Организация коррекционной работы
методическая разработка на тему

Яшпатрова Любовь Петровна

Организация коррекционной работы с обучающимися по адаптированной основной  образовательной программе общего образования.

Внедрение в процесс обучения различных форм помощи.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

Организация коррекционной работы

с обучающимися   по адаптированной основной образовательной программе общего образования

Внедрение в процесс обучения различных форм помощи.

Активное, заинтересованное, комфортное состояние ребенка в процессе учебных занятий поддерживается в том случае, если трудности, возникающие в процессе деятельности, оказываются преодолимыми, а поставленная цель в итоге достигнутой.

 Особый способ организации самостоятельной деятельности в ходе выполнения учебных задач заключается в том, что в случае, когда обучающийся не может выполнить задание сам, ему предлагается необходимая помощь, а затем проверяется, насколько она эффективна.

Сама помощь при этом дозируется, и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной.

Основная  форма помощи – индивидуальная.  

На разных этапах урока оказываю  следующие виды помощи:

1. В процессе контроля за  подготовленностью обучающегося:

– создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

– снижение темпа опроса, разрешение дольше работать у доски;

– предложение примерного плана ответа;

– разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

– стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

2. При изложении нового  материала:

– применение мер поддержания интереса к усвоению темы;

– более частое обращение с вопросами, выясняющими степень понимания  учебного материала;

– привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении.  

3. В ходе самостоятельной работы на уроке:

– разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;

– ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

– напоминание приёма и способа выполнения задания;

– указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

– ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

– инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к оформлению;

– стимулирование самостоятельных действий;

– более тщательный контроль за деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

4. При организации  самостоятельной работы:

– выбор наиболее рациональной системы упражнений;

– более подробное объяснение последовательности выполнения заданий;

– предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек с направляющим планом  действий.

     В организации познавательной деятельности   при выполнении самостоятельных письменных работ оказываю индивидуальную дозированную помощь.

         Стимулирующая помощь. Заключается в дополнительном стимулировании деятельности, которая заключается в ободрении, дополнительном разъяснении задания, помощи в организации деятельности, указание на наличие ошибки и необходимости проверки выполненной работы.

         Направляющая помощь. Этот вид помощи применяю в том случае, если стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Она заключается в том, что в общем виде ребенку указывается путь, который может привести к выполнению работы или исправлению допущенных ошибок, т. е. помогает ему актуализировать знания, которые необходимы для достижения успеха. (Например, ошибка заключается в том, что при сложении с переходом через разряд "потеряна" единица следующего разряда. Направляющая помощь может выразиться в предложении выполнить подробную запись операции или найти в таблице сложения равенства, которые нужны для ее выполнения).

         Обучающую помощь оказываю в случае, если ни стимулирующая, ни направляющая помощь не помогли  прийти к положительному результату. Такая ситуация свидетельствует о том, что материал, необходимый для успешного выполнения работы, ребенком не усвоен. В этом случае раскрываю перед учеником путь выполнения данного конкретного задания, организую индивидуальную беседу с ним, в которой совместно намечаем последовательность необходимых действий, а обучающийся самостоятельно осуществляет эти действия для выполнения задания.

Любой вид помощи оказываю только до того момента, пока он не начинает делать попыток двигаться дальше самостоятельно.

        Дифференциация по степени помощи позволяет мне наиболее  полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Обучающемуся предлагаю задания с учетом зоны ближайшего развития. Выготский Л.С. писал, что зона ближайшего развития определяется тем кругом задач, которые ребенок может решить «под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами», т.е. не самостоятельно, а с некоторой помощью. Это определяет перспективы развития ученика. «Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно».

      Таким образом, оказывая обучаюшемуся дозированную помощь, уменьшая или увеличивая ее объем и варьируя ее характер, учитываю темп продвижения ребенка, его собственную траекторию развития и усвоения учебного материала.

        Наиболее полно отвечает всем этим требованиям направляющая помощь. Использую следующие типы такой помощи.

Первый тип помощи — в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений.

      Сначала предлагаю более простые задания, выполнение которых дает возможность подготовиться к решению основного задания.            

       Так, при работе над составной задачей в качестве вспомогательного задания может быть предложена простая задача, помогающая решить составную. Простая задача, как правило, является частью составной.

Второй тип помощи — в виде «подсказок»: карточек-помощниц, карточек-консультаций.

