Адаптирующие игры для детей
материал на тему

Арискина Ирина Юрьевна

Адаптирующие игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptiruyushchie_igry_dlya_detey.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптирующие игры.

Особые дети - Умственно отсталый ребенок

Часть II Адаптирующие игры

Источник: Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Игра имеет большое значение для обучения и коррекции не только детей, но и вполне взрослых молодых людей с умственной отсталостью.
Предлагаемые нами игры можно условно разделить на несколько видов:

  1. игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие);
  2. игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений);
  3. игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы;
  4. игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти;
  5. игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

Родителям, занимающимся со своим "особым ребенком" дома, следует прежде чем вводить традицию игровых семейных вечеров, поставить перед собой конкретную задачу. Спросите себя: чему в первую очередь мне необходимо научить моего ребенка? Например: пользоваться плитой, отвечать на телефонные звонки, самостоятельно одеваться, ходить за хлебом, вызывать врача, накрывать на стол, мыть посуду, выносить мусорное ведро и пр. Чтобы отработать эти навыки, необходимо "включить" все психические процессы ребенка: сенсорно-перцептивные, психомоторные, эмоционально-волевые, познавательные и другие.
Важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования лиц с нарушением интеллекта. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, потому что "герои" и объекты наших игр — обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, тарелки, прочая домашняя утварь и другие простые предметы, которые легко найти в доме или на улице.
Наблюдая за детьми с нарушением интеллекта, мы заметили, что привлекают их в большей мере простые игры-манипуляции. Именно их мы и предлагаем вашему вниманию.
Мы предлагаем вам и несколько сценариев групповых игр, которые могут быть рекомендованы при работе в разных центрах временного пребывания, реабилитации и коррекции, а также классах и группах "особый ребенок" в образовательных учреждениях. Все предлагаемые игры могут быть с успехом использованы и
для занятий с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Индивидуальные игры с пуговицами, спичками

"Пуговичный массаж".

Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было побольше. А теперь совместно с ребенком:

  1. опустите руки в коробку;
  2. поводите ладонями по поверхности пуговиц;
  3. захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите руки;
  4. погрузите руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавайте" в нем;
  5. попробуйте перетирать пуговицы между ладонями;
  6. наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  7. сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите "щепотку" пуговиц... отпустите;
  8. берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
  9. те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.

А теперь поставьте коробку на пол:

  1. погрузите в коробку голые ступни;
  2. совершайте ими круговые движения;
  3. поглубже погрузите ступню в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
  4. попробуйте перебирать пуговицы пальцами ног;
  5. попытайтесь перетирать пуговицы между ступнями;
  6. захватите пуговицы пальцами ног, затем приподнимите и разожмите пальцы.

Комментарий. Благодаря такому массажу мы активизируем так называемый "мануальный интеллект", стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.

"Пуговичное ожерелье".

Выложите пуговицы на стол. Их должно быть достаточно много, различающихся как по форме, так и по цвету и размеру. Скажите ребенку: "Давай сделаем в подарок нашей бабушке белое (или любого другого цвета) ожерелье. Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их справа и слева от центральной. А теперь выбери две пуговицы еще меньше..." Таким образом, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить или леску.
Комментарий. Игра позволяет закрепить знания цвета, формы, величины и понимание пространственных направлений. Кроме того, ребенок переживает в процессе этой игры радость творчества — перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему. Используя принцип игры "Пуговичное ожерелье" вы можете играть, экспериментируя с цветом, формой, величиной и пространственным расположением пуговиц.

"Пуговичное лото".

Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе. Разноцветные пуговицы пересыпьте в полотняный мешочек. Скажите ребенку: "Будем играть в лото. У каждого из нас есть картинка. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать такой же цвет на своей картинке. Если ты находишь этот цвет на картинке, то получаешь пуговицу и кладешь ее на картинку — на то место, которое того же цвета, что и пуговица. Потом ты достаешь пуговицу, я называю ее цвет и ищу его на своей картинке. Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу ее на нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета своей картинки пуговицами".
Комментарий. Особенностью этой игры является то, что она содержит инструкцию и правила. В игре может быть победитель и проигравший. Таким образом мы начинаем формировать адекватное отношение к своей и чужой победе, учим переживать поражение. Так, через систему игр, мы переходим от "мануального" интеллекта к "социальному".

"Семейные истории".

Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, предостерегающих, мудрых или забавных, героями которых были мы сами и члены нашей семьи. Припишите их пуговицам. Так опыт и традиции вашей семьи перейдут к ребенку. Бессознательное ощущение своих "корней" создаст чувство уверенности и защищенности как у вас, так и у ваших сына или дочери.
Устройтесь удобно за столом, на ковре или на мягком диване. Включите приятную музыку. Достаньте коробку или шкатулку, в которой хранятся пуговицы. Вспомните, как не одно поколение женщин вашей семьи держали эту шкатулку в своих руках, складывая и перебирая пуговицы. Тихонько потрясите закрытую шкатулку с пуговицами над своим ухом и ухом ребенка, прислушиваясь к шепоту времени... Скажите: "В этой коробочке хранятся пуговицы, которые были на одежде — твоей, моей, бабушкиной, дедушкиной. Слышишь их разговор — они рассказывают друг другу и нам удивительные истории нашей семьи. Послушай, вот одна из них..."
Пример: "Есть в этой коробочке пуговичка с моего свадебного платья. Она маленькая, белая, блестящая, гладкая, прохладная. Давай найдем ее в коробке. Да, это она. Эта пуговица помнит нашу с папой свадьбу. Она помнит улыбки, пожелания счастья, много радости. Поэтому она приносит радость и счастье. Возьми ее в руку, сожми в кулаке, согрей ее. Чувствуешь, к тебе пришла радость? Теперь, если ты останешься дома один и тебе станет грустно, найди эту пуговичку, подержи в своих руках, и она придаст тебе силы. Пуговичка может дарить радость и другим. С кем бы ты хотел поделиться радостью? Скажи этому человеку что-нибудь хорошее".
Комментарий. Вы можете рассказывать истории о различных событиях, происходивших в вашей жизни, приписывая пуговицам чувство, окрашивающее данную историю. Таким образом вы создаете символы различных эмоциональных состояний, что способствует развитию коррекции эмоционально-волевого поведения вашего ребенка.

"Родословное дерево".

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите вертикальную линию в центре листа. Представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и попросите ребенка выбрать пуговицу, принадлежащую маме, и пуговицу, принадлежащую папе. Положите "мамину" пуговицу слева от ствола дерева, "папину" — справа. Скажите: "У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно и у нас. Сейчас мы вместе его нарисуем. Нижние ветви дерева принадлежат старшему поколению: твоим бабушкам и дедушкам. Причем, как с маминой, так и с папиной стороны. У папы есть мама и папа, и у меня есть мама и папа. Мы называем опору семьи "старшим поколением". Найди четыре самые большие пуговицы и расположи их на нижних ветвях: моих родителей — слева, а папиных родителей — справа. У старшего поколения появились дети: у моих родителей — я, у папиных — папа. Мы с папой называемся "средним поколением". Возьми две пуговицы поменьше — это я и папа. Расположи наши пуговицы над бабушкиными и дедушкиными ветвями. У нас с папой родился ты (твоя сестра, брат). Это — "младшее поколение". Поэтому найди пуговицу(ы) еще меньше и расположи их на самых высоких ветвях. Правда, красиво? Но дерево не может жить без корней. Корни нашего дерева — родители твоих бабушек и дедушек. Их называют "прадедами". Вот тебе самая большая пуговица, положи ее в основание ствола, туда, откуда растут у дерева корни".
Комментарий. Эта игра не только позволяет закрепить понятия "больше—меньше", но и формирует уважительное отношение к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.

"Бабушкина пуговица".

Возьмите пуговицу, которая когда-то была на одежде вашей мамы. Дайте ребенку подержать ее в руках и скажите: "Эта пуговица была на кофте твоей бабушки. Давай с тобой подумаем, что она "видела".
Комментарий. Игра может носить и другое название, если вы решите выбрать пуговицу, принадлежавшую другим членам вашей семьи. Придумывая рассказы, вы можете познакомить ребенка с различными социальными ситуациями и научить его вести себя в них, опираясь на опыт кого-то из родственников.

"Знакомая незнакомка" (игра со спичками).

