Социально-реабилитационная программа: "Природа ощущений"
рабочая программа на тему

Успехова Ирина Александровна

Природа и ребенок, и природа искусства во многом родственны.

 В первую очередь чувственным аспектом познания. Но не каждый может воспринимать  цвет и линии.

Развитие ощущений и восприятий происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, 

в основном, совершенствования функций центральных, мозговых частей анализаторов. 

Идеалистические теории считают ощущения и восприятия «высшими духовными процессами» и 

отрывают сенсорное воспитание от познания ребенком окружающего мира. 

Быстрое развитие ощущений и восприятий происходит, когда ребенок с ограниченными возможностями 

 знакомиться с большим количеством новых предметов. Направляя внимание ребенка на характерные свойства предметов, 

связывают вновь воспринимаемое с прошлым опытом, указывают более рациональные приемы восприятия.       

Поскольку познавательная  и изобразительная деятельность осуществляется в игре, сенсорика принимает характер 

дидактических игр и специальных занятий, на которых применяют разнообразные игрушки, картинки, лепка, рисование,

проводит наблюдения за явлениями природы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priroda_oshchushcheniy.doc686.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение социального обслуживания

Ханты-Мансийского автономного округа Югры

Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными

физическими и умственными возможностями

г. Урай

2010г.

                                                                                         

г. Урай

2010г

Концептуальные подходы

Мир полон запахов, красок, звуков – ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус… и если ребенок с ограниченными возможностями чувствует – значит знает.

Экология природы, экология искусства  — это грани одной проблемы — сохранения в человеке человечности, это основная смысловая установка программы «Природа ощущений».

«Ребенок-художник», наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений.  «Открывая глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений.

Способность ребенка с ограниченными возможностями, одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему «очеловечивать все сущее».  Создавая  ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери, «букашки-таракашки» наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разные: большие и маленькие, худые и толстые, они «печалятся и радуются», разговаривают на своем языке, у каждого из них бывают свои дни рождения. Однако не каждому дано понять живущих с нами «соседей» — представителей флоры и фауны. Только внимательное, заботливое и неравнодушное отношение к судьбе зависимой от людей окружающей среды обеспечивает между соседями взаимопонимание и гармоничное сосуществование.

Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа - ощущений» нацелено на формирование  художественной культуры как части духовной, на приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья, к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественно-чувственного опыта прошлого.

Формирование «культуры творческой личности» (А.В. Бакушинский) предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет  работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественно-чувственного развития.

Введение ребенка с ограниченными возможностями, в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.

   Природа и ребенок, и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания. Но не каждый может воспринимать  цвет и линии.

Развитие ощущений и восприятий происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центральных, мозговых частей анализаторов.

Идеалистические теории считают ощущения и восприятия «высшими духовными процессами» и отрывают сенсорное воспитание от познания ребенком окружающего мира.

Быстрое развитие ощущений и восприятий происходит, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья знакомиться с большим количеством новых предметов. Направляя внимание ребенка на характерные свойства предметов, связывают вновь воспринимаемое с прошлым опытом, указывают более рациональные приемы восприятия.       Поскольку познавательная  и изобразительная деятельность осуществляется в игре, сенсорика принимает характер дидактических игр и специальных занятий, на которых применяют разнообразные игрушки, картинки, лепка, рисование, проводят наблюдения за явлениями природы.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который рассматривают, воздействует на наш глаз; с помощью руки  ощущается его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, принимается нашим ухом. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности.

Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира, природы.

Способствуют духовному становлению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.  

Развитие разных видов деятельности, их совершенствование обеспечивает и сенсорное развитие: формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов. Но каждая деятельность обладает своими сенсорными основами, поэтому совершенствование любой деятельности будет зависеть от уровня развития сенсорных процессов.  Метод Монтессори нельзя отнести к конкретному времени. Сегодня, когда ученые всего мира исследуют феномен жизни, многие ортодоксальные дисциплины эволюционировали и стали «науками жизни». Биологи становится составляющей частью психологии. Мария Монтессори строила свой метод именно по этому принципу. Наши современники, несомненно, ее назвали бы биопедагогом. Сама же она называла свой метод «помощью жизни».

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с явлениями не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью литературы. При этом действительность предстает перед ними в препарированном, расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде.

