Доклад "Коррекционная направленность внеклассных мероприятий в группах Елионской школы-интерната"
статья на тему

Дебольская Людмила  Адимовна

Доклад является  материалом используемым для проведения заседания методического объединения  воспитателей коррекционных  школ для  детей с нарушением интеллекта, обмен опытом  между коллегами, практическая работа  подтверждается фотографиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklady_moi.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ-ЕЛИОНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ

             СТАРОДУБСКИЙ     РАЙОН         БРЯНСКАЯ    ОБЛАСТЬ

ТЕМА:  «Коррекционная  направленность  внеклассных  мероприятий в группах

Елионской  школы- интерната»

(презентация)

                                                                      Выполнила:

                                             Дебольская Людмила Адимовна,

                                          воспитатель высшей категории

2016 г

Коррекционная  направленность внеклассных мероприятий в группах  Елионской  школы –интерната .

     Воспитание – сложный  процесс, рассматриваемый как специально организованная  деятельность педагогов и воспитанников  по реализации целей  образования в условиях  педагогического процесса. Успех  воспитания зависит от множества факторов, где не  последнюю роль играют выбор приёмов работы, отношения между  воспитанником и педагогом и многое другое.

    Поэтому, воспитательные  технологии можно  определить как  продуманную во всех  деталях  модель  совместной деятельности, содержащую  систему  научно обоснованных  средств, приемов и методов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых  оптимально  достигаются  конкретные  воспитательные  цели.  

     В школе-интернате создаются  адекватные условия, учитывающие особенности психического  развития ребёнка при разных вариантах и видах отклонений, обеспечивающих возможную нормализацию психических  процессов, мышления, речи, деятельности  ребёнка, а также его социализацию.

     Воспитатели работают с детьми во внеурочное время, поэтому в каждом режимном моменте  проводится коррекционная работа, направленная на :

- обеспечение успешной адаптации  детей в группе;

- формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

- активизирование  ценностно-смыслового компонента сознания и личности детей, побуждение их к  осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней  позиции, формирование собственных ценностных ориентаций;

- на  обучение  детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и  образцов, представленных в культуре;

- развитие  умения чувствовать и понимать  другого;

- воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

- способствование развитию творческих  способностей  и воображения, индивидуальное  самовыражение детей;

- развитие  любознательности, наблюдательности;

- способствование сплочению  детского коллектива.

        Посещая и анализируя внеклассные занятия, наблюдая за выполнением  учащимися  режимных моментов и работой воспитателей с детьми  в группах школы-интерната можно сделать вывод о том, что  коррекционно-развивающая работа проводится по следующим направлениям:

СЛАЙДЫ: № 2-6

1.Физическое  развитие и здоровье детей.

    Воспитатели  осуществляют коррекцию моторного развития во всех видах  детской  деятельности, где так  или  иначе  ребёнок  проявляет двигательную активность ( в игре,  изобразительной  деятельности, труде, танцах,  утренней  зарядке);  осуществляют дифференцированный подход к  отбору  содержания  и средств  двигательного развития с учётом  возрастных физических и  индивидуальных возможностей  детей.

       В процессе выполнения двигательных заданий  учат детей координировать свои  действия с действиями сверстников, учитывая их интересы.

СЛАЙДЫ: № 7-11

2. Речевое развитие  детей.

 (Художественно-речевая деятельность)

   Воспитатели создают условия для  развития речевой деятельности и речевого общения детей.

Создают ситуации  общения для  обеспечения  мотивации речи. Воспитывают у  ребёнка отношение к сверстнику, как к объекту взаимодействия. Следят за пониманием детьми вопросов, сообщений, побуждений, связанных с  различными видами деятельности.

Стимулируют обращение к взрослому и сверстнику с сообщениями,  вопросами, побуждениями (то есть использование различных  типов  коммуникативных высказываний). Учат детей отстаивать своё мнение, доказывать, убеждать, разрешать  конфликтные  ситуации с помощью речи. Расширяют активный  словарный состав новыми словами с правильно  произносимыми звуками, уточняя их  толкование и  смысловое  значение слов – названий, свойств, действий. Фиксируют внимание на их  полном слуховом восприятии и правильном воспроизведении (послушай,  повтори, скажи, назови). Привлекают внимание  детей к восприятию интонационной стороны речи,  побуждают соотносить интонацию с характером, настроением  людей.

