Главные вкладки

    Рабочие программы для учителей-логопедов
    рабочая программа на тему

    Миноченкова Ирина Юрьевна

    Программное обеспечение для общеобразовательных организаций

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

    ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

    109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2                Тел./факс:+7(499)172-10-19        

    http://gppc.mskobr.ru/                gppc@edu.mos.ru

    «Согласовано»

     Старший методист ТО «Тимирязевское»

    ______________            

     «____»    _____________    2016 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    составлена на основе

    Типовой программы

    «Исправление нарушений письма младших школьников»

    целевая аудитория учащиеся 2-х классов со «смешанной» дисграфией, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи  

    2016- 2017 учебный год

    Педагог: 

    Учитель-логопед Миноченкова И.Ю.

      ТО «Тимирязевское»

    Москва 2016 г.

    Пояснительная записка

            Систематическое обследование учителями-логопедами всех учащихся выявляет большое количество детей, имеющих предпосылки к смешанной форме дисграфии или ее элементам (около 50% от общего количества учащихся первых классов). Это связано с тем, что детей с той или иной неврологической симптоматикой становится все больше, а в процессе обучения на них значительно  увеличиваются нагрузки. В одном классе оказываются дети с разным уровнем подготовленности, нередко имеющие различные соматические заболевания и незначительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате, возникают трудности в обучении, которые усугубляют психическое состояние ребенка. Спутниками этих детей в школе являются: частые головные боли, недостаточность внимания, неумение контролировать свое поведение, расторможенность, непослушание, несобранность, лень.

            Такие симптомы рассматриваются в структуре СДВГ. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, что приводит к разбалансировке психических процессов (памяти, внимания, мышления) и негативно отражается на процессе обучения. У большинства детей имеется неврологическая симптоматика, не вызвавшая серьезных опасений, пропущенная в раннем детстве, но не исчезнувшая бесследно.

            Как правило, все эти дети страдают дисграфией или дислексией  разной степени выраженности.

            В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.

            Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у учащихся 2-х классов.

    Актуальность

    Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

    Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы.  Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.

    Проявления смешанной  дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие  фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи.  Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.

            При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.

    Педагогическая целесоообразность        

    В этой связи, нужно говорить о четкой системе, при которой будет  осуществляться комплексный подход к решению проблемы школьной неуспеваемости и школьной адаптации. Программа позволяет создать базу для успешного усвоения общеобразовательных предметов.

    Научная обоснованность

    Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

    • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П.Павлов);
    • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, В.В.Лебединский, А.Р.Лурия, С.С.Ляпидевский);
    • поэтапное формирование умственных действий (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

    При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Ткаченко.

    Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.

    Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.

    Задачи:

    • развивать слуховую дифференциацию фонем;
    • актуализировать связь звука и буквы;
    • развивать слогоритмическую структуру слов;
    • уточнять и развивать пространственно-временные представления;                                                                                                              
    • развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой                                                                          структуры слова, языкового анализа и синтеза;
    • коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;
    • формировать и развивать связную выразительную речь;    
    • закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
    • развивать мелкую ручную моторику;
    • развивать навыки само-  и взаимоконтроля, умения работать в  коллективе;
    • развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.

    Условия реализации Программы  

            Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, обучающихся по общеобразовательной базовой программе, имеющих нарушения звукопроизношения, чтения и письма.

    Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями. Дети зачисляются на занятия после диагностики ППК.

    С учащимися центра проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 60 минут, индивидуального – 30 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря, грамматического строя речи.

    Ожидаемый результат

    К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    • узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
    • понимать  условно-графические схемы звукового состава слова;
    • проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;
    • дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
    • уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
    • узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
    • правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
    • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
    • уметь распространять предложения.

    Содержание

    Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению.  Программа рассчитана на 72 часа в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.

    I этап. Диагностический

    На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

    II этап. Коррекционный  

    Раздел 1. Звукослоговой состав слов

    Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.

    Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных

    Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда;

    Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.

    Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная).

    Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв

    Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буква у; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и - у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и -у.

    Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустическим и артикуляционным признакам

    Основной задачей этого этапа является развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи:

    • дифференциация звонких и глухих согласных;
    • дифференциация твердых и мягких согласных;
    • дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
    • дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;

    Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по графическим и оптическим признакам

    Основной задачей этого этапа является дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.

