Фронтальные занятия учителя- логопеда для детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности
план-конспект на тему

Сорокина Юлия Геннадиевна

Материал для фронтальных занятий по обучению грамоте и формированию элементарных навыков звукрго анализа для детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_organami_artikulyatsionnogo_apparata.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Знакомство с органами артикуляционного аппарата, со словом.

 Программное содержание: Уточнить с детьми основные органы артикуляционного аппарата и их движения. Познакомить с тем, что речь состоит из слов, слово «звучит». Ввести основные организационные формы работы на занятиях.

Оборудование: зеркала, игрушка Буратино, шкатулка, знаки, обозначающие молчание, индивидуальный ответ, хоровой ответ.

Ход занятия:

Тихо, тихо рядом сядем - входит сказка в этот дом

В удивительном наряде: разноцветном, расписном

И раздвинутся вдруг стены – вся Земля видна вокруг

Плещут волны речки пенкой, чутко дремлют лес и луг

Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой…

Это сказка нас торопит и ведет нас за собой.

Сейчас начнется здесь парад: к нам выйдут целым строем

Те, с кем всегда ты встрече рад – твои любимые герои.

Вот шелестят уже страницы… Какая сказка к вам стучится?

У отца есть мальчик странный – необычный, деревянный,

На земле и под водой ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный… Кто же это? /Буратино/

- А вы помните, ребята, как старый шарманщик папа Карло мастерил Буратино? Из чего? Вырезал голову, глаза, нос, назвал мальчика Буратино, заговорил с ним, но ответа не получил, как вы думаете почему? / нет рта/

- Конечно, папа Карло не успел сделать ему рот. Поможем папе Карло?

-Чтобы Буратино заговорил надо обязательно сделать ему губы. Их две - верхняя и нижняя. Когда губы плотно сомкнуты, мы не видим, что за ними скрывается. А за ними скрываются…/зубы/. Верхние и нижние. Папа Карло вырезал губы и зубы, но Буратино все равно не мог говорить. С досады он прикусил верхними зубами нижнюю губу, а потом нижними зубами верхнюю губу. Он крутил головой, шевелил губами, пытаясь что-то сказать, но у него ничего не получалось, потому что папа Карло не сделал ему…/Язык/

- Но вот и язык готов, розовый и очень веселый. Язык ни на секунду не оставался в покое: он высовывался изо рта, подпрыгивал, щелкал, облизывал губы.

Буратино очень понравился рот. Он был очень большой – прямо до ушей! Когда Буратино широко открывал рот, можно было увидеть небо, а в самом глубине рта – маленький язычок, который находился над входом в  горло. Все это очень забавляло Буратино, он придумывал разные игры для губ, язычка и подолгу играл с ними. Эти игры не были пустой забавой: они нужны, чтобы правильно произносить звуки. Вместе с Буратино мы тоже будем играть в эти игры. Итак…

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда было взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом негде от жары спрятаться. Плохо было Язычку, он подолгу простужался и болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой?...  РОТ. Обрадовался Язычок и решил привести в порядок свой новый дом.

Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая- губы, вторая дверь- зубы.

В новом доме у Язычка не было окон, зато были стены, правда очень странные. Они могли раздуваться как шарики. Как они называются? /щеки/

А потолок был твердым и назывался НЕБО. Небо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-неба заканчивается маленькими бугорками. Это АЛЬВЕОЛЫ. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком-УВУЛЯ.

Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень нравилось его  новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное, что  не было сквозняков.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего он открывал сначала первую дверь- губы, затем вторую дверь- зубы. После чего протирал их с внешней стороны, а затем с внутренней / упражнение «Почистим зубки»/

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – НЕБО. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. /упражнение «Маляр»/.

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен- ЩЕК обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивал одну полоску за другой. /движение языка из стороны в сторону, сверху вниз по внутренней стороне обеих щек/.

После ремонта Язычок мыл полы./Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, рот открыт./

Чинил Язычок и двери – ЗУБЫ. /Губы раздвинуты в улыбке, видно плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение «Забор»/.

Чики-чики-чики-чок не стесняйся Язычок.

Не пугайся, не ленись, повтори, не ошибись!

