Наглядное моделирование в коррекционно – развивающем обучении
презентация к уроку на тему

Архипова Надежда Андреевна

семинар – практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_micros.docx17.92 КБ
Файл naglyadnoe_model.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование  в коррекционно – развивающем обучении

(семинар – практикум для педагогов)

       Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно – развивающего обучения, широки.

Введение наглядных моделей в процессе обучения позволяют педагогу более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Игра «Исправь ошибку» (слайд 2, 3, 4,

     Цель: развитие понимания логико – грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

   Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др) карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).

    Инструкция: «Смотри и слушай внимательно»: «Рыба поймала мальчика». Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась».

     Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок  и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

      Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок» дети,  используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Игра «Вкусный сок» (слайд5)

    Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

     Материал:  наглядная схема, изображающая стакан, вокруг него – изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

     Инструкция: «Я люблю яблочный сок. А ты?»

    Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает ребенку сказать какой сок он любит. Ребенок отвечает, используя схему.

      Целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие ситуацию предложения (например, составление простого нераспространенного и распространенного предложения с прямым дополнением в игре «Кто из животных какую пользу приносит?») . в качестве элементов таких наглядных моделей могут быть использованы стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение «стрелки» сказуемого). При необходимости педагог помогает детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.

      На первых занятиях посвященных составлению простых предложений , дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются , как правило, беспредложные конструкции. В процессе последующих занятий  можно предложить детям составлять предложения по двум – трем , а затем и большему числу моделей.

  Игра: «Кто, какую пользу приносит» (слайд 6, 7, 8)

    Цель: составление простого распространенного предложения с прямым дополнениям по заданной схеме.

   Материал: наборное полотно с двумя карманами, предметные картинки.

   Ход задания: Педагог показывает предметные картинки, расположенные в обеих карманах наборного полотна (в первом – с изображающими домашних животных и птиц, во втором – с изображениями тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний, детей («курица - яйцо»).

     Педагог стимулирует составление детьми предложений по составным схемам.

Примерные ответы детей: «Куры несут яйца».

    В начале обучения составлению описательного рассказа предлагаемая педагогом наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на высказывание основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Овощи и фрукты»  схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, вкуса описываемых овощей и фруктов.

    При затруднениях некоторых детей в процесс рассказывания педагог может использовать дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа. Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.

Игра «Опиши овощи и фрукты» (слайд 9,10)

    Цель:  закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными  в роде, числе, падеже; формирование навыка составление описательного рассказа о предмете.

   Материал: схемы описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, вкус) выполнение действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).

    Инструкция: «Посмотри на эти картинки . Они помогут тебе правильно описать разные фрукты»

      Ход задания: Работа с детьми организуется поэтапно. На первом этапе детям предлагается описать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается педагогом) На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и отвечать на вопросы по поводу результата действия.

      Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, сладкое, вкусное»

  В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии педагог может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа.

 Задание «Составим рассказ вместе» (слайд 11)

      Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

     Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика, лыжи, солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; санки; кораблик; сачок).

      Инструкция «Давайте оставим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью педагога составляют начало рассказа)».

Задание «Составим рассказ по опорным картинкам» (слайд 12 )

    Цель: формирования связного речевого высказывания по опорным картинкам.

    Материал: опорные картинки (мальчик, окно, дуб, дуб осенью, зимой, весной и летом; птица; кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).

     Инструкция: «Послушайте мой рассказ» (рассказывает, используя опорные картинки).

      Ход занятия: Педагог составляет рассказ. После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно  предложить некоторым детям повторить весь рассказ.

    Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8 – 10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умением придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели. Применение наглядных моделей в работе  над монологической речью детей с ОНР позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или по самостоятельно выбранной теме. А так же сочинению рассказа по замыслу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наглядное моделирование в коррекционно-развивающем обучении

Слайд 2

Игра "Исправь ошибку" Инструкция : "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась«.

Слайд 5

Игра "Вкусный сок"

Слайд 6

Игра "Кто, какую пользу приносит"

Слайд 9

Игра "Опиши овощи и фрукты"

Слайд 10

Игра "Угадай, какие это фрукты?"

Слайд 11

Задание: "Составим рассказ вместе"

Слайд 12

Задание: « Продолжи рассказ по опорным картинкам "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТТЕРАПИЯ – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

В докладе описано занятие с детьми арттерапией - одним из направлений технологии коррекционно-развивающего обучения....

Обобщение опыта "Коррекционно-развивающее обучение".

Обобщение опыта по коррекционной работе с учащимися на уроках математики....

Задачи коррекционно-развивающего обучения

Задачи коррекционно-развивающего обучения  1....

Программа коррекционно-развивающего обучения

Календарно-тематическое планирование  по начальному курсу физической географии. 6 класс....

Моделирование урока развивающего обучения

Моделирование урока по стандартам второго поколения....

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...