Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной сферы. Занятие с тестом «БУЛОЧКИ, ПЕЧЕНЬЕ - ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!»
методическая разработка по теме

Медведева Маргарита Хабаровна

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения  развития этих детей встаёт первая важная задача: сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферой ребёнка с ограниченными умственными возможностями. Для того, чтобы он мог совершать элементарные  трудовые операции, необходимо, чтобы он умел различать предметы по форме, величине, цвету. А также был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, песка, глины, ткани, дерева и пр.

Для того чтобы обучить ребёнка тому или иному приёму работы, учитель должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», которое включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

Однако, мотив, желание ребёнка что-либо делать своими руками остаётся серьёзной проблемой.

Как объединить в занятии пищевую мотивацию, задачи развития сенсорно-перцептивной сферы  и демонстрацию полного цикла трудового процесса? Ответом на этот вопрос может быть рекомендовано развитие такого направления в работе с детьми, имеющими ограниченные умственные возможности здоровья,  как «Работа с тестом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с тестом30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа  4 Василеостровского района Санкт- Петербурга

 Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной сферы

Занятие с тестом  

«БУЛОЧКИ, ПЕЧЕНЬЕ - ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!»

Методическая разработка

Учитель

Медведева М.Х.

Санкт- Петербург, 2016г.

Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной сферы

Работа с тестом

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения  развития этих детей встаёт первая важная задача: сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферой ребёнка с ограниченными умственными возможностями. Для того, чтобы он мог совершать элементарные  трудовые операции, необходимо, чтобы он умел различать предметы по форме, величине, цвету. А также был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, песка, глины, ткани, дерева и пр.

Для того чтобы обучить ребёнка тому или иному приёму работы, учитель должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», которое включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

Однако, мотив, желание ребёнка что-либо делать своими руками остаётся серьёзной проблемой.

Как объединить в занятии пищевую мотивацию, задачи развития сенсорно-перцептивной сферы  и демонстрацию полного цикла трудового процесса? Ответом на этот вопрос может быть рекомендовано развитие такого направления в работе с детьми, имеющими ограниченные умственные возможности здоровья,  как «Работа с тестом».

В основе направления лежит идея о том, что «особые» дети, подростки, должны не только сразу видеть результаты своего труда, и выступать первыми потребителями продуктов собственного производства. Самым желанным продуктом потребления для детей этой группы являются продукты питания, особенно сладости и сдоба. В связи с этим разработан цикл занятий «Булочки, печенье – всем на удивленье!»

Цели занятий:

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование  сенсорных эталонов формы и величины;

- развитие тактильной чувствительности рук, вкусовой чувствительности;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие речи, умения грамматически правильно строить предложения;

- развитие эстетического вкуса   у учащихся, воспитание аккуратности в работе;

- формирование у учащихся тенденции доводить начатое дело до конца;

- формирование у учащихся образа «полного цикла» трудового процесса;

- совершенствование коммуникативных навыков.

Задачи занятий:

Образовательные:

- Сформировать у детей представление о тесте и о том, что можно из него приготовить.

- Познакомить детей с кулинарными приспособлениями, необходимыми для работы с тестом: доска, скалка, формочки для печенья, пельменница, противень и пр.

- Научить учащихся правильно называть изделия, его компоненты, правильно строить предложения, содержащие информацию о процессе приготовления изделий из теста.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать мелкую моторику рук и координацию движений (мять тесто, лепить из него фигурки, вырезать из теста формочкой печенье различной формы, раскатывать тесто и пр.)

- Развивать тактильные ощущения: тактильно  узнавать тесто, закрепить знание оттенков вкуса, совершенствовать понятия формы и величины (форма печенья, пельменей, пирожков, булочек, вареников; размеры пирожков, печенья, пельменей, булочек и пр.).

Воспитывающие:

- Научить детей организовывать пространство вокруг себя так, чтобы было удобно и функционально.

