Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ
статья по теме

Карабецкая Лариса Ивановна

Главная задача школы - создать благоприятные условия обучения для всех детей, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_spetsialnyh_usloviy_dlya_detey_s_ovz.docx52.14 КБ

Предварительный просмотр:

Создание специальных условий

для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья

Карабецкая Лариса Ивановна,

МБОУ СОШ № 46 с углублённым изучением отдельных предметов

учитель-логопед  первой квалификационной категории

г. Сургут

Желтухина Татьяна Николаевна,

МБОУ СОШ № 46 с углублённым изучением отдельных предметов

педагог-психолог  первой квалификационной категории

г. Сургут

Покатаева Ирина Павловна,

МБОУ СОШ № 46 с углублённым изучением отдельных предметов

учитель начальных классов  первой квалификационной категории

г. Сургут

Аннотация. В статье представлен опыт и результаты работы психолого-педагогической службы сопровождения образовательного процесса для учащихся с ОВЗ. Разработанная модель организации индивидуальной адаптированной образовательной программы для слабовидящих детей может быть использована для любых общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, образовательная среда, адаптированная программа, нарушения зрения.

Karabetskaya Larisa Ivanovna,

MBOU SOSH № 46 with in-depth study of specific subjects
speech-teacher of the first qualification category
Surgut

Geltuchina Tatiana Nikolaevna,

MBOU SOSH № 46 with in-depth study of specific subjects
teacher-psychologist of the highest qualification category
Surgut

Pokataeva Irina Pavlovna,

MBOU SOSH № 46 with in-depth study of specific subjects
primary school teacher of the highest qualification category
Surgut

Annotation: The article presents the experience and results of work of psycho-  pedagogical service support of the educational process for students with disabilities. The developed model of organizing individual adapted education programmes for visually impaired children can be used for any educational institutions.
         Key words: students with disabilities, the educational environment, an adapted program, visual disturbances.

«Есть только одна подлинная

ценность – это связь человека с человеком»

А. де Сент-Экзюпери

Проблема учащихся с ограниченными возможностями здоровья – одна из центральных психолого-педагогических проблем сегодняшнего образования.

Начальное образование – это первая ступень общего образования, призванная обеспечить социальную адаптацию обучающегося, содействовать его личностному, общественному и гражданскому самоопределению. Получение начального образования является неотъемлемым условием эффективности дальнейшего образовательного процесса и формирования социально мобильной личности, ясно представляющие потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.   Поэтому актуальным становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего школьного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

На фоне инклюзии части наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ растёт доля детей со сложной структурой нарушения развития. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава обучающихся являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи  обеспечения гарантий получения специальной психолого ­ педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:

– специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка;

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий),

учитывающих особые образовательные потребности и обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для здорового ребенка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.

Наше учреждение осуществляет образовательную деятельность адресованную учащимся, имеющим нарушение зрительной функции.

В связи с особенностью зрения учащихся, необходим комплексный  психолого-медико-педагогический подход к организации учебного процесса и лечебно-оздоровительной работы в школе. Специальные коррекционные занятия подготавливают учащихся к освоению учебной программы класса, развивают и совершенствуют сохранные функции зрительного анализатора, формируют умения и навыки ориентировки в быту, в социуме, в окружающем пространстве, развивают коммуникативные навыки, корригируют нарушения в физическом развитии, способствуют коррекции познавательной деятельности.

Программа коррекционной работы содержит следующие разделы  (психолого-педагогическое сопровождение):

  1. Характеристика обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
  3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.
  4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий.
  5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

1. Характеристика обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 1)

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих трудности в обучении, а также детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В школе осуществляется  психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение осуществляют специалисты школы: заместитель директора по УВР, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель. Комплексное обследование  ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк).