Значит ли это, что отпадает нужда в развитии способности восприятия, направленного непосредственно на явления природы, на предметы и их комплексы, созданные руками человека? Конечно, нет: жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакцией на впечатления, ответа действием на получаемую информацию.

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и ее нужно развивать в ребенке с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление чувственного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Как важно предоставить им возможность полнее испытать все эти приятные, радостные ощущения! Окунуться в атмосферу природы можно всего лишь на несколько мгновений, но ценность этих мгновений для сенсорного развития детей очень велика.

Особенности сенсорного воспитания, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений человека, получаемой из окружающей действительности, являются необходимым условием и его эмоционального состояния, оптимальной деятельности коры головного мозга. Известно, что недостаток впечатлений,  бедность их понижает тонус, обуславливают появление отрицательного эмоционального состояния человека, а их однообразие вызывает утомление. Важно формировать у ребенка умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние.

Основное  содержание

                                                             «Дитя … мыслит формами, красками, звуками,

                                                                          ощущениями вообще.

                                                                  Так как все проникающее в человеческий  разум  

                                                                           идет туда путем чувств,

                                                то первая стадия в развитии разума –

                                                                                       это  разумение чувственное…,

                                             первые наши учителя философии –

                                                                                             это наши глаза, руки, ноги, слух».

К.Д.Ушинский.

Содержание программы «Природа ощущений» выстраивается так, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями происходило через освоение чувственного опыта и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, через обогащение опыта в преобразующей художественно-творческой деятельности. Это обеспечивает рост личности, обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства через краски – природы, живопись; обогащение эмоционального, художественно-эстетического опыта; накопление и раскрытие творческого потенциала.

В этом пространстве ребенку с ограниченными возможностями, дается возможность для выражения своего личного отношения к ситуации, для возникновения его личной фантазии или образа. Необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности, к поиску художественных средств, и только тогда, когда возникнет мотивация к деятельности такого рода, можно дать ребенку умения и навыки для осуществления задуманного.  Например: «найти теплый звук, теплую линию, теплый цвет», «найти гармоничное и дисгармоничное звуковое и цветовое сочетание», «нарисовать грустящую линию, услышать грустящую музыкальную интонацию» и т.д.

  Детям с ограниченными возможностями трудно проанализировать свои чувства, трудно перевести их в зримые образы. Помогаем ему наводящими вопросами, помочь ребенку переступить черту между его чувствами, ощущениями, образами, возникшими в воображении, и чистым листом  бумаги. Например: спрашиваем ребенка, какое чувство возникло у него и какого оно может быть цвета. Смешав несколько оттенков на палитре, предлагаем выбрать цвет, наиболее подходящий его ощущениям.

Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет  ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».

Организация процессов созерцания, созидания и общения — три вида в  изобразительном искусстве. Способы вовлечения ребенка-инвалида в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны.

1.Передача и накопление  эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру - ощущений, формирование экологической
культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

2.Формирование и приумножение опыта творческой деятельности,
формирование «культуры творческой личности» (самореализация
личности).

3.        Обучение способам деятельности, формирование умений и
навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктив
ных видах творчества, обучение «языку изоб
разительного искусства».

4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

 Приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление  эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.  Поскольку мы имеем дело со сложным, глубоко чувственным, порой противоречивым внутренним миром ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 Развивая и формируя в детях: умение одухотворять (очеловечивать)
«живую» и «неживую» природу;

способность идентифицировать себя
с предметами и явлениями природы,  готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых су
ществ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т.п.),
сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким
и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Крас
ную книгу) видам растений и животных;

стремление заботиться о тех, кто зависит от человека,

препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

умение восхищаться красотой и многообразием природных
форм, замечать в неприметном — значительное, в неказистом —
выразительное, любоваться уголками родной и экзотической

природы;

- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

- готовность эмоционально переживать образную форму  и т.п.

 Решая вторую задачу — передачи и приумножения опыта творческой деятельности, способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, развивает и формирует способности и умения: быть оригинальным в выборе сюжета;

использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем ) для осуществления своего замысла.

Материалы для развития чувств.

Материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них. Таким образом, он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии.

Точно так же обстоит дело с принципом «от простого к сложному», что и встречается в изобразительной деятельности.

