Формирование самооценки в младшем дошкольном возрасте
учебно-методический материал по теме

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.

В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Проблема становления самосознания и самооценки как его компонента, рассматривались в работах: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой.

В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н.Е. Анкундинова, А.М. Богуш, В.А. Горбачева, К.А. Архипова, Р.Б. Стеркина, Е.О. Смирнова, Г.Б. Тагиева).

По мнению Г.С. Абрамовой, самооценка - это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Г.С. Абрамова считает оценку себя в целом общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяет актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку.

По мнению автора самооценку можно разделить на адекватную и на неадекватную, т.е. соответствующую и несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому.

Л.С. Выготский определяет самооценку как обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Он полагает, что самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми.

Б.Г.Ананьев определяет самооценку как важный компонент самосознания, который проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Таким образом, в работах отечественных психологов (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон) самооценка определяется как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Согласно исследованиям Г.С. Абрамовой, М.Д. Марцинковской, В.В. Зельковского, М.В. Лаврентьевой, с психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста отмечены в работах И.В. Дубровиной, А.В. Петровского. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать.

Как отмечают Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, в дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Н.Н. Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста.

В.С. Мухина выделила особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет) [57].

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. В исследованиях Л.Ф. Обуховой отмечается, что познавательная сфера ребенка дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. К концу дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка.

На взгялд Н.И. Непомнящей, поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится дошкольник в своем развитии.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих дошкольнику управлять своим поведением, по мнению А.К. Марковой, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств» .

Таким образом, в исследованиях Л.Ф. Обуховой отмечается, что познавательная сфера ребенка дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. К концу дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности. Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих дошкольнику управлять своим поведением, по мнению А.К. Марковой, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого.

По мнению М.И. Лисиной, самооценка представляет собой сложно-структурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье. Л.И. Божович рассматривают самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно - потребностной сферы личности ребёнка.

В.Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала способность (или, наоборот, неспособность - авт.) человека честно с любовью и по достоинству оценить себя .

Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые проявляются они, как показывают исследования Б.Г. Ананьева и др., материалы дневников, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т. п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета.

Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Согласно исследованиям Э.И. Суверовой, во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Но здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего дошкольника на вопрос «Кто у вас самый хороший?» мы услышим «Я самый хороший», так характерное для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т.п.

Как отмечает Е.А. Маслова, в дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность.

По мнению Е.Н. Васиной, сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений .

М.В. Лаврентьевой установлено, что статус, положение ребенка в группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в группе невысок; недооценку — «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее .

Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными, как показали исследования В.А. Горбачевой, Р.Б. Стеркиной, для формирования динамической самооценки у старших дошкольников являются такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч и в классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного характера (например, вырезание из бумаги), связанной с необходимостью осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу деятельности. Точность и объективность оценки и самооценки дошкольников растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного опыта .

По мнению Л.А. Венгер, В.С. Мухиной, адекватная самооценка, когда человек в целом принимает себя и свой образ, но при этом не идеализирует себя и видит свои отрицательные черты, чрезвычайно важна для нормального развития ребенка. Для детей с завышенной самооценкой характерна ситуация, когда свой образ, который выстроил ребенок, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и является причиной агрессивного поведения, конфликтности, тревожности, нарушений общения .

По мнению М.И. Лисиной, ребенок с низкой самооценкой узнается по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Он думает, что с ним скучно играть - и действительно становится скучно, потому что он запрещает себе полностью увлечься. Но из-за того, что он очень скучает по общению, другие дети легко могут приучить его играть роли, которые им самим не нравятся - невыигрышные, скучные, исполнительские. Если такой ребенок решается на какой-нибудь поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать задание или самому списать - неважно), очень вероятно, что потом он будет переживать, стыдиться своего промаха или стесняться своего выигрыша, скрывать свою причастность, убегая от ответственности.

Ряд авторов (А.И. Силвестру, М.И. Лисина) считают, что завышенная самооценка - результат многочисленных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и, возможно, являющихся манипуляцией со стороны родителей. Например, ребенку не отказывают ни в чем материальном, однако и не участвуют эмоционально в его в судьбе, не оценивают его поведение, не воспитывают. Он вырастает с ощущением, что все жизненные блага ему даны от природы, однако они никак не связаны с тем, каков он на самом деле. Он знает, что он абстрактно хороший ребенок. А вот за что можно хвалить - он не знает, и плохо отличает свои достижения от чужих .

Л.А. Венгер, В.С. Мухина считают, что для детей с неадекватно заниженной самооценкой характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление расположить к себе собеседника, понравиться ему .

Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г.Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря "личному участию" в ее производстве самого ребенка .

Развитие у ребенка способности оценивать себя психологи соотносят с такими феноменами, как самовыделение и принятия себя в расчет (В.В. Столин); с возникновением этических инстанций, обусловливающих произвольность поведения (Л.И. Божович); с появлением представлений о своих возможностях (Х. Хекхаузен). По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием себя.

Н.Т. Колесник выделяет следующие типы самооценки:

- заниженная адекватная - неадекватная,

- средняя адекватная - неадекватная,

- завышенная адекватная - неадекватная.

Причём, у детей 3-5 лет преобладает завышенная оценка своих качеств, благодаря которой они чувствуют большую уверенность, активны, инициативны в общении.

М.И. Лисина проследила развитие и формирование самооценки дошкольника под влиянием детско-родительских отношений. М.И. Лисина отмечает, что дети с точным представлением о себе имеют высокую самооценку, воспитываются в семьях, где родители применяют демократический стиль воспитания, уделяя детям, достаточно много времени, положительно оценивая их физические и умственные данные, но, не считая уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Таких детей часто поощряют, но не подарками. Наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным же представлением о себе (заниженная самооценка) растут в семьях, в которых присутствует авторитарный, либеральный или же хаотический стиль воспитания. С ними не занимаются, но требуют послушания (особенно авторитарный тип воспитания). Низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних. Не ожидают от них успехов и достижений в дальнейшей жизни.

По мнению Карабановой О.А., детско - родительские отношения влияют на формирование адекватной самооценки ребенка, если взрослый применяет по отношению к ребёнку демократический стиль воспитания, т.е:

- Всегда находит время, чтобы поговорить с ребенком;

- Интересуется проблемами ребенка, вникает во все возникающие в его жизни сложности и помогает развивать свои умения и таланты;

- Не оказывает на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

- Имеет представление о различных этапах в жизни ребенка;

- Уважает право ребенка на собственное мнение;

- Умеет сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Как полагает В. Абраменкова, развитие в процессе дошкольного воспитания правил коллективного поведений детей и привычек этого поведения вырабатывает у них сознание необходимости действовать сообразно этим правилам, оценку собственного поведения с точки зрения поведения должного, основанного на мнении коллектива. В образовании целенаправленности и планомерности волевых действий дошкольника определяющую роль играет именно это сознание правил поведения, как регулирующих удовлетворение своих желаний, так и стимулирующих процесс преодоления своего нежелания.

Согласно исследованиям Т.П. Авдуловой, в процессе сознательного освоения детьми правил взаимоотношения в коллективной жизни группы формируется и объективная основа оценочных отношений ребенка к самому себе. Относительная адекватность оценочных суждений ребенка о товарищах и самом себе определяется направлением и стилем воспитательной работы, глубоким знанием воспитательницы как внутренней коллективной жизни группы, так и индивидуальных особенности и возможностей каждого ребенка. Эта адекватность самооценки определяется и характером игровой деятельности ребенка, осознанием- объективных компонентов этой деятельности, особенно ее результатов. Оценочное суждение ребенка о самом себе непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы.

Известно, что у дошкольника потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Ребенок, по мнению Л.И. Божович, стремится стать именно таким, каким его видит взрослый. Следовательно, одним из аспектов понимания тенденции развития и возможного прогнозирования динамических изменений в самосознании, в том числе в развитии общей и частной самооценки ребенка, может служить изучение отношения к нему со стороны социальной среды, которая во многом определяет направление этого развития через переживание среды самим ребенком. Исследования О.А. Белобрыкиной свидетельствуют, что направленность самооценки ребенка опосредствована ее соотношением с реально существующим положением ребенка, сложившимся в его социальном окружении.

Таким образом, согласно исследованиям С.Г. Якобсон, Г.И. Моревой, к концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки гармонизируется, создаются благоприятные условия для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Как отмечают Т.П. Авдулова, О.А. Белобрыкина, В. Мамаева, Е.В. Прима, Н.И. Сарджвеладзе, Л.И. Божович, направленность самооценки ребенка опосредствована ее соотношением с реально существующим положением ребенка (оценкой), сложившимся в его социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самооценки тесно связано с активными действиями ребенка: с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение обращают его внимание на самого себя и ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу.[ http://festival.1september.ru/articles/311962/ ]

В младшем школьном возрасте, «успеваемость  становится для  большинства детей важнейшим критерием для формирования их самооценки.  И поскольку оценка,  высказанная другими имеет тенденцию превращаться в самооценку, неуспевающие школьники, как правило, ощущают свою некомпетентность и неполноценность» [Фридман Л.П., Кулагина Б.В., 1991]

В случае же постоянного поощрения у ребенка формируется чувство превосходства над другими и постоянная уверенность в своей правоте.

