Анализ работы с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал на тему

Акатьева Наталья Викторовна

Представляю вашему вниманию аналитический отчёт о работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья за 1 полугодие 2016-2017 учебного года в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_ovz.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Анализ

 работы с детьми с ОВЗ  

за I полугодие 2016г. – 2017 уч.года

   

            В МБОУ «Шелаболихинская ООШ» с 1 сентября 2016г. обучаются 15 детей с ОВЗ, что составляет 8 % от общего кол-ва обучающихся школы. Все обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей)  детей, а так же в соответствии с рекомендацией ПМПК. В семи классах школы организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, трое детей с ОВЗ обучаются индивидуально на дому. Четверо -  впервые стали школьниками.

11 ребят обучаются по адаптированным программам VII, VIII видов.

Список

обучающихся по адаптированным программам

Ф.И. ребёнка

Класс

Вид

1

Юденко Виктория

2

VII

2

Лось Вероника

4

VII

3

Подолякин Павел

5 (н/о)

VII

4

Гуреев Иван

VII

5

Силина Наталья

VII

6

Жеребцов Дмитрий

7

VII

7

Мантачка Олег

7

VII

8

Марчуков Иван

7

VII

9

Жеребцов Иван

3

VIII

10

Ковальчук Денис

3

VIII

11

Харлов Максим

VIII

          Четверо ребят – это дети с инвалидностью:

  1. Шишкина Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислена во 2 класс.
  2. Щеглов Влад (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислен в 3 класс.
  3. Жлоба Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 6а класс.
  4. Мантачка Максим (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 7 класс.

В школе имеются  программы и учебники для специальных (коррекционных) классов.  

Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида)

Порядковый номер учебника

Автор/авторский коллектив. Наименование учебника

Класс

Издательство

Год издания

2.1.1.1.2.1

Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид).  Воронкова В.В., Коломыткина И.В.

1

Просвещение

2.1.2.1.1.1

Математика. 1 класс. Учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Алышева Т.В.

1

Просвещение

2.1.4.1.1.3

Технология. Ручной труд. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А

 3

Просвещение

2.1.1.1.2.3

Русский язык. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.   Аксенова А.К., Якубовская Э.В.

3

Просвещение

2.1.1.2.2.2

Чтение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Смирнова З.Н., Гусеева Г.М.

3

Просвещение

2.1.2.1.1.3

Математика. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.    Эк В.В.

3

Просвещение

2.1.2.1.1.1.4

Перова М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

4

Просвещение

2.1.3.1.3.4

Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О  Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

4

Просвещение

2.1.4.1.1.4

Кузнецова Л.А.. Симукова Я.С. Технология. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

4

Просвещение

2.1.1.1.2.4

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

4

Просвещение

2.1.1.2.2.3

Ильина С.Ю., Матвеева (Лунева) Л.В. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

4

Просвещение

2.2.3.1.1.5

Перова М,Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

9

Просвещение

2.2.1.1.1.5

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

9

Просвещение

2.2.1.2.3.5

Аксенова А.К., Шишкова М.И.  Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

9

Просвещение

2.2.2.1.2.3

Пузанов В.Б, Бородина ,О.И.,Сековец Л.С, Редькина Н.М История России. Для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида

9

ВЛАДОС

2.2.5.1.4.4

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.

География . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

9

Просвещение

2.2.5.3.5.4

Соломна Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида .

9

Просвещение

2.2.7.1.1.5

Ковалева Е.А. Технология Сельскохозяйственный труд 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

9

Просвещение

2.2.1.2.3.1

Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

5

Просвещение

2.2.1.1.1.1

 Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

5

Просвещение

2.2.3.1.1.1

Перова М.Н., Капустина Г.М.  Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

5

Просвещение

2.2.5.1.3.1

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

5

Просвещение

2.2.7.1.1.1

Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

5

Просвещение

2.2.1.1.1.2

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

6

Просвещение

2.2.1.2.3.1

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

6

Просвещение

2.2.3.1.1.2

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Капустина Г.М., Перова М.Н.