Все формы жизни, включая самые сложные виды; природа нашей  прекрасной Земли -  хрупка и преходяща, но любая форма жизни,  может существовать в течение неопределенного времени в безграничном пространстве. И не только существовать, но и развиваться по тем законам, которые устанавливает сама матушка-природа. И если форма сознательной жизни развивается в определенный период и в определенном месте, то она будет накапливать опыт, обобщать и действовать по законам своего существования. Ученые также наблюдают и действуют согласно законам эволюции жизненных форм на Земле.

Таким же образом Мария  Монтессори наблюдала законы, которые управляют развитием ребенка, и действовала в соответствии с ними.

Она считала, что эфирное тело (душа) человеческой материальной формы должно иметь огромный интерес к приобретению знаний, через чувственное познание природы. Но понятие «знания» по Монтессори - не изучение «фактов записной книжки с отрывными листами», а воспитание в ребенке «...ответственности за целостность, которую мы представляем... прежде всего как этические создания».

Исходя из понимания идеи впитывающего  разума и познания ребенком окружающего мира, мира природы ощущений, через сенсорику, утончение чувств.

В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький -большой, тихий - громкий, гладкий - шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. происходит сложная работа интеллекта - анализ и синтез, развитие сенсорики и художественно-творческого мышления.

Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности сенсорного развития ребенка и развития разных видов продуктивной  деятельности.

   Эффективное осуществление целенаправленной работы педагога с детьми с ограниченными возможностями, будут осуществляться по следующим направлениям:

1.В ходе проведения диагностики по изучению уровня развития изобразительного искусства, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.  

2. В процессе работы на занятиях в изостудии, на природе -  по декоративно-художественному творчеству, знакомству с играми: материалами М. Монтессори, через (эмоционально-ценностного) отношения к миру - ощущений, формирование экологической
культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

3.  В ходе непосредственного ознакомления с художественным искусством во время экскурсий в музей г. Урая;

в школу искусств – художественное отделение, для ознакомления с произведениями изобразительного искусства;

в музыкальную школу – для получения детьми опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности.

4. В рамках участия детей в праздниках, познавательных мероприятиях, при организации игр.

5. Во время проведения мастер - классов для родителей с целью ознакомления с основными способами, приемами в изобразительной деятельности.

Цель и задачи программы

Цель программы: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями через художественно-экологическое и эмоционально-творческое  развитие с использованием материалов М. Монтессори.

Задачи:

1. Сформировать эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному  искусству у детей с ограниченными возможностями.

2. Способствовать социально-личностному и творческому развитию детей с ОВЗ, через освоение изобразительной деятельности посредствами материалов М. Монтессори.

3. Повышать уровень развития мелкой моторики, координации движений, самостоятельности в творческих действиях и проявлениях.

4. Развивать чувство восприятия произведений искусства, выразительность мимики, движений, эмоционального состояния.

5. Повышать интерес детей и родителей к изобразительному искусству и природе.

6.  Способствовать активному включению родителей в процесс социально-  педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями, привлекать родителей к участию в мастер-классах, экскурсиях, праздниках.

Благополучатели

   Целевую группу, на которую направлена реализация данного проекта, составляют дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 5 до 18 лет, состоящие на учете в отделении   30         человек и их родители в количестве  10 человек.

Этапы и сроки реализации программы

Программа  «Природа ощущений» рассчитана на 1 год.

1 этап – подготовительный – анкетирование, проведение диагностических исследований: срок реализации – Январь 2010г.

2 этап -  основной:  выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов: срок реализации – январь  2010г. – ноябрь 2010г.

3 этап – заключительный – диагностика, подведение итогов, анализ, выявление слабых и сильных сторон программы. Опубликование результатов в СМИ: срок реализации – ноябрь 2010г.

Механизмы реализации программы

   Основными механизмами реализации программы являются:

Проведение совместно с родителями, специалистами мастер-классов по ознакомлению нетрадиционных приемах продуктивной деятельности;

 экскурсии в музей, школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку; ознакомление с материалами М.Монтессори и действия с ними;  

познавательные мероприятия; разучивание пальчиковых и зрительных, музыкально-ритмических гимнастик;

организация выставок детских работ по изобразительному искусству и народно-прикладному творчеству; проведение занятий на открытом воздухе, с выездом на  природу, при использовании различных средств выразительности: изобразительные, природные, бросовый материал.

    Благодаря поэтапной схеме работы, включающей планомерную и последовательную отработку каждого направления деятельности, предполагается достижение цели программы.

