Формирование наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте
консультация

Сухова Маргарита Михайловна

Коррекционно-развивающая работа с детьми  с ограниченными возможностями здоровья по формированию наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

М.М. Сухова

 Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казённое образовательное

учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом № 11 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

(КГКОУ Детский дом 11), Комсомольск-на-Амуре

Коррекционно-развивающая работа с детьми  с ограниченными возможностями здоровья по формированию наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте.

Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления направленно на развитие ориентировочной деятельности, формирование познавательной активности, укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом.

На начальном этапе коррекционная работа направлена на развитие наглядно-действенного мышления. Именно ранняя форма мышления возникает у ребенка в тесной связи с практической деятельностью и направлена на ее обслуживание. В практической деятельности ребенок проявляет свое отношение к окружающему миру, осваивает его.  Задачей педагога является активизация эмоционального отношения детей к самостоятельным предметным и предметно-игровым действиям, обучение детей усвоения общественного опыта. Для их  решения педагог использует совместные действия с ребенком, действия по указательному жесту педагога, действия по подражанию подражание действий с предметами, действие по жестовой и речевой инструкции, действия ребенка по образцу педагога. Подвести ребенка к поисковым способам ориентировки - самая главная задача в обучении его пытаться самостоятельно решить возникшую задачу. Дети, поступившие в детский дом, не владеют самостоятельно ни одним из указанных способов усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по подражанию, ни по образцу, ни по словестной инструкции. Поэтому основной формой воздействия на ребёнка в специальном дошкольном учреждении являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогам. Прежде всего, ребенка необходимо научить соотносить условия задач с их требованиями. Вначале ребенку предлагаются простые практические задания, например, в процессе его игры с кубиками, конструировании.

Коррекционные задачи, стоящие перед педагогами:

  1. Создать предпосылки к развитию у детей наглядно-действенного мышления.
  2. Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического задания
  3. Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах
  4. Познакомить с проблемно-практическими ситуациями и предметно-практическими задачами
  5. Обучать использовать предметы-заменители
  6. Учить пользоваться методом проб как основным способом решения проблемно-практических задач, обобщать свой опыт в словестных высказываниях

Педагогу необходимо не только дать детям представления о проблемных практических задачах, но и сформировать перенос полученных представлений на разнообразные ситуации, в которых детям пришлось бы самостоятельно достигать цели с помощью различных средств .Такие ситуации специально создаются педагогом на занятии, или используются ситуации созданные самой жизнью в быту и на прогулках .Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов и приемов обучения. В коррекционной работе  дефектологи используют  два приема:

Первый - действенный показ

Второй - наглядно-действенный

       Коррекционная работа базируется на следующих принципах:

Принцип ранней коррекции;

Принцип реализации деятельного подхода;

Принцип коммуникативной направленности.

Коррекционная работа с детьми ОВЗ по формированию наглядно-

действенного мышления строится  по следующим направлениям:

1.        Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2.        Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3.        Педагогическая работа, направленная на обеспечение

полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:

3.1.        Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

  • обеспечение полноценного физического развития,
    оздоровление организма;
  • коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • формирование чувства ритма;
  • создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
  • формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);

4.        Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

  • всестороннее развитие предметно-практической
    деятельности;
  • целенаправленное формирование игровой деятельности; формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью
  • 5.        Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
  • формирование способности к волевым усилиям,
    произвольной регуляции поведения;

6.        Преодоление недостатков в речевом развитии:

  • целенаправленное формирование функций речи;
  • создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;

7.        Формирование коммуникативной деятельности:

—        обеспечение полноценных эмоциональных и "деловых" контактов со взрослыми и сверстниками;

—формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.

Таким образом, наглядно-действенное мышление является основой формирования наглядно-образного и логического мышления. Поэтому наряду с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности необходимо вести активное формирование основных функций речи, а также формирование взаимосвязи  между действием и словом.

Библиографический список:

1.Катаева,А.А., Стребелева. ,Е.А .,»Дошкольная олигофренопедагогика».М.,2001.-С.128-135

2.Волина В.В,»Веселая арифметика».Екатеренбург:Издательство»АРД ЛТД»,1999.-128

3.Чумакова,И.В.,»Формирование до числовых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта».М.,2001.-125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пословиц и поговорок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.

Мудрость народа как нельзя лучше воплощена в пословицах и поговорках. Пословица - жанр фольклора, распространенное в повседневной речи, краткое, ритмически организованное изречение, интересное не толь...

Статья на тему "Формирование наглядно-действенного мышления у детей"

Формирование наглядно-действенного мышления у детей...

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

Методическая разработка "Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста, с помощью математических игр »

В своей методической разработке я попыталась осветить основные логисеские приёмв и методы. Данная работа может быть полезна педагогам дополнительного образования, которые работают с детьми дошкольного...

Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности. Методика Зайцева.

Формирование предпосылок  обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности. Методика  Зайцева. Умение грамотно, последовательно, красиво изл...