Программа по социально-бытовой ориентировке "Будущее в наших руках"
рабочая программа на тему

Успехова Ирина Александровна

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается,

 данные статистики заставляют нас задуматься о будущем. 

Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность.

 Социализация является наиболее приоритетной в плане становления,

 самореализации и самоутверждения ребенка–инвалида в современном обществе.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является

 повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при 

определенном уровне знаний об обществе и умении достойно жить в нем. 

Усвоение принятых в обществе социальных норм происходит через социализацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon budushchee_v_nashih_rukah_uspehovai.a.doc485.36 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

(БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»)

реабилитационное отделение для детей и подростков

с ограниченными возможностями

ПРОГРАММА

ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 18 лет

Разработчик:

Успехова И.А., инструктор по труду

реабилитационного отделения

                                                                                                              для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г.Урай, 2016 г.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»

(БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»)

реабилитационное отделение для детей и подростков

с ограниченными возможностями

 

Рекомендовано к утверждению

на заседании ЭМС №_____

от        20_____г.

Утверждено приказом

№________

от _____20____г.

Утверждено

приказом  №_____

от                2015 год

ПРОГРАММА

ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 18 лет

«Будущее в наших руках»

                                                                                                       Разработчик:

 Успехова И.А., инструктор по труду

реабилитационного отделения

                                                                                                              для детей и подростков

с ограниченными возможностям

г. Урай 2016 г.

Содержание

Перечень нормативных документов, на основании которых программа введена в деятельность учреждения.

3

Словарь терминов

Актуальность

4

5

Пояснительная записка

5

1.1 Целевая группа

7

1.2. Цель программы

7

1.3. Задачи программы

7

1.4. Формы работы

7

1.5. Методы работы

  8

1.6. Основные принципы реализации программы

8

Содержание программы

2.1. Этапы реализации программы

9

2.2. Направления деятельности и их содержание

9

2.3. Календарно-тематическое планирование занятий

11

2.4. Ресурсы

2.4.1.Кадровые ресурсы

14

2.4.2. Материально-технические ресурсы

14

2.4.3. Информационные ресурсы

  14

2.4.4. Методические ресурсы

15

2.5.Контроль и управление программой

16

2.6.Результаты

17

2.6.1.Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

17

2.7.Список литературы

Приложения

Приложение №1 Изучение уровня сфорсированности у детей с ограниченными  возможностями  знаний и умений по социально-бытовой ориентировке.

Приложение №2 Психолого-педагогическая характеристика детей с особенностями в развитии.

Перечень нормативных документов, на основании которых программа введена в деятельность учреждения.

Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г.

Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.

Федеральный закон от  24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».

Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Распоряжение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2015г. №2471-р «Концепция информационной безопасности детей».

Постановление Правительства ХМАО-Югры от 08.06.2015г. № 430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округ –Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы»

Устав  бюджетного учреждения   Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Комплексный  центр  социального обслуживания населения «Импульс».

Положение о реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями

Словарь терминов

Абилитация – приобретение навыков в процессе роста детей с ограниченными возможностями.

Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка – реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.

Коррекция педагогическая - комплекс учебно-воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическимипроцессами: познавательными, эмоциональными и волевыми. 

Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения. 

Предметно-пространственная развивающая среда — детально продуманное пространственное окружение ребенка, в котором протекает его жизнь.

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Процесс (продвижение) –

а) последовательная смена состояний, ход развития чего-либо;

б) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Реабилитация – восстановления утраченных функций у детей с ограниченными возможностями.

Ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Пояснительная записка

Актуальность программы

В настоящее время происходят огромные перемены в обществе, социуме в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

В отличие от нормально развивающихся сверстников, дети с ограниченными возможностями не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности таких детей социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

При проведении опрошенных 15 родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями и наблюдения за самостоятельными играми 45 детей  в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями   сделала вывод:

что навыки социально – бытовой ориентации сформированы у 8 детей,  частично сформированы у 12 детей и полное отсутствие  развития навыков социально-бытовой ориентации  у 25 детей и подростков с ограниченными возможностями.

Из этого следует, что  важно научить ребенка  с ограниченными возможностями, пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними. Открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, данные статистики заставляют нас задуматься о будущем. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность. Социализация является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребенка–инвалида в современном обществе.

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном уровне знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение принятых в обществе социальных норм происходит через социализацию.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду. Сотрудничество педагогов и родителей способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в обществе.

     Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей развития детей с ограниченными возможностями, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации.