Деятельность в рамках программы

  Социально-реабилитационная программа «Природа ощущений» реализуется инструктором по труду в тесном сотрудничестве со специалистами отделения, с родителями детей, средствами массовой информации.

 Подготовительный этап:

Диагностические исследования детей с ограниченными возможностями здоровья – диагностика выявляющей уровни развития изобразительного искусства, использование разных средств изобразительной  деятельности, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру. 

  Разработка методических пособий для родителей,  организации мастер-классов для родителей в детском отделении реабилитации детей и подростков с ОВЗ, на базе Центра творчества юных, в школе духовного просвещения.

Этап основной деятельности:

Проведение системы занятий по изобразительному искусству  в взаимосвязи с материалами М.Монтессори;

Экскурсии  в школу искусств, музыкальную школу, детскую библиотеку, музей;

Организация мастер - классов для родителей;

Выставки детских работ.

Завершающий этап:

Подведение итогов реализации программы; диагностика.

Опубликование результатов работы в СМИ.

Количественные и качественные показатели программы

Реализация программы «Природа ощущений» предполагает достижение

 количественных результатов:

1. Занятиями по декоративно-художественному искусству, эстетически – чувственного опыта (эмоционально-ценностного) отношения к миру.  будут охвачены 35 детей.

2. В выставках по художественно-изобразительному и декоративно-прикладному искусству, примут участие 35 детей и 15 родителей.

3.  К работе  мастер - классах по изучению нетрадиционных приёмах изобразительного искусства , привлекутся 10 родителей и 2  педагога.

Оформятся 2 альбома с фотографиями:

 - изобразительная деятельность в процессе детского творчества;

 - по художественно-изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

качественных результатов:

Произойдет динамика в социально-личностном и творческом развитии детей с ограниченными возможностями, через освоение природы ощущений в изобразительной деятельности.

     

Сформируется эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному и бережное к миру природы у детей с ограниченными возможностями.

Улучшится координация движений, мелкая моторика, самостоятельность в творческих действиях и проявлениях.

Разовьется чувство восприятия произведений искусства: выразительность мимики, движений, эмоционального состояния.

Повысится интерес детей и родителей к изобразительному искусству.  

Рабочий план реализации программы:

«Природа ощущений»

Мероприятие

Сроки

реализации

1. Подготовительно-информационный этап

1.1.

Анкетирование.

Диагностические исследования.

Февраль  2010г.

1.2.

Создание методических пособий для родителей и педагогов на тему:

Нетрадиционные приемы рисования: «Цветные лица»

«Станковая живопись»

«Станковая графика»

Февраль  2010г.

1.3.

Работа со средствами массовой информации: статья в городской журнал Меридиан – «Трудотерапия -как источник внутренней энергии»

Февраль  2010г.

2. Основной социально – педагогический этап

2.1.

Занятия художественно-экологического и эмоционально-творческого развития  с использованием материалов М.Монтессори.

Ежедневно

2.2.

Практическое занятие: «Цветочная эйфория!»

Выставка детских рисунков, посвященная Международному женскому дню 8 марта! «Мамочкина интересность»

Март  2010г.

2.3.

Экскурсия  в музей истории г. Урая – зал природы.

1раз в квартал.

2.4.

Мастер – класс для родителей и педагогов по ознакомлению с декоративно-художественным искусством: «Страна мастеров» (техника: гофротрубочка)

1раз в квартал.

Март 2010г.

2.5.

Консультация: рекомендации по использованию элементов технологии М.Монтессори в домашних условиях«».

Март 2010г.

2.6.

Мастер – класс для родителей и педагогов на базе ЦТЮ: «Искусство воско - рисования » (техника: энкаустика) приглашение телевидения СПЕКТР.

Апрель 2010г.

2.7.

Практическое занятие экспериментирование: «Магия и волшебство игр М.Монтессори»

Апрель 2010г.

2.8.

Музыкально-терапевтические разминки.

Пальчиковые гимнастики.

Гимнастика для глаз.

Экспериментирование с красками.

Ежедневно на

занятие.

2.9.

Экскурсия  в музыкальную школу.

Развитие эмоционально-эстетического отношения к музыке.

Апрель 2010г.

2.10.

Практическое занятие по художественно – экологическому развитию: «Волшебница – природа!»

Май 2010г.

2.11.

