Конспект логопедического занятия с группой заикающихся подростков при помощи аппарата «АИР» в условиях логотерапевтического центра СПб ГБУЗ ПНД№1
план-конспект занятия (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

На логопедическом занятии заикающимся подросткам демонстрируется аппарат "АИР", объясняется принцип его устройства и методика его использования не только на логопедических занятиях, но и в других эмоционально-значимых ситуациях речевого общения. Проводится функциональная тренировка речи с помощью аппарата в разговоре по телефону с сотрудником аптеки. Даются рекомендации с целью проведения самостоятельных тренировок речи, указываются приемы постепенного приближения к объекту, вызывающему страх речи. Проводится ознакомление с учением  об условных рефлексах акад. И.П.Павлова, которое лежит в основе проводимых функциональных тренировок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с группой заикающихся подростков при помощи аппарата «АИР» в условиях логотерапевтического центра СПб ГБУЗ ПНД№1 логопеда Зиновьевой Елены Андреевны.

Используемая современная образовательная технология: здоровьесберегающяя.

Цель: преодоление логофобии в процессе функциональной тренировки речи по телефону (стационарный телефон) при помощи аппарата АИР

Задачи:

Познавательные задачи:

- познакомить пациентов с возможностью использования электронного технического средства аппарата исправления речи АИР

-до сведения пациентов доводится, что вся логопедическая работа, в т.ч. и аппаратом АИР основывается  на теории академика И.П.Павлова об условных рефлексах

Коррекционно-развивающие:

-преодоление ускоренного темпа речи, нечеткой артикуляции и слабого напряженного голоса в процессе тренировки диалога, фраз-образцов и пересказа подготовленного дома текста при помощи аппарата АИР.

-обучение пациентов пользоваться аппаратом для индивидуальной задержки речи в диапазоне 50-250 мсек. для автоматизации навыка небыстрой ритмичной речи.

-обучение усиливать голос  с помощью специальной кнопки аппарата.

-обучение методике создания модели телефонного разговора, в которой голос живого человека  заменен речью автомата.

-обучение переходу от автомата к разговору с живым собеседником, вызывающим минимальное эмоциональное напряжение (справочные службы).

-обучение тренировки речи  с помощью АИР в реальных условиях.

Воспитательные:

-воспитывается принцип правильного ведения ситуативно-контекстного диалога: после произнесения вопроса, либо ответа на вопрос соблюдать паузу, следить за темпом речи, силой голоса; помнить о том, что от качества вопроса зависит речь партнера.

- создается модель выступления в аудитории (класс, учебная группа в ВУЗе).

- воспитание новых здоровых условно-рефлекторных речевых связей.

Предварительная работа:

В процессе комплексного курса по коррекции речи,  пациенты  освоили методику аутогенной тренировки, отработали качества здоровой речи (правильный речевой выдох, мягкая голосопадача, четкая артикуляция, темп и ритм) на специальных речевых эталонах – ряд гласных звуков, цифр, а также на различных сочетаниях автоматизированных рядов: дни недели, месяцы годы и при произнесении простых фраз-образцов с помощью приема моноритмизации. Систематически проводились логопедом и мед.психологом беседы, направленные на преодоление логофобии  в разных ситуациях речевого общения.

Оборудование: стационарный  телефон, аппарат «АИР», спиртовые салфетки.

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте. Сегодня на занятии я познакомлю вас с аппаратом «АИР», который можно использовать в тех случаях, когда трудно самостоятельно контролировать темп речи. Прослушивая собственную речь в аппарате, отставленную  на определенное количество мили секунд, мы в наушнике слышим собственную речь, которая  в результате задержки дает эффект эха (эффект  В.Lee.,1950)  В методических указаниях, разработанных Л.Я.Миссуловиным аппарат «АИР» рассматривается не как «протез», которым пользуются постоянно, а как прибор для автоматизации навыка небыстрой, ритмичной речи. Микрофон в настоящей модели аппарата встроен в корпус. Наушник закрепляется на ушной раковине, с помощью пластиковой заушины. Передавая аппарат другому члену группы, наушник необходимо протереть спиртовой салфеткой.

Вводная часть:

Логопед: На основании ваших жалоб, зафиксированных в историях болезни, многие, особенно отмечают, что им трудно звонить незнакомым людям к которым надо обратиться с той или иной просьбой. (заказ билетов, самозапись к врачам, уточнение информации по товарам, лекарствам, учебного материала и т.д.) Учитывая это, мы разработали методику преодоления страха речи перед телефонным звонком. Эта методика научно обоснована и опирается на теорию академика И.П.Павлова об условных рефлексах.

Основная часть

Поскольку методические установки, связанные  с преодолением боязни телефонных разговоров у присутствующих одинаковые развернутую работу подробно опишем с пациентом В., 17лет,учащийся 11 класса; основные жалобы на страх речи перед классом, с незнакомыми людьми, по телефону

Логопед: Последовательность проведения функциональной тренировки речи по телефону по принципу от более простого к сложному: создается модель телефонного разговора, в которой будет отсутствовать основной отрицательный  условно-рефлекторный раздражитель - голос живого собеседника (эмоционально-значимый раздражитель). Для угашения патологического условного рефлекса  и воспитания качественно новых эмоциональных и речевых реакций можно прибегнуть к следующему приему: нужно звонить  в службу точного времени 060( в СПб), где на вызов отвечает автомат. Т.о., несмотря на совершение ряда  движений, ранее всегда совпадающих по времени с возникновением эмоционального напряжения (снятие трубки, набор цифр, прослушивание гудков) вы  понимаете, что будете  говорить по сути наедине с собой, т.е., как правило, без заикания. Пока в телефонной трубке слышаться гудки, нужно четко, ритмично задавать вопрос: Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени? Услышав ответ, спокойно поблагодарить. Предварительно, перед сегодняшней тренировкой произнеси ряды гласных и счет от одного до десяти.

