"Насекомые"
план-конспект на тему

Альвухина Татьяна Викторовна

Сценарий  непосредственно-образовательной деятельности. Старший дошкольный возраст. Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_dlya_imts.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  непосредственно-образовательной деятельности

Старший дошкольный возраст

Группа для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Насекомые.

Цели урока: Обобщать представления детей о многообразии насекомых.

Задачи:

Образовательные

- упражнять в различении и назывании наиболее часто встречающихся насекомых;

- уточнять представления детей о пользе насекомых, общих существенных признаках;

-формировать понятие насекомые.

- совершенствовать слоговую структуру слова и грамматический строй речи, фонематический слух и связную речь.

- закреплять порядковый счет в пределах 8;

Развивающие

- развивать тактильно-кинестетическую и чувствительность и мелкую моторику пальцев рук;

- развивать логическое мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение детей к родной природе.

- учить доброму отношению друг к другу, чувству  взаимопомощи.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии
- игровая 
- педагогика сотрудничества (диалог, дискуссия); 
- информационно- коммуникативная технология

- здоровьесберегающая технология.

Оборудование:

- цветы – смайлики, панно «зеленая полянка»;

-  демонстрационные игрушки: муха, бабочка, стрекоза, жук, комар, паук, муравей, божья коровка.

- шапочки-маски: муха, бабочка, стрекоза, жук, комар, паук, муравей, божья коровка.

- фонограмма «Весенние звуки»

- интерактивная игра «Собери бабочке крылья»

-  рабочие карточки для выполнения задания «Найди пару!» (см. приложение).

- конверты с предметными картинками на звуки [з] – [ж]  для каждого ребенка (см. приложение);

- видеоклип пальчиковой гимнастики «Паучок»;

- рабочие карточки для выполнения задания «Зоркий глаз на каждого ребенка (см. приложение);

- презентация: гимнастика для глаз «Поймай мошку»;

- демонстрационная карточка: схема слова  «ОСА» (см. приложение);

- текст и фонограмма песни «Насекомые»;

- мяч;

- простой карандаш, шариковая ручка для каждого ребенка.

Предварительная работа:

- чтение природоведческой литературы по лексической теме «Насекомые».

- рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Прежде чем начать наше занятие, определите свое настроение с помощью вот этих цветов.

Приветствуют педагога

Дети выбирают цветок, прикрепляют его на «полянку»

2. Актуализация знаний:

Прослушайте аудиозапись и догадайтесь, звуки, какого времени года  вы слышали.  

(фонограмма «Весенние звуки») Правильно, весенняя капель, журчание ручейков, крик возвращающихся птиц, все это звуки весны. А что происходит в природе в конце апреля, начале мая?

Сегодня мы с вами поговорим о самых маленьких жителях нашей планеты – насекомых.

Каких насекомых вы знаете?

Для чего нужны насекомые?

Какие бывают насекомые?

Слушают аудиозапись

Рассуждения детей

Ответы детей.

- распускаются деревья,  цветы.

- птицы начинают вить гнезда

- пробуждаются после зимней спячки насекомые

3. Обобщение и систематизация знаний

Игра «Собери бабочке крылья»

Дидактическое задание: «Найди пару»

Дидактическая игра на дифференциацию звуков З – Ж «Помощники

Пальчиковая гимнастика «Паучок».

Задание на развитие графических навыков «Зоркий глаз».

Гимнастика для глаз «Поймай мошек»Дидактическое упражнение «Подбери слово к схеме»

Дидактическое упражнение «Порядок».

Динамическая пауза танец-песенка «Насекомые»

Для того чтобы вам было интереснее, я предлагаю вам отправиться на лесную полянку.

Покружись, покружись,

На полянке очутись!

Первой весной  проснулась муха(демонстрация игрушки). Кто из вас видел муху? Кто может рассказать об этом насекомом?

Соскучилась она по своим друзьям насекомым и решила пригласить всех на весенний праздник.

Прилетела бабочка.  Я бабочка – капустница – первая вылетаю из своего укрытия, следом за мной – лимонница, затем адмирал. Как вы думаете, почему меня так назвали?

А вы знаете, как я появилась на свет?

А вы знаете, чем покрыты мои крылышки?

Посмотрите, ребята, у бабочки осыпались крылья, давайте  поможем ей.

А вот и божья коровка! Какого она цвета? Кто держал б.коровку в руке? Что остается на ладошке?

Сколько точек на ее крылышках?

Давайте найдем одинаковых божьих коровок.

Вслед за божьими коровками начали высовывать из своих домиков и другие насекомые. Догадайтесь по звуку, кто собирается  к мухе на праздник?

- ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

- ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

Вот беда, ход из их укрытия завален разными предметами, давайте поможем им выбраться.