Выставка работ декоративно-художественного искусства «С юбилеем, град Урай!»

Май 2010г.

2.12.

Конкурс -  игра ( с цветными мелками, углём,гуашью) «Выдумки в стране - Шарландия», посвященная международному дню защиты детей.

Июнь 2010г.

2.13.

Консультация для родителей и специалистов отделения: «Что нужно знать о смешивании цветов?»

Июнь 2010г.

2.14.

Практическое занятие по художественно – экологическому развитию: «Зверье моё!»

Июль 2010г.

2.15.

Консультация для родителей и специалистов отделения: «Рисуем по воску»

Июль 2010г.

2.16.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Игракрасочка» (нетрадиционные приёмы рисования – нитками, перьями, палочками на песке)

Июль 2010г.

2.17.

Познавательная викторина: «Югорский край», посвященная юбилею ХМАО – Югры.

Июль 2010г.

2.18.

Беседы о музыкальных произведениях разных по характеру, жанру по художественно – экологическому  и эмоционально – творческому развитию.

Март -

Ноябрь 2010г.

2.19.

Познавательно-практическое занятие: «Фантисолнышко!» посвященное Дню матери.

Октябрь 2010г.

2.20.

Выездная выставка на предприятие города: «Чудеса из корзинки»    приглашение телевидения СПЕКТР.

Октябрь 2010г.

2.21.

Мастер – класс для родителей и специалистов отделения: «Рождественская звезда! Цветы!» (техника: гофротрубочки)

Ноябрь 2010г.

2.22.

Художественно – экологическая  выставка  детских рисунков в воскресной школе:

                           «Снег, зима, холода!»

Ноябрь 2010г.

2.23.

Выездная выставка в ДМШ (муз.школа) посвященная Дню музыки: «Музыкальная радуга чудес!»              приглашение телевидения СПЕКТР.

Ноябрь 2010г.

2.24.

Новогодняя выставка-продажа детских поделок, игрушек: «Зимнее зазеркалье!»

Декабрь 2010г.

2.25.

Выездная выставка декоративно-прикладного творчества ЗАО ТУРСУНТ «Послание дедушке Морозу!»

Декабрь 2010г.

                           

                                   3. Заключительный этап

3.1.

Итоговая выставка детских работ по декоративно-художественному искусству.

     Приглашение телевидения «Спектр».

Диагностика детей. Анкетирование родителей.

Подведение итогов реализации программы.

Творческий отчет - анализ проведенных мероприятий, диагностик (выявление сильных и слабых сторон программы)

Разработка программы работы с детьми на 2011г.

Ноябрь 2010г.

3.2.

Опубликование результатов работы в СМИ.

Декабрь 2010г.

Список использованной литературы.

1.

М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ.статья М.В.Богуславский, Е.Б.Корнетов.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2005.-272с., илл. (Педагогика детства) Научный редактор С.В.Лыков.

2.

М. Монтессори. Я люблю Монтессори: Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2004. – 72с., ил. (Серия «Человечек»)

3.  

Рекомендации для родителей по использованию элементов технологии М. Монтессори в домашних условиях / Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Лангепас; Составитель: Н.В. Стребкова – г. Ханты – Мансийск: ГУП ХМАО «Информационно – издательский центр», 2002г. -30с.

4.

Программа коррекционно-образовательных учреждений «Изобразительное искусство» М.:- Просвещение. 2003.

5.

М.Монтессори. Дети-другие /Пер. с нем./ Вступ. И закл.статьи, комент. К.Е. Сумнительный. – М.: Карапуз, 2004.-336с.,илл. (Педагогика детства)

6.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. –М.: ТЦ Сфера, 2006.-208с.(Программа развития).

7.

Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. -  Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-288с. и цв. ил. («От детского сада к школе»)

8.

Молодова Л.П. игровые экологические игры с детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003.-128с.:ил.

9.

Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. - СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003.-32с.,цв.ил.

10.

М. Буторина, Е. Хиятунен. Монтессори – материал, часть I.   Российский Монтессори – Центр.- Издательство «мастер», 1992 г.

11.

Широкова Г.А.   Сенсорное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2006 г.

12.

Неклюдова А.И. К вопросу о развитии процессов восприятия у детей дошкольного возраста // Опыт объективного изучения детства. – Л., 1924.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. В 21 веке человек  должен быть уверен  в себе, мобилен, коммуникабелен.  Проце...

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...