Пусть вас не пугает название. Конечно, мы все помним, что "спички — не игрушка", однако в умелых и ловких руках они становятся прекрасным тренажером ддя тонких движений пальцев рук, зрения, для концентрации внимания, развития кратковременной памяти и творческих способностей.
Для этой и других игр со спичками вам понадобятся ковер (одеяло), если вы собираетесь играть на полу; стол (если играть за столом); два коробка спичек. Удобно расположитесь с ребенком на полу или за столом. Включите приятную музыку. Из коробка возьмите три спички. Положите их на стол или ковер. Предложите ребенку взять одну спичку. Скажите: "Держи спичку в руках. Ощупай ее. Какая она? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Тонкая или толстая? Понюхай ее. Знаком тебе этот запах? Это запах серы, из которой сделана головка спички. Теперь ощупай головку спички. Рассмотри ее внимательно. Какого она цвета? Какой она формы? Видишь, какая интересная спичка! Как ты думаешь, из чего она сделана? Конечно, из дерева. Чувствуешь, спичка согрелась в твоих руках. Пока ты держал в руках спичку, твои руки ее запомнили. Пусть запомнят ее и твои глаза. Рассмотри ее внимательно, а потом положи свою спичку на стол (или на пол), рядом с другими. Я буду перемешивать спички, поэтому закрой глаза. А теперь найди свою спичку. Молодец!" При этом ребенок может ощупывать все спички, нюхать их, долго рассматривать. Заметьте, какое именно действие помогло ему отыскать спичку. Таким образом вы узнаете, что помогает вашему сыну (дочери) в процессе запоминания и узнавания (какой сенсорный канал доминирует: зрительный, тактильный или обонятельный). Если наше описание игры показалось вам сложным, не спешите отказываться от нее. Проиграйте ее сами со своим ребенком, давая ему образец поведения в этой ситуации.
Комментарий. Эта простая игра поможет развить навык концентрации внимания, произвольного запоминания, способность прислушиваться к своим ощущениям и дифференцировать их, она также способствует развитию мелкой моторики. Нельзя оставить без внимания и мыслительные операции, которые используются в процессе поиска своей спички.

К игре "Знакомая незнакомка" можно прибегать при обучении навыкам самообслуживания и социального ориентирования.

"Спичечный узор".

Возьмите три спички. Зажмите их в ладонях. Потрясите и бросьте на стол (или ковер). Вместе с ребенком рассмотрите образовавшуюся комбинацию. Скажите: "Посмотри, как красиво легли спички. Куда "смотрят" головки спичек? Запомни этот узор. Сможешь его повторить? Я тебе помогу. Давай возьмем три спички из коробка. Смотри на наш узор и постарайся его повторить. Молодец! А теперь давай поиграем так. Узор от нас спрятался под листом бумаги. Он хочет найти своего брата (или сестру). Давай ему поможем. Запомнил этот узор? Сделай такой же. Молодец!" Если ребенку сложно выполнять задания самостоятельно, помогайте ему, проговаривая каждое свое действие.
Комментарий. Эта игра помогает развивать произвольное внимание и память, мелкую моторику, пространственные представления и многое другое.

"Ожившие фигуры".

 Высыпьте спички из коробка на стол, разложите их. Скажите ребенку: "Давай нарисуем из спичек дом (складываем из спичек дом), а рядом с домом что?.. Дерево. А потом?.. Дорожку... Куда? К речке. Смотри, какая интересная картина у нас с тобой получилась! А теперь попробуй сам нарисовать что-нибудь из спичек. Молодец!"
"Давай с тобой подумаем, кто живет в этом доме? Да, бабушка! Мы сделаем ее из спичек. А кто еще?.."
В этой игре вам помогут ваши воображение и изобретательность. Далее можно попытаться создавать и объемные фигуры и здания.
Комментарий. На этих незамысловатых играх учатся актеры, совершенствуя наблюдательность, воображение, внимание, память и чувствительность, что помогает нам ориентироваться в окружающем мире и гибко приспосабливаться к его изменяющимся условиям.

Групповые игры с бытовыми предметами

"Обыкновенное чудо".

 Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, который вы легко найдете на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь. В игре могут принимать участие два, три, четыре и более человек. Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее, так, чтобы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.

Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Скажите участникам игры: "У меня в руке камень. Он тяжелый (движение вашей руки вверх и вниз имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать тем ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу". С этими словами вы передаете камень игроку, сидящему слева от вас. Спросите его: "Что ты ощущаешь? Какой камень на вес? (Сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующими взвешивание.) Правда, тяжелый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.) Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, предложите ему для сравнения похожий камень, который не побывал еще ни в чьих руках.) Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой то же самое — совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу". (Естественно, этот текст вы можете адаптировать к ситуации, учитывая речевые возможности игрока, если же ваш подопечный не говорит — предоставьте ему возможность согревать в руках камень, пока вы сами произносите этот текст за него, ведь самое главное — прожить этот процесс, приобретая опыт "сотворения чуда"!) Затем камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к вам. Вы говорите игрокам: "Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает тепло наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!"
Комментарий. Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа. Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо, преображая окружающий мир.