        Обучающемуся предлагается карточка с необходимым уровнем помощи. В этом случае учитываю, какая помощь нужна.

          При любом варианте методики учитываю, что от урока к уроку степень помощи должна уменьшаться. В итоге обучающийся научится выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи. Подсказки предлагаю не только в виде карточек, но и в виде записей на доске, а также подбираю необходимый материал в учебнике.

  Виды направляющей помощи 

  • на уроках математики.

1.  Образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения и оформления.

         Чаще всего такой вид помощи использую при вычислениях, при решении уравнений и т.д. Например, дается развернутая, подробная запись решения примера.

2.  Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила (например, при работе над уравнениями даю правила нахождения неизвестных компонентов), формулы (например, формулы для нахождения площади прямоугольника и квадрата), таблицы единиц длины, массы и т.д.

3.  Алгоритмы, памятки, планы, инструкции. Даю в обобщенном виде, либо в конкретном, например, в виде плана, инструкции по выполнению предложенного упражнения, отражающей способ действия. Планом может служить последовательность элементарных заданий, на которые расчленяется основное задание. Это особенно эффективно при решении проблемных задач, выполнении творческих упражнений

4. Наглядные опоры, иллюстрации, модели.

В качестве наглядности использую рисунок, краткую запись, схему, таблицу, чертеж, которые предлагаю в готовом виде или частично выполненными.

5. Дополнительная конкретизация задания.

Использую чаще всего при работе над задачами. Разъясняю отдельные слова и выражения, указываю на какую-нибудь деталь, существенную для анализа задания.

6. Вспомогательные вопросы, косвенные или прямые указания по выполнению задания.

7. План решения.

Использую при работе над текстовыми задачами. План помогает выбрать арифметическое действие. Он может быть дан частично или полностью, а так же в виде пояснения к действиям.

8. Начало решения или частично выполненное решение

Такой вид помощи оказываю в том случае, когда другие виды помощи оказались неэффективными.

  • на уроках литературного чтения.

1. Для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи учитываю то, что обучающийся лучше воспринимает и понимает смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах первично читаю текст сама.  

2.  При составлении пересказа по плану учитываю то, обучающемуся  проще понять план, составленный из вопросительных предложений. В дальнейшем планирую предлагать ему план, составленный из повествовательных предложений.

  • на уроках русского языка.

1. При изучении грамматических правил составляем совместно опорные таблицы с выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное;

слова – одинаковый корень – это родственные слова.

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

2.Использую особую методику изучения словарных слов. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.

По такой схеме  словарные слова заучиваются в классе и задаются  на дом.

3.Особое внимание уделяю  работе над ошибками, используя таблицу.

Слово (предложение), в котором допущена ошибка

Как я написал слово (предложение)

Правильное написание слова (предложения)

Примеры слов на данную орфограмму

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

4.При изучении правил  предлагаю памятки и  алгоритмы.  Например, для написания безударной гласной, парной согласной по глухости-звонкости и т. д.

Памятка для вычленения окончаний

1.  Читаю слово.

2.  Изменяю слово по числам или вопросам.

3.  Часть слова, которое изменяется и есть окончание.

4.  Обозначаю окончание.

Педагогическая поддержка детей с особенностями психофизического развития.

  • Обучение без принуждения (педагогика сотрудничества).
  • Урок как система реабилитации (в результате чего ученик чувствует и сознаёт себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их).
  • Одновременное подключение в процессе восприятия материала слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления.
  • Учёт индивидуальных особенностей при планировании работы с обучающимся.
  • Адаптация содержания (очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия).
  • Оптимальный темп с позиции полного усвоения.
  • Формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов.
  • Использование разнообразной наглядности.
  • Создание ситуаций успеха, доброжелательной атмосферы.
  • Подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы на уроках математики

Учитель: Гудкова М.И.   То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет завтра сделать самостоятельно. Л.С. Выготский Преподавание математики в 7 ...

организация коррекционной работы в школе

В помощь воспитателям коррекционных школ...

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

Организация коррекционной работы в ДОУ.

Основу плана коррекционной работы составляет продуманное распределение учебного материала. В  коррекционную работу включены задания и игры, направленные на развитие внимания, памяти, сенсомоторны...

Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Если  ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...

Организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ с учётом требований ФГОС

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.  Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обу...

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...