- Научить учащихся приёмам взаимодействия между собой в процессе приготовления и потребления изделий из теста.

Здоровьесберегающие:

- Формировать санитарно-гигиенические навыки;

- Формировать навыки работы с режущими и колющими предметами (нож, вилка).

- Профилактика нарушений осанки и зрения.

- Снятие эмоционального и физического напряжения.

Образовательные технологии:

-Технология Монтессори;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Информационно-коммуникативные технологии.

 Оборудование занятий:

- передники или фартуки, косынки или колпаки;

- наборы открыток «пироги», «печенье», «изделия из теста»  и пр., муляжи хлебобулочных изделий или натуральные, постоянно обновляющиеся хлебобулочные и кондитерские изделия;

- фланелеграф;

- деревянные доски, скалки, лопаточки;

- пельменница;

- формочки, миски (пособие по Монтессори);

- готовое крутое тесто (песочное или дрожжевое), немного муки;

- разнообразная начинка (яблоки, варенье, рис и пр.);

- яйцо и пёрышко (для смазывания изделий перед выпечкой), подсолнечное масло;

- противень, электрическая духовка;

- самовар, чайный сервиз, приборы;

- СD- диски с релаксационной музыкой.

На подготовительном этапе работы учащиеся знакомятся с формой кулинаров: передниками, фартуками, колпаками и косынками. при этом они рассматривают картинки с изображением поваров, вспоминают, что делает мама дома, когда одевает передник (мама готовит еду). учитель рассказывает детям различные истории о поварах, о том как они готовят пищу, как это интересно и как приятно есть пищу в удобной и комфортной обстановке. Дети могут по ассоциации вспомнить истории из собственной жизни о встречи с поварами или о том, что делает мама на кухне. Учитель ведёт разговор о той еде, которую больше всего любят дети, что им нравится или не нравится. При этом педагог может либо прямо спрашивать, что они любят есть, либо, если детям сложно  ответить, педагог может называть разнообразные блюда (которые знакомы детям) и спрашивать у них, что им нравится, а что нет.

На подготовительном этапе работы педагоги могут попросить родителей детей провести дома «экскурсию» по кухне. Рассказать детям о том, какие кухонные приспособления и для каких целей используются. Важно, чтобы родитель перенес на ребенка положительный настрой для приготовлении пищи, дал понять ребенку, что приготовление пищи не просто повседневный, а творческий процесс.

Следующий этап в работе с тестом - это «привыкание» к тесту. На этом этапе дети тактильно «знакомятся», «привыкают» к тесту, пытаются его делить на части (рвать или разрезать деревянной лопаточкой). Пробуют раскатывать тесто деревянной скалкой с помощью педагога. На этом этапе педагог уделяет особое внимание не только обучению приемам работы с тестом, но и совершенствованию взаимодействия детей друг с другом. Важно побуждать детей помогать друг другу: тот, у кого лучше и быстрее получается старается помочь тому, кто слабее. При непосредственной работе с тестом возникают ситуации, когда ребенок не может раскатать тесто или что-то вылепить из него, и сразу отказывается от работы. В этом случае необходимо поработать вместе с ним, добиться минимального успеха и обязательно похвалить, подбодрить ребенка: «Вот видишь, у тебя все получается!» Впоследствии, если ребенок снова отказывается от работы из-за ощущения своей несостоятельности, важно напомнить ему о ситуации, когда у него что-то получилось, и, если изделие сохранилось, показать его ребенку. Таким образом, важно терпеливо акцентировать внимание ребенка на его даже самых минимальных достижениях.

Следующий этап в работе с тестом - это непосредственное знакомство детей с приспособлениями для изделий из теста: формочками и пельменницей. На этом этапе дети учатся из раскатанного теста выдавливать формочкой или пельменницей различные фигурки и формы: звездочки, пятиугольники (с помощью пельменницы), раскатывают шарики, лепят квадратики и треугольники. Для развития воображения, педагог предлагает детям пофантазировать и рассказать, на что похожи выдавленные ими из теста фигурки.