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является обеспечение условий для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования и для  оптимального развития обучающегося, его успешной интеграции в социум.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

  • диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
  • разработку и написание индивидуальных образовательных планов (ИОПов) детям с ОВЗ;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
  • конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заявления родителей и заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На обучающегося заполняется и ведется в течение учебного года психолого-педагогическая карта, в которой  фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

Приоритетным направлением психолого-педагогического сопровождения является профилактическая работа с обучающимися по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении) и др.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение в года являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

  1. Аналитическая работа.
  2. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
  3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
  4. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
  5. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ является  комплексной психолого-педагогической поддержкой  детей и родителей в решении задач обучения, развития, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками.

3.        Формы обучения, содержание и план        реализации        мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута обучающегося с ОВЗ решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме на основании заключения ТПМПК, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей обучающегося, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей с ОВЗ создаются ИОПы, в которых выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

Обучение инклюзивных детей ведется в соответствии с индивидуальным образовательным планом (Приложение 2), разработанным ПМПк школы. Это способствует благоприятному вхождению ребенка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу. Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении. Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

  1. Виды коррекционной работы с обучающимся

Групповые и индивидуальные логопедические занятия

Занятия направлены на коррекцию нарушений устной (______________) и письменной речи (_________________________________).

Расписание и продолжительность работы зависит от медицинского заключения, возрастных особенностей и тяжести речевого дефекта.  

Программа коррекции письменной речи для обучающихся с ОВЗ (_____________________________________).

Программа коррекции устной речи для обучающегося с ОВЗ (___________________________).

Индивидуальные психологические коррекционно-развивающие занятия

Занятия направлены на развитие познавательной активности и познавательных процессов, коррекцию эмоционально-волевой сферы обучающегося.

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (_________________________________)

4.        Мониторинг динамики развития обучающегося, его успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.

Мониторинг динамики развития обучающегося, его успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится 2 раза в год (январь, май).

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание динамики развития обучающегося с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с обучающимся, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности ребенка, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

5.        Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В связи с этим в школе выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.

2.        Сведения об обеспечении учебно-методической литературой, используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.

3.        Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • логопедический кабинет;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

  • динамика индивидуальных достижений обучающегося с ОВЗ по освоению предметных программ;
  • создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для ребенка с ОВЗ (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
  • увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимся с ОВЗ;
  • сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
  • количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;
  • другие соответствующие показатели.

Заключение

Разработанная модель организации индивидуальной адаптированной образовательной программы для слабовидящих детей может быть использована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация программы позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме: планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действия непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Каждый ребёнок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.


Список литературы

  1. Грибанова Г. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности. – М.: Школьный психолог, № 25-26, 2002.
  2. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.-  Москва: Школьная книга, 2010.
  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Зарубежные и российские исследования в сфере инклюзивного образования. Под ред. Рыскиной В.Л., Самсоновой Е.В. - Москва: Форум, 2012 .
  5. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект 2014
  6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7. - Москва: МГППУ, 2011.
  7. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
  8. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
  9. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
  10. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
  11. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  12. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
  13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
  14.  Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010.
  15. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
  16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
  17. Федеральный закон «О ратификации  Конвенции о правах инвалидов»  № 46-ФЗ от 03.05.2012.

Приложение 1

Характеристика обучающегося с ОВЗ

Фамилия, имя: _______________________________

Дата рождения: ______________________________

Название ОО: МБОУ СОШ № 46 с УИОП  

Класс: 2Б

Психолого-педагогические особенности развития личности учащегося

на этапе адаптации к условиям образовательного учреждения

(заполняется в случае поступления обучающегося в образовательное учреждение)

Общение с одноклассниками

Адаптация прошла успешно

Общение со взрослыми

Обучающийся быстро вошел в контакт с педагогами-предметниками

Темп деятельности обучающегося на уроке

Хороший

Уровень дошкольной подготовки

средний

Поведение в классе

Нормы поведения в классе соблюдает

Социально-бытовые навыки

Навыки самообслуживания сформированы по возрасту (самостоятельно ест, одевается на прогулку). Опрятен.

Эмоциональное состояние

Преобладает нейтральное настроение, волевые привычки сформированы

Индивидуальные особенности проявления темперамента и характера

Малообщительный, доброжелательный, при планировании своей деятельности не нуждается в организующей помощи

Воспитанность и социальное становление школьника

Умеет вести себя в школе и на улице; проявляет уважение к окружающим; умеет отвечать за свои поступки.

Психологическая диагностика

Внимание

На незнакомом материале скорость переработки информации ниже возрастной нормы. На знакомом материале соответствует возрастной норме, хотя в групповом варианте возможно отставание от темпа класса.

Память

Зрительная память развита лучше, чем слуховая. Объем слуховой памяти соответствует норме.

Работоспособность

Отмечается работоспособность соответственно возрастной норме.

Познавательная деятельность

Речевое мышление соответствует возрастной норме. Понятийно-интуитивное мышление на IV (хорошем) уровне выше нормы. Логическое мышление соответствует возрастной норме. Абстрактное мышление в стадии формирования, что также соответствует возрастным нормам.

Мелкая моторика

Мелкая моторика пальцев рук соответствует возрастной норме.

Общая моторика

Моторно- неловкий.

Мотивационно-

волевая сфера

На момент проведения эмоциональное состояние в норме. Физиологически находится в состоянии оптимальной работоспособности. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.

Логопедическая диагностика

Звуковая сторона речи

Смысловая сторона речи

Звуко-произнеошение

Звуко-различение

Слоговая структура

Словарь

Грамматический строй

Требуется автоматизация звуков [р] и [р`] в связной речи

Фонематический слух сформирован недостаточно

Сформирована

В пределах возрастной норы

Сформирован

Логопедическое заключение: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза у ребенка с дизартрией, ФФНР

Биологические факторы

Физическое развитие

Нормосомия, ожирение I-II степени

«Д» учет

нет

Ведущая рука

правая

Хронические заболевания

нет

Заключение невролога

ППЦНС, дизартрия

Патологические привычки

-

Рекомендации по сопровождающей работе обучающихся с ОВЗ:

Медицинский работник

  1. лечебно-оздоровительный режим (ежеурочная гимнастика для глаз),
  2. гигиена органов зрения,
  3. закрепление за ребенком рабочего места в соответствии с медицинскими рекомендациями,
  4. регулярное медикаментозное лечение в соответствии с медицинскими показателями

Классный руководитель

  1. снижение уровня требований к качеству выполнения классных работ (исправления, выход на поля, высота букв),
  2. увеличение объема времени для выполнения определенных работ (контрольных и самостоятельных),
  3. повторение инструкции перед выполнением задания;
  4. оказание дополнительной помощи при выполнении домашних заданий,
  5. упрощение выполнения домашних заданий,
  6. развитие самостоятельности при выполнении инструкции,
  7. повышение и поощрение самооценки обучающегося

Учитель-логопед

  1. контроль за произношением поставленных звуков со стороны взрослых,
  2. помощь родителей при выполнению домашних заданий

Педагог-психолог

Занятия по развитию познавательной активности и познавательных процессов; коррекция эмоционально-волевой сферы.

Социальный педагог

Составление социального паспорта учащихся, обеспечение бесплатным питанием


Приложение 2

Индивидуальный образовательный план (ИОП):

I. Общие сведения

Ф. И.О. обучающегося:

                                               

Класс:

Дата рождения: 14.09.2007

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. классного руководителя:

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Социальный педагог

Инструктор ЛФК

Не показано

Решение ТПМПК

Рекомендовано обучение в 1 классе общеобразовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для учащихся с нарушением зрения по 4 класс

Рекомендации ТПМПК

Занятия с учителем-логопедом по программе для детей с ОНР.