"Камень и веревка".

В этой игре могут участвовать несколько игроков. Для игры вам понадобятся камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий размещаются удобно на ковре или рассаживаются на стульях по кругу. Ведущий показывает игрокам камень и спрашивает: "Что у меня в руках?" Дает каждому игроку подержать камень в руках, акцентируя внимание не только на его весе, форме, виде поверхности, но и на твердости. "Камень очень твердый, — говорит ведущий, — сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я!"
Ведущий с силой сжимает кулаки и предлагает игрокам ощупать свои руки, чтобы они смогли почувствовать напряжение и твердость рук. "А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!" Он обходит всех участников игры, проверяет напряжение их рук, хвалит удачно выполнивших задание, еще раз показывает это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добиться, чтобы все участники (по мере возможности) успешно выполнили это задание. "Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! А теперь посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите, сверните, сожмите... Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!" Ведущий расслабляет свои руки так, чтобы они напоминали плети, были мягкими, гибкими, податливыми. Позволяет каждому игроку ощупатьсвои руки, покачать их, "поиграть с ними". "А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревками". (Ведущий обходит всех участников игры, проверяет выполнение задания.) Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку! (Ведущий может в виде помощи показывать игрокам то камень, то веревку.) Итак, слушайте команду:

  1. Камень!
  2. Веревка!
  3. Камень!
  4. Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрягать так, чтобы тело стало "каменным". Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы! Слушайте команду:
  5. Веревка!
  6. Камень!
  7. Веревка!
  8. Молодцы!

Комментарий. Игра содержит элементы изотонической гимнастики, что позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела. Тем самым она способствует снятию чрезмерного напряжения и учит основам самоконтроля и саморегуляции.

"Волшебные руки".

В игре принимают участие несколько игроков (от двух до пяти). Один из игроков будет изображать камень. Он встанет (сядет, ляжет — как это будет ему удобно), напряжет мышцы своего тела и застынет. (При затруднении — ведущий показывает это действие.) Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот "камню", постараются передать ему свое тепло (см. игру "Обыкновенное чудо").
Ведущий говорит игрокам:
— Положите свои руки на "камень", говорите вместе со мной: "Дарю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего
сердца, мою любовь и преданность!" (Действие с приговором повторяйте несколько раз.)
— Что вы чувствуете? Что происходит с вашими руками? Что происходит с "камнем"? (Ведущий помогает игрокам выразить свои ощущения словами.)
Ведущий может предложить и образец высказывания. Например: "Мои руки подрагивают, я чувствую напряжение в них. Мои руки горячие, от них исходит тепло... А еще я чувствую, как расслабляется под моими руками "камень", я его согреваю..."
Очень важно, чтобы каждый участник этой игры побывал в роли камня, чтобы каждый почувствовал тепло добрых человеческих рук. После проведения игры обсудите, что ощущали и чувствовали игроки, когда были в роли камня и когда согревали его. Что им понравилось больше, отдавать или принимать человеческое тепло?
Комментарий. Наряду с развитием ощущений и эмоционально-волевой сферы формируются и навыки позитивного общения, основанные на принятии как себя, так и другого человека.

"Чудесные пироги".

В игре принимает участие четное количество человек (4—8). Необходимо приготовить большой ковер или несколько маленьких ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит легкая, нежная, приятная музыка. Игра начинается в парах. Пары размещаются так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, не мешая другим парам. Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то будет пирогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий "пирог" лежит на ковре (наживоте), а "повар", стоя на коленях, склоняется над "пирогом". Игра начинается!
Ведущий говорит игрокам: "Для того чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она перед вами (указывает на игроков, лежащих на полу). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих на полу игроков и слегка давящими и покачивающими движениями создает незначительную вибрацию в теле игрока.) Повторяйте за мной! (При необходимости ведущий оказывает помощь тем "поварам", которые не могут самостоятельно справиться с заданием.) Помните о том, дорогие мои "повара", что только в мягких, нежных и добрых руках получаются чудеса. Молодцы! Мука просеяна. Что мы будем делать дальше?" А теперь вспомните какой-либо из рецептов приготовления торта, пирога, плюшек, сырников... И приступайте к его воплощению, имитируя весь технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть "пирогом".
Игра заканчивается воображаемым чаепитием.
Данную игру необходимо проигрывать несколько раз, чтобы каждый игрок побывал и в роли повара, и в роли пирога. Затем игру можно несколько изменить, например: "пирогом" будет один участник, а "поварами" все остальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать? А это уже вам подскажет ваша фантазия или же коллективный творческий поиск.
Комментарий. Игра знакомит с процессом приготовления выпечных изделий и активизирует навыки, приобретенные на занятиях по социализации, а также учит позитивному взаимодействию, усвоению законов ненасильственной коммуникации.

