СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья на тему

Бурмистрова Ирина Анатольевна

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usl.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский). «Среди особенностей, наблюдаемых при всех недостатках развития, т.е. обусловленных специфическими закономерностями, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями» (В.И.Лубовский, 2013, стр.25). Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.

При создании специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной организации для любой категории лиц с ограниченными возможностями учитываются как общие для всех людей с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, свойственные только детям с нарушениями зрения.

Трудности в определении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих детей создают потребность в формировании адекватных зрительных образов. Важной специальной образовательной потребностью является потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики. Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, плохое запоминание учащимися букв, трудности в различении конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов, наличие серьезных затруднений в копировании букв обуславливают специфическую потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами. Трудности в осуществлении мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), полное или частичное выпадение такого компонента как зрительная память у детей с нарушениями зрения формируют у них потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы. Существует особая потребность учащихся с нарушениями зрения в овладении широким спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно, на основе зрительного восприятия. также существует потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.

К основным специальным образовательным потребностям ребенка с нарушением слуха относятся:

  • потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных виды коммуникации;
  • потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
  • потребность в развитии всех сторон всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);
  • потребность формирования социальной компетенции.

Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть его лицо, губы и слышать с помощью слухового аппарата. При проведении уроков и внеклассных мероприятий необходимо учитывать эту особенность детей.

Способность использовать полученные знания в конкретной жизненной ситуации – одна из важнейших составляющих социальной компетентности, которой глухой/слабослышащий школьник должен овладевать на уроках в процессе овладения основной образовательной программой, на коррекционно-развивающих занятиях специалистов при реализации разделов индивидуальной образовательной программы – Психолого-педагогическое сопровождение и Формирование социальной компетентности.

Особыми образовательными потребностями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются;

  • Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным), особенно у детей с низким уровнем речевого развития (моторной алалией); потребность в формировании социальной компетентности.
  • Потребность в развитии всех компонентов речи, рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий детьми с ТНР создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока.
  • Потребность в формировании навыков чтения и письма.
  • Потребность в развитии навыков пространственной ориентировки.
  • Обучающиеся с ТНР требуют особого индивидуально-дифференцированного подхода к формированию образовательных умений и навыков.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

  • потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка, с учетом особенностей психофизического развития;
  • потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);
  • потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
  • потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
  • потребность в предоставлении услуг тьютора;
  • потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
  • потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
  • потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.

Особыми образовательными потребностями обучающихся с задержкой психического развития являются:

  • побуждение познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.),
  • формирование, развитие у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
  • развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
  • усиление регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
  • сохранение, укрепление соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.

Особые образовательные потребности детей с нарушением интеллектуального развития обусловлены особенностями психофизического развития.

В обучении детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся.

В обучении детей рассматриваемой категории используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Широко используется предметно-практическая деятельность, в ходе выполнения которой учащимися могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.

Для того, чтобы сформировать, уточнить и расширить круг представлений и подготовить школьников к восприятию учебного материала перед изучением систематического курса ряда учебных дисциплин (математика, русский язык и другие) необходимо выделять пропедевтический (подготовительный) период. В этот период осуществляется развитие у учащихся всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических представлений, позволяющих им овладеть счетом и решением простых задач.

Одной из важных задач учителя является формирование системы доступных знаний, умений и навыков. Лишь в некоторых случаях может отсутствовать строгая систематизация в изложении учебного материала.

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.

Важное значение имеет привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации. На момент поступления в школу у большинства детей с нарушением интеллекта преобладают атрибутивные интересы, поэтому одной из важных задач учителя является развитие познавательных интересов. Необходимо целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности.

К особым образовательным потребностям детей с нарушением интеллекта относится необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Эту работу должны проводить специалисты: специальный педагог (олигофренопедагог), специальный психолог, логопед, специалист ЛФК.

Для всех детей с нарушением интеллекта необходимо целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем формирования элементарных представлений об окружающем мире, расширения кругозора, обогащения устной речи, обучения последовательно излагать свои мысли и т.д.

Необходимо формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни; умений готовить пищу, соблюдать личную гигиену, планировать бюджет семьи; навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и т.п. Дети с нарушением интеллекта должны усвоить морально-этические нормы поведения, овладеть навыками общения с другими людьми.