Между представлениями школьников о своих учебных способностях и их общей самооценки существует слабая, но всё же положительная корреляция. Кроме того, общая самооценка хорошо успевающих школьников (по данным Кафера) остается довольно высокой  в течение всего периода обучения, в то время как у неуспевающих она заметно падает в 9-летнем возрасте и затем продолжает снижаться.

Влияние имеют оценки учителя, ведь ориентируясь на них, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ, снизить влияние низкой успеваемости на самооценку, а таким способом может стать и правонарушение. Осознавая все это, было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что  высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является превосходная успеваемость. [10]

Б.Г. Ананьев в 1933 году проводил  экспериментальный опрос среди детей на тему: кто чувствует себя слабым по какому предмету. Им было выделено три типа отношений между  педагогической оценкой и самооценкой своей успешности ребенком по конкретному предмету:

  1. Совпадение отрицательной педагогической оценки и самооценки
  2. На неуспеваемость указывается в самооценке при отсутствии этих указаний в четвертой педагогической оценки
  3. На неуспеваемость указывается в педагогической оценке при отсутствии этих указаний в самооценке

Нарушение адекватной самооценки часто происходит у детей, хорошо подготовленных к школе. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах успешно, практически не затрачивая для этого усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка

Совершенно очевидно, что для достижения успехов в школе учащиеся должны обладать достаточной уверенностью  в себе и в своих способностях. Отсутствие такой уверенности у ребенка ведет к апатии, принятию зависимого положения, пессимистическому образу мыслей. В результате многие учащиеся на уроке всегда готовы к худшему, бояться сказать или сделать что-либо неправильно, либо настолько уверены в себе, что часто ошибаются, выкрикивая с места и не продумывая ответ.

Также на становление самооценки младшего школьника  огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. Дети  с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. [5;32]

Р.Бернс высказывается по этому поводу так: «Если родители, выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств». [1;157]

Часто родители, по утверждению О.Л. Зверевой, придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребёнка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребёнке ему присущие черты.[3;31]

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя всё, что делает ребёнок, безоговорочно хвалить, но и ругать за всё подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребёнок начнет избегать, общения с родителями. И, критикуя ребёнка (если есть в этом необходимость), нужно найти, за что его можно похвалить, например, за самостоятельность, за ум, силу воли. Более того, в конце разговора нужно выразить искреннюю надежду, что ребёнок понял критику и быстро всё исправит.[3;34]

Другая ошибка родителей — отсутствие понимания или признания неповторимости своего ребёнка. Большинство родителей уделяют мало внимания чувствам, желаниям и мнениям своих детей. Они воспринимают несогласие либо как личное оскорбление, либо как открытое неуважение к себе. Подобное поведение обусловлено низкой самооценкой и проявляется в потребности всегда быть правым. Такие родители считают, что проблемы существуют только у их детей, тогда как на самом деле они есть и у них, и у их чад. [3;35]

«…Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого»

По мнению К. Роджерса, огромную роль играет мать в формировании самооценки ребенка. Она должна иметь позитивное к себе отношение, иначе в противном случае она не станет для ребенка правильным образцом самопринятия.

С. Куперсмит указывает, что низкая самооценка ребенка связана с родительской ориентировкой на приспособительное поведение, т.е. успешность, достигнутая умением подстраиваться, оказывается неэффективной; средняя самооценка обусловлена снисходительной, терпимой и покровительственной родительской позицией; высокая самооценка детерминирована скрупулезно прописанными правилами и доверительными взаимоотношениями.

Таким образом, учеными признается ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка. С первых дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Родители ребенка на первых порах являются единственными носителями социальных отношений и единственным опосредующим звеном между остальными связями ребенка с миром. Однако, только наличия общения с родителями недостаточно для полноценного развития ребенка. Огромное значение для формирования самооценки детей дошкольного возраста имеет количество и качество общения с родителями, особенности семьи, родительское отношение к ребенку, супружеское общение и др.

Итак, в становлении самооценки огромную роль играет школа и учителя. Именно формирование самооценки в младшем школьном возрасте позволяет ребенку в дальнейшем делать активный жизненный выбор, определяет уровень его стремлений и отношения с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет пото...

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста

Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста...

Мини-памятки для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо  соблюдение единых  требований со стороны воспитателей и родителей. Обязанность ро...

Формирование наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте

Коррекционно-развивающая работа с детьми  с ограниченными возможностями здоровья по формированию наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте....

Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школ...