Сделав ремонт в своем домике, Язычок решил немного повеселиться. Но выходить из теплого, уютного, чистого домика ему было страшновато, и он только приоткрыл двери и высунул только кончик. Посмотрел налево – направо и, убедившись, что опасности нет, высунул еще и свою спинку. Язычок посмотрел вверх – светит ли солнышко, а затем вниз – нет ли на земле луж. Убедившись, что луж нет, Язычок стал прыгать от радости! Увидев качели, Язычок решил покататься на них вверх - вниз./Упражнение «Качели»/  Накатавшись вдоволь Язычок, посмотрел который час и достал часы. Часы тикали вот так…/Упражнение «Часы»/. Убедившись, что время еще есть он решил покататься на лошадке./Упражнение  «Лошадка»/.

Чики-чики-чики-чок СТАЛ ПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК!

Поиграв, таким образом, с Язычком Буратино смог произнести первые слова и тут же оказался в удивительной стране Слов. А вы хотите туда попасть?/ответы детей/

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

В страну слов попасть нам нужно

Посчитаем пальцы дружно: раз, 2,3,4,5!

Надо пальцы нам размять.

Раз,2,3,4 – раздвинь пальчики пошире…

А теперь сожми в кулак.

Делай так /разжать пальцы/

Делай так /сжать кулак/

Наши пальцы- удальцы, озорные молодцы!

На месте не сидят поздороваться хотят!

Большой! Указательный! Средний! Безымянный! Мизинец!

-Вот мы с вами и в стране Слов. Здесь обитают ЖИВЫЕ СЛОВА, которые имеют волшебную силу, что сказано, то и происходит. Пожелаешь кому-нибудь здоровья, и он сразу выздоравливает. Скажешь мальчику: « Расти большой!» - и он немедленно растет. С помощью живых слов можно совершать чудеса, но можно сделать и много плохого от неумелого обращения. Поэтому мы должны узнать как можно больше о словах. Каждое слово мы будем складывать в Копилку Слов.

В Стране Слов есть слова опасные, которые нельзя будить, а не то произойдет что-нибудь неприятное./ Логопед показывает значок глубокого молчания – пустой квадрат, вверху которого нарисован маленький осенний листок. Это означает тишину, в которой слышно даже, как падает листок. Мы умеем молчать, не будить злых слов? /ответы детей/

Есть слова добрые, нежные, ласковые. Кто их знает?/ Логопед показывает значок « Я ЗНАЮ» - изображение ученика с поднятой рукой/

Есть слова, которые необходимо произносить всем вместе, хором. /Выставляется знак «ХОРОМ»/

Вы меня хорошо поняли? Но отвечать хором еще не научились.

Все слова в СТРАНЕ СЛОВ звучат по- разному: одни звучат звонко и весело /какие?/,грустно и радостно /какие?/

А теперь назовите колючие слова…Горькие слова…Вкусные слова…

А есть и цветные слова…

Цветные слова  /Сапгир/

У травы - зеленые слова и слышны они едва-едва.

А у ветра - синие слова и от них кружится голова.

А у солнца столько ясных слов, красных пятен, золотых стихов…

Всех друзей сегодня я зову слушать солнце, ветер и траву.

- Какие же цветные слова вы знаете?/ответы детей/

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и затих.

Ждет он и вздыхает, слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь стих потек как речка

Помоги ему, чуть-чуть доскажи словечко!

- Прицепившись к задней шине, Мишка едет на… /машине/

- Говорит мартышка мышке: « Я в гостях была у …/мышки/

- У себя в саду Андрейка поливал цветы из…/лейки/

- Не будильник, а звонит, не приемник говорит

  Угадайте, кто же он? Ну конечно…/телефон/

- На дверях висит замок, взаперти сидит…/щенок/

- Рады мальчики и девочки, рады зайчики и …/белочки/

- Часто к озеру напиться ходит рыжая…/лисица/

ИТОГ: Кому мы помогли сегодня заговорить?

Какие органы помогают нам в произношении звуков?

Какие упражнения может выполнять Язычок?

Одинаково ли мы произносим слова?

Домашнее задание: Сказать маме на ушко ласковые, добрые слова.

Занятие № 2

Слово

Программное содержание: Закрепить знания об основных органах артикуляционного аппарата. Закрепить понятие «слово», его условное обозначение, упражнять в назывании слов. Развивать активный словарь. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: Буратино, копилка слов, схема слова «дом», игрушки.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Открывайте шире глазки!