Далее, педагог знакомит детей с понятием «начинки», рассказывает о том, какие виды начинки бывают, спрашивает у детей, как, по их мнению вкуснее: с начинкой или без. Дети пробуют самостоятельно сделать пирожок с начинкой.

На этом этапе педагог знакомит детей с разными видами пищи из теста с начинкой: пирогами, блинами, ватрушками, пельменями, варениками. Дети рассматривают открытки с изображением этих изделий. Для демонстрации может быть также использован и фланелеграф. Дети видят многообразие форм выпечных изделий и пробуют что-либо сделать своими руками.

Следующий этап - это знакомство детей с полным циклом приготовления изделий из теста: от раскатывания теста до выпечки. Педагог знакомит детей с противнем, показывает, как правильно нужно выкладывать на нем печенье или пирожки: на смазанный подсолнечным маслом противень изделия из теста выкладываются ровно и аккуратно. Педагог рассказывает детям о том, что пельмени и вареники не выпекаются в духовке, а варятся в кастрюле с водой. Далее педагог показывает и учит детей смазывать сверху пирожки маслом или взбитым яйцом с помощью перышка.

Родители дома, а педагоги в школьной столовой знакомят детей с духовкой, рассказывают детям, как внутри духовки выпекаются пирожки и печенье (говорят, что внутри духовки очень-очень жарко, человеку там невозможно находиться), предостерегают детей от самостоятельного пользования духовкой.

На этом этапе педагог (можно и с помощью родителей) учит детей как организовывать пространство вокруг себя, чтобы было удобно и приятно пить чай с пирожками. Если дети уже умеют это делать, можно еще раз проиграть эту ситуацию, для того чтобы включить ее в формируемый у детей целостный образ приготовления и потребления изделий из теста.

После обучения детей всем элементам процесса приготовления и потребления изделий из теста, важно провести несколько занятий «полного цикла»: от начала приготовления до чаепития с только что приготовленным печеньем и пирожками. К комплексным занятиям можно привлекать родителей или других «гостей» (детей из других групп). Это будет способствовать развитию позитивных взаимоотношений в системе ребенок- родителъ - педагог.

ЗАНЯТИЕ С ТЕСТОМ «БУЛОЧКИ, ПЕЧЕНЬЕ - ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!»

Задачи занятия:

- Сформировать у детей образ «полного цикла» приготовления изделий из теста.

- Закрепить знание сенсорных эталонов формы и величины.

- Поработать над совершенствованием мелкой моторики рук.

- Продолжить работу над эстетическим развитием детей.

 - Продолжить работу над совершенствованием навыков позитивного взаимодействия детей друг с другом, а также родителями, педагогами и гостями (если они пришли на занятие).

Оборудование занятия:

 открытки «Пироги», «Печенье», «Блины и оладьи»,  фланелеграф,  доски, скалки, деревянные лопатки, деревянные толкушки, пельменница, жестяные формочки, блюдца с начинкой, тесто, мука, подсолнечное масло, картофель.

 противень, яйцо и сливочное масло, чайный сервиз, приборы, самовар.

Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Вся работа и ответы – с помощью учителя

2. Подготовительный этап

- Ребята, почему на вас надеты передники, фартучки, платочки, красивые колпаки?

 - А что можно приготовить из теста?

- Вы знаете, что в пироги кладут начинку. Какая бывает начинка, что можно положить в пирожок?

 - А как можно назвать пирог с яблоком?

- А как можно назвать по-другому пирог с творогом?

- Мы будем работать с тестом.

 - Пироги, булочки, печенье, блины, пирожки.

- Начинку из яблок, варенья, капусты, риса, мяса, грибов.

- Яблочный пирог.

- Ватрушка.

3. Основная часть урока.