     Воспитатели стимулируют развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения,  которое обеспечивается речевыми  средствами- высказываниями, вопросами,  ответами,  репликами, учат детей  вести  диалог,  развивают возможность связного  высказывания детей, следят за полными  ответами на вопросы.

СЛАЙДЫ: № 12-16

 3. Развитие детей в  игровой  деятельности.

       Воспитатели  школы-интерната создают условия для формирования игровой  деятельности.

Организуют игровые уголки сообразно с   потребностями, возможностями и  особенностями развития  детей разных возрастов.

С целью формирования  пригодных для игр представлений (о предметах и  социальных отношениях) проводят подготовительную работу к ролевым играм (наблюдения, экскурсии, беседы,  рассматривание готовых иллюстраций и наблюдения за  рисованием взрослого на эти темы, дидактические игры по ознакомлению с атрибутами игры, их названиями, способами использования и т.д.)

     Проводят игры с  «превращениями» в животных, птиц, в различные  машины (самолёт, поезд,  автомобиль и пр.), а  также психогимнастические упражнения, что  помогает  детям создавать выразительный образ посредством движений и речи.

      Знакомят детей с различными  видами социальных отношений. Учат вычленять, осознавать, воссоздавать их в ролевых  играх.

Формируют у детей умение строить ролевое поведение,   создают условия для развития  партнёрских отношений детей в игре.

       Воспитатели  поддерживают в процессе игры положительные взаимоотношения  детей,  добрый настрой, удовольствие от игрового процесса, способствуют развитию выразительной речи в игре,  воображению.

         Осуществляют взаимосвязь между  различными направлениями коррекционно- развивающей работы.

СЛАЙД: 17-21

4.Развитие  ребёнка в изобразительной  деятельности.

(Ручной труд – как вид декоративно-прикладного искусства)

     Работая с детьми в группах, воспитатели формируют предпосылки  изобразительной  деятельности. Рисуют и лепят на глазах у детей, отражая  эмоциональный,  игровой,  бытовой,  коммуникативный и познавательный опыт каждого  ребёнка.

     Знакомят  детей с  пространственными свойствами и цветом предметов в ходе специальных игр и упражнений, развивают ориентировку в пространстве листа  бумаги.

      Способствуют  развитию восприятия готовых  изображений (иллюстраций), рисунков, аппликаций, картин.

Способствуют развитию творческих  способностей, умению различать цвета, пользоваться карандашами, красками,  мелками, фломастерами,  пластилином и т.д.  

        Знакомят с различными видами искусства,  народными промыслами, историей своего и других  народов.

Создают выставки игрушек, рисунков, поделок.

СЛАЙД № 22-26

5.Развитие детей  в конструктивной  деятельности.

     Воспитатели  развивают интерес к конструированию. Обеспечивают  педагогический процесс сборно- разборными  игрушками, разрезными картинками, пазлами, конструкторами, мозаикой.

      Формируют у детей операции анализа, сравнения, синтеза.

Совершенствуют координацию движений обеих рук под контролем зрения.

СЛАЙДЫ: № 27-29

6.Развитие  экологической  культуры  детей.

   Способствуют  созданию условий за  наблюдениями  природных объектов и явлений в  естественных условиях, обогащая  представления  детей и побуждая их  к высказываниям и описанию того, что видели, слышали, чувствовали.

В процессе высказываний обращают внимание на формирование у детей монолога диалога , зрительно-речевого и слухового внимания, фонематических и фонетических представлений, связанных с выделением наблюдаемых объектов и явлений, а также обогащают словарный  запас.

     Формируют и закрепляют навыки по выполнению действий, связанных с уходом за  растениями и животными, уборке помещений, территории  школьного  двора и др.

СЛАЙД: № 30

7.Развитие  у детей  элементарных  экономических представлений..

   В ходе общения с детьми и во время внеклассных  занятий воспитатели  формируют у детей представления о потребностях, желаниях и нуждах человека, об относительной  ограниченности возможностей.

    Формируют представления о собственности, о бережном  отношении к ней (знакомят  детей с различными видами собственности).

     Развивают у воспитанников  представление  об экономической  целесообразности  участия  всех  членов семьи в выполнении  домашней  работы, о доходах и затратах семьи.

     Проводят работу с детьми по расширению  экономического кругозора.

СЛАЙДЫ: № 31-33

8. Развитие  ребёнка в музыкальной  деятельности.