К особым образовательным потребностям школьников с нарушением интеллекта относится трудовая и профессиональная подготовка. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушением интеллекта нарушений. Оно является основой нравственного воспитания этой категории детей, а также важным средством их социальной адаптации. У учащихся 1-4 классов формируется общая готовность к труду, а с 5-го класса целесообразно начать профессионально-трудовую подготовку.

Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушением интеллекта среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда учащихся во избежание их переутомления.

К особым образовательным потребностям обучающихся с РАС относятся:

1. потребность в психолого-педагогической поддержке ребенка с РАС в школе;

2. потребность в разработке адаптированной образовательной программы;

3. потребность в реализации практикоориентированной и социальной направленности в обучении и воспитании школьников с РАС;

4. потребность в организации и реализации занятий коррекционно-развивающей направленности (с дефектологом, логопедом, психологом, социальным педагогом и др.);

5. потребность в использовании дополнительных средств, повышающих эффективность обучения детей с РАС;

6. потребность в определении наиболее эффективной модели реализации образовательной практики;

7. потребность в определении форм и содержания психолого-педагогической поддержки семьи; 

8. потребность в дозировании учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности;

9. потребность в особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

10. потребность в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем.

Понимание этих особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных условий, необходимых для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде обычных сверстников.

Особенности подготовки рекомендаций по специальным образовательным условиям для детей с ОВЗ.

Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха, зрения, тяжелых нарушений речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психологического развития, нарушением интеллекта, с расстройствами аутистического спектра

Описание специальных образовательных условий для детей с нарушением зрения

Главным фактором успешного инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации является создание для них таких образовательных условий, которые бы отвечали всем образовательным потребностям учащихся данной категории и не являлись бы худшими, в сравнении с теми, которые созданы для этих детей в специальной (коррекционной) школе 3и 4 вида.

Для учащихся с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации предусматривает:

  • наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;
  • обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня учащегося и его образовательных потребностей;
  • обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;
  • наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;
  • обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;
  • обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего учащегося образовательных потребностей;
  • наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с учащимися с нарушениями зрения.

Описание специальных образовательных условий для детей с нарушением слуха

Включение ребенка с нарушенным слухом в образовательную организацию будет эффективным при наличии следующих составляющих:

  1. нормативно-правовая база, регулирующая инклюзивное образование;
  2. материально-технические, кадровые и методические ресурсы;
  3. социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса;
  4. учет особенностей детей с нарушением слуха;
  5. непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе.

Нормативно-правовая база, регулирующая инклюзивное образование, представлена документами нескольких уровней: международные (подписанные СССР или Российской Федерацией; Федеральные (законы РФ, кодексы); правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ); ведомственные (документы Министерства образования); региональные (документы Департаментов или управлений образованием); локальные акты учреждения

К материально-техническим ресурсам в первую очередь относится архитектурная среда организации (организация информационного пространства; акустическая подготовка групповых/классных комнат, создание специальных кабинетов для отдыха/релаксации и коррекционно-развивающих занятий).

При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для детей с нарушенным слухом является получение информации, следовательно, в первую очередь необходимо создавать доступное для этих учащихся пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через визуализированные источники:

  • удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.;
  • табло с «бегущей строкой»/мониторы на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;
  • световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.), которая позволяет детям ориентироваться в учебном пространстве и самостоятельно организовывать свое рабочее время;
  • доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС – сообщений, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями.

Акустическая подготовка групповых/классных комнат, нормализация акустики помещения, в котором будет учиться ребенок со слуховым аппаратом/кохлеарным иплантом – важная составляющая в создании архитектурной среды учреждения. В большинстве групповых/классных комнат школы присутствует эффект реверберации (эхо), что значительно снижает возможность слухо-зрительного восприятия речи учителя или воспитателя, а также одноклассников глухими/слабослышащими учащимися. Оборудование классной комнаты специальными звукопоглощающими панелями и шторами из плотного материала поможет решению данной проблемы.

Создание специальных кабинетов для отдыха/релаксации и коррекционно-развивающих занятий.

Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе является значимой частью работы по созданию специальных образовательных условий и предполагает наличие исправного слухового аппарата/кохлеарного импланта, выбор парты и партнера, оснащение класса мультимедийной аппаратурой.

Главным при создании рабочего пространства ученика с нарушенным слухом является наличие исправного слухового аппарата/кохлеарного импланта, которым активно пользуется ребенок. При необходимости возможно использование FM-системы (учитель-ребенок) для улучшения разборчивости речи в помещении класса.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется - первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников. Иногда целесообразно расположить ребенка так (справа/слева от учителя), чтобы его лучше слышащее ухо было максимально приближено к педагогу на уроке. Помощь в размещении ученика с нарушенным слухом в классе может оказать сурдопедагог.

