Индивидуальный маршрут развития обучающегося
материал на тему

Кузнецова Елена Валерьевна

В данном маршруте представлена логопедическая работа с обучающимся, имеющим диагноз: системное недоразвитие речи, поурочный годовой план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut_razvitiya_obuchayushchegosya.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение

закрытого типа для обучающихся с девиантным  

(общественно опасным) поведением

Индивидуальный

маршрут

развития обучающегося

Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель-логопед

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения  общеобразовательной школы и в средних классах вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I.  Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющиеся на одну-две группы оппозиционных звуков

2.  Недостаточная сформированность фонетических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

         1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки  в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойств).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2.  Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет  развития у детей умения активного пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

3. Формирование связной речи:

- развитие навыков построения связного высказывания;

- установление логики, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности;

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

-познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений;

- планирование;

- контроль;

- работа в определенном темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

-  умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия;

- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия;

- умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;

- применение инструкции при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращение к учителю за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

- развернутый ответ о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

- формулирование задания;

- соблюдение речевого этикета при общении;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

                   

Индивидуальный образовательный маршрут

Этапы

коррекционной

работы

Задачи коррекционной работы

Содержание

коррекционной работы

1. Развитие и уточнение пространственных представлений

- формирование зрительного восприятия;

- развитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений;

- формирование оптического и оптико-пространственного анализа;

- дифференциация оптических образов букв

1. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса (узнавания), в том числе и буквенного гнозиса.

2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

3. Формирование пространственного восприятия и представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.

6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах, словах, предложениях.

2.Развитие языкового анализа и синтеза представлений.

- выработка количественного, позиционного, порядкового анализа и синтеза слогов в слове;

- развитие слухового внимания и памяти;

- формирование фонетико-фонематических представлений;

- развитие фонематического слуха;

- формирование звукового анализа и синтеза

1. Развитие слогового анализа.

- звуковой анализ слога;

- определение количества слогов в слове;

- подбор слов с заданным количеством слогов;

- определение места слога в слове;

- подбор слов с заданным слогом;

- составление графических слоговых схем;

2. Развитие фонематического восприятия.

- различение гласных звуков;

- различение сонорных согласных;

- различение шумных согласных;

- по способу образования (взрывные и фрикативные);

- по месту образования (передние и заднеязычные);

- твердые и мягкие согласные;

- звонкие и глухие согласные.

3. Развитие фонематического анализа.

- выделение звука на фоне слова;

- вычленение первого и последнего звука в слове;

- определение места звука в слове (начало, середина, конец);

- определение последовательности звуков в слове;

- определение количества звуков;

- определение места звука по отношению к другим звукам ( после какого, перед каким, между какими звуками стоит заданный звук);

- звукобуквенный анализ;

- преобразование слов путем замены одних звуков (букв) другими;

- преобразование слов путем наращивания или отнимания звуков (букв);

- преобразование слов путем наращивания согласных.

3. Развитие звуковой стороны речи.

 Формирование правильного произношения и различения звуков.

Коррекция дефектов произношения:

- подготовительный этап;

- постановка звука;

- автоматизация звука;

- дифференциация звука;

- введение звука в речь.

4. Формирование лексических средств языка

- расширение словаря детей с привлечением их внимания к оттенкам значения слов;

- активизация имеющегося словаря;

- установление взаимосвязи между значением слов и их звуковым составом

1. Обогащение, закрепление и активизация словаря:

- существительными;

- прилагательными;

- наречиями.

2. Работа над пониманием значения:

- антонимы (слова «неприятели»);

- синонимы (слова «приятели»);

- омонимы (слова «близнецы»).

3. Расширение обобщающих понятий.

5. Развитие грамматических средств языка.

- воспитание умения правильно строить и распространять предложения;

- формирование навыка правильного употребления в речи основных грамматических категорий;

- формирование и закрепление навыка словоизменения, словообразования

 

1. Развитие анализа и синтеза структуры предложения.

- определение границы предложения;

- определение количества слов в предложении;

- определение места слова в предложении;

- распространение предложений;

- составление графических схем предложений.

2. Формирование навыка словоизменения существительных.

- дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

- закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности:

- винительный падеж;

- родительный падеж;

- дательный падеж;

- творительный падеж (со значением орудийности);

- предложно-падежные конструкции единственного числа;

- формы существительных множественного числа (сначала беспредложные, затем с предлогами);

- освоение предлогов: в, на, под, над, из, около, за, перед, между, по, из-за, из-под.

