Приложение к презентации "Образование гласных 2 ряда".
учебно-методический материал на тему

Весельева Людмила Николаевна

В приложении дается  текст сказки  о гласных 1 и 2 ряда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_glasnyh_2_ryada._prilozhenie.docx14.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к презентации «Образование гласных 2 ряда».

Часть 1.

-Ребята, давайте вспомним характеристику звука Й.

- Согласный, всегда мягкий, звонкий, непарный.

- Сейчас я расскажу вам о приключениях этого звука, и о том, что из этого получилось.

  В своем  зелёном замке жил – был  весёлый звук Й (сл. 1).

Однажды он решил погулять в лесу  около своего замка ( сл.2).

Звук Й  резвился на полянке, устал и крепко заснул. (сл. 3).

Когда он проснулся, была уже ночь (сл. 4). Но вдалеке  что-то светилось (сл. 5).

Когда он подошёл поближе, то увидел ряд маленьких домиков (сл. 6).

На крыше домиков были буквы, в домиках жили звуки: под буквой А жил звук А, под буквой О жил звук О и т.д.

Звук Й  решил постучаться в домик под буквой А, чтобы пожить там.

-Кто там? – спросил звук А.

-Это я, Звук Й. Пусти меня к себе жить.

-Не могу, мне здесь и одному тесно.

-А что же делать?

- Давай позовём нашу Фею – Волшебницу и попросим построить нам большой домик, где сможем жить вдвоём.

Они позвали Фею. И Фея согласилась построить им новый большой домик.

(сл.7) Но ведь каждый домик должен иметь свой знак – букву, поэтому волшебница предложила встать звукам Й и А рядом, чтобы дети смогли произнести звуки быстро и узнать букву домика (Я). Какие звуки живут под буквой Я? Сколько их?

Другим звукам тоже захотелось пожить вместе со звуком Й. (сл.8)Они стали просить Фею помочь им (далее по аналогии до звука Ы). А вот звук Ы  захотел жить один, сказал , что ему никто не нужен. Звуку  И очень хотелось жить  рядом со звуком Й, но он боялся, что их могут перепутать, поэтому Фея предложила, перенести домик со звуком И в тот же ряд, где жил Й.

(сл.9) Посмотрите, ребята, здесь получилось 2 ряда домиков. В первом ряду живут звуки по одному в каждом домике. Во втором – в 4 домиках по два звука, в одном –один. И так у нас получилось 2 ряда гласных.

Часть 2.

 (Сл.10)  -Посмотрите на картинки. Назовите их. Какая первая буква в слове ЯБЛОКО? Сколько звуков обозначает буква Я?  Какие это звуки, назовите. (Аналогично со словами ЁЖ, ЮЛА, ЕЛЬ)

(Сл.11)    - Повторим, сколько звуков обозначает буква Я,Ё,Ю,Е.

(Сл.12)  - Запишите слово ЯМКА. Я обозначу звуки Й и А цветными кружочками. Звук Й – каким? (-Зелёным). Звук А? – Красным. Сколько звуков? – Два.

(Сл.13) – Поставлю перед Я букву Л. Какое слово получилось? – Лямка.

А теперь. Посмотрите, что произойдёт с согласным Й.(щелчок мышкой) Он переходит на смягчение предшествующего звука, звук становится мягким – Л'. А под буквой Я остаётся один гласный  звук А.  Для чего же служит звук Й в букве Я?

– Для смягчения предшествующего согласного звука.

- Да. И остальные гласные второго ряда Ё Ю Е И служат для обозначения мягкости предшествующего звука, везде звук Й переходит на смягчение впереди стоящего согласного.

(Сл.14) – Запишите слова с доски, и сделайте их звуковой анализ, обозначив каждый звук кружочком нужного цвета (гласный – красным, согласный твёрдый – синим, согласный мягкий - зелёным).

 Проверка выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие по гласным I - II ряда

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных IIряда....

Конспект занятия «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».

Мною предложен конспект открытого занятия для второклассников с заключением "Специфическое расстройство спеллингования/дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза"....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".

Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....

Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР,  по теме дифференциация гласных звуков...

Конспект "Гласные 2-го ряда"

Конспект занятия ждя 2 -го класса общеобразовательной школы....

Презентация "Гласные 2-го ряда"

Презентация к занятию во 2 классе....

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...