Отгадайте, кто из сказки

К нам стучится у дверей?

   

Знаю, кто уроки учит, ключик золотой получит.

С ним в мир знаний поверь, ты всегда откроешь дверь!

Кто же это?.../Буратино/

Вот так странная картина! Захотелось видно снова

Побывать в гостях у слова!

В страну слов хотите?.../Да/

Что ж отправимся друзья!

Пальчиковая гимнастика

Встрану слов попасть нам нужно

Посчитаем пальцы дружно:2,3,4,5!

Надо пальцы нам размять.

2,3,4- раздвинь пальчики пошире…

А теперь сожми в кулак.

Делай так /разжать пальцы/

Делай так /сжать пальцы/

Наши пальцы-удальцы, озорные молодцы!

На месте не сидят! Поздороваться хотят!

Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец!

- Вот мы с вами и в Стране Слов. Скажите, одинаково ли звучат слова? Давайте достанем из Копилки Слов уже знакомые слова. А сейчас шепните на ушко соседу доброе, ласковое слово. Поднялось ли у вас от этого настроение? А можно словом обидеть человека?

-А что помогает нам произносить слова?/губы, зубы, язык/.Для того, чтобы четко и правильно произносить слова, домику, где живет Язычок, требуется время от времени ремонт./упражнения «Маляр»,«Забор»/. Что еще может делать Язычок? Каждое утро Язычок, проснувшись, потягиваясь, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоская рот, умывался./Дети выполняют соответствующие движения/.

Потом Язычок открывал обе двери и выскакивал на улицу/ движение губ, челюстей, языка/. Смотрел налево, направо, вверх - светит ли солнышко, нет ли луж на дорожке и выходит из дома на утреннюю пробежку./Дети выполняют языком указанные действия./

Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну сторону, затем в другую./Круговые движения языка, рот широко открыт/. Сделав несколько дыхательных упражнений /вдох носом, выдох ртом/, Язычок возвращается домой, захлопнув одну дверь /зубы/, другую /губы/ и занимается обычными домашними делами. Но однажды, после традиционной пробежки Язычок присел на крылечко./Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу, рот приоткрыт, губы не напряжены/.

Яркое светило солнышко, дул ветерок /подуть на широкий язык/ и Язычок задремал. Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то мяукает. Язычок наклонился /опустить язык/ и увидел маленького, пушистого котенка. Язычок погладил его, но котенку это не понравилось, он выгнул спину /упражнение «Киска сердится»/. «Его надо покормить!- решил Язычок и пошел за едой. В своей любимой чашечке /упражнение «Чашечка» Язычок принес котенку теплое молоко. Котенок стал с жадностью глотать. Как? Когда молока не осталось, котенок облизал губы /упражнение «Вкусное варенье»/. Язычок решил снова погладить котенка. На этот раз он не сердился и прогнул спинку от удовольствия, а затем потерся о ноги /верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык/ и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с Язычком. Однажды Язычок отправился в магазин и купил там… А вот что купил Язычок догадайтесь. /Логопед показывает упражнения: «Часы», «Качели», «Чашечка», «Лошадка»/ И назовите это словом. Назовите словом какие еще игрушки продаются в магазине. Д/И «Магазин игрушек»

Сейчас я буду говорить, что можно сделать со словом и если вы со мной согласны, кивните утвердительно, если нет- покачайте головой из сторо ны в сторону.

Слово ЦВЕТОК состоит из лепестков. Некоторые со мной согласны. Почему? Слово не может состоять из лепестков, слово состоит из звуков.

Слово КОНФЕТА можно посасать? Нет, почему?

Что можно сделать со словом МЯЧ? Можно ли с ним играть в футбол?

А со словом МАШИНА? Можно ли насыпать песок в кузов?

Можно ли сесть на слово «СТУЛ»?

Итак, мы с вами поняли, что СЛОВО не ПРЕДМЕТ и с ним нельзя делать то, что можно делать с предметами, который оно обозначает. Так что же можно делать со словами?/Слова можно говорить и слышать, а так же читать и писать/.

Мы найдем слова везде: и на небе и в воде

На полу, на потолке, на носу и на руке!