Реализация программы с детьми с ограниченным возможностями позволит формировать социально – бытовые компетентности, расширить знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, позволит приобрести практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

   Срок реализации: долгосрочная.

Целевая группа

Целевыми группами, на которые направлена программа, являются дети с ограниченными возможностями в возрасте от 4 до 18 лет и их родители (законные представители)

Цель программы

Цель программы: создание условий для социальной адаптации в общество детей с ограниченными возможностями возрасте от 4 до 18 лет.

Задачи программы

        Для достижения указанной цели программы предусматривает выполнение следующих задач:

Выявить детей с ограниченными возможностями  в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся в социально-бытовой ориентировке.

Организовать предметно-пространственную среду на основе учёта индивидуальной и дифференцированной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Разработать календарно-тематическое планирование занятий по социально-бытовой ориентировке.

Формировать знания и умения детей с ограниченными возможностями  ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

Воспитывать позитивные качества личности и  уважительного отношения к труду взрослых.

Повысить родительскую компетентность в вопросах социально-бытовой ориентировки  детей с ограниченными возможностями.

Проанализировать результаты реализации программы.

Распространить положительный опыт среди профессионального сообщества.

Формы работы

В рамках реализации программы используются следующие формы работы:

Организационные – консультации, презентации, практически занятия, групповая работа,  оформление буклетов и памяток, пособий для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;

Формы организации досуга – выставки, праздники, день открытых дверей.

Формы оказания социальных услуг -  коррекционно-развивающие занятия с детьми и членами их семьи, культурно-досуговые  и спортивно-оздоровительные мероприятия;

сюжетно – ролевые игры, упражнения, моделирование реальной ситуации.

1.5  Методы работы

Социально-педагогические методы:  диалогический и дискуссионный методы,  объяснение, рассказ, анализ, анкетирование, наблюдение, беседы, игровые упражнения, убеждения, поощрения, создание специальных воспитывающих ситуаций, моделирование, проектирование, экспертная оценка, обобщение, систематизация, уточнение теоретических выводов, экспертиза результатов программы, внедрение их в практику работы.

Основные принципы реализации программы

Дидактический принцип возможности и особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Научность и доступность.

Систематичность и последовательность занятий.

Связь материала  с жизнью.

Принцип коррекции в социально-бытовой ориентировке.

Принцип наглядности.

Сознательность и активность воспитанников.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Прочность знаний, умений и навыков.

Принцип практической направленности занятий.

При организации работы важно знать психолого-педагогическую характеристику детей с особенностями в развитии (см.Приложение №2)

Содержание программы

2.1.Этапы реализации программы

Программа предполагает цикличную реализацию в зависимости от потребности населения и может быть организована в рамках следующих этапов (таблица 1).

Этапы реализации программы

Табл. 1

Этапы

Задачи

Сроки

I этап- организационный

Выявление детей-инвалидов, диагностические пробы с целью  выявления уровня развития социально-бытовой ориентировки.

Разработка методических пособий для родителей по формированию навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации  детей 3-18 лет с ОВ. Разработка тематического планирования согласно нозологий.

Создание банка методик работы с детьми с ОВ и их родителями.

январь

2016 г.

IIэтап –практический

Реализация календарно-тематического  плана занятий. Выстраивание системы работы по социально-бытовой ориентировке.

февраль – декабрь 2016 г.

III этап-

аналитический

Обработка полученных данных,  анализ эффективности реализации программы, определение перспектив реализации программы, корректировка программы с учётом выявленных на практике дополнений и изменений, диссеминация опыта в профессиональном сообществе.

декабрь 2016 г.

Направления деятельности и их содержание

Диагностическое направление: используются диагностические методики, разработанные Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, и другими с некоторой их модификацией. Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых представилась возможность определить уровень их представлений об окружающем мире.

Программа «Будущее в наших руках» состоит из 8 разделов: «Личная гигиена», «Культура поведения», «Обувь и одежда», «Бытовая техника», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь», «Питание».

Для определения уровня социально-бытовой ориентировке детей с ограниченными возможностями  детям 4—5 лет было предъявлено 12 заданий, 5-6 лет -15 заданий, 6—7 лет было предъявлено 17 заданий, 7-14 лет -19 заданий; 14-18 лет – 21 задание.

Проведение коррекционно-развивающих  занятий планируют проводить один раз в неделю по подгруппам, всего в год состоится 36 занятий. Возможно проведение индивидуальных занятий с учётом потребностей детей с ограниченными возможностями.

Участие в мастер-классах и коррекционно-развивающих  занятий привлекутся 12 родителей.