6

Просвещение

2.2.1.1.1.3

Русский язык. Учебник для специальны х (коррекционных) образовательных уч реждений (VIII в и д). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В

7

Просвещение

2.2.1.2.3.3

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К.

7

Просвещение

2.2.3.1.1.3

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.

7

Просвещение

2.2.1.1.1.4

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

8

Просвещение

2.2.1.2.3.4

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Малышева З.Ф.

8

Просвещение

2.2.3.1.1.4

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В

8

Просвещение

2.2.5.3.5.3

Биология. Животные. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Никишов А.И, Теремов А.В.

8

Просвещение

          Ученики, имеющие ЗПР, занимаются по адаптированным общеобразовательным программам, обучаются по учебникам для общеобразовательных учреждений, используется личностно-ориентированный подход.

          Обучение детей-инвалидов на дому осуществляют Акатьева Т.А. и Макеева Т.М., дипломированные педагоги – психологи.

          Для  детей, по медицинским показаниям обучающихся на дому, составлено расписание в пределах часов отведенных Письмом Минобрнауки «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» по предметам, входящим в учебный план школы и ИУП. Выполнение учебных программ соответствует календарно-тематическому планированию.

          Однако кадровое обеспечение  не в полном объёме соответствует требованиям в связи с малым количеством педагогических работников прошедших в соответствии с требованиями ФГОС  обучающихся с ОВЗ курсы повышения квалификации.

          Есть положительный аспект: педагоги  понимают необходимость повышения своей квалификации по вопросам инклюзивного образования,  используют любые возможности для этого: курсы – 3человека (Бородай Ю.А. – 36ч., Акатьева Н.В. – 72ч., Евтюхина Г.Г. – 72ч.); вебинары – 15человек (подтверждено справками); самообразование.  

Два педагога: Акатьева Н.В. и Акатьева Т.А. приняли участие в конкурсе «Особое детство в современном обществе», проводимом на  интернет – портале PROШколу.ru  и заняли призовые места (награждены грамотами).

          Главной целью работы с детьми с ОВЗ -  создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации обучающихся.

          Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Работа с классными руководителями, учителями предметниками.
  3. Взаимодействие с районной ПМПК
  4. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  5. Работа школьного ПМПк.
  6. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

          В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, имеется положение и план работы.  В 1 полугодии были запланированы и проведены 4 заседания ПМПк. Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается их динамика развития.

          Для детей, обучающихся по коррекционной программе 8 вида, детей-инвалидов и детей, обучающихся на дому, заведены отдельные классные журналы. К сожалению, не все журналы заполняются вовремя.

          В план учебно-воспитательной работы  включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно. 

          Классные руководители проводят работу по привлечению  детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, проводят индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщают к творческим делам класса и школы. Как результат в  1 полугодии 2016г. 100% учащихся  с ОВЗ были охвачены кружковой работой. Предпочтение детей отдано кружкам спортивной и патриотической направленности (кроме Шишкиной Юлии и Щеглова Влада в силу их физических возможностей).

Достижения детей с ОВЗ:

          Марчуков Иван – неоднократный победитель спортивных соревнований в беговых видах спорта не только в школе, но и в районе; районные соревнования по настольному теннису – 3 место

          Гуреев Иван – 3 место в «Кроссе наций – 2016»

          Юденко Виктория – победитель школьного конкурса рисунков «Осень золотая», семейного конкурса «Самый большой кочан капусты»

          Ковальчук Денис – 1 место в окружной олимпиаде «Узнавай-ка» для учащихся 3-4 классов с ОВЗ.