    III этап. Диагностика (итоговая). Основной задачей этого этапа является оценка эффективности использования Программы. Предусматривает проведение проверочных работ:

    • диктантов;
    • индивидуальных заданий;
    • работы с дидактическим материалом;
    • тестирования по методике Т.А.Фотековой.

    Методические рекомендации

    Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

    1. Каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
    2. Затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

    В работе можно по необходимости добавлять или убирать дифференцируемые звуки и буквы. Количество часов варьируется.

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Дата проведения

    I этап. Диагностический

    4 часа

    1

    Обследование состояния звукопроизношения. Обследование зрительно-пространственных и моторных  функций

    1

    2

    Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи

    1

    3

    Обследование фонематического восприятия,  анализа и синтеза

    1

    4

     Обследование процесса чтения

    1

    II этап. Коррекционный

    Раздел 1. Звукослоговой состав слов

    10 часов

    1

    Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Путешествие в город «Веселой азбуки»

    1

    2

    Гласные звуки и буквы

    1

    3

    Согласные звуки и буквы

    1

    4

    Слог. Слогообразующая роль гласного

    1

    5

    Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове,

    последовательность слогов в слове, позиционный анализ)

    2

    6

    Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове)

    2

    7

    Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

    2

    Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных

    10 часов

    1

    Гласные  первого ряда.

    1

    2

    Практическое усвоение гласных второго ряда

    1

    3

    Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и

    2

    4

    Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова

    1

    5

    Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Перенос слов с мягким знаком в середине слова

    1

    6

    Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова

    1

    7

    Разделительный мягкий знак. Фонематическое восприятие

    1

    8

    Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю, и

    1

    9

    Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная). Перенос слов с разделительным мягким знаком

    1

    Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв

    4 часа

    1

    Буква ю. Фонетический анализ буквы  ю. Фонематический анализ слов с буквой  ю

    1

    2

    Дифференциация  у – ю

    1

    3

    Буква ё. Фонетический анализ буквы  ё. Фонематический анализ слов с буквой  ё

    1

    4

    Дифференциация  ё – ю

    1

    Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв,  
    сходных по акустическим и артикуляционным признакам

    30 часов

    1

    Звук и буква  п

    1

    2

    Звук и буква  б

    1

    3

    Дифференциация звуков  п – б

    1

    4

    Звук и буква  ф

    1

    5

    Звук и буква  в

    1

    6

    Дифференциация звуков  ф –  в

    1

    7

    Звук и буква  к

    1

    8

    Звук и буква  г

    1

    9

    Дифференциация звуков  к – г

    1

    10

    Дифференциация звуков  к – г – х

    1

    11

    Звук и буква  т

    1

    12

    Звук и буква  д

    1

    13

    Дифференциация звуков  т – д

    1

    14

    Звук и буква  с

    1

    15

    Звук и буква  з

    1

    16

    Дифференциация звуков  с – з

    1

    17

    Звук и буква  ш

    1

    18

    Звук и буква  ж

    1

    19

    Дифференциация звуков  ш – ж, правило жи-ши.

    1

    20

    Звук и буква  ц

    1

    21

    Дифференциация звуков  с – ц

    1

    22

    Звук и буква  ч

    1

    23

    Дифференциация звуков  ть – ч

    1

    24

    Дифференциация звуков  ч – ц

    1

    25

    Дифференциация звуков  ч – щ, правило ча-ща.

    1

    26

    Дифференциация звуков  ш – щ

    1

    27

    Звук и буква   й

    1

    28

    Дифференциация звуков  ль – й – рь

    1

    29

    Дифференциация звуков  л – в

    1

    30

    Дифференциация звуков  л – р

    1

    Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв,
     сходных  по  графическим и оптическим признакам

    12 часов

    1

    Дифференциация графически сходных букв  о – а

    2

    2

    Дифференциация графически сходных букв  и – у

    2

    3

    Дифференциация графически сходных букв  п – т

    2

    4

    Дифференциация графически сходных букв  б – д

    2

    5

    Дифференциация графически сходных букв  л – м

    2

    6

    Дифференциация графически сходных букв  х– ж

    2

    III этап. Итоговая диагностика

    2 часа

    1

    Обследование состояния устной речи

    1

    2

    Обследование состояния письменной речи

    1

    Всего:

    72


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа для учителей-логопедов ДОУ. Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.

    Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....

    Рабочие программы для учителей-логопедов

    Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....