"Пять пальцев".

В игре принимают участие несколько человек (от 3 до 6). Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с приятной музыкой.
Скажите игрокам: "Есть такое выражение — знать, как свои пять пальцев! Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес. А хорошо ли на самом деле мы знаем свои пять пальцев?! Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладонь. Рассмотрите линии, которые есть на ней. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! А теперь — то же самое, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией исследуйте свою руку. Обратите внимание на то, как и где пересекаются линии на ваших ладонях. Пройдитесь пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами. Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки... Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях. А теперь — сможете ли вы найти их с закрытыми глазами? Отлично! Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их "имена"? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? (И так далее.) Рассмотрите каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите карандашом свою правую руку. У вас на листе получится контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы правы, нет индивидуальных особенностей наших ладоней: линий и их пересечений, мозолей и царапинок... Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Возможно, кто-нибудь из игроков сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо будет срисовать со своей руки, а кому-то потребуется и помощь ведущего. Если участник игры не может держать в руке карандаш, то рисовать можно и на песке.)
Нарисовалц? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже? Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь! (Рассмотрите полученные рисунки. Подчеркивайте при этом не качество выполненной работы, а индивидуальность каждой руки.) Что вы узнали о себе и своей руке интересного и нового, на что раньше не обращали внимание?"
Итак, у ведущего в руках оказались рисунки-портреты ладоней игроков. Что же делать дальше? Можно устроить выставку этих рисунков под названием "МИР НА НАШИХ ЛАДОНЯХ". Можно отправиться на поиски "СТРАНЫ СОКРОВИЩ", карта которой начертана линиями руки. (Каждый участник игры должен найти свой рисунок руки среди нескольких и доказать, что он не ошибся, сверив выбранный рисунок со своей ладонью.) Подумайте вместе с игроками, почему "СТРАНА СОКРОВИЩ" имеет форму руки? Какие сокровища можно найти в этой стране?
Комментарий. Особенностью этой игры является привлечение внимания игрока к себе, к своим индивидуальным качествам. Игра учит принятию себя, своих способностей и возможностей.
Важно, чтобы игра не утомляла игроков, а была для них интересна и увлекательна. Пробудить интерес к игре, а в данном случае и к самому себе, игроку не удастся без вашей помощи.

"Рука друга".

В игре принимает участие четное количество игроков. Разместитесь за столом, на диване, на ковре (кому как удобно). Пусть звучит приятная музыка. Распределите игроков по парам. Может быть, кто-то желает выбрать партнера сам? Скажите игрокам: "Мы уже знаем, как много чудес и сокровищ таит в себе наша рука. Сегодня нас ждут новые открытия. Мы отправляемся в путешествие по РУКЕ ДРУГА! И в этом путешествии каждого из нас будет сопровождать друг. Именно он приоткроет вам тайны своей страны, покажет широкие и длинные дороги, узенькие и едва заметные тропы, горные вершины и глубокие моря, начертанные на его руке". Свою речь ведущий непременно сопровождает действием. Показывает на своей руке одному из игроков те линии и их пересечения, бугорки и впадинки, о которых идет речь. Тем самым ведущий дает образец позитивного взаимодействия с партнером,
Игра начинается. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры в каждой паре. При необходимости он оказывает играющим помощь. Вербализует, комментирует действия игроков, или совместно с парой исследует руку одного из партнеров... Когда игра закончится, обсудите ее. • Что ты чувствовал, когда вел партнера по своей руке? О чем хотел рассказать, что показать, а что скрыть, спрятать? Приятны тебе были прикосновения партнера, или нет?
• Что чувствовал ты, когда путешествовал по руке партнера? Что нового узнал? Приятны ли тебе были
прикосновения к его руке? Расскажи об этом!
Эту игру необходимо провести как минимум два раза, чтобы оба партнера побывали в ролях как хозяина страны, так и путешественника.
Комментарий. "Познай себя и неустанно познавай другого", — гласит народная мудрость. Внимание к другому, понимание его, принятие — вот "золотой ключик", открывающий волшебные двери в миры ближних. На поиски такого ключика и нацеливает всех нас эта игра.
Очень важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Как это сделать?
Если ваши игроки могут говорить, то побеседуйте с ними, обсуждая такие вопросы:

  1. Понравилась ли тебе игра?
  2. Что ты чувствовал, когда участвовал в ней?