Сроки формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья задерживаются в силу объективных причин. При их формировании нужно учитывать два фактора - возраст и особенности развития таких детей. Обычно к началу обучения навыкам самообслуживания ребенок владеет определенной суммой навыков и умений

Устойчиво сидит, контролирует положение головы, мышцы плечевого пояса должны быть достаточно сильными, поскольку от этого зависит точность движений рук.

Ему необходимо уметь имитировать движения взрослых.

Он должен координировать движения рук и глаз

Малышу необходимо управлять предплечьем, уметь менять положение кистей рук, поворачивая их тыльной или ладонной стороной, а также действовать двумя руками.

К началу освоения навыков самообслуживания у ребенка бывает выработана определенная сумма мелких движений.

В то же время ребенок с ограниченными возможностями здоровья может владеть не всеми перечисленными выше навыками и умениями. В этом случае при обучении навыкам самообслуживания используется адаптивный подход.

Для каждого ребенка создается индивидуальная программа, включающая специальное оборудование и подбор методов формирования того или иного навыка в доступном для ребенка варианте. Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается с учетом зоны ближайшего развития.

Например: ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим будут проводиться игры, помогающие малышу усвоить данный навык. Только после усвоения данного навыка его можно будет включить в цепочку бытовых действий.

В  социально-бытовой ориентации в совместной работе педагог и  родители активно используются сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве, пользоваться остаточным слухом, использовать наиболее сохранные анализаторы). Формируются навыки предметно-практической деятельности. Дети с ограниченными возможностями учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использованием нарушенного органа и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с их помощью.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Педагогом применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей с ограниченными возможностями знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Педагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.

Воспитание навыков направлено на то, чтобы сделать ребенка максимально независимым в семейной, общественной, школьной, а затем и в профессиональной среде.

Одним из основных направлений программы является то, что ребенок с ограниченными возможностями  должен постоянно овладевать новой способностью. Это существенно улучшает мотивацию.

Система работы включает несколько этапов:
 1.Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.
2.Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.
3.Постепенное преодоление трудностей.
4.Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.
5.Совершенствование новых способностей.

Формирование навыков самообслуживания включает отработку действий с соответствующей помощью. В течение дня постоянно происходит формирование  навыков  самообслуживания и закрепление двигательных навыков, в процессе режимных моментов, что является одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой

адаптации, а именно:

гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;

навыки культуры еды;

навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;

навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. 

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания
(Помощь или содействие) ребенку с ограниченными возможностями может быть разной. Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.


Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок с ограниченными возможностями сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Для успешного осуществления домашнего трудового воспитания необходимы следующие требования для родителей (законных представителей):

- регулярность, посильность работ;

- очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей;

- с ребенком быть спокойным, уравновешенным, не повышать голос.

В процессе игры в домашних условиях  развиваются и закрепляются знания, умения, позволяющие добиться положительных результатов в адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями в обществе.

2.3.Календарно-тематическое планирование занятий

Табл.2

№ п/п

Тема занятия

Формы работы

Дата проведения

«Личная гигиена» (8 занятий в месяц, 2 раза в неделю)

1

Правила личной гигиены в течение дня. Предметы и средства личной гигиены

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы самостоятельная работа.

Февраль Вторник

2

«Уход за волосами»(мытье, прическа)

Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность, самостоятельная работа, сюжетно – ролевая игра.

Февраль Четверг

3

«Уход за полостью рта»

Беседа, упражнения, практическая деятельность, чтение художественных произведений, экскурсия.

Февраль Вторник

4

«Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)»

Беседа, упражнения, практическая деятельность, дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра.

Февраль Четверг

5

«Личная гигиена подростка (мальчики и девочки)»

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

Февраль Вторник

6

Уход за телом и руками ( стрижка ногтей)

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

Февраль Четверг

7

«Уход за волосами» (мытье, причёска)

Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность, самостоятельная работа, сюжетно – ролевая игра.

Февраль Вторник

8

Правила личной гигиены в течение дня. Предметы и средства личной гигиены

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы самостоятельная работа.

 Февраль Четверг

Раздел 2. «Культура поведения» (8 занятий)

1-2

Поведение в музее, кино, театре

Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсия.

Март

Вторник

Четверг

3

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании

Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, сюжетно-ролевая игра.

Март

Вторник

4

Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим

Беседа, упражнения, моделирование жизненной ситуации, экскурсия.

Март

Четверг

5-6

Правила поведения в гостях «Вы пришли в гости»

Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, сюжетно-ролевая игра.