Вы не слышали такого? Не беда играем в слово!

Д/И «Кто больше назовет слов»

Прошла по городу молва, что будто новые слова

В корзинке этой есть. Кто их найдет тому и честь!

Д/И «Овощи-фрукты»

Ребята, каждое слово мы условно обозначим вот таким домиком.

МАШИНА ЕДЕТ. Сколько слов вы произнесли? /два/ Сколько домиков поставим? /два/ САША ВЗЯЛ КАРАНДАШ./три/

ИТОГ: Наша речь состоит из слов. Их очень много в нашем языке. Слова необходимы для того, чтобы лучше понимать друг друга. Какие новые слова мы опустим в копилку слов?

Занятие № 3

ЗВУКИ РЕЧИ

Программное содержание: Развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки, помочь ребенку усвоить понятие «ЗВУК», пропевание вслед за логопедом изолированных речевых звуков.

Оборудование: предметы, музыкальные инструменты, настольный театр «Теремок», звуковички, фланелеграф.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Все садитесь поудобней с вами будем мы играть!

Раз,2,3,4,5! Начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки!

Д/И «Угадай, что звучит?» /стук карандашом, деревянными ложками. Вода, переливается из стакана в стакан, звон колокольчика, погремушки, шуршание бумаги и др./

Ребята, все что вы услышали - это звуки. Вы узнали что я делаю по звукам. Лежит карандаш, молоточек, погремушка…-нет звука. А если по ним постучать или подвигать, то мы услышим звуки. Предметов много и звуков много и все они разные. Мы с вами живем среди звуков, только не всегда их слушаем. Все кругом звучит, каждый предмет, каждая вещь издает какой-либо ЗВУК. Оказывается говорит стол, автобус, ветер, листья… просто надо внимательно слушать. По звуку можно безошибочно сказать, что это за предмет. Давайте послушаем тишину! /глаза закрыты/. Какие звуки вы успели услышать? /шаги по коридору, шум машин, журчание воды и т.д.

Сегодня вы узнали новое слово «ЗВУК» и научились слышать разные звуки. Сегодня мы познакомимся и со звуками речи и в этом нам помогут герои сказки «Теремок».

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок.

 «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в не высоком живет?

Я, мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок и я мишка-топтыжка!

Звери жили дружно и каждый вечер устраивали концерт. Каждый из них пел свой любимый звук:

Лягушка-А-А-А…    Мышка- И-И-И…

Зайчик-Э-Э-Э…        Лисичка-О-О-О…

Волк-У-У-У…           Медведь-Ы-Ы…

Итак, ЗВУК это то, что мы слышим и произносим.

А сейчас я приглашаю вас в сказочную страну звуков в город –ЗВУКОГРАД.

Пальчиковая гимнастика

По дороге в Звукоград встретим маленьких зайчат,

Мимо козликов пройдем, в лес густой мы попадем.

Там деревья в ряд стоят и ветвями шевелят.

А на веточке гнездо. Нам с тобою повезло.

Можно птичек посчитать: раз, два, три, четыре, пять!

Нет, четыре здесь птенца, а дороги нет конца…

Чтобы в Звукоград попасть нужно нам орешки дать:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому!

В городе Звукограде живут веселые человечки- Звуковички. Они разносят звуки в воздухе и мы их слышим. Скажите, а увидеть звуки можно? /нет/. Каждый звуковичок несет один какой-то звук. Имя звуковичка можно узнать по артикуляции. Звуковичок по имени О поет песенку о-о-о. Спойте с ним. А какую песенку поет звуковичок по имени А? Пропойте эту песенку. Есть звуковичок, который умеет петь так,как будто воет ветер. Кто догадался, какая у него песенка?/ууу/. С каждым звуком мы познакомимся  поближе, споем вместе с ним его любимую песенку.

Звуковички всегда прилетают на зов. Слух у него прекрасный и слишком громких звуков он может напугаться. Он появляется в полной тишине и не любит громких звуков.

Давайте позовем звуковичка И. Звуковичок говорит о том, что ему приятно встречаться с детьми, которые хорошо произносят звуки речи.

ИГРА « УГАДАЙ ЗВУК». /По артикуляции дети угадывают звук./

ИТОГ: Звук это то, что мы слышим и произносим. Звуки, которые мы произносим – это звуки речи и рождаются они у нас во рту.