Кадровые ресурсы являются одним из важнейших условий в процессе включения глухого/слабослышащего ребенка в общеобразовательную школу.

Необходимо предусмотреть в штатном расписании должность координатора по инклюзии и тьютора (предпочтительно со специальным (в области сурдопедагогики) образованием).

Безусловно, повысит уровень кадрового обеспечения образовательного учреждения наличие таких специалистов, как сурдопедагог, логопед, специальный психолог, социальный педагог. Кроме того, на основе договора организуется взаимодействие со специалистами профильных психолого-педагогических центров/специальных коррекционных учреждений 1 и 2 вида по сетевой форме организации учебного и коррекционно-развивающего процесса неслышащего/плохослышащего ребенка.

Описание специальных образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи

Для получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития:

  • раннее выявление детей с речевой патологией (совместно со специалистами медицинского профиля и психологами) и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития;
  • обязательная систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте;
  • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;
  • обязательное получение начального образования в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося с учетом степени тяжести его речевого недоразвития;
  • получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;
  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);
  • обеспечение специальных условий, способствующих психо-речевому развитию детей на основе системного и комплексного подхода при диагностике и коррекции речевых нарушений;
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта, нормализации общей, мелкой и артикуляционной моторики, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
  • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса, использование их коррекционно-развивающих возможностей в минимизации речевых нарушений и активизации коммуникативных навыков обучающихся;
  • вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов;
  • применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы специфические приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом – система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием – методы нормализации темпо-ритмической организации речи, для детей с общим недоразвитием речи – формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода;
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в случаях тяжелой речевой патологии);
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок;
  • объективная оценка личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

использование качественных характеристик оценивания с учетом специфики речевого нарушения, актуального уровня результатов обучения ребенка, образовательной динамики и ее стабильности;

  • создание особой пространственной и временной организации образовательной среды, учитывающей коммуникативный и социальный опыт учащихся;
  • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • профилактика и коррекция школьной и социокультурной дезадаптации за счет расширения образовательного пространства, увеличение социальных контактов, формирование навыков коллективной и индивидуально-подгрупповой работы и внеучебного взаимодействия, обучение с этой целью выбирать и применять необходимые коммуникативно-речевые стратегии поведения и общения;
  • формирование социально-коммуникативного внимания, вежливости, приветливости, а также общекультурных, морально-этических и нравственных норм поведения;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
  • организация партнерских отношений с родителями, максимальное привлечение их к коррекционно-развивающей работе и общему образовательному процессу;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования;
  • включение в процесс обучения в общеобразовательной организации специальных предметов коррекционно-лингвистического курса (входящих в состав специально разработанных программ, которые направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников с тяжелыми речевыми нарушениями;
  • гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий.
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с тяжелыми нарушениями речи (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
  • необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, при неоднократном повторении изученного материала.
  • организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, ПМПк, консультативных центров, ПМС-центров, логопедических пунктов и т.д.). Эти службы оказывают логопедическую помощь детям с ТНР, направленную на диагностику состояния речевой деятельности, коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению речевых расстройств, профилактику вторичных речевых нарушений. Помощь может быть систематической (регулярные занятия), а может быть эпизодической – по мере обращения родителей, что зависит от конкретных потребностей ребенка.
  • Создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие. Организация воспитательной работы с использованием ресурсов системы дополнительного образования при сетевом взаимодействии и (или) внеурочной деятельности по организации взаимодействия здоровых детей и детей с речевой патологией, направленной на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.
  • Постоянный мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов исходя из особенностей первичного речевого дефекта.

Описание специальных образовательных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В образовательной организации общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

Для того чтобы обучающийся с двигательной патологией попал на территорию образовательной организации необходимо установить пандус у входа в здание. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12°), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.Двери здания должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.

Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет.

Для того чтобы ученик на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.

Предпочтительным является зонирование пространства класса на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса узнаваемым, а значит – безопасным и комфортным для обучающегося с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

В образовательной организации желательно иметь следующее специальное оборудование:

  • средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах и др.. Во многих многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей.
  • средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами-телевизором, приемником, магнитофоном);
  • подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка.

Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся, а также специализированными креслами-столами для учащихся с индивидуальными средствами фиксации, предписанными медицинскими рекомендациями. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудио технику.