          Все дети с ОВЗ, обучающиеся в школе были вовлечены в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий: «Прощай, осень золотая!», «Сильные, смелые, ловкие», соревнования по мини-футболу, кросс «Золотая осень», предметный месячник естественно-математических наук, предметов области «филология». В рамках декады инвалидов объединение «Живая память « под руководством Колеватовой Н.В. был проведён целый цикл мероприятий: общешкольная линейка «Возьмёмся за руки, друзья!», ребята посетили детей с инвалидностью на дому и подарили сладкие сундучки, полученные безвозмездно от коллектива магазина «Мария Ра», было проведено общешкольное мероприятие «Мы вместе!», в ходе которого для детей с инвалидностью были организованы мастер-классы по изготовлению новогодних украшений, совместные шуточные эстафеты, игры. Акатьева Т.А. провела виртуальную экскурсию  в книжное царство, мудрое государство.

Ребята с инвалидностью приняли активное участие в районном мероприятии при участии воспитанников Павловской коррекционной школы.

Организовано питание обучающихся. Плата за горячий завтрак составляет 25 рублей. Все дети с ОВЗ получают горячие завтраки.

          В рамках внутришкольного контроля директором были посещены уроки в 6а инклюзивном классе, где обучается ребёнок с инвалидностью. По результатам посещения были сделаны выводы:

- обучение носит практическую направленность;

- разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием ребенка, формируют его социальный опыт;

- на уроках педагоги используют следующие методы и приёмы: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу;

- при обучении учителя постоянно используют игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

          Информирование родителей обеспечивалось через проведение классных родительских собраний, совещание при директоре, индивидуальные встречи, школьный сайт, общешкольное родительское собрание «Ребёнок – зеркало души».

          В 4, 6а, 7 классах инклюзивного образования психолог школы Акатьева Т.А. провела беседы на классных родительских собраниях по теме "Отверженные дети".

          Прошло расширенное  совещание при директоре с учителями-предметниками, родителями.  Главной целью данного мероприятия было проанализировать результаты начального периода обучения детей с ОВЗ.

            В ноябре месяце в школе прошла тематическая проверка комитета Администрации Шелаболихинского района по образованию «Организация работы школы с детьми с ОВЗ», в ходе которой было сделано заключение об эффективности данной работы в ОО.

Таким образом, в МБОУ «Шелаболихинская ООШ» соблюдается конституционное право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется достаточное внимание проблеме организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные    проблемы педагогов школы:

  1. Отсутствие  специальной профессиональной подготовки в области  инклюзивного образования  (большинство педагогов школы имеют высшее и средне – специальное педагогическое образование, но не имеют подготовки в области  инклюзивного образования)
  2. Дефицит знаний о специфике работы  с детьми с ОВЗ;
  3. Недостаточное знание методов и технологий работы с детьми с ОВЗ;
  4.  Некоторые педагоги испытывают трудности в эмоциональном восприятии детей с ОВЗ  (мешает сложившийся стереотип о том, что дети с ОВЗ необучаемы);
  5.  Недостаточная  методическая подготовленность учителей школы в данном вопросе.

Пути решения проблем:

  1. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
  2. Создать условия для успешной социализации обучающихся, воспитанников.
  3. Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми

В статье представлен аналитичекий материал результативности  реализации Комплексно-целевой программы «Одаренные дети» на 2010-2015 годы. В Учреждении сформирована эффективная система работы с ода...

Анализ работы с одаренными детьми в рамках научной секции «Эрудит» за первое полугодие 2011-2012 учебный год

        Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и  осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкол...

Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.

Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год....

Анализ работы с одаренными детьми в МБОУ Тарасовская СОШ №2

Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. С...

Анализ индивидуальной работы с детьми

Анализ индивидуальной работы  с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; своевременность и качество проведения индивидуальных занятий. Анализ участия обучающихс...

Анализ работы с детьми, находящимися на домашнем обучении.

Анализ работы с детьми , находящимися на домашнем обучении...

Анализ работы с детьми разных категорий ОВЗ и инвалидностью.

В настоящее время наибольшая  «нагрузка» в реализации этого права ложится на плечи образовательного учреждения.Образование является важнейшим аспектом существования в современном мире...