Обучение младших школьников с ДЦП решению текстовых арифметических задач
методическая разработка по теме

Гурьянова (Смолякова)  Анна Сергеевна

Мое выступление на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_ml_shk_s_dtsp_resheniyu_zadach.docx488.02 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение младших школьников с ДЦП решению арифметических задач

        Все, даже простейшие наглядно-действенные, задачи предусматривают произвольные целенаправленные действия с предметами. Именно эти действия у детей раннего возраста стимулируют познавательную деятельность, активизируют внимание, восприятие, память, мышление, речь, общение и взаимодействие со взрослыми. Однако двигательные нарушения у ребенка с ДЦП не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с ДЦП лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно. Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается. Зачастую наглядно-образное и словесно-логическое мышление начинает развиваться практически без фундамента наглядно-действенного мышления. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях и при опоре на менее нарушенные функции (например, речь). Поэтому в психическом развитии ребенка можно отметить «ножницы», когда ребенок может давать разумные объяснения, связанные с окружающей действительностью, событиями, явлениями, бытом, может описать все этапы выполнения каких-либо действий, но при этом он никогда их не выполнял и выполнить не может. Недостаточность наглядно-действенного мышления приводит к недостаточности в формировании других, более сложных форм мыслительной деятельности.

Наглядно-образное мышление обычно формируется на основе наглядно-действенного мышления и чувственного опыта (ощущения и восприятие). При ДЦП оба этих компонента значительно нарушены в своем развитии, поэтому данный вид мышления формируется позже нормативных сроков и имеет ряд специфических особенностей.

Развитие словесно-логического мышления начинается с формирования обобщенного значения слов и развития словесного обобщения. Этот этап в развитии мышления у детей с ДЦП существенно страдает. Это зависит как от тяжести речевого поражения, отсутствия практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении, так и от ограниченности грамотного раннего коррекционно-развивающего воздействия. Основной связью с предметом у многих детей долгое время остается зрительная, что приводит к преобладанию чувственного обобщения над словесным и к задержке развития понятийного мышления. Наглядная ситуация, внешние, несущественные признаки предметов для этих детей имеют большее значение, чем для здоровых детей того же возраста.

Задержка в развитии словесно-логического мышления у детей с ДЦП проявляется в том, что дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Наблюдается задержка в формировании обобщающих понятий и форм (классификация предметов, выделение четвертого лишнего, осмысление простого рассказа и др.). Обычно задержка в развитии логического мышления сочетается с низким уровнем сформированности познавательных интересов, с преобладанием игровых мотивов.

Особенности мышления наиболее ярко проявляются при овладении математическими навыками. Недоразвитие абстрактного мышления проявляется прежде всего в усвоении счета. Изучение первоначальных понятий о числе у учащихся подготовительных классов специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводила Г. С. Гуменная. Исследование позволило заключить, что у детей с ДЦП процесс овладения понятием количества протекает при патологическом формировании стереотипа счетного действия. Это отражается на правильности результата при выполнении практических действий количественного сравнения предметных совокупностей. Ограничение двигательного опыта препятствует нормальному развитию ручного действия, имеющего важное значение на начальных этапах становления счета. Затруднен процесс деления множества на части и отдельные элементы, их объединение в группу, что является условием количественной оценки.

        Наименее сформированным у детей оказывается умение решать задачи. Выявленные особенности мышления детей с ДЦП позволяют предположить, что, используя предметно-практическую деятельность, можно существенно улучшить усвоение математических знаний.

Предметно-практическая деятельность - это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в зоне ближайшего развития.

Не всякие внешние действия можно назвать деятельностью, имеющей педагогический смысл, а лишь те, которые связаны с внутренней активностью личности, прежде всего с мышлением. В младшем школьном возрасте механические действия с предметами не способствуют формированию психических новообразований. Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения.

Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности ещё одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее "увидеть" многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается "в уме", мы стремимся по возможности смоделировать на предметах. Смысл этих действий состоит в том, что человек просто использует объективно существующую закономерность: мыслительная деятельность облегчается, если она сопровождается моторной, практической деятельностью. Причём на начальных этапах познания моторная, предметно-манипулятивная деятельность является преобладающей. Постепенно какая-то часть действий (то, что стало более известным и понятным) уходит из практической области, совершается в уме, но в наиболее затруднительных случаях может вновь возникнуть необходимость в практике. Таким образом, сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно-практических действий становятся более доступными, легко решаемыми.

        Принцип деятельностного подхода - один из принципов развивающего обучения. Определено, что одним из важных факторов психического развития детей является практическая умственная деятельность. В развитии детей с ДЦП, у которых наблюдается снижение возможностей для активной самостоятельной деятельности, реализация принципа обучения в деятельности, формирование практической умственной деятельности становится отдельной задачей на пути компенсации познавательных и речевых недостатков, а также социализации личности. Многообразная, постепенно усложняющаяся предметная деятельность ребенка имеет большое значение для формирования его сенсомоторики. В процессе практических действий с предметами, осуществляемых ребенком, развивается восприятие различных свойств, качеств объектов и некоторых существенных отношений между ними. Практическая деятельность создает благоприятные условия для развития мышления: от конкретного, наглядно-образного к речевому, понятийному. Овладение навыками прогнозирования и планирования предстоящей работы способствует развитию логического мышления. Предметно-практическая деятельность, включенная в учебный процесс, способствует достижению максимального эффекта в реализации развивающих и коррекционных задач.

        Особую значимость предметно-практическая деятельность приобретает в обучении математике младших школьников с ДЦП. Именно в этот период происходит усвоение первоначальных математических представлений, являющихся базисом для дальнейшего развития математического мышления учащихся. Вычислительные навыки формируются на базе знаний о свойствах арифметических действий, которые  дети с ДЦП приобретают в процессе практических операций с предметными множествами. Различные виды предметной деятельности на уроках математики создают особые, благоприятные условия для быстрого накопления и усвоения учащимися математических понятий. Например, понятия, выражающие увеличение числа на несколько единиц, введены в работу с бумагой, в лепку, в моделирование.

        В условиях предметно-практической деятельности на уроке математике складывается правильный подход к решению арифметических задач. Решение задачи предполагает не только понимание ее текста и установление зависимостей между величинами, но и умение выразить эту зависимость математическим языком, т.е. записать соответствующее арифметическое действие, выполнить его. Уроки с использованием предметно-практического обучения помогают учащимся соотнести практическую ситуацию с соответствующим арифметическим действием. Постепенно учащиеся за текстом задачи начинают видеть реальную проблему, которую надо решить, оперируя числами. При этом происходит усвоение как чисто математических понятий, так и понятий, имеющих важное значение для дальнейшего обучения математике.

        Моделирование и конструирование, рисование, черчение и лепка, вырезание и т.д. проводятся с помощью взрослых, под их постоянным контролем. Предметно-практические задания могут выполняться не только с реальными предметами, но и с их изображениями в виде отдельных картинок, а также со счетным материалом, геометрическими фигурами. Важно, чтобы счетные предметы, чертежи  были хорошо выполнены (четко, ярко), были не мелкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...

Методика обучения младших школьников решению задач с пропорциональными величинами

В статье представлен теоретический материал к занятию по теме "Методика решения задач с пропорциональными величинами".  Дана структура задач и кратко описаны методические подходы к обучению их ре...

Материалы по теме самообразования. Обучение составлению текстовых арифметических задач.

Выступление на методическом объединении учителей, 2016 октябрь...

Материалы по теме самообразования. Учебное пособие «Решение текстовых арифметических задач».

Выступление на педагогическом совете. Презентация.       В учебном пособии излагаются основные цели, задачи и принципы методики обучения умственно отсталых школьников решению текст...

Метод моделирования в обучении решению текстовых арифметических задач учащихся начальной школы

Моя статья в сборнике Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников "Дни ...

Обучение младших школьников решению задач рассуждениями "С конца"

Данная статья вышла в книге - Организация обучения математике младших школьников в условиях модернизации российского образования.Сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. 23-24 апреля 2007г. г. Стерли...