Звуковички дарят детям свои фотографии.

Занятие № 4

ЗВУК «У»

Программное содержание: Уточнить и закрепить правильное произношение звука «У», особенности артикуляции. Учить выделять звук «У» на слух из ряда гласных и из начала слова. Формировать у детей действия интонирования, пропевания, протягивания звука в слове. Познакомить с опознавательными признаками гласных, понятием «гласный звук», с условным обозначением гласных звуков.

Оборудование: картинки, символы гласного звука, игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Все садитесь поудобней приглашают звуки нас!

Ну а что такое звуки? Кто расскажет мне сейчас?

Какие веселые человечки разносят звуки по воздуху? /звуковички/

Кто им помогает произносить звук? /губы, зубы, язык./

Чтобы звуки правильно произнести

Нужно домик – рот в порядок привести!

Потолок покрасить, стены побелить!

В этом домике прекрасно будет жить!

Губы в трубочку проветрим чистый дом!

Улыбнемся – вот как весело живем! /артикуляционная гимнастика/

Я палочкой волшебной тихонечко взмахну,

И в ЗВУКОГРАД волшебный вас всех перенесу!

Закрывайте все глаза! Открывайте! Чудеса!

Посмотрите, вместе с звуком к нам приходит волшебство!

Осторожней, осторожней, не спугнуть бы нам его!

--Какой же звуковичок встречает нас? Понять не могу. Губы в трубочку вперед – гудит в трубу! /ууу/

Ребята, звуковичок «У» очень спешил к нам на встречу, помогите ему восстановить дыхание. Спойте 4 раза его песенку на одном дыхании.

Мы с вами в трубочку дудим. Как? –уууу.

Как поезд дружно мы гудим. Как?—уууу.

В перед мы тянем губки. Как?—уууу

В узенькую дуем трубку. Как?—уууу

Слушай, слушай : «у-у» гудит «У» в начале слов /стоит/ звучит:

Утка, улей, утро, Умка, уголь, удочка, улитка, угорь,

Утка, узел, умница, ушки, угол, улица.

Итак, как же мы произносим звук «У»? /губы вперед вытянуты трубочкой, звук проходит свободно, не встречая преград, произнося звук «У» мы включаем голос. Вывод: звук «У» -- гласный.

Схематическое изображение гласного звука—артикулема

Обозначаем красным кружком.

Звуковичок «У» приглашает детей поиграть.

Приготовьте все ладошки «У» мы будем узнавать!

Назову сейчас я звуки, слушайте внимательно!

Что ж, проверим: О  У  А  И  О  У  А  У / ут, ам, ум, ку, ал/

Просто замечательно!

А теперь сложней заданье. Назову сейчас слова

Если в слове «У» услышишь, то конечно хлопнешь, да?

/паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, утка, зубы, яблоко, груша…/

Утка ужасно сердита с утра: куры не дали уснуть ей вчера.

Громко кудахтали, крыльями били, зерна в кормушке без толку делили

Пересыпали в большое ведро и относили к себе на гумно.

Только напрасны были труды: в ведре не заметили куры дыры.

Струйкой стекало зерно из ведра, рядом у крысы-соседки нора.

Крыса зерно собирала в мешок, будет на ужин каши горшок.

 --Ребята, так отчего же сердита утка?

Я палочкой волшебной опять сейчас взмахну

В красивых пестрых уточек всех вас превращу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утки пестрые летят, крыльями машут

Прогнулись над водой, качают головой,

Прямо, гордо умеют держаться… И бесшумно на воду садятся.

Слово спряталось куда-то, слово спряталось и ждет:

Пусть найдут меня ребята. Ну-ка кто меня найдет?

Вот пришла и осень и придут метели,

И с прощальным криком птицы …/ улетели/

Я осла узнаю сам по его большим …/ушам/

Красный клюв, из перьев шубка, ну конечно это …/ утка/

Погасли лампочки вокруг, и гладить перестал …/ утюг/

Весело играла скрипка, на улице у всех …/улыбка/

Над котом кружилась муха, навострил Василий …/ ухо/

На редкость сытна и вкусна из окуней и щук …/уха/

В магазин игрушек приглашаю вас сейчас,

Но купи игрушку ту, в которой слышишь ты звук «У».