Рабочее место обучающегося с двигательной патологией должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др..

Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Кроме того, для крепления тетради на парте ученика используются специальные магниты и кнопки.

Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация образовательной организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. На каждом уроке после 20 минут занятий необходимо проводить 5-минутную физкультпаузу с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

Если обучающийся с неврологическим профилем посещает образовательную организацию, не имеющее медицинских кадров, то необходимо, чтобы его обучение и воспитание сочеталось с лечением на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

Общеобразовательная организация должна использовать компьютерные и технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования с включением специального оборудования. Информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя совокупность технических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей); наличие служб поддержки применения ИКТ.В работе желательно использовать: специальные клавиатуры (в увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш, сенсорные) специальные мыши (джойстики, роллеры, а также головная мышь), выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура».

Применение специальных технических средств во многих случаях способны компенсировать имеющиеся у учащихся данной категории двигательные нарушения, а именно: невозможности или ограничении объема и силы движений (общая и мелкая моторика), трудности контроля и координации произвольных движений, слабость и быструю утомляемость во время движения, недостаточность зрительно-моторной координации рук и ног.

Для детей с НОДА в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций.

В рамках инклюзивного образования в работе с НОДА можно использовать наглядные, практические и словесные, двигательно-кинестетические методы.

В процессе психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в условиях инклюзивного обучения, образовательная организация должна предоставить услуги тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь. Тьютор (ассистент учителя) - специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка с НОДА в течение учебного дня - на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятий, во времени перемены, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора - помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса, в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

Должна быть организованна система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, ПМПС-центра, окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, СКОУ VI вида, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций. Данная система организуется при недостаточном кадровом ресурсе самой образовательной организации.

Описание специальных образовательных условий для детей с нарушением умственного развития

В образовательной организации должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования детям с ЗПР, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Первым специальным условием является специальные образовательные программы для детей данной категории (уровень академических знаний сопоставим с общеобразовательной школой).

Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения.

В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.;

Учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные) имеют своеобразие. Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги для школьников с ЗПР, предполагают наличие в образовательной организации специалистов службы сопровождения таких как учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

В условиях инклюзивного образования ученики с задержкой психического развития обязательно должны получать необходимую коррекционную помощь на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях общеразвивающей и предметной направленности. Эти занятия должны быть включены в учебный план общеобразовательного учреждения, где предусмотрено их проведение за счет часов компонента образовательного учреждения.

Обучение школьников с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования требует создания специальных условий, учитывающих их возможности.

Важное условие, обеспечивающее эффективность обучения учащихся с нарушениями интеллекта − доступное содержание. Умственно отсталые школьники не способны усвоить ту же учебную программу, что и нормально развивающиеся сверстники. Для них необходимо снижение объема, глубины изучаемого материала, увеличение времени на изучение отдельных разделов, тем, введение подготовительных этапов перед изучением трудного учебного материала; в соответствии с их возможностями должна быть адаптирована программа и пересмотрены требования к учебным достижениям.

Для обучения умственно отсталого ребенка с нормально развивающимися сверстниками в одном классе должны быть составлены индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа. В программе должно быть указано, в каком объеме и на каком уровне (знания, понимания, применения) должен быть усвоен тот или иной учебный материал. Необходимо предусмотреть необходимое количество учебного времени для усвоения и закрепления нового материала, а также продумать измерители достижений учащегося: те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у ученика. При этом целесообразно учитывать требования к знаниям, умениям и навыкам, которые сформулированы в программах по соответствующим учебным предметам в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Индивидуальная учебная программа составляется специальным педагогом и учителем, осуществляющим обучение в классе, а также согласовывается с родителями ученика. Затем она утверждается школьной администрацией и вступает в силу. Важно в конце каждой четверти (триместра) оценивать эффективность индивидуальной учебной программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы.

При обучении школьников с нарушением интеллекта необходимо использовать специальные методы и приемы, позволяющие облегчить или сделать доступным для понимания учебный материал.

Важно, чтобы занятия предполагали совместную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и нормально развивающихся детей. Для этого целесообразно использовать такие педагогические приемы, как совместное освоение материала (нормально развивающийся ученик как педагог, ребенок с нарушением интеллекта – учащихся), выполнение лабораторных работ парами, проектная деятельность. Важно создать в классе доброжелательную атмосферу, побуждать школьников оказывать помощь и поддержку одноклассникам с нарушением интеллекта. Конечно, показательным в этом случае будет пример самого учителя. Ученики с нарушением интеллекта, в свою очередь, должны знать, что, если им что-то неясно, они могут обратиться к своим одноклассникам.