Учитель раскладывает на фланелеграфе открытки с изображением пирогов и печенья различной формы.

- Ребята, посмотрите на открытки. Рассмотрите внимательно пирожки. Они разной формы или одинаковые? - А что еще, кроме пирогов, можно испечь из теста.

- Посмотрите внимательно на открытки. Видите, печенье бывает разной формы. Какой формы может быть печенье?

- Что можно еще испечь из теста кроме пирогов и печенья?

- А в блины мы можем положить начинку?

- А какую начинку можно положить в блины?

- Молодцы! Вы все знаете!

- Разной: прямоугольной, круглой, треугольной.

- Печенье.

- Как сердечки, треугольное, прямоугольное, квадратное, как цветочек, как заяц (или другое животное).

- Блины, оладьи.

-Да.

- Мясо, рис, творог, варенье, капусту.

4. Практическая работа.

Учитель переходит к столу, на котором разложены инструменты для приготовления изделий из теста. Среди этих приспособлений может лежать толкушка для картофеля.

- Ребята, посмотрите внимательно - на столе лежат знакомые вам предметы. Что нам потребуется для того чтобы раскатать тесто?

(берет пельменницу) - А что это такое?

 - А с ее помощью можно раскатать тесто?

(берет толкушку) - А что это такое?

- А для чего она нужна ? Для того чтобы раскатать тесто ?!

- Молодцы, значит для того чтобы раскатать тесто нам потребуется из этих предметов только доски и скалки.

- Скажите, пожалуйста, что нам нужно сделать для того чтобы тес-то не прилипало к доске, когда вы будете его раскатывать ?

- Пожалуйста, насыпьте на свои доски немного муки и ладошкой распределите ее по всей доске.

- Молодцы, а теперь возьмите кусочек теста и раскатайте его скалкой, как вы умеете.

— Теперь, когда вы раскатали тесто, можно в наш пирожок положить начинку, которую вы приготовили: изюм, чернослив, яблоко, варенье, мед. А те из вас, кто решил приготовить печенье, возьмите формочки и выдавите из теста свои печенья.

- Заделывайте аккуратно края своих пирожков. Так, чтобы начинка не вытекла.

- Досочки, скалки.

- Пельменница.

-Нет.

 -Толкушка.

— Нет, для того чтобы толочь картофель.

Дети, с помощью учителя или родителей кладут перед собой досочки, кусочек теста, скалку, блюдечко с мукой, блюдечко с начинкой, формочки.

- Посыпать доску мукой.

 Дети выполняют задание сами или с помощью педагога или родителей.

Дети раскатывают тесто. Тем, у кого движения плохо скоординированы в силу сложного заболевания, помогают педагоги, родители или другие дети. Если дети сидят за столом по два человека, целесообразно посадить их так, чтобы они с удовольствием помогали друг другу.

Дети выполняют задание: кто-то делает пирожок, кто-то выдавливает печенье и раскладывает готовые изделия перед собой.

5. Индивидуальная работа.

Когда пирожки и печенье у всех детей готовы, педагог спрашивает отдельно у каждого ребенка, что он приготовил из теста. Каждый ребенок немного рассказывает о своем изделии. После того как, все дети рассказали о своей работе, педагог ставит на стол противень.

- Уважаемые повара, скажите, пожалуйста, что нам делать дальше?

- А что вы советуете сделать, чтобы наши славные пирожки и печенье не пригорали ?

Учитель ставит на стол блюдечко с подсолнечным маслом и вилку, на которой надет кусочек картофеля с плоским срезом. Кто-нибудь из детей берет вилку с картошкой, макает ее в масло и смазывает противень.

Далее, учитель вместе с детьми и их родителями аккуратно выкладывают изготовленные пирожки и печенье на противень. Учитель ставит на стол мисочку со взбитым яйцом или растопленным сливочным маслом и перышко.