Д/И «Магазин игрушек»

Игрушки эти в группу возьмите, взрослым и детям их покажите.

А также скажите, почему вы их взяли? /потому что слышится звук «У»/

Д/З: Подобрать для КОПИЛКИ СЛОВ слова со звуком «У».

Занятие № 5

ЗВУК «И»

Программное содержание:        Познакомить детей со звуком «И» и его акустико-артикуляционной характеристикой. Развивать общую,  мелкую,  артикуляционную моторику детей. Закреплять понятия: гласный звук, слог, слово. Автоматизировать звук «И» в слогах, словах и предложениях.

ХОД ЗАНЯТИЯ :

Друзья, в страну ИГРАЛИЮ я открываю дверь

И папы побывали в ней, и мамы, все поверь!

И бабушки, и дедушки дадут тебе ответ:

Что чем ИГРАЛИЯ страны на свете нет!

Нас встречает звук «И». Клоун лучший -- посмотри!

«И» улыбка, весельчак, он смеется звонко так!

На широком язычке скачет звук как на седле!

Звуковичок «И»:

Лишь выйду я – и слышен смех!

Я рассмешить умею всех.

Едва увидишь мой колпак—

Серьезным быть нельзя никак!

Никто у старших обо мне не спрашивает: «Кто он?»

Понятно всем и так вполне, что я веселый клоун!

Из колпачка могу достать игрушки, иглы, игры…

А то достану …  индюка! Смеются даже тигры!

Теперь прошу глаза открыть. Какой предмет исчез? /игрушки/

Д/И «Чего не стало?»

Вы молодцы! Внимательны! Вот новый интерес:

Сейчас вопрос задам трудней – скажите-ка, друзья,

В моих словах из колпачка какой звук слышу я? /и/

/ игрушки, игла, игра, Индия, индюк/

На звуке «И»-- улыбаемся мы! А что же наш язык?

Лежит внизу вот озорник, лениться он привык.

        Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздух выходит свободно, не встречает преграду.

Давайте наш язык друзья, немного разомнем,

И в доме – ротике своем порядок наведем:

Побелим в доме потолок, оклеим дружно стены,

Теперь полы мы подметем! Наш язычок умелый!

Часы умеем заводить, кататься на лошадке …

Умеет прыгать и скакать, играет с нами в прятки.

А если съест варенье он – оближет язычок,

Потом почистит дверь свою, почешет там бочок

Наевшись ляжет на кровать, спокойно скажет: «и—и – и»

Какой я ловкий, посмотри, пример с меня бери!»

Теперь играем с звуком «И», споем его скорей: «и – и – и»

Давайте песенку мою потянем веселей: «и – и – и»

По звуковой дорожке звук давайте проведем:

Смотрите, «и» -- голосом поем! Встречает ли звук «И» преграды на своем пути? /нет/

«И» -- гласный звук! Веселый звук! И любит он играть!

Его среди других звуков попробуй отыскать:

А—У—И – У – И – А – У – А – И. /При звуки «И» дети хлопают в ладошки.

Сегодня будем мы играть в волшебный телефон,

Я слоги буду называть, меняя часто тон.

И вы, попробуйте, друзья, те слоги повторить.

Посмотрим, будет ли тогда наш телефон звонить.

Ни – ну – ан,

Та – та – ти,

Пу – па – пи.

Есть еще игра для вас, я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

 Не зашьем мы дыры без …  /иглы/

Вот печально и красиво над водой склонилась …/ива./

Не колючий, светло-синий по кустам развешан … /иней/

Подошел к концу июнь, вслед за ним идет …/июль/

Про храброго Бориса вам расскажу сейчас,

Прошу а вас внимательно прослушать мой рассказ!

Запомните пожалуйста слова со звуком «И»

Когда спрошу – тогда дружок, ты мне их назови.

ХРАБРЫЙ БОРИС

Издавая жуткий звук, бородой трясет индюк.

Отнимая у Бориски из пакетика ириски.

Но не так – то просто вдруг взять Бориса на испуг.

У него движенья быстры, а в глазах от гнева искры.

Молодцы, мои друзья все слова назвали вы!

А сейчас я вас друзья превращаю в … Индюка!