Занятия с педагогом-психологом по развитию познавательной активности и познавательных процессов, коррекции эмоционально-волевой сферы

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

Потребности ребенка:

Направления деятельности

Задачи на период

Ответственный

Сроки

Практическое применение

Доступность дидактических и др. материалов

Создание дидактического материала (крупный шрифт)

Кл. руководитель

В течение учебного года

Комфортная среда

Контроль за освещением кабинета,

Закрепление за ребенком рабочего места в соответствии с медицинскими рекомендациями

Кл. руководитель,

мед. работник

В течение учебного года

Обеспечение специализированным дополнительным оборудованием

III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению ПМПк)

Необходимый специалист

Основное направление

деятельности

Конкретные задачи на период

Режим и формы работы

Оценка результатов:  

динамика развития обучающегося

Педагог-психолог

Сопровождение

Коррекцион

ноо-развивающее.

-Развитие познавательной активности и познавательных процессов,

-коррекция эмоционально-волевой сферы

Дни занятий: четверг.

Время 11.30-12.15

Форма работы:

индивидуальная

Педагог-психолог

Учитель-логопед

- коррекция дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза),

- автоматизация звуков [р] и [р`] в связной речи

Дни занятий: понедельник, среда, пятница

Время занятий: 11.30 - 12.15

Форма работы: групповая

Учитель-логопед

Социальный педагог

Инструктор ЛФК

IV Освоение образовательной программы:

2015 -  2016

учебный год (сентябрь)

2015 -  2016

учебный год (май)

Уровень оптимальный, достаточный,  средний, недостаточный, низкий

V. Формирование социальной компетентности:

Направления деятельности (примерные)

Конкретные задачи на период

Ответственные

Формы достижения конкретных задач

Усвоение школьных правил

- формирование правильной посадки,

- обеспечение родителями регулярных посещений уроков,

- усвоение правил поведения на уроках и переменах

Кл. руководитель, воспитатель ГПД, родители

Урок, классный час, викторины, праздники

Адекватное поведение в учебной ситуации

Умение организовать свою деятельность на уроке

Кл. руководитель, воспитатель ГПД

Урок, внеурочная деятельность

Коммуникативная компетентность

- усвоение правил общения с одноклассниками,

- проявление активности на уроках

Кл. руководитель, воспитатель ГПД

Урок, внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия

Формирование положительной мотивации и т.д.

- участие в жизни класса, школы,

- участие в различных конкурсах

Кл. руководитель, воспитатель ГПД, родители

Посещение выставок, музеев, экскурсий, кинотеатров

Критичность по отношению к результатам собственной деятельности

- умение оценивать свои результаты и достижения

Кл. руководитель, воспитатель ГПД, родители

На примере одноклассников, литературных героев

Самостоятельность

- обучение самостоятельности при выполнении домашних заданий,

- обучение навыкам самообслуживания

Кл. руководитель, воспитатель ГПД, родители

Праздники, выезды за пределы школы

VI. Способности учащегося по основным предметам _______________________

Предмет

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

1

Русский язык

3

4

4

2

Литературное чтение

4

4

5

3

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

4

4

4

5

Английский язык

4

4

4

6

Информатика

4

3

3

7

Музыка

4

5

5

8

ИЗО

4

4

4

9

Технология

4

4

4

10

Физкультура

4

4

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция и инклюзия в части получения образования детьми инвалидами в общеобразовательном учреждении

Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть ре...

Презентация "Особенности учащихся с ОВЗ и создание специальных условий для их обучения"

Презентация содержит описание специальных условий для обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы...

Создание специальных условий получения образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Создание специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей  - основная задача в области реализации права на образование детей с ограниченными воз...

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ...

Выступление по теме "Работа с детьми с ОВЗ: создание специальных условий".

Доклад-презентация к педсовету о работа психолого-педагогической службы, работе психолога с детьми с ОВЗ, создании необходимых специальных условий....

Условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Описание условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....