Вторник

Четверг

7

Поведение за столом при приёме пищи

Беседа, практическая работа, упражнения, сюжетно – ролевая игра.

Март

Вторник

8

«Подарок на день рождения»

Беседа, упражнения, практическая работа (выбор подарка и его изготовление).

Март

Четверг

Раздел 3. «Одежда, обувь» (8 занятий)

1

Виды одежды и головных уборов, их назначение

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

Апрель Вторник

2

Работа с утюгом, глажка одежды.

Беседа, практическая деятельность.

Апрель Четверг

3-4

Виды обуви, их назначение

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

Апрель Вторник

5

Повседневный уход за обувью

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

Апрель Четверг

6

«Выбери одежду по сезону»

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

Апрель Вторник

7

«Выбери одежду, соответствующую ситуации»

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

Апрель Четверг

8

Стирка кукольной одежды

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

Апрель Вторник

Раздел 4. «Бытовая техника» (8 занятий)

1

Инструктаж по технике безопасности

Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.

Май

Вторник

3

Виды бытовой техники

Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.

Май

Четверг

4

Работа с утюгом

Беседа, практическое занятие

Май

Вторник

5

Правильное использование микроволновки

Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.

Май

Четверг

6

Работа с кухонным ножом совместно с родителями (законными представителями).

Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.

Май

Вторник

7

Правильное использование чайника

Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.

Май

Четверг

8

Правильное использование компьютер

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

Май

Вторник

Раздел 5. «Транспорт» (8 занятий)

1-2

Виды транспорта

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.

Июнь Вторник

Четверг

3-4

Оплата проезда в автобусе

Беседа, упражнения, моделирование ситуаций.

Июнь Вторник

Четверг

5-6

Правила поведения в транспорте, на улице

Познавательно – развлекательные игры, загадки, кроссворды, моделирование реальной ситуации, экскурсия.

Июнь Вторник

Четверг

7-8

Правила дорожного движения

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.

Июнь Вторник

Четверг

Раздел 6. «Торговля» (8 занятий)

1-2

Основные виды магазинов, их назначение

Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры, экскурсии, просмотр фильмов, иллюстраций.

Июль вторник.

четверг

3-4

Правила поведения в магазине

Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры.

Июль вторник.

четверг

5-6

Порядок покупки товаров в продовольственном магазине

Беседа, упражнения, практическая работа, сюжетно – ролевая игра.

Июль вторник.

четверг

7-8

Порядок покупки товаров в продовольственном магазине

Экскурсия, просмотр фильмов, иллюстраций.

Июль вторник.

четверг

Раздел 7. «Медицинская помощь» (8 занятий)

1

«Медицинские учреждения»

Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа.

Август Вторник

2

«Виды медицинской помощи»

Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа, моделирование ситуации.

Август Четверг

3

Экскурсия в медицинский кабинет

Беседа. Просмотр фильма

Август Вторник

4

«Вредные привычки»

Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.

Август Четверг

5

«Опасность в лесу»

Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.

Август Вторник

6

«Осторожно на водоеме»

Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.

Август Четверг

7

«Во время пожара»

Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.

Август Вторник

8

«Встреча с опасностью»

Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.

Август Четверг

Раздел 8. «Питание» (8 занятий)

1

Значение продуктов питания для здоровья человека

Беседа, чтение произведения, просмотр картинок, показ натуральных продуктов, просмотр видеофильма.

Сентябрь Вторник

2

Кухонная посуда, приборы, назначение

Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.

Сентябрь Четверг

3

Столовая посуда, приборы, назначение

Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.

Сентябрь Вторник

4

«Кто готовит пищу» совместно с родителями (законными представителями)

Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.

Сентябрь Четверг

5

Чайная посуда

Беседа, практическая работа, сюжетно-ролевая игра, моделирование жизненной ситуации.

Сентябрь Вторник

6

Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи

Беседа, практическая работа, упражнения, игровые задания.

Сентябрь Четверг

7

Кухонная посуда, приборы, назначение

Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.

Сентябрь Вторник

8

Значение продуктов питания для здоровья человека

Беседа, чтение произведения, просмотр картинок, показ натуральных продуктов, просмотр видеофильма.

Сентябрь Четверг

Раздел 9. Закрепляющий этап  (8 занятий)

1

Правила личной гигиены в течение дня

Предметы и средства личной гигиены

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы самостоятельная работа.

Октябрь

Вторник

2

«Вредные привычки»

Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.

Октябрь

Четверг

3

Кухонная посуда, приборы, назначение

Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.

Октябрь

Вторник

4

Правила поведения в транспорте, на улице

Познавательно – развлекательные игры, загадки, кроссворды, моделирование реальной ситуации, экскурсия.

