Логопедическая работа по формированию диалогической речи у детей с ОНР
опыты и эксперименты по теме

В данной статье продемонстрированы результаты исследования диалогической речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также определены методы и формы работы по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сивакова В.А.

МБОУ ТСОШ № 3

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Актуальность исследования. Формирование диалогической речи является одной из главных задач речевого развития ребенка, т.к. способность к диалогу обеспечивает социальную адаптацию, качественную подготовку к школе и успешность дальнейшего обучения. Исследованию становления диалогического речи у детей посвящены работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина А.М. Леушиной [2]. Своевременное выявление нарушений речи, их логопедическая коррекция позволят сформировать у ребенка полноценное диалогическое общение и разносторонние взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками.

Мы осуществили экспериментальное исследование с целью изучения особенностей формирования диалогической речи у детей младшего школьного возраста с речевым недоразвитием. 

В диагностическом исследовании речи детей использовались методики: «Беседа» (авторская) и «Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок», «Исследование диалогической речи с опорой на сюжетную картинку» Р.И. Лалаевой [3].

Анализ результатов,  полученных при обследовании детей, показал, что с высоким уровнем детей не обнаружено, 25% детей показали уровень выше среднего, столько же детей (25%) – низкий уровень; у 20% детей выявлен средний, а у 30% детей – уровень ниже среднего. Фактически у 75% детей экспериментальной группы уровень развития диалогической формы речи не соответствует возрастной норме. В процессе качественного анализа полученных данных были выявлены следующие особенности диалогической речи детей: 1) высказывания детей часто односложны, в речи преобладают простые нераспространенные предложения; 2) отмечается непоследовательность реплик, когда, не закончив одно высказывание, ребенок переходит к другому; 3) дополнение ответов невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой).

По результатам исследования нами был разработан и апробирован инновационный проект, в основе которого использовались «сценарии активизирующего общения» А.Г. Арушановой (система игр и упражнений: беседы, игры, инсценировки стихов, сказок, потешек по ролям) [1]. Развивали у детей навыки связной речи, умение взаимодействовать друг с другом, вступать в диалог по собственной инициативе, соблюдать очередность в разговоре.

После проведенной работы было проведено повторное логопедическое обследование. Было установлено, что 10% детей обнаружили высокий уровень развития диалогической речи, столько же детей (10%) – низкий. На уровне выше среднего оказалось 35% детей, на среднем уровне 20% детей, а на уровне ниже среднего 25%. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента позволил обнаружить, что большинство детей (65%) демонстрируют уровень возрастной нормы и только 35% испытывают трудности в диалогической речи.

Качественный анализ полученных в результате исследования данных также позволяет проследить динамику в развитии диалогической речи школьников: дети стали легко устанавливать контакт и чаще проявлять инициативу в речевом общении; научились отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями, не уклоняясь от темы, у многих детей отмечается способность к самостоятельному изложению материала. В то же время в речи встречаются аграмматизмы, отдельные неточности в выборе адекватных речевых средств, недостаточная последовательность и логичность в объемных высказываниях.

Полученные данные подтверждают гипотезу, так как свидетельствуют об эффективности коррекционной работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР, обусловленной использованием «сценариев активизирующего общения».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
  2. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – 4-е изд.  – М.: Академия, 2007. – 384 с.
  3. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи / Р.И. Лалаева.  М.: Детство-Пресс, 2004. 72 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи  у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В статье изучены особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Представлена эффективная коррекционная работа по формированию диалогической речи, ...

Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования – приоритетная задача и одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия...

Приемы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста

В работе рассказано об условиях, в которых протекает диалог, перечисляются диалогические умения, раскрываются методы и приемы формирования диалогических умений....