А как вы думаете, пригласит ли муха паука? (нет, он ее враг). У паука в брюшке есть маленькие бугорки – паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая в воздухе в виде паутины. Для чего паук плетет свою паутину?

Давайте на минуточку превратимся в паучков.

Наплели пауки паутины и не разглядеть, кто еще торопиться на весенний праздник?

Какие вы все глазастые, как быстро справились с заданием. А вы знаете, почему у стрекозы такие большие и выпуклые глаза? Каждый глаз стрекозы состоит из тысячи маленьких глазков. Благодаря этому стрекоза может смотреть всеми глазами одновременно и сразу видеть, что делается справа, слева, вверху, впереди  и сзади. Это очень помогает ей при охоте на мошек.

Пока мы искали стрекозу, наши глазки устали, давайте немножко отдохнем.

Следующее насекомое, вы угадаете, если подберете слово к вот этой схеме: ГСГ.  Сколько звуков в названии этого насекомого?

Вот и последний гость:

Чей домишко из иголок

На земле из старых елок?

У муравья очень интересный дом: муравейник – это верхний этаж, а остальная часть уходит глубоко под землю. У муравьев огромная семья и у каждого члена этой семьи своя работа: кто-то откладывает яйца, кто-то добывает еду, кто-то защищает муравейник. И никто этот порядок не нарушает. А вы умеете соблюдать порядок? Умеете делать то, что вам  говорят?Тогда послушайте муравья и сделайте так, как он говорит.

- первым встанет насекомое,  в названии которого один слог; за ним насекомые,  в названии которых  два слога; за ними  насекомые,  в названии которых три слога.

Педагог заводит детей в круг.

- Ну, вот все в сборе можно начинать весенний праздник.  

Рассматривание игрушки

Ответы детей:

- все тело, усики и лапки покрыты волосками, язычок покрыт клейкой жидкостью, поэтому она может ходить, где хочет и не падать.

- к ней липнет вся грязь, она разносит заболевания.

Рассматривание игрушки

Ответы детей:

- сначала бабочки откладывают яйца, из них появляются гусеницы, из гусениц – куколки, а из куколок - бабочки

- крылья бабочек покрыты чешуйками

- если взять бабочку в руки, чешуйки осыпаются, такая бабочка умирает.

На интерактивной доске дети собирают бабочке крылья.

Рассматривание игрушки

Ответы детей:

- крылья божьей коровки красные с черными точками.

- божьи коровки едят тлю в больших количествах и этим приносят пользу садам.

-  желтая жидкость, ее  очень не любят птицы.

Самостоятельная работа детей на карточках:

дети соединяют пары божьих коровок с одинаковым количеством точек на спинке.

Ответы детей

Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

( с картинками).

Размышления детей

Дети поют и выполняют пальчиковую гимнастику

На силуэт стрекозы наложен рисунок паутины, дети должны обвести по контуру стрекозу.

Выполнение гимнастики для глаз.

Ответы детей:

- в названии этого насекомого три звука.

- Первый звук гласный, второй согласный, третий гласный.

Это оса.

- муравей

Дети надевают шапочки-маски с изображением насекомыхи выстраиваются в заданном порядке

(жук, оса, комар, пчела, паук, стрекоза, бабочка,  муравей).

Дети выполняют движения танца по образцу педагога.

Рефлексия

деятельности

(подведение итогов)

Какой веселый праздник получился у насекомых в лесу! Праздник это хорошо, а теперь пора и за дела приниматься (дети снимают маски).

Покружитесь, покружитесь

В детский садик все вернитесь.

Игра с мячом «Вопрос  - ответ»

- Кто из насекомых и чем тебе понравился?

- Чем понравился тебе муравей?

- Интересно ли тебе было на занятии?

- Какая игра тебе больше всего понравилась?

- Что нового ты узнал сегодня?

- Справился ли ты со всеми заданиями?

- Изменилось ли твое настроение?

Давайте посмотрим на нашу полянку, если ваше настроение изменилось, сорвите свой  цветок с полянки и прикрепите новый.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"

В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...

Презентация по теме "Насекомые" . Развитие насекомых

Урок для 7 класса, по курсу Животные, по теме "Насекомые", рассматривается развитие насекомых....

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Работа по карточкам, сообщения учащихся о пчёлах и музеи пчёл....

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Является предпоследним в изучении темы....

урок по теме "Класс Насекомые. Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".

данный материал позволит быстро учителю прверитьв начале урока  знания по теме "стрекозы, Вши, Жуки, Клоппы", изусить новый матерал "Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи".  Закрепление пре...

Викторина "Вопросы о насекомых" для учащихся 7 класса (обобщающий контроль по теме "Насекомые")

Викторина рекомедована для учащихся 6-7 классов по теме  "Класс насекомые",которую можно провести во время обобщающего урока по данной теме или в рамках недели биологии. Викторина состо...