Октябрь

Четверг

5

Правила поведения в магазине

Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры.

Октябрь

Вторник

6

Правила личной гигиены в течение дня

Предметы и средства личной гигиены

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы самостоятельная работа.

Октябрь

Четверг

7

Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи

Беседа, практическая работа, упражнения, игровые задания.

Октябрь

Вторник

8

Инструктаж по технике безопасности совместно с родителями (законными представителями)

Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.

Октябрь

Четверг

2.4.Ресурсы

2.4.1. Кадровые ресурсы (таблица 3)

В реализации программы участвуют:

п/п

Должность

Кол-во

единиц

Функции работников

1.

Заведующий отделением

1

Руководство деятельностью отделения в рамках реализации программы.

2.

Инструктор по труду

1

Реализация программы по социально-бытовой ориентировке

3.

Врач-педиатр

1

Обследование и определение нервно-психического развития детей с ограниченными возможностями. Реализация части в программы раздела «Медицинская помощь»

4

Родители (законные представители)

12

Участие в экскурсиях, мастер-классах и коррекционно-развивающих  занятиях по социально-бытовой ориентировке.

.

2.4.2.Материально-технические ресурсы

- музыкальный центр;

- обучающая звуковая панель «Времена года»;

 - обучающая звуковая панель «Удивительные птицы»;

- обучающая «говорящая ручка «Знаток»;

- развивающая панель Эрготерапии по развитию моторики рук;

- игры вкладыши и шнуровки, раскраски, пазлы, кубики, мозаика, карандаши, краски пальчиковые и акварельные, карандаши, мелки, бумага А-3, А-4;

- мольберт;

- дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры;

- нитки, бусинки, ракушки, перья, ватные диски, ватные палочки, прищепки и т.д.

2.4.3.Информационные ресурсы

- официальный сайт Администрации города  Урая - http://old.uray.ru/ ;

сайт БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс» -http://impulsuray.ru/;

-телерадиокомпания "Спектр+" ООО «Медиа-холдинг "Западная Сибирь»

- городская газета «Знамя»;

- городская газета «64 меридиан»;

- городская газета «Интерес».

2.4.4.Методические ресурсы

Табл. 5

1 раздел. Контрольно – диагностические  методики, применяемые в работе с детьми

Название

Разработчик

Источник

Диагностика развития познавательной сферы ребёнка

1.

Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (Дошкольный и младший школьный возраст)

Авторы Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005.

2.

Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития

Шаповал И.А.

Шаповал И.А.

Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Методические материалы, применяемые в работе с целевой группой

1.

Методические материалы по обеспечению деятельности реабилитационных учреждений. «Технологии социально – бытовой и социально – средовой реабилитации инвалидов.

Редактор – составитель Л.В. Бадя.

Л.В. Бадя.

Методические материалы по обеспечению деятельности реабилитационных учреждений. «Технологии социально – бытовой и социально – средовой реабилитации инвалидов \

М.: Социально – технологический институт, 2002.». Рекомендована к применению в социально – средовой и социально – бытовой реабилитации инвалидов.

2.

Коррекционно-развивающие  занятия с дошкольниками «Мой мир» приобщение ребёнка к социальному миру.

Автор Козлова С.А.

Катаева Л.И.

Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./ С.А.Козлова Коррекционно-развивающие  занятия с дошкольниками./ Л.И.Катаева._ М.: «Линка-Пресс», 2000.

3.

Под редакцией М.П.Осиповой

Воспитание. Подготовительный класс6 Учебно-метод. пособие для учителей и воспитателей / м.П.Осипова, М.А. Бесова,И.А.Мельничук, З.М.Панпсевич. Под ред.М.П.Осиповой .- Ми.:Интерпрессервис;Экоперспектива, 2002.

Контроль и управление программой

Результаты

2.6.1.Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

Решение поставленных задач программы  позволит добиться предполагаемых результатов и определить эффективность реализации мероприятий в соответствии с критериями эффективности (таблица 5).

Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

Табл.5

Наименование

задачи

Ожидаемый  результат

Критерии эффективности

Выявить детей с ограниченными возможностями  в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся в посещении занятий по  социально-бытовой ориентировке.

Формирование группы из 12 детей с  ограниченными возможностями 

100% охват детей с ограниченными возможностями инвалидов от 4 до 18 лет нуждающихся в занятиях по социально-бытовой ориентировке.

Организовать предметно-пространственную среду на основе учёта индивидуальной и дифференцированной работы с детьми с ограниченными возможностями.