Отнимите у Бориски его вкусные ириски! /дети имитируют движения индюка, трясут головой, пугают Бориса/

А теперь вы все Бориски, защитите-ка ириски! /дети имитируют движения Бориса/.

        

Итог: Звук «И» — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

Д/З: Для Звуковичка «И» подобрать слова со звуком «И».

Занятие № 6

ЗВУК «А»

Программное содержание: познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию); дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова).Развивать у детей фонематические процессы. Закреплять понятия «слово», «гласный звук», развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов.

Оборудование: картинки, фишки, символы звуков, звуковые дорожки, звуковички, Копилка Слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Чок – чок – чок перед нами сундучок. Сундучок не простой

В нем слова живут друг мой!

Кто из вас принес слова подходите-ка сюда!

Мы со звуком «У» слова подбирали, правда? … /да/

/Дети «кладут» в сундучок слова со звуком «У»/

Маловато слов, ребята, положили в сундучок

И немножко огорчился наш дружок – звуковичок.

Он надул капризные губки, он их вытянул как трубки

Вот какой он превереда – будет дуться до обеда.

Пальчиковая гимнастика

Перед нами , дети, снова взвукоград лежит дорога

По дороге в Звукоград встретим маленьких зайчат,

Мимо козликов пройдем, в лес густой мы попадем.

Там деревья в ряд стоят и ветвями шевелят.

А на веточке гнездо. Нам с тобою повезло.

Можно птичек посчитать: раз, два, три, четыре, пять!

Нет, четыре здесь птенца, а дороги нет конца…

Чтобы в Звукоград попасть нужно нам орешки дать:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому!

Какой звук встречать нас вышел?

 Он наверное, дети, очень рад

Что идем мы в ЗВУКОГРАД

Какой звук он произносит рот разинув широко? Наверное «У»? / нет/

Какой же звук тогда? /»А»/ Правильно, друзья.

Рот пошире раскрывайте, звук погромче распевайте.

Петь мы будем , детвора, гласный звук веселый «а»!

А-а-а – со мною вместе пойте,

А-а-а – пошире рот откройте!

А-а-а – споем мы высоко,

А-а-а – потянем низко.

А-а-а – как будто далеко…

А-а-а – мы слышим близко

А-а-а – крикнем звонко!

А-а-а – тихонько

А-а-а – так громко!

Все теперь мы будем знать: вот как «А» может звучать!  

Докажите, что звук «А» гласный.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая преграды. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,

Могут в кровати баюкать ребенка, но не желают свистеть и ворчать.

Нет для них нигде преграды, петь мы эти звуки рады.

Продолжается игра! Покричим сейчас, друзья, звук веселый «а-а-а»

/звуковая дорожка/ На одном выдохе 4 раза.

Звуковичок «А» приглашает нас, ребята, поиграть.

Приготовьте все ладошки «а» мы будем узнавать!

Назову сейчас я звуки, слушайте внимательно!

Что ж проверим     у  а  и  а  о  у  а

Ут  ам  ик  ак   ум

Просто замечательно!

А теперь сложней заданье. Назову сейчас слова

Если в слове «а» услышишь, то конечно хлопнешь, да?

/акула, кит, стул, арбуз, утка, апельсин, утюг/

Есть еще игра для вас, я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте, хором дружно добавляйте:

Чтоб тебя я повез мне не нужен овес.

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда поднявши пыль побежит … /автомобиль/

Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей

И однажды бегемота вытащил он из болота.

Он известен, знаменит – это доктор … /Айболит/

Очень сладкий он на вкус сочный, сахарный … /арбуз/

Мы играли и играли и конечно же устали

Мы немного отдохнем и играть опять начнем!

Все садитесь поудобней, сон волшебный к вам придет

И усталость и болезни, все с собою унесет!

Реснички опускаются … Глазки закрываются …

Мы спокойно отдыхаем , сном волшебным засыпаем

Дышится легко…, ровно…, глубоко…

Наши руки отдыхают… Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…, засыпают…, отдыхают…, засыпают…

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на

Дышится легко…, ровно…, глубоко…

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали

Хорошо нам отдыхать! Не пора ли уже встать?

Крепче кулаки сжимаем, их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться . Всем открыть глаза и встать!

Отдохнули? Красота! За работу вновь пора!