     С детьми в школе- интернате  работает музыкальный  руководитель, который вместе с воспитателями создают условия развития у детей музыкального восприятия, используя различное музыкальное  оборудование(музыкальные часы, DVD, магнитофоны, «Караоке», синтезатор и т.д. ).

Используют в организации  различных занятий с детьми музыкальную деятельность, как средство для активизации и повышения эмоционального фона восприятия окружающего.

        Формируют у детей музыкально-эстетические, зрительно-слуховые и двигательные представления о средствах  музыки.

Вводят  музыкальное  сопровождение в занятия не только как  фон, но и с целью усиления эмоциональной окраски  имеющихся представлений об окружающем.

      Организуют музыкально-ритмические занятия и игры с учетом зрительно-слуховых и двигательных  возможностей  детей.

Организуют прослушивание музыки, побуждают запоминать и узнавать  музыкальные  произведения, мелодии.

СЛАЙД: № 34

9. Индивидуальная  работа  детей.

       Технологии  дифференциации и индивидуализации обучения применяются и в воспитательной  работе с детьми, имеющими различные  способности и проблемы, путем организации воспитанников в однородные   группы.

      Используя индивидуальный  подход воспитатель подбирает задания ребёнку согласно его личностных особенностей.

СЛАЙД: № 35

10. Использование   физминуток.

     Чередование мыслительной  деятельности с физминутками позволяет снизить утомляемость детей в ходе занятия.

СЛАЙД: № 36-37

11.Развитие  ребёнка в театрализовано - игровой  деятельности.

   Воспитатели используют игры-драматизации, выразительное чтение на занятиях, исполнение ролей в сценках для развития у детей психической сферы и  движений.

    Обучают  детей зрительно воспринимать, различать, понимать и переживать, передавать состояние персонажей, способствуя эмоциональному восприятию и формированию палитры  чувств.

     Формируют возможность полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, движений  голоса (силы, высоты, тембра), интонации, дикции, передача  одними и теми же  лексическими средствами различных  замечаний, способствующих развитию общения детей.

СЛАЙД:№ 38-39

12.Использование информационно-компьютерных  технологий.

    Использование воспитателем  информационных ресурсов  даёт возможность разрабатывать презентации для занятий с воспитанниками, что вызывает  у них  большой интерес к заданиям.

Дети активно участвуют в ходе внеклассных занятий с использованием компьютерных технологий. Посещая кружок «Компьютерный мир», дети овладевают простейшими  навыками  информационных  пользователей, что  открывает  перед ними  перспективы роста возможностей  социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей  трудовой  деятельности, жизнеспособности.

СЛАЙД: № 40

13.Рефлексия.

     

         Коррекционная  работа в школе-интернате  осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка. Работа воспитателей в часы занятий направлена на общее  развитие, а не на тренировку  отдельных психических процессов или способностей  учащихся. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их  решения является принцип  единства диагностики и коррекции развития.  

    Задачи  коррекционной  работы могут быть  правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки  резервов  потенциальных  возможностей  ребёнка, исходя  из понятия «зона  ближайшего  развития». Наиболее  достоверной  оказывается диагностика, которая  опирается на  данные клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения  ребёнка, находящегося в адекватных, наиболее  благоприятных условиях обучения.

     Система  коррекционной  работы предусматривает проведение с обучающимися  индивидуальных и групповых коррекционных  занятий обще развивающей и предметной направленности.  

   

Литература:

1.Журнал «Дефектология», №4.1999г

2.Исаев Д.Н. Умственная  отсталость у  детей  и подростков.

   Изд-во Речь С-Петербург 2006.

3. Матюшкова Е.А. Лекция: Современные технологии обучения  детей с интеллектуальными  нарушениями. 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат

Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...

Статья на тему: «Изучение растений и животных Тувы на внеклассных мероприятиях по биологии в «Школе-интернате для детей с нарушениями слуха».

Объект: использование элементов краеведческого материала во внеклассной работе.   Предмет - процесс применения внеклассной работы для повышения уровня знаний неслышащих детей  о флоре и...

Отчет о работе за первое полугодие группы №5 школы-интернат №6.

Полный отчет о работе за первое полугодие 2016-2017 учебный год....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ 4 А КЛАСС ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №33 Тема: «Аппликация из ниток»

Ознакомление с изготовлением изделия "Ландышь" в технике аппликация из ниток....

Основные направления работы по профилактике правонарушений в школе-интернате.

Статья об основных направлениях работы по профилактике правонарушений с обучающимися с интеллектуальнвыми нарушениями....