На 70% укомплектована предметно-пространственная развивающая среда материалами  по основам безопасности жизнедеятельности.

Анализ укомплектованности предметно-развивающей среды, материалами и оборудованием.

Разработать календарно-тематическое планирование занятий по социально-бытовой ориентировке

Разработан календарно-тематический план.

Использование календарно-тематического плана при проведении занятий.

Формировать знания и умения детей с ограниченными возможностями  ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

Программными мероприятиями в течение года будет охвачено 90% детей с ограниченными возможностями. У 75% повысится уровень знания и умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

Диагностические пробы.

Воспитывать позитивные качества личности и  уважительного отношения к труду взрослых.

У 90% детей сформированы позитивные качества личности и уважительное отношение к труду взрослых

Диагностические пробы. Наблюдение.

Повысить родительскую компетентность в вопросах социально-бытовой ориентировке  детей с ограниченными возможностями.

Увеличение доли родителей  до 80% владеющих и использующих в домашних условиях практическими методами и приёмами по социально-бытовой ориентировке.

100%  родителей, активных участников реализации программы.

Проанализировать результаты реализации программы.

Выявление динамики показателей и эффективности программы

-

Распространить положительный опыт среди профессионального сообщества.

Создание методического банка в учреждении, на сайте в рамках реализации программы- реализация плана мероприятий по распространению опыта на 100%.

Публикации в СМИ, на сайте учреждения.

Список литературы

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М., 2009. – 368с.

Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами профессионально-трудового образования. – М., 2010. – 327с.

Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 247 с.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 239 с.

Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009. – 72с.

Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302 с.

Денисов А.А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков. Дис… канд. Психол. Наук. – М., 2009.

Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2010 – 312 с.

Зыкова Т.С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособия для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 199 с.

Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009.

Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. – М., 2002 г.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2007 г.

Учебно – методический комплект программы повышения квалификации «Современные подходы к организации и планированию воспитательной, реабилитационной работы в условиях ДДИ, РЦ» - АНМЦ «Развитие и коррекция» г. Москва

Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) обр. учреж. VIII вида: пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвящение», 2008. – 223 с.

Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2011г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Изучение уровня форсированности у детей с ограниченными возможностями

знаний и умений социально-бытовой ориентировке.

Основные требования к знаниям и умениям

Практические работы

Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос, заполнение почтового адреса на конверте, сервировка стола к чаю, изготовление знаков дорожного движения, мелкий ремонт, чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

Дети и подростки с ОВ должны знать:

1. Свое имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.

2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.

3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.

4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.

5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома - интерната.

6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте. Элементарные правила уличного движения.

7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.

8. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.

Дети и подростки с ОВ должны уметь:

1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.

2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.

4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.

6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.

7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.

8. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.

Оценка знаний у детей от 4 до 5  лет.

В результате реализации данной программы ребенок:

Называет разные предметы; которые их окружают в помещениях, на участке, на улице. Знать их значение (определять цвет, форму величину, объяснять целесообразность изготовления предмета из определённого материала).

Рассказывать о своём родном городе (устанавливать связь между назначением и строением, расширять знания об общественном транспорте).

Соблюдать правила поведения в помещении, на улице (дорожные правила), в общественных местах.

Выполнять культурно-гигиенические навыки (мыть руки с мылом, пользоваться расчёской, носовым платком. Правильно пользоваться столовыми приборами).

Заботиться о своем здоровье (делать зарядку, участвовать в физкультурных досугах).

Ориентироваться в окружающем пространстве.

Оценка знаний у детей от 6 до 12  лет

В результате реализации данной программы ребенок:

Знает домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей.

Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций.

Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах.

Заботится о своем здоровье (соблюдает  и выполняет культурно-гигиенические навыки).

Способен ориентироваться в окружающем пространстве, знает  знаковые обозначения.

Устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относится к природе.

Познакомился с правилами пользования  бытовыми приборами, опасными предметами, быть осторожным в обращении с огнем.

Способен использовать свой познавательный опыт в разных видах деятельности (в игре, труде, общении).

Оценка знаний у детей от 13 до 18  лет  

В результате реализации данной программы ребенок:

Знает домашний адрес и номер телефона.

Имена и отчества родителей; номера телефонов экстренных служб.

Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций.

Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах.

Заботится о своем здоровье (знает строение тела человека, соблюдает  и выполняет культурно-гигиенические навыки).

Способен ориентироваться в окружающем пространстве,  пользоваться знаковыми обозначениями.

Устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относится к природе.