Для помощи вашим воспитанникам заранее заготовьте карточки, на которых будут написаны опорные фразы. Карточки красного цвета будут соответствовать позитивным эмоциям и чувствам, а черного — негативным. Например: "Мне было приятно. Это было здорово! Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весело. Это что-то новенькое. Хорошо!" Или: "Мне было неприятно. Это просто ужасно — держать в руках камень! Мне не понравилась эта игра. Я ничего не понял(а)". Предложите выбрать ту карточку, надпись на которой соответствует пережитым ощущениям. При затруднении прочитайте надписи сами, перебирая карточки. Попросите участников повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее.
Если же участники игры не говорят, то можно предложить им выбрать одну из предложенных цветных полосочек красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите игрокам: "Возьми ту полосочку, цвет которой нравится больше всего". Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и состоянию на данный момент и отражает те чувства, которые игрок испытал во время игры. Мягко проинтерпретируйте полученные результаты: красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета — позитивные чувства; а черный, коричневый, серый — негативные. (Если вам необходимо провести более детальное обследование, обратитесь к тесту Макса Люшера.)
Другой способ обсуждения игры — тестирование поверхностями. Приготовьте картонные квадраты размером 20x20 см. Наклейте на них: манную крупу, дробленый горох, гречку, вату, поролон, бархатную и наждачную бумагу, различные виды тканей, елочный дождик, веревки в различных переплетениях и пр. Таким образом у вас получится целый набор различных поверхностей. Разложите их перед участниками игры.
Скажите: "Познакомьтесь с поверхностями. Подержите квадратики в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выберите поверхность, которая вам понравилась".
Понаблюдайте за своими подопечными. Обратите внимание на то, как они исследуют предложенный материал, как взаимодействуют друг с другом, какую поверхность выбирают. Постарайтесь проанализировать результаты, опираясь на предыдущие наблюдения за воспитанниками, знание их интересов и наклонностей. Допустим, игрок выбирает шершавую на ощупь и невзрачную на вид карточку. О чем это может вам говорить? Или же он берет в руки карточку, бархатистую на ощупь и яркую, красочную на вид. Что это может означать?
Если же и этот вид деятельности почему-либо невозможен, то можно "обсуждать" игру с помощью мешочков или подушечек, сшитых из одного материала и одинакового размера. Однако заполнять их вы должны будете различным материалом. Чем же можно заполнить подушечки или мешочки? Мукой и крахмалом, горохом и фасолью, орехами и шишками, ватой и гайками, фольгой и газетой... Взаимодействуя с предложенным материалом, участники игры не только обогащают свой чувственный опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние "здесь и сейчас".

Литература
Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб., 1998.
Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня. СПб. — Рига, 1998.
Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1993—1995.
Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Собр. соч. М., 1982, Т. 4.
Гобова Е.С. Понимать детей — дело интересное. М., 1997.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к Волшебству. СПб., 1998.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
Савина Е.А. Особенности представлений детей 5—7 лет о душе // Вопросы психологии, 1995. № 3.
Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980.
Стоуне Э. Психопедагогика. М., 1984.
Упражнения с Монтессори-материалом. Сборник. Рига— Москва, 1998.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Москва—Рига, 1995.
Шульц-Вилъд Л. Наш ребенок. М., 1992.

ОБ АВТОРАХ

Грабенко Татьяна Михайловна — сурдопедагог, дефектолог, логопед, игротерапевт. Преподаватель Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, лауреат Премии мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства. Ведущий сотрудник Института сказкотерапии.
Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна — доктор психологии, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия", преподаватель Института специальной педагогики и психологии, ректор Института сказкотерапии.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей среднего школьного возраста.

Эти игры можно провести с детьми в помещении и они  не требуют  предварительной подготовки....

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...

Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей).

Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей)....

Квест игра для детей подготовительной группы "Маленьким детям - большие права", 2020 г.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права» Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции,...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...