При организации инклюзивного обучения необходимо правильно выбрать место, где будет сидеть ученик с интеллектуальным нарушением. Важно, чтобы он как можно меньше отвлекался. Вместе с тем, хорошо, если сидящий рядом ученик сможет оказать помощь. Также важно, чтобы учитель или ассистент (тьютор) могли легко подойти к такому ученику во время урока.

Организуя инклюзивное обучение, необходимо помнить, что ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофренопедагога, а родителям и учителю – его консультации.

Описание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра

Специальные условия для детей этой категории включают в себя:

Обеспечение нормативно-правовой документацией, регламентирующей учебно-воспитательный процесс ребенка с РАС (стандартный пакет документов, а также локальные акты, договора между учреждением и лицами, осуществляющими опеку ребенка с РАС), в том числе специфические особенности, в частности, возможность альтернативного питания (с учетом диеты или значительных пищевых ограничениях ребенка с РАС); взаимодействие с учреждениями, оказывающими помощь ребенку с РАС вне школы (ПМС-центры и др.); организацию медицинского сопровождения (например, врача-психиатра).

Обеспечение организации дополнительными помещениями, оборудованием, позволяющим проводить индивидуальные занятия с ребенком, имеющим РАС и создавать условия для отдыха (особенно важно для детей, имеющих нарушения или колебания работоспособности). Помимо обязательно присутствующих в школах помещений, таких как спортивный зал, кабинет музыки и др., желательно, чтобы в учреждении были:

  • кабинеты для индивидуальных занятий (имеющие минимальное количество стимульного материала, непрерывно находящегося в помещении или же оснащенное шкафами, не позволяющими ребенку видеть их содержимое (с непрозрачными дверцами и отсутствием открытых полок).
  • сенсорная комната;
  • игровая (комната, в которой имеются разнообразные игры и игрушки, которые используются как в занятиях, так на переменах или при проведении группы продленного дня);
  • место отдыха (чаще всего небольшая комната с минимальным количеством предметов (например, пара кресел -мешков и ковер).

Наличие необходимых специалистов и обеспечение командного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения школьника с РАС. Ребенок с РАС на этапе школьного обучения может нуждаться в помощи тьютора (при недостаточной возможности ребенка самостоятельно организовать деятельность в школе), логопеда (для преодоления нарушений речи и коммуникации), психолога (решение различных задач, от развития эмоциональной сферы до освоения правил поведения в различных ситуациях, как игровое занятие или тренинг), дефектолога (при наличии задержки темпа познавательного развития, трудностях освоения учебного материала), при необходимости социального педагога, нейропсихолога и др.. Часть специалистов должны присутствовать в течение всего учебного дня (например, тьютор), часть специалистов могут оказывать помощь как в самом учреждении, так и в других учреждениях, но непременным условием является систематическое взаимодействие специалистов, оказывающих помощь ребенку с РАС. Важную роль играет координатор инклюзивного образования (чаще всего такие специалисты являются представителями ресурсных отделений ПМПС-центров и др. учреждений, оказывающих методическую помощь).

Разработка и реализация адаптированной образовательной программы, в программе коррекционной работы которой реализуется индивидуально-ориентированный подход при определении сроков прохождения учебного материала.

Ориентированность на соблюдение единых требований в процессе обучения. При организации обучения ребенка с РАС в силу стереотипности, негативизму к изменению привычного распорядка, алгоритма необходимо введение единых требований (например, все специалисты, решая задачу повышения самостоятельности ребенка, ожидают, пока он достанет учебные принадлежности, а не пытаются физически помочь ему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ

Главная задача школы - создать благоприятные условия обучения для всех детей, учитывая их индивидуальные особенности и потребности....

Создание специальных условий получения образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Создание специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей  - основная задача в области реализации права на образование детей с ограниченными воз...

Презентация на тему: Создание специальных условий для развития, воспитания, обучения детей с нарушениями зрения и слуха.

Как создавать среду в образовательных организациях для комфортного пребывания  для детей с нарушениями, для их полноценного обучения, воспитания и развития....

Создание специальных условий обучения для детей с ОВЗ

Основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с уче...

Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демо...

семинар-практикум для педагогов "Создание специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ в ДОО"

Рассматриваются особые образовательные потребности детей с ОВЗ и необходимые специальные условия"...