 - Чтобы наши пирожки и печенье были румяными и аппетитными, мы их смажем свержу взбитым яйцом (или маслом) и поможет нам в этом волшебное перышко.

- Какие молодцы наши повара! Теперь мы можем поставить противень в духовку, чтобы испечь наши пирожки и печенье.

- Положить пирожки на противень.

-Надо смазать противень подсолнечным маслом.

 Если дети ни разу не делали этого, учитель смазывает изделия сам или поручает это кому-нибудь из родителей. Если дети умеют это делать сами, то пирожки смазывает кто-то один из детей.

6. Физкультминутка

Учитель  совместно с детьми отправляется в школьную столовую, на кухню. Там учитель ставит противень в духовку и смотрит на часы, засекая время: через 40 минут все будет готово.

7. Фронтальная работа.

Потом дети приглашаются обратно в класс организовывать стол для чаепития. В классе дети накрывают на стол, аккуратно расстилают скатерть, расставляют приборы, сахарницу, чайник с заваркой, раскладывают салфетки, ставят стулья.

8. Итог занятия.

Когда все готово к чаепитию, учитель вносит блюдо с испеченными пирогами.

- Дорогие повара, гости, все готово - просим к столу!

Результаты занятий

Курс работы с тестом может идти в течении года. За это время дети приобретают навыки позитивного взаимодействия, совершенствуют знания сенсорных эталонов, приобретают внутренний образ «полного цикла» трудового процесса, становятся более социально адаптированными.

Если детям нравится работать с тестом, можно на основе этого материала проводить и общеобразовательные занятия по обучению детей чтению и счету. В этом случае лепятся и выпекаются не традиционные пирожки и печенье, а буквы и цифры. Самостоятельно вылепленная и съеденная буква или цифра намного прочнее остается в памяти ребенка.

Таким образом, результатами систематической работы с тестом является:

 - Повышение уровня социально-бытовой адаптации детей, приобретение навыка приготовления изделий из теста, совершенствование навыков самообслуживания, получение знаний о кухне, приготовлении пищи, профессии повара.

- Совершенствование коммуникативных навыков: дети учатся помогать друг другу, родителям, дружелюбно относиться к гостям на занятиях, основам гостеприимства.

 Работа с тестом способствует развитию эстетического вкуса у детей: они начинают понимать, какое печенье красивое, какое некрасивое и нуждается в переделке. Дети осознают, что красивый пирожок приятнее есть, чем некрасивый, учатся красиво и аккуратно накрывать на стол, создавать вокруг себя уют и приятную атмосферу.

 Совершенствование мелкой моторики рук, что благоприятно сказывается на развитии навыков письма. Руки становятся более сильными, пальцы - более гибкими.

 Знание «полного цикла» трудового процесса способствует умению

детей доводить начатое дело до конца.

 Словарь детей обогащается новыми понятиями, которые они чаще

употребляют в своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия 9класс по трудовому воспитанию подростков "Ребячья усадьба"

Занятие по трудовому воспитанию  "Ребячья усадьба" Эпиграф занятия "Все работы хороши -выбирай на вкус"Воспитаники разделены на две команды.Столы расположены  друг против  друга.Отдель...

Выполняю я сложенье просто всем на удивленье

Выполняю я сложенье просто всем на удивленье. Презентация к уроку математики в 6 классе....

Роль трудового воспитания в развитии личности школьника

В современном мире совершенно отсутствует пропаганда трудовых отношений. Школьники всё чаще устраняются от обслуживающего труда, а родители уделяют трудовому воспитанию своих детей слишком мало времен...

Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...

Особенности коррекции сенсорно-перцептивной сферы у детей с ОВЗ

Цель выступления: раскрыть возможность повышения эффективности коррекционной работы по сенсорно-перцептивному воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях фронтальных занятий...

Роль трудового воспитания в развитии личности школьника

Роль трудового воспитания в развитии личности школьника...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...