Конспекты
план-конспект на тему

паршина марина владимировна

Конспекты индивидуальных и фронтальных занятий для детей дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по теме: «Автоматизация звука [л’] в словах»

Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах.

Задачи:

Коррекционная:
- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].
Обучающая:
- согласовывать имена существительные с числительными;
- активизировать словарь по теме «Фрукты».
Развивающая:
- развивать связанную речь;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
- развивать умение ориентироваться в пространстве на листе бумаги;
- развивать мелкую моторику.
Воспитывающая:
- воспитывать усидчивость, самоконтроль.
Оборудование: ручки, карандаши, тетради, зеркала, предметные картинки, изображение Вини-Пуха, корзина, муляжи фруктов, иллюстрация «Вини – Пух и Чебурашка спешат в гости».

Ход занятия

1. Организационный момент:

Здравствуй! Сегодня к нам на занятие придёт сказочный герой. Хочешь узнать кто это? Тогда внимательно слушай загадку:
Он в мультфильмах песенки поёт,
Пчёл не любит, очень любит мёд.
Он ребятам самый лучший друг.
Догадалась? Это ….. (Вини – Пух)
Молодец!
- А ты знаешь, где он живёт? (в лесу)
- Какой первый звук в слове «лес»? ([л’])
- Правильно.
Сегодня Вини-Пух поможет нам собрать корзину с фруктами, в названии которых есть звук [л’]. Он принёс загадки о фруктах, которые мы должны отгадать и красиво произнести их названия. Для этого давай сделаем артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ: «Улыбка-трубочка»
Упражнения для языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка».

3. Догадайся сам, загадай своим друзьям.

А вот и загадки Вини – Пуха:
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)

Очень любят обезьяны
Кушать спелые... (Бананы)
Он сочен и душист,
А снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья,
Будем кушать ты и я. (Апельсин)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик – как ладошка.
Был зелёный, а поспел он –
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)

Спелый, сочный, ароматный,
Я на яблоко похож.
Если пополам разрежешь,
Внутри ты косточку найдешь. (Персик)
В шкуре жёлтой,
Кислый он,
Называется……… (Лимон)

4. Развитие фонематического восприятия.

- выбери из фруктов те, в названиях которых есть звук [л’]

5. Звукобуквенный анализ слов.

Составь схемы слов: слива, апельсин, лимон. Укажи место звука [л’].

6. Пальчиковая гимнастика.

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Левую ладошку держим «ковшиком», правой имитируют помешивание в нём.
Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарный песок. Загибают пальчики на правой руке, начиная с «большого».
Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».
Угостим честной народ.

Вот и корзина с фруктами уже полна. Давай посмотрим, какими фруктами наполнена она. Мы в корзину поместили: лимоны, сливы, апельсины

7. Вини – Пух и Чебурашка спешат в гости.

Вини – Пух совсем забыл, что ещё обещал прийти в гости к Пяточку, а его друг Чебурашка спешит в гости к крокодилу Гене. Помоги друзьям встретиться. Помни, что Чебурашка может передвигаться только по прямоугольникам на которых изображены лимоны, а Вини – Пух – только по прямоугольникам с изображением фруктов зелёного цвета.
- Укрась картинками, в которых есть песенка [л’], дорожку, по которой передвигался пятачок к Вини – Пуху.
- А дорожку, по которой передвигался Чебурашка к крокодилу Гене – именами людей, в которых есть песенка [л’].

8. Согласование имен существительных с числительными.

Посчитай, сколько лимонов увидел Чебурашки по пути к крокодилу Гене?
А сколько зелёных фруктов увидел Вини – Пух на своём пути?

9. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие, корзину с фруктами мы собрали и Вини-Пуху помогли добраться в гости к Пяточку. Вини-Пуху остался доволен помощью оказанной ему.
- А тебе понравилось наше занятие?
- Что больше всего тебе понравилось в занятии?



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия, по теме: Автоматизация звука [Р]

Цель: Автоматизировать звук [р]

Задачи: 

Коррекционные: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;

Образовательные : способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;
Воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч,  счетные палочки.

Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.

Ход занятия:

I. Оргмомент. Установка на занятие.

Тарарам, тарарам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик- друг ребят,
С ним встрече каждый будет рад!
-Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научилась правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старалась и долго тренировалась.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.
-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:
-«Чашечка»- 5 сек.
-«Грибок»- 5 сек.
-«Маляр»- 5 раз.
-«Вкусное варенье»- 5 раз.
-«Лошадка»- 5 раз.
-«Мотор»- 5-7 раз.
-«Барабанщики»- 5-7 раз.

2. Повторение артикуляции звука [Р]:
-Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
-Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

3. Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Выложи по образцу».
-Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из палочек по образцу.
(Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).

4. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.

РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.

АР-АР-АР- УР-УР-УР-
Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковер. На кармане много дыр.

5. Работа с предметными картинками.
а) «Назови слово и определи место звука».
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).
б) «Назови ласково».
-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.
в) «Посчитай».
-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).

6. Физкультминутка.
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.
-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

7. Игра с мячом «Закончи слово».
-Вот такую игру придумал Буратино:
РА-РА-РА
Начинается игра.
Я прошу со слогом РА
Мне помочь назвать слова!
-Я начинаю слово, а ты добавь РА:
ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.

РО-РО-РО
Ты закончи слогом РО:
вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.

А теперь договори
Ты слова со слогом РЫ:
вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.

8. Игра «Путаница».
-И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.
*Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
*Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
*На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
*Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.

III. Подведение итогов.

-Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносила  звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научила  Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь  следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального  занятия по теме «Насекомые»

для детей подготовительной  группы с ОНР


Цель: закрепление знаний  о насекомых


Задачи:

 Коррекционные:

- расширение и уточнение словаря по теме: «Насекомые»;

- совершенствование естественно-научных представлений (названия насекомых; особенности внешнего вида; существительное с обобщающим значением насекомые.);

- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха; 

- развитие связной речи;

- развитие наблюдательности, мышления;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- закрепления навыков декоративного рисования и активизация творческого воображения.

Образовательные:
- обучение  образованию  множественного числа существительных;

-  обучение  согласовывать  прилагательные  с существительными.

Воспитательные:
- повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание узнавать новое.

Оборудование: Картинки: жук, пчела, бабочка, муха, комар, муравей. Мяч. Трафареты, лист, карандаш.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики "Пчелка", логоритмики «Бабочка», упражнения на релаксацию «Гусеница»; слушание сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха»;
рассматривание  насекомых, изображенных на картинках; проведение ознакомительной беседы о жизни, повадках, строении насекомых. 

Ход занятия 

1. Организационный момент

(Загадывание детям загадок, выставление на доске картинок-отгадок, введение существительного с обобщающим значением – насекомые).


Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой. 

Похлопочет над цветком

Он поделится медком. 
(Пчела)

Идет воин,

Землю роет.

Два рога - не бык, 

Шесть ног без копыт. 
(Жук)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскач. 

(Кузнечик)

Не по рыбам,

А сети расставляет. 
(Паук)


На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом. 

Неугомонные ребята

Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи

Над нами

Вверх ногами.

Ходят - не страшатся, 

Никого не боятся. 
(Мухи)

Сорвать цветок я захотел,

А он... вспорхнул и улетел.
(Бабочка)


«Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!»

И покраснела... 
(Божья коровка).

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

(Стрекоза)

Не зверь, не птица – 

Нос, как спица.

Летит – пищит.

Сядет – молчит.

Кто его убьет, 

Тот кровь прольет. 
(Комар)

Не по рыбам,

А сети расставляет. 
(Паук)


2. Игра «Четвертый лишний».

(Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.)

Логопед помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены насекомые и птица: бабочка, жук, паук и снегирь. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на ее место подходящую картинку.