Научился с осторожностью пользоваться бытовыми приборами, опасными предметами, быть осторожным в обращении с огнем.

Способен использовать свой познавательный опыт в разных ситуациях и видах деятельности (в игре, труде, общении).


Приложение №2

Психолого-педагогическая характеристика детей

с особенностями в развитии

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью умеренной (F71).

 Она характеризуется несформированными познавательными процессами.

Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Очень медленно (запаздывание на 3 – 5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Страдают координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать.  с большим трудом принимают заданную позу и не способны ее сохранить в течение более чем несколько секунд. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.

Развитие навыков самообслуживания отстает. Наиболее часто возникают трудности в: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, Некоторые дети  нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.

У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Запас сведений и представлений мал. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено. Отмечается недоразвитие восприятия и памяти.

Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.

В зрелом возрасте, спокойные и поддающиеся руководству, (постоянные наблюдения и указания).

У детей могут обнаруживаться аутистические проявления или другие общие расстройства развития, Одни из них добродушны и приветливы. Другие раздражительны, злобны, агрессивны. Третьи упрямы, лживы, ленивы. У многих отмечается повышение и извращение влечений, в том числе и расторможенная сексуальность. Они склонны к импульсивным (неожиданным) поступкам.

У части детей появляются эпилептические припадки в форме расстройств сознания, сопровождающихся судорогами, нередко сочетается с нарушением развития конечностей, кистей, пальцев, головы, кожи, внутренних органов, гениталий, зубов, лица, глаз, ушей.

Умеренная умственная отсталость иногда осложняется другой психиатрической патологией.

Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелой интеллектуальной недостаточности (по МКБ-10) (F 72);

Мышление не только очень конкретное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. У большинства из них наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации или другая сопутствующая патология, указывающая на наличие клинически значимого повреждения или нарушенного развития ЦНС.

Эти лица с большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Они могут ознакомиться с самыми элементарными школьными знаниями обучение сводится к тренировке навыков самообслуживания и освоению ориентировки в окружающей среде, развитию общения. отсталости могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь, выделять людей, которые хорошо к ним относятся, имеются элементы социализации эмоций. Даже достигнув юношеского возраста, они способны овладеть лишь элементарными трудовыми процессами.. У них наблюдаются пороки развития скелета,черепа, конечностей, кожных покровов и внутренних органов, диспластическое телосложение, дисгенетические признаки и многое другое, не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, обусловленной синдромом Дауна.

                Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, 47 хромосом, встречаются с частотой 1: 600 — 900. Половина их появляется на свет с врожденными пороками сердца. У них: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, «пуговкой» нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый, со складками и глубокими бороздами, зубы эрозированные, редко расставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие.

        Многие из этих детей страдают нарушениями слуха и зрения , нарушена моторика. Для них характерны неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов. Обнаружены значительные задержки развития основных статических функций (удержания головы, сидения).

        У этой категории детей резче, выражено расхождение между пассивным и активным словарём,  активный намного беднее.

Эмоции детей с синдромом Дауна более сохранны, чем интеллект. Большинству из них знакомы гнев, страх, радость, грусть.  Отсталость сочетается с ДЦП. Они, как правило, страдают сложным сочетание дефектов:  у них отмечается дизартрия и в значительной степени более глубокое общее недоразвитие речи, Сочетание интеллектуального дефекта с двигательными и речевыми нарушениями порождает картину глубокой умственной отсталости. Дети с ДЦП в большинстве случаев при систематической и достаточно квалифицированной педагогической и логопедической работе дают существенное продвижение в умственном и речевом развитии.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, обусловленной фенилкетонурией.

         Фенилкетонурия —наследственных нарушений обмена веществ в организме. При этом заболевании нарушается функция печени из-за отсутствия определенного фермента (фенилаланин-гидроксилазы), в то время как в крови и моче этих детей резко повышено его содержание. У большинства больных имеется характерное нарушение пигментации: у них очень светлые волосы, голубые глаза и светлая, лишенная пигмента, кожа. Частота заболевания составляет 1: 10 000 новорожденных. заболевание, поражающее в первую очередь нервную систему. Главным симптомом болезни является слабоумие, которое достигает у большей части больных степени идиотии (65,4%) и выраженной умственной отсталости (31,2 %) и ведет к тяжелой психической инвалидности. Около 1/3 детей страдают также эпилептическими припадками.

          Состояние этих детей зависит от содержания в крови фенилаланина, поражающего мозг, которое без специального лечения постоянно возрастает. Для этих больных разработана диета, применение которой препятствует образованию фенилаланина. Дети, питание которых с первых месяцев жизни производилось только этими специально приготовленными продуктами, развиваются значительно лучше.