Посмотрите-ка , друзья, рядом звуки «у» и «а»

Звук какой стоит вначале? Вы его друзья узнали?

А второй какой здесь звук?

Рядом их произнесите, кто кричит так назовите. /малыш «уа»/

А теперь наоборот! Так кричит в лесу народ. / «ау»/

Какой звук первый? Какой второй?

Сочиним сказку.

На лесной опушке жил зверек, в названии которого есть звук «а».Отгадайте, кто же это мог быть?/заяц/ У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук»а». Что это были за овощи?/капуста, картофель, репа, кабачки и т.д./ Осенью он убирал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу небольшой подарок. Что могли подарить гости зайцу?...Заяц был очень рад.

ИТОГ: Какой звук мы научились произносить и различать? Звук «А» гласный. Почему звук А гласный? (Воздух выходит свободно, не встречает преграды.)

Д/З: Подобрать слова на звук «А».



 

Занятие № 5

ЗВУКИ «А-У»

Программное содержание: Учить детей давать сравнительную характе
ристику звукам А и У, подбирать слова (кар
тинки) на заданный звук. Закреплять    понятия     «слово»,     «гласный

звук»,        развивать фонематические процессы. Закреплять понятие о месте нахождения звука в слове: звук в начале слова. Развивать моторный праксис, просодические компоненты речи, выделять звуки из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов). Воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: Звуковички, символы звуков, пеналы для индивидуальной работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед приглашает детей в ЗВУКОГРАД. Но прежде нужно привести себя в порядок.

Массаж лица

Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом, совместно с логопедом.

Сначала логопед производит поглаживание, а затем знакомит с пощипывающими движениями. Массаж заканчивается поглаживанием.

Пальчиковая гимнастика

По дороге в Звукоград встретим маленьких зайчат,

Мимо козликов пройдем, в лес густой мы попадем.

Там деревья в ряд стоят и ветвями шевелят.

А на веточке гнездо. Нам с тобою повезло.

Можно птичек посчитать: раз, два, три, четыре, пять!

Нет, четыре здесь птенца, а дороги нет конца…

Чтобы в Звукоград попасть нужно нам орешки дать:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому!

Нас встречают У и А! Что же, здравствуйте, друзья!

Но кто «а», а кто «у» -- я никак не пойму!

Это «а», а это «у»? Почему?

Что такое звук? Почему «а» и «у» гласные? Попробуйте по беззвучной артикуляции определить. Какой гласный звук я хочу произнести.

Звуковички «а» и «у» довольны очень вами.

Но экзамены для вас хотят устроить сами.

Звуковички предлагают детям определить первый гласный звук в словах: акула, астра, ананас, утюг, утро, утенок…/если дети правильно определяют первый звук, появляется картинка, обозначающая этот предмет./

Посмотрите-ка, друзья, рядом встали «у» и «а».

Звук какой стоит вначале? Вы его друзья, узнали? А второй какой здесь звук?

ИГРА «Живые звуки»

Рядом их произнесите. Кто кричит так, назовите? /малыш «уа»/

Гласные звуки «у» и «а» обозначаем красными кружками.

А теперь наоборот, как кричит лесной народ? / «ау»/

Какой первый звук? Какой второй звук?

Слово «ау» самое короткое, но очень нужное слово, многих людей от беды оберегло! Им заблудиться в лесу не дало!

Правила особые в мире звуков есть. И за это звукам хвала и честь!

Друг за другом, друг за другом звуки строятся в ряды

Их никак уже не сможешь перепутать ты.

Если все же ты захочешь, звуки в слове поменять,

То никто уже не сможет это слово прочитать.

Посмотри, был ДОМ как ДОМ, стал он ОМД или МОД

КОТ был КОТ, а стал он ОКТ или ТОК!

И поэтому, друзья, звуки путать нам нельзя!

Аля и Уля – две славных подружки к нам в гости пришли задавая вопрос: «Чем различаются их имена?»

Дети ответим, думаю, да!

Д/З: Поиграть с мамой в игру «Живые звуки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

Отчет учителя – логопеда МАДОУ МО д\ с № 10 «Дубравушка» Архиповой Надежды Андреевны в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 2020 – 2021 учебный год

Диагностическая деятельность      По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого – педагогич...