В.: Выполняет речевой вдох через рот и нос одновременно.

В.выполняет упражнение.

Логопед: Артикуляция должна быть четче. Выдохом смягчи произнесение гласных звуков. Постарайся звук поставить «на опору» и без напряжения усилить голос.

В. повторяет упражнение.

Логопед: Молодец. Так лучше, но темп значительно ускорен. Вот теперь одень, пожалуйста, аппарат, поставь предельную силу звука, задержка речи 150 мсек. (следи в окошке аппарата это цифра 15) и снова произнеси ряды звуков и счет от одного до десяти.

В. выполняет задание.

Логопед: Эти образцы звучат значительно лучше. Вы усилили голос, артикуляция улучшилась, но темп речи все еще остается ускоренным. Поставьте задержку речи 200мсек. и отвечайте на мои вопросы. Как Ваша фамилия?

В.: отвечает на вопрос.

Логопед: Как Вас зовут?

В: отвечает.

Логопед: Сколько Вам лет?

В.: отвечает.

Логопед: Вот теперь хорошо. Произнесите несколько тренировочных фраз-образцов.

В: выполняет упражнение

Логопед: Фразы произнесли хорошо, но паузы между фразами укорочены. Надо помнить, что аппарат не контролирует паузы. Для контроля пауз попробуйте после каждой фразы сосчитать про себя не быстро:1, 2. Во время такой паузы осуществляется, как Вы уже знаете, достаточно глубокий вдох, который позволит Вам следующую фразу произнести без напряжения. Теперь Ваши товарищи К. и М., по очереди зададут Вам по три вопроса.

Логопед (обращаясь к К.и М.): А вы помните, что если будете торопиться, вы помешаете В. учитывать мои замечания и ухудшите его речь. Вы должны говорить небыстро, четко, примерно так, как В. говорит с аппаратом.

К.и. М. задают вопросы.

В. отвечает на вопросы К.и М..

Логопед: Очень хорошо, такую речь надо сделать для себя привычной. Теперь В. произнесите несколько фраз из текста, который Вы подготовили дома. Поскольку Вы хорошо поняли смысл работы с аппаратом, сейчас можете убавить задержку речи снова до 150мсек., но темп речи не ускоряйте.

В. начинает четко пересказывать начало подготовленного текста (учебный материал по литературе).

Логопед: Очень хорошо. Ну а теперь, оставляя прежнюю задержку на аппарате, спокойно позвоните в службу времени  и спросите который сейчас час. Напоминаю Вам, что там нет человека, Вы говорите с автоматом, т.е говорите без всякого волнения, страха и запинок.

В. выполняет задание.

Логопед: Очень хорошо, а вот теперь позвоните в аптеку (дает записку с номером телефона). Вежливо поздоровайтесь, затем спросите есть в аптеке анальгин для инъекций. Когда Вам ответят, поинтересуйтесь нужен  ли рецепт. Если Вам ответят, что нет, то спросите про адрес аптеки. Говорите спокойно, слушайте аппарат. Помните, что там Вас никто не знает.

В. хорошо справляется с заданием.

Логопед: Молодец! Но учитывая нынешнюю загруженность аптек, лучше звонить в другие службы (интернет – магазин), хотя  звонки в аптеку могут в жизни особенно понадобиться.

Аналогичная работа проводится на ряде занятий с другими членами группы.

Рекомендуемый состав группы 3-5 человек.

Заключительная часть:

Логопед: При многократном повторении этих упражнений у Вас, на фоне эмоционального покоя вырабатывается навык четких, свободных движений, связанных с осуществлением телефонного разговора. Теперь, эти движения, подкрепляемые хорошей речью, начнут постепенно входить в положительную двигательную условно-рефлекторную цепочку  и  являются отправной точкой для спокойного начала разговора с реальным собеседником. Располагая ситуации общения по телефону по степени усиления эмоциональной значимости, Вы последовательно разговариваете со справочными службами, с родственниками, друзьями, в ситуации официального телефонного разговора.

Список литературы:

  1. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред.Л.И.Беляковой.- М.: Национальный книжный центр, 2016. – 184 с.
  2. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. – СПб.: Союз, 2002. - 320 с.
  3. Миссуловин Л.Я., Юрова М.С. Применение аппарата "АИР-2" в комплексной терапии заикания у пациентов различных возрастных групп// Совершенствование методов диагностики и нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза. Материалы II международной научной конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук Р.И.Лалаевой. 11 декабря 2013 / под ред. В.Н. Скворцова.- СПб, 2013,С.185-188

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с группой детей ОНР III р.у. (старшая группа)

Цель:1.     Закрепление правильного произношения звука с.2.     Выделение звука с из ряда звуков и слов.3.     Деление слов на слоги.4....

Конспект логопедического занятия с группой детей ФН (подготовительная группа)

Цель:1. Закрепление превильного произношения звуков р, р’2. Развитие фонематических представлений.3. Падежное управление4. Звуко-слоговой анализ и синтез слов5. Спряжение по образцу в настоящем времен...

Конспект логопедического занятия с группой ОНР III р.у. и ФФН с элементами ОНР III р.у. (старшая группа)

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука Ш2. Знакомство с буквой Ш3. Составление рассказа по сюжетной картинке, по опорным словам и схеме.4. Закрепление понятий - дикие и домашние животные...

Конспект логопедического занятия в группе по коррекции дисграфии (2 класс)

Тема: Дифференциация звонких и глухих согласных....

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...