          Кроме интеллектуального дефекта у детей, больных фенилкетонурией, наблюдаются другие нарушения. Наиболее значительно страдает речь. Понимание речи всегда значительно лучше, чем самостоятельная речь. Нередки у этих детей расстройства поведения: наблюдаются проявления психомоторного возбуждения с двигательной расторможенностью, импульсивные поступки, расстройства настроения.

          У детей, страдающих фенилкетонурией, легче формируются понятия и представления, связанные со зрительным анализатором: возможно узнавание картинок, различение размеров, цветов.

          Около половины детей 3 — 4-летнего возраста не говорят, у остальных речь крайне скудна, невнятна, косноязычна. К 7 — 8 годам большинство детей имеют речь, хотя ей присущи все отмеченные выше особенности.

          Для появления и активизации речи у таких детей необходимо использовать любовь к музыке, а также ритмические упражнения, короткие стишки и игры с попевками,  когда у «безречевого» ребенка в эмоциональной игровой ситуации как бы непроизвольно, в подражание другим детям, включается и речь.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью при сочетании с ДЦП.

        Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта.  Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, движения у них замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. У этих детей резко выражены нарушения координации движений. Дети младшего возраста затрудняются принять нужную позу, не могут держать ее более 1 - 2 с. В 13 - 14 лет они с трудом сохраняют заданную позу в течение 4 - 7 с.

        Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать… они либо не прилагают достаточных усилий, либо слишком сильно сжимают. При проведении занятий по физической культуре, ритмике, ЛФК, предметно-практической деятельности моторика детей, координация и точность их движений значительно улучшаются.

        Внимание   нарушено: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание у них крайне слабо. Привлечь внимание ребенка младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточиться на чем-либо им чрезвычайно трудно.

При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы уже в конце первого года обучения большинство учащихся активно включаются в учебный процесс, выполняют инструкции учителя, переключаются с одного вида посильной деятельности на другой. Значительные отклонения обнаруживаются у тяжело умственно отсталых детей в области сенсорики. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е (глаз, ухо, кожные чувствительные точки). Развитие ощущений и восприятия ребенка - необходимая предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов.

        Память детей данной категории, находится на низком уровне. преобладающей механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа и т. п. Эмоции у детей обнаруживают относительную сохранность.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушение зрения

Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих имеют свои специфические особенности. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер. Также отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и желания непосредственного контактирования с объектами.

Изучение детей 5-7 лет существуют трудности ориентации в признаках и свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные возможности детьми не осознаются. У детей с косоглазием и амблиопией наблюдаются бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в процесс компенсации собственного дефекта. В процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступательной зрительной информации. Лишь отдельные дети осознают необходимость использования сохранных органов чувств, отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. Почти отсутствует ориентация на обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует планомерное обследование предметов, как зрением, так и сохранными анализаторами, снижена их перцептивная активность.

Психолого-педагогическая характеристика детей с аутистическим спектром

Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома детского аутизма, обобщенными в клинических критериях, являются:

 аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей. Проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

 стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;  особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего - ее коммуникативной функции.

Исследования показывают, что, хотя формально раннее развитие таких детей может укладываться в параметры нормы, оно необычно с самого их рождения. После первого года жизни это становится особенно явным: трудно организовать взаимодействие, привлечь внимание ребенка, заметна задержка его речевого развития.

Самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем - самоизоляцией, чрезмерной стереотипностью поведения, страхами, агрессией и самоагрессией, - отмечается с 3 до 5-6 лет. Затем аффективные трудности могут постепенно сглаживаться, ребенок может больше тянуться к людям, но на первый план выступает задержка психического развития, дезориентированность, непонимание ситуации, неловкость, негибкость, социальная наивность.

С возрастом неприспособленность в быту, несоциализированность становятся все более явными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по социально - бытовой ориентировке 5 - 9 класс

Развернутое тематическое планирование по социально - бытовой ориентировке (СБО ) VIII вида...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специал...

Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке по образовательной программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Рабочая программа включает все необходимые разделы. Также предлагается календарно-тематическое планирование по предмету....

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Социально-бытовая ориентировка                   Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР вариант 2Класс: 7...

Рабочая программа предмета «Социально-бытовая адаптация» основной адаптированной образовательной программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессии рабочих 19601 « Швея»

Рабочая программа предмета разработана на основе: -ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;- Профессионального стандарта по профессии 262019.04 Оператор швейн...