3. Формирование словоизменения прилагательных.

- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;

- согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа;

- согласование прилагательного и существительного во множественном числе.

4. Формирование словоизменения глаголов.

- согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе;

- согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;

- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

5. Формирование словообразования.

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных по опорным словам;

- образование прилагательного от существительного;

- образование глаголов с различными приставками;

- образование родственных слов.

6. Формирование синтаксической структуры предложения.

- простое предложение  (подлежащее + сказуемое);

- распространенное предложение:

а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение;

б) подлежащее + сказуемое + прямое и косвенное дополнение;

в) подлежащее + сказуемое + обстоятельство места;

г) подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места;

д) подлежащее + сказуемое + дополнение + определение + дополнение

- сложносочиненное предложение;

- сложноподчиненное предложение.

Поурочный годовой план работы с учащимся 4 класса,

имеющим диагноз: системное недоразвитие речи  

Малюгин Степан

Недели

Занятия

Темы и содержание коррекционной работы

Сентябрь

II

Фронтальное обследование

III

I  этап (диагностический)

II этап (подготовительный)

   Развитие и уточнение пространственных представлений

IV

1

Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса

2

Уточнение и расширение объема зрительной памяти

V

3

Развитие зрительного анализа и синтеза

4

Дифференциация смешиваемых букв

III этап (коррекционный)

Октябрь

Развитие слогового анализа

I

5

Звуковой анализ слога

6

Звуковой анализ слога

II

7

Определение количества слогов в слове

8

Подбор слов с заданным количеством слогов

III

9

Определение места слога в слове

10

Подбор слов с заданным слогом

IV

11

Подбор слов с заданным слогом

12

Составление графических слоговых схем

Ноябрь

            I        Каникулы

Развитие фонематического восприятия

II

13

Различение гласных звуков

14

Различение сонорных согласных

III

IV

15

Различение шумных согласных

16

Взрывные и фрикативные согласные

17

Переднеязычные и заднеязычные согласные

18

Твердые и мягкие согласные

V

19

Звонкие и глухие согласные

Декабрь

Развитие фонематического анализа

I

20

Выделение звука на фоне слова

21

Подбор слов на каждый звук

II

22

Определение  места звука в слове

23

Определение последовательности звуков в слове

III

24

Определение количества звуков

25

Звукобуквенный анализ

IV

     26

Преобразование слов путем отнимания звуков (букв)

27

Преобразование слов путем наращивания звуков (букв)

Январь

            I        Каникулы

Развитие функции словоизменения и словообразования

II

III

IV

28

Морфемный анализ

29

Морфемный анализ

30

Словообразовательный анализ

31

Словообразовательный анализ

32

Однокоренные слова

33

Однокоренные слова

Февраль

Обогащение, закрепление и активизация словаря

I

34

Обогащение словаря существительными

35

Обогащение словаря прилагательными

II

36

Антонимы («слова-неприятели»)

37

Антонимы

III

38

Синонимы («слова-приятели»)

39

Синонимы

IV

40

Омонимы («слова-близнецы»)

41

Омонимы

Март

I

II

42

Расширение обобщающих понятий

43

Расширение обобщающих понятий

Развитие анализа и синтеза структуры предложения

II

III

44

Границы предложений

45

Границы предложений

III

IV

46

Распространение предложений

47

Распространение предложений

48

Составление графических схем предложений

V

Каникулы

Апрель

Формирование навыка словоизменения существительных

I

49

Дифференциация И.п. ед. и мн. числа

50

Закрепление беспредложных конструкций

II

51

Предложно-падежные конструкции

52

Предложно-падежные конструкции

III

53

Освоение предлогов

54

Освоение предлогов

Формирование словоизменения прилагательных

IV

V

55

Согласование прилагательного с существительным

56

Согласование прилагательного с существительным

57

Согласование прилагательного с существительным

Май

Формирование словоизменения глаголов

I

II

58

Согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе

59

Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе

60

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов

IV этап (оценочный)

III

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися.

IV

Фронтальное обследование

V


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения как основа для планирования изменения индивидуального маршрута развития обучающегося с ТМНР"

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенно...

Индивидуальный маршрут слабоуспевающего обучающегося

Индивидуальный маршрут слабоуспевающего обучающегося...

Индивидуальный маршрут одарённого обучающегося по предмету физическая культура

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Инд...

Индивидуальные маршруты для обучающихся

Индивидуальные маршруты для обучающихся...

Индивидуальные маршруты для обучающихся

Индивидуальные маршруты для обучающихся...