Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста
материал на тему

Арискина Ирина Юрьевна

Индивидуальная работа в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста

В настоящее время актуальным является  раннее включение детей с нарушениями интеллекта в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Большинство дошкольников при поступлении в детский сад имеют ряд дефицитов в познавательной деятельности.

Одним из направлений повышающих эффективность коррекционно-развивающего обучения является индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Для того чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, так и на основании тщательного психолого-педагогического обследования.

При обследовании используются широко известные специалистам методики и диагностические комплексы С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой, которые направлены на выявление уровня овладения им важнейшими видами деятельности (предметной, игровой); развития восприятия; умения осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность); выявление возможных нарушений звукопроизношения.

Опираясь на известное положение Л.С. Выготского о двух зонах развития, при обследовании выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и перспектива дальнейшего развития. В ходе работы психолого-педагогического консилиума определяется актуальный уровень развития ребенка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы.

Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности с учётом актуального уровня развития.

Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом возможностей и особенностей ребенка в рамках реализации основных программных требований.

Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:

Первый этап - формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений.

Второй этап - формирование у ребенка начального игрового опыта (дети обучаются способам обращения с сюжетными игрушками, простым игровым действиям, это является предпосылкой для возникновения сюжетной игры).

Третий этап - знакомство  с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями (дети учатся выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач, каждый ребенок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации).

Указанные этапы индивидуальной работы тесно взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребенка возможности и предпосылки для дальнейшего обучения.

Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока.

Блок 1. Развитие  психических функций.

Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое  внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствуется произвольная память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для  развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия».  А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности  развиваются не только  наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка».

Блок 2. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.

Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле,  пространственных отношений предметов. Затем обучение их пониманию и словесному обозначению пространственных отношений, через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени – третья задача данного блока.

Блок 3. Развитие мелкой моторики

В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются».

Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются  родители к совместной работе по  коррекции и развитию психических процессов у детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком; родительские собрания; открытые занятия.

Индивидуальные коррекционные занятия являются наиболее эффективной формой работы, так как дают:

  • возможность рационального использования периода обучения;
  • положительную результативность;
  • возможность реализовать и закрепить полученные знания, умения и навыки ребёнка  в совместной деятельности;
  • творческую новизну в работе;
  • возможность полноценного включения в совместные фронтальные занятия с группой детей.

Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи,  и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.

Литература.

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
3. Венгер А.Л. "Психологическое консультирование и диагностика". Практическое руководство. - М., "Генезис", 2001

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

5. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПН РСФСР, № 2, 1958.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы (статья).

В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-пе...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

презентация по теме: Использование разных форм и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В презентации   рассмотрен метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....

Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Инновационный образовательный проект: Использование мультстудии (мультипликации) и Робот Bee-Bot (умная пчелка) в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием ...