чистописание. 

Начнем урок с чистописания, а для этого подготовим наши ручки:

Гимнастика для рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Учитель: Откройте тетради и запишите число. Сегодня… (называется число и месяц).

Пропишите элементы и буквы, которые написаны у вас в тетрадях  (Дети записывают и прописывают).

  1. Повторение.

Учитель: Прочитайте слова, которые написаны на карточках. Что в них пропущено?

                                 Хр.…брец       вр...жда     прибл.…жаться

Дети: Гласные буквы.

Учитель: Давайте вставим пропущенные гласные в словах и поставим ударение. Какая гласная под ударением, а какая без ударения? А на доске пойдет выполнять это задание… (вызвать ребенка к доске)

Как узнать, какую букву надо написать?

Что для этого надо сделать?

Дети: Нужно подобрать однокоренное проверочное слово. Чтобы необходимый нам гласный стоял под ударением.

Учитель: Запишите эти слова с красной строки, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограмму

Учитель: Какое слово здесь может быть лишним?

Дети: Слово приближаться. Это слово, которое обозначает действие предмета, а остальные слова, которые обозначают предмет.

Учитель: Давайте повторим, на какие вопросы отвечают эти слова. Слова, которые обозначают предмет, отвечают на вопрос кто? что?, а слова которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы…(дети отвечают)

Учитель: В годы Великой Отечественной войны героически сражались наши земляки. В нашем городе есть обелиск Памяти павших, где написаны все имена героев Великой Отечественной войны. Есть школы, которые носят имена героев. К сожалению, многих уже нет в живых. Мы должны помнить своих героев. Нельзя забывать тех, кто отдал жизнь за наше счастье.

Учитель: Прочитайте поговорку на доске.

Храброму смерть не страшна.

Учитель: Когда так говорят? (когда человек ничего не боится. Благодаря своей храбрости, смелости наш народ одержал победу над врагом)

Учитель: Найдите в этой пословице проверочное слово для слова храбрец.

Дети: Слово храброму является проверочным словом для слова храбрец.

(на доске карточка со словами храбрец – храброму, храбрый)

Учитель: Запишите поговорку на следующей строчки в тетради, поставьте ударение в проверочном слове и подчеркните ударный гласный.

  1. Словарная работа.

Учитель: В Великой Отечественной войне было много победителей и героев, которые были награждены медалями и орденами. Сейчас вы должны заменить мои предложения одним словом и записать их с красной строки через запятую.

Человек, который выиграл сражение. (Победитель)

Награды за боевые заслуги во время войны. (Ордена)

Человек, совершающий подвиги, храбрый человек. (Герой)

Люди, которые участвовали в войне. А сейчас они уже стали пожилыми и носят    гордое звание … (Ветеран)

Учитель: Давайте посмотрим, какие слова вы записали и правильно ли вы их записали.  (появляется карточка на доске с подчеркнутыми буквами)

Победитель   ордена   герой   ветеран

На какие две группы можем разделить эти слова?

Дети: Слова с безударными гласными, проверяемые ударением и слова непроверяемые ударением.

Учитель: А как можно проверить эти слова?

Дети: Подобрать проверочное слово или воспользоваться словарем.

Учитель: Правильно, нужно подобрать проверочное слово или найти его в словаре. Если вы не можете проверить слово проверочным словом, то нужно найти это слово в словаре. Такой словарь называется орфографический. Вы его можете взять в библиотеке. (показать словарь)

Учитель: Война продолжалась 4 года и закончилась весной, 9 мая 1945 г. Весна прекрасное время года, когда распускаются листочки, зеленеет трава. Сейчас мы с вами проделаем, изобразим это в нашей физкультминутке.

Физкультминутка.

Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно

И птичек в гости всех зовет.

Раскроет свои руки-ветки

Опустит ветки-пальцы вниз,

Подставит солнышку листочки,

Чтоб лучик на ветвях повис.

  6. Работа по алгоритму.

 Учитель: Во всех записанных нами словах есть орфограмма «безударный гласный в корне». Очень важно при написании безударного гласного правильно подбирать проверочное слово. Какой алгоритм поможет нам правильно написать букву в корне слова?

Читаю

Ставлю ударение

Определяю корень

Подбираю проверочное слово

Пишу букву

Учитель: Прошёл уже 71 год, как советский народ опустил меч войны. В Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасенной немецкой девочкой на руках. Это символ мира (показать изображение).

Учитель: Пользуясь алгоритмом, выполните задание: вставьте пропущенные буквы в словах, которые символизируют мир, спокойствие на земле. К доске идет… (вызвать ребенка к доске). Остальные выполняют в тетрадях с красной строки.

З__мля   в__сна   цв__ты   т__шина   п__ля   л__са   зн__мёна

Учитель: В Волгограде стоит памятник Родина-Мать с высоко поднятым мечом. Это символ возмездия тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо. Этот памятник очень высокий и его видно далеко, за большие расстояния. (показать изображение  памятника)

Учитель: У вас на столах лежат карточки с текстом. Вы должны прочитать стихотворение, переписать его в тетрадь, вставить пропущенные буквы в словах,  поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.  За эту работу вы получите оценку.

Поклонимся великим тем г..дам,

Тем славным ком..ндирам и б..йцам,

И маршалам стр..ны, и р..довым,

Поклонимся и мертвым и ж..вым –

Всем тем, кого  забыть нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Учитель: Молодцы, закончили выполнять задание. Давайте его проверим и поставим оценки.

    7.  Домашнее задание.

Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно написать 10 слов с безударной гласной в корне слова.

    8.   Итог. Рефлексия.

Учитель: Хорошо! А сейчас мы еще раз повторим то, о чем мы говорили на уроке. Как проверить безударный гласный в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово или найти слово в орфографическом словаре)

Учитель: Какие слова называются проверочными? (когда   гласный стоит под ударением)

Учитель: Замечательно. А теперь возьмите карточки со смайликами и оцените свою работу на уроке.

Учитель: Все были молодцы на этом уроке, все работали очень хорошо. Спасибо вам!

Учитель: Сейчас я вам раздам картинки, на которых  изображен  символ памяти – вечный огонь. Это память о погибших солдатах, которые подарили нам жизнь. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте  рисунок.

Краткие рекомендации к использованию.

       Материал рекомендую использовать при подготовке к празднованию 9 Мая  - Дня Победы в 4 классе для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости

 ( интеллектуальными нарушениями).  Этот материал выборочно можно использовать  на уроках русского языка в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма 3 класс "Употребление названий предметов в зависимости от других слов в предложении, с помощью падежных вопросов"

Цель: развитие речи учащихся, учить их образовывать разные формы слова с помощью падежных вопросов и в зависимости от других слов в предложении и словосочетании. Развитие и коррекция речемыслительной ...

Конспект урока письма в классе со сложной структурой развития.

Тема: «Закрепление. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога»...

Урок по письму: "Выделение слов с безударными гласными, подбор проверочных слов." 4 класс.

Цель:1.Учить писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. Учить выделять слова с безударными гласными из текста. Развивать навыки письменной речи. Знакомить с терминологией.2. -Ко...

Конспект урока письма 1 класс (VIII вид)

Тема урока: " Повторение и закрепление пройденного материала"...

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...

конспект урока письма 6 класс школа 8 вида "Имя существительное"

Цель: формирование  понятия «имя существительное Задачи:  - обобщать знания учащихся о роли существительных в обозначении предметов и явлений окружающего мира; - обогащать лексику...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Упражнения в написании слов с безударными гласными с элементами сказкотерапии"

Цель: развитие умения распознавать безударные гласные в корне слов, требующие проверки, и правильно проверять...