3. Игра «Что изменилось?» «Чего не стало?» (Проводятся с размещенными на мольберте картинками).

4. «Кого ты видел Закрепление названий насекомых; развитие памяти. Логопед убирает картинки. Дети должны по памяти назвать, кого они видели, и ответить полным предложением.

Я видел жука. Я видел пчелу… бабочку… муху… комара… муравья.

5. Работа над звуковой стороной речи: 

«Повтори чистоговорки»:

За-за-за, вот порхает стрекоза.

Ры-ры-ры, прилетели комары.

Чок-чок-чок, по листу ползет жучок.

Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.

6. Развитие фонематического слуха: 

- «Исправь ошибку». (Развитие слухового внимания). Логопед показывает детям картинку с насекомым и говорит предложение с ошибкой. Дети исправляют ошибку и повторяют предложение. 

Бабушка летает около цветка (бабочка).

Пила летит и жужжит (пчела).

Лук ползет по веточке (жук).

Воробей залез в муравейник (муравей).

Мура села на сыр (муха).

Самовар укусил Машу (комар).

6. Лексико-грамматические игры и упражнения:

- Игра с мячом "Один - много": (Совершенствование грамматического строя речи. Развитие ловкости.) Логопед приглашает детей встать в круг.

муха - мухи стрекоза - __________ кузнечик - ______ сверчок - ___________

пчела - __________ бабочка - __________ жук - __________ гусеница - __________ 

оса - __________ муравей - __________ паук - __________ божья коровка - ______

-Подобрать прилагательные (какой? какая?):

жук - чёрный, рогатый, большой, жужжащий, …

пчела – полосатая, полезная, маленькая, трудолюбивая… 

7. Упражнение «ГУСЕНИЦА» Координация речи с движением, развитие творческого воображения


Этот странный дом без окон 

у людей зовется «кокон».

Свив на ветке этот дом, 

Дремлет гусеница в нем. 

Спит без просыпа всю зиму.


Но зима промчалась мимо

Март, апрель, капель, весна... 

Просыпайся, соня-сонюшка! 

Под весенним ярким солнышком 

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!


(Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга. )

(Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щечку.) 

(Переворачиваются на другой бочок, руки под щечку.)

(Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.)

(Медленно садятся.) 

(Потягиваются сидя.) 

(Встают, потягиваются стоя.)

(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.)


8. Логоритмика «Бабочка». Импровизация движений по тексту стихотворения. 

Вот летает бабочка

Желтая, как лампочка,

Крылышками машет,

Нам цветок покажет.

9. Сенсорное развитие: «Бабочка и цветок». 

Логопед выкладывает на игровое поле цветы разного цвета, а бабочек раздает детям. Они должны «помочь» бабочкам спрятаться от птичек: бабочка должна сесть на тот цветок, на котором ее не будет видно. Красная бабочка села на красный цветок. Желтая бабочка села на желтый цветок.

Оранжевая бабочкa села на оранжевый цветок. И так далее.

10. Пальчиковая гимнастика «ПЧЕЛА»


Прилетела к нам вчера 

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек 

И веселый мотылек, 

Два жука и стрекоза, 

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.


(Машут ладошками.)

(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)


(Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

(Машут ладошками.)

(Роняют ладони на стол.)


11. Работа с трафаретами. Педагог предлагает обвести трафареты бабочек простым карандашом на листе бумаги. Далее, припоминают вместе с детьми строение бабочки, прорисовывая части тела. Прежде, чем нанести узор на крыльях бабочки, педагог указывает на симметричность рисунка на крылышках (правом и левом). После этого дети прорисовывают узор. Далее следует творческая работа – самостоятельное раскрашивание с соблюдением правила симметрии.

12. Итог. Рассматривание бабочек, подчеркивая соблюдение правила симметрии.

 Использованная литература

  1. Нищева Н.В. - Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-пресс» С-Пб. 2005